Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 14:12, курсовая работа
Конституция РФ определяет Российскую Федерацию как социальное государство (ст. 7), политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободу развития человека. Здесь же по существу раскрывается и содержание социальной защиты населения. Положения этой статьи определенным образом конкретизируются в ст. 39 Конституции РФ. В частности, каждому при наличии соответствующего основания гарантируются: социальное обеспечение по старости, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом; государственная пенсия, социальное пособие. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
Введение
Глава 1. Социальная защита в современных условиях: основные определения, цели, механизмы функционирования.
Глава 2. Экономические аспекты системы социального страхования.
Глава 3. Становление и перспективы развития системы социального страхования в Российской Федерации.
Заключение
Список используемой литературы
Для изучения вопросов социальных
рисков и социального страхования
важно определиться еще в том,
что понимать под удовлетворением
социальных потребностей гражданина,
которое и характеризует
Указанные нормативные требования
к социальной защите населения международных
организаций сформулированы на основе
принципов общественных условий
жизни и общественного
Этот многовековой опыт подтверждает, что общественная форма жизни и общественный характер деятельности могут объективно достойно существовать и успешно развиваться только на принципах сотрудничества и взаимопомощи, солидарности, соблюдения интересов граждан и справедливости. Реализация этих принципов выражает действие закона существования и развития общества, отдельных его частей и индивидуумов.
Сказанное уже о содержании
социального положения, удовлетворении
социальных потребностей граждан и
названные принципы позволяют рассматривать
перечисленные выше риски добровольного
личного страхования и с
С развитием систем государственного
устройства и управления общественными
процессами (в том числе на основе
развития систем национального права),
а также четко обозначившихся
неразделимости государства, общества,
его отдельных частей и граждан,
их взаимодействия и взаимозависимости,
добровольная мотивация по оказанию
помощи пострадавшим от неблагоприятных
событий в рамках самодеятельных
объединений людей (социальных групп)
стала уступать все большее место
государственному регулированию и
осуществлению социальной защиты на
основе принимаемых законов. Так, в
России на законодательной основе была
применена, начиная с 1912 г. (закон
об обязательном страховании от несчастных
случаев от 23 июня), видоизмененная
германская модель социального страхования
О. Бисмарка. Созданные страховые
товарищества осуществляли социальную
защиту работающих в промышленности
при наступлении несчастных случаев.
Страховые фонды формировались
при этом в основном за счет взносов
работодателей. Деятельность страховых
товариществ продолжалась до принятия
в конце октября 1918 г. Положения
о социальном обеспечении трудящихся.
С этого момента социальная защита
была сосредоточена в руках
Глава 3. Становление и перспективы развития системы социального страхования в Российской Федерации.
С развитием систем государственного
устройства и управления общественными
процессами (в том числе на основе
развития систем национального права),
а также четко обозначившихся
неразделимости государства, общества,
его отдельных частей и граждан,
их взаимодействия и взаимозависимости,
добровольная мотивация по оказанию
помощи пострадавшим от неблагоприятных
событий в рамках самодеятельных
объединений людей (социальных групп)
стала уступать все большее место
государственному регулированию и
осуществлению социальной защиты на
основе принимаемых законов. Так, в
России на законодательной основе была
применена, начиная с 1912 г. (закон
об обязательном страховании от несчастных
случаев от 23 июня), видоизмененная
германская модель социального страхования
О. Бисмарка. Созданные страховые
товарищества осуществляли социальную
защиту работающих в промышленности
при наступлении несчастных случаев.
Страховые фонды формировались
при этом в основном за счет взносов
работодателей. Деятельность страховых
товариществ продолжалась до принятия
в конце октября 1918 г. Положения
о социальном обеспечении трудящихся.
С этого момента социальная защита
была сосредоточена в руках
Трансформация общественно-экономической
системы России в начале 90-х годов
создала для населения страны
радикально новую ситуацию, которая
стала характеризоваться
При этом, реформирование экономики
и социальной сферы, неблагоприятная
демографическая ситуация совпали
по времени с обострением
Противодействовать возросшим
по видам, уровню и последствиям социальным
рискам прежняя социалистическая система
социальной защиты не могла, и прежде
всего, по причине отсутствия развитой
системы социального
С развитием многообразия
форм собственности сфера
Решая эту задачу, исполнительные и законодательные органы страны в последние 12-15 лет разработали законодательную базу социального страхования, регламентирующую деятельность основных субъектов правоотношений в данной сфере, создали государственные внебюджетные социальные фонды: Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР), федеральный и региональные фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС), Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС) и Государственный фонд занятости (ГФЗ).
Данные меры позволили сформировать значительную по объемам ресурсную базу для целей социальной защиты работников и членов их семей и обеспечить ее функционирование на постоянной и независимой от бюджетов всех уровней основе, что представляет собой основное и принципиальное отличие от советской модели государственного социального обеспечения, для которой была характерна значительная зависимость (более чем на 60%) от государственного бюджета.
Сформированные финансовые
инструменты и механизмы
Совершенствование их на основе
принципов социального
В настоящее время существующая система обязательного социального страхования в Российской Федерации включает в свою сферу следующие виды:
- пенсионное страхование работающих от социальных рисков – старости, инвалидности и утраты кормильца (пока без подразделения на их подвиды); страховщиком выступает Пенсионный фонд Российской Федерации;
- страхование временной утраты трудоспособности (не совсем правильно именуемое как «социальное страхование»); страховщик - Фонд социального страхования Российской Федерации;
- обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; страховщик – Фонд социального страхования Российской Федерации;
- медицинское страхование; страховщики – федеральный и региональные фонды обязательного медицинского страхования.
Экономическими категориями социального страхования, с позиции общепризнанных мировым сообществом его предметных и объектных страховых отношений, выступают страховые платежи и выплаты, которые для основных субъектов правоотношений являются:
- для работников – частью резервируемой во времени заработной платы, которая выплачивается им в случаях наступления социальных рисков (старости, болезни, инвалидности, безработицы и т.д.);
- для работодателей – частью издержек на рабочую силу в структуре себестоимости продукции (услуг);
- для общества – частью необходимого продукта;
- для государства – публичными обязательствами и внутренними долгами.
Финансовыми источниками государственных внебюджетных фондов служат платежи работодателей, начисляемые к объему заработной платы наемного персонала в форме единого социального налога (ЕСН), страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, а также на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (см. табл.1).
Таблица 1
Существующая финансовая модель распределения платежей и страховых взносов по видам обязательного социального страхования (в % от объема заработной платы наемного персонала)
Вид страхования |
Работодатели |
Работники |
Государство |
Всего |
Пенсионное страхование |
20,0 |
- |
- |
20,0 |
Медицинское страхование |
2,8 |
- |
- |
2,8 |
Социальное страхование |
3,2 |
- |
- |
3,2 |
Страхование от несчастных случаев на производстве |
0,2-8,5 |
- |
- |
0,9 |
ИТОГО: |
26,2-34,5 |
- |
- |
26,9 |
Информация о работе Экономическая природа социальной защиты и социального страхования