Экономическая роль тарифов при вступлении стран в ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 12:21, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью курсовой работы является определение степени влияния таможенных тарифов на экономическую ситуацию в стране при вступлении ее в ВТО.
Задачи курсовой работы:
1. Изучить предпосылки создания и основные принципы ВТО;
2. Определить основные тарифные методы регулирования международной торговли;
3. Выявить значение тарифа для экономики малой страны;
4. Описать обязательства России перед ВТО после вступления в силу договора ратификации;
5. Оценить степень влияние тарифа на экономику России после вступления в ВТО

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты международной торговли 5
1.1. Предпосылки создания ВТО 5
1.2 Основные принципы работы ВТО 6
Глава 2. Тарифные методы регулирования международной торговли 10
2.1. Инструменты торговой политики 10
2.2. Значение тарифа для экономики страны 12
Глава 3. Оценка возможных последствий вступления России в ВТО 14
3.1. Влияние тарифа на экономическую ситуацию страны………14
3.2. Обязательства России перед ВТО после вступления в силу договора ратификации 15
3.3. Возможные последствия вступления России в ВТО ………….23

Вложенные файлы: 1 файл

Макрокурсовая.doc

— 222.50 Кб (Скачать файл)

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по курсу «Макроэкономика»

 

 

На тему:

 Экономическая роль тарифов при вступлении стран в ВТО

 

Направление подготовки «Экономика»

Магистерская программа «Анализ  ВЭД предприятия»

 

 

 

Выполнила:

 Студентка группы 50Э

Киселева М.А.

 

Проверила:

К.э.н., профессор

Меркулова Т.Н.

 

 

Москва-2012

 

Оглавление

  
Введение

В последние годы все большее  значение приобретает международная  экономическая интеграция. Одной  из наиболее известных и авторитетных международных организацией является Всемирная торговая организация. ВТО - основанная в 1995 году глобальная международная организация, которая занимается правилами международной торговли. Основу ВТО составляют соглашения, согласованные, подписанные и ратифицированные большинством стран-участниц международной торговли. Цель ВТО - помощь производителям товаров и услуг, экспортерам и импортерам в ведении их бизнеса. ВТО является преемником ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле). ВТО - это, во-первых, широкая политика по либерализации торговли, а во-вторых, сложнейшая система правил и регламентов отношений продавцов и покупателей. В конце 2011 года между Россией и Евросоюзом был подписан ключевой меморандум о завершении переговоров по вступлению нашей страны в ВТО, которым признается решение всех проблемных вопросов. Сразу же после официального вступления России во Всемирную торговую организацию таможенные тарифы страны снизятся. Переходный период составит до семи лет, в течение которых должно происходить поэтапное снижение внешнеторговых пошлин (в том числе на импортируемые автомобили, компьютеры, бытовую электронику лекарства, технологическое и научное оборудование).

Основной целью курсовой работы является определение степени  влияния таможенных тарифов на экономическую ситуацию в стране при вступлении ее в ВТО.

В данной курсовой работе объектом исследования будет экономическая ситуация в стране, а предметом – роль воздействия таможенного тарифа на нее.

Задачи курсовой работы:

    1. Изучить предпосылки создания и основные принципы ВТО;
    2. Определить основные тарифные методы регулирования международной торговли;
    3. Выявить значение тарифа для экономики малой страны;
    4. Описать обязательства России перед ВТО после вступления в силу договора ратификации;
    5. Оценить степень влияние тарифа на  экономику России после вступления в ВТО

Курсовая работа состоит  из введения, трех глав, заключения и  списка используемой литературы

 

Глава 1. Теоретические аспекты международной торговли

1.1. Предпосылки создания ВТО

 

В последние годы все большее  значение приобретает международная  экономическая интеграция. Одной из наиболее известных и авторитетных международных организацией является Всемирная торговая организация (ВТО). ВТО - основанная в 1995 году глобальная международная организация, которая занимается правилами международной торговли. Основу ВТО составляют соглашения, согласованные, подписанные и ратифицированные большинством стран-участниц международной торговли. Цель ВТО - помощь производителям товаров и услуг, экспортерам и импортерам в ведении их бизнеса. ВТО является преемником ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле).

Договор о создании ГААТ был подписан 23 странами в 1947 г. и вступил в силу в 1948 г. 31 декабря 1995 г. В связи с учреждением Всемирной торговой организации ГАТТ прекратила свое существование, которая продолжила  свое функционирование на основе ранее принятых соглашений.

ГАТТ– многостороннее соглашение, содержащее принципы, правовые нормы, правила ведения и государственного регулирования взаимной торговли стран-учасниц. ГАТТ являлась одной из крупнейших международных экономических организаций, сфера деятельности которой охватывала 94% объема мировой торговли.1

Правовой механизм ГАТТ основывался на ряде принципов и  норм:

  • недискриминация в торговле, обеспечиваемая взаимным предоставлением, с одной стороны, режима наибольшего благоприятствования в отношении экспортных, импортных и транзитных пошлин и сборов, а с другой – национального режима, уравнивающего в правах товары импортного и отечественного производства;
  • режим наибольшего благоприятствования, означающий предоставление договаривающимися сторонами друг другу тех прав, преимуществ и льгот, которыми пользуется (или будет пользоваться) у них любое третье государство;
  • использование преимущественно тарифных средств защиты национального рынка, устранение импортных квот и других нетарифных ограничений;
  • прогрессивное снижение таможенных тарифов путем проведения многосторонних переговоров;
  • предоставление преференциального режима в торговле  с развивающимися странами;
  • разрешение возникающих торговых споров путем переговоров;
  • взаимность в предоставлении торгово-политических уступок.

В дальнейшем роль ГАТТ менялась по мере того, как страны стали обращаться к нему как к форуму для решения  растущего числа проблем в  международной торговле. За время  существования ГАТТ число присоединившихся к нему стран выросло до 123. Основной текст Соглашения оставался неизменным на протяжении всех 47 лет его юридического применения, пока его окончательно не заменили документы ВТО.

1.2 Основные принципы работы ВТО

ВТО – Всемирная торговая организация, которая с 1 января 1996 года окончательно пришла на смену ГАТТ. Если ГАТТ занималась регулированием только торговли товарами, то сфера деятельности ВТО более широка: помимо торговли товарами она регулирует также торговлю услугами и торговые аспекты прав интеллектуальной собственности. ВТО имеет юридический статус специализированного учреждения системы ООН.

Первоначально в ВТО  вступило 77 государств, но в настоящее  время   ее членами являлись уже 153 стран – развитых, развивающихся  и постсоциалистических.

Главная задача ВТО –  содействовать беспрепятственной  международной торговле. Развитые страны, по инициативе которых создана ВТО, полагают, что именно экономическая  свобода в международной торговле способствует экономическому росту  и повышению экономического благосостояния людей.

В настоящее время  считают, что мировая торговая система  должна соответствовать следующим  пяти принципам.

1) Отсутствие дискриминации  в торговле.

Ни одно государство  не должно ущемлять какую-либо другую страну, накладывая ограничения на экспорт и импорт товаров. В идеале, на внутреннем рынке любой страны не должно быть никаких различий в условиях продажи между иностранной продукцией и национальной.

2) Снижение торговых (протекционистских)  барьеров.

Торговыми барьерами называют факторы, снижающие возможность проникновения зарубежных товаров на внутренний рынок какой-либо страны. К ним относятся, прежде всего, таможенные пошлины и импортные квоты (количественные ограничения на импорт). На международную торговлю влияют также административные препоны и политика определения обменных курсов валют.

3) Стабильность и предсказуемость  условий торговли.

Иностранные компании, инвесторы  и правительства должны быть уверены, что торговые условия (тарифные и  нетарифные барьеры) не будут изменены внезапно и произвольно.

4) Стимулирование соревновательности  в международной торговле.

Для равноправной конкуренции  фирм разных стран надо пресекать  «несправедливые» приемы конкурентной борьбы – такие как экспортные субсидии (помощь государства фирмам-экспортерам), использование демпинговых (преднамеренно заниженных) цен для захвата новых рынков сбыта.

5) Льготы в международной  торговле для менее развитых  государств.

Этот принцип отчасти  противоречит предыдущим, но он необходим  для втягивания в мировое хозяйство слаборазвитых стран периферии, которые заведомо не могут на первых порах конкурировать с развитыми странами на равных. Поэтому считается «справедливым» представление слаборазвитым странам особых привилегий.

Несмотря на вышеперечисленные принципы, многие страны позволяют себе нарушать достигнутые договоренности. Например, ВТО признала, что Китай нарушает принципы свободной конкуренции. Триада в лице Евросоюза, США и Канады в кооперации с ВТО официально признали, что Китай нарушает устав Организации, облагая пошлиной иностранные автозапчасти. Сейчас автокомпании Поднебесной должны использовать не менее 60 % комплектующих китайского производства. Превышение лимита облагается налогом, который начисляется по конечной стоимости готового продукта. Налоговые издержки для иностранных автогигантов в результате повышаются на 40 %. Это делает автомобили зарубежных брендов с ярлыком Made in Chaina менее конкурентоспособными и закрывает доступ иностранцам на китайский рынок автозапчастей.

По мнению представителей США, для того, чтобы  полностью  раскрыть потенциал Китая как  члена ВТО, ему необходимо будет "снизить барьеры для вступления на рынок, соблюдать принципы равноправия  и прозрачности, верховенства закона и следования международным рыночным механизмам".2         Но разве США может обвинять  Китай, при этом сама, нарушая достигнутые договоренности, раздавая индивидуальные льготы и преференции, тем самым сводя на «нет» саму идею свободной торговли.                                                                            Несоблюдение принципов наблюдалось во многих странах, на протяжении нескольких лет. Так,  2007 году в ВТО были поданы 13 жалоб на нарушение принципов ВТО. Колумбия против ЕС, Панама против ЕС, США против Китая и т.д. Ни одна из этих жалоб не закончилась ни соглашением, ни какими-то другими действиями – все они попали в раздел вечных консультаций.3                                                                                                                   В итоге, нарушение принципов ВТО и опасность поддаться соблазну протекционизма приведут не только к сокращению торговли товарами и услугами, но и внесут диспропорции в глобальную экономику, скорее затруднив, чем облегчив ее восстановление.

 

 

 

 

2. Тарифные методы регулирования международной торговли

2.1. Инструменты торговой политики

 

Государственное регулирование  международной торговли может быть:

    • Односторонним, когда инструменты государственного регулирования используются правительством страны в одностороннем порядке без согласования или консультацией с ее торговыми партнерами. Обычно односторонние меры применяются в ответ на аналогичные шаги других стран и приводят к возникновению политических напряжений между торговыми партнерами (обложение отдельных товаров пошлинами, введение квот на импорт и т.д.)
    • Двусторонним, когда меры торговой политики согласовываются между странами, являющимися торговыми партнерами. Например, по взаимной договоренности каждой из сторон могут вводиться конвенционные пошлины, не ущемляющие интересов другой, страны могут согласовывать технические требования к маркировке, упаковке, договариваться о взаимном признании сертификатов качества и т.д.
    • Многосторонними, когда торговая политика согласовывается и регулируется многосторонними соглашениями. В данном случае главным примером политики в области многостороннего регулирования является ГААТ (Генеральное соглашение о тарифах и торговле), которым в свою очередь руководствуется ВТО.

В рамках торговой политики тесно переплетаются экономические, политические, административные, организационные, правовые и иные вопросы. Международная экономика изучает преимущественно экономические предпосылки и последствия осуществления мер торговой политики, оставляя правовые и организационные вопросы на рассмотрение специализированных отраслей науки, таких как международное торговое право, международный маркетинг и пр.

Инструменты государственного регулирования международной торговли по своему характеру делятся на тарифные – те, что основаны на использовании  таможенного тарифа, и нетарифные -  все прочие методы.

Основная задача государства  в области международной торговли- помочь экспортерам вывезти как  можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентными на международном рынке, и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Поэтому часть методов государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции и поэтому относится, прежде всего, к импорту. Другая часть методов имеет свей задачей форсирование экспорта (Таблица 1).

 

Таблица 1. Классификация  инструментов торговой политики

Методы

Инструменты торговой политики

Регулирует  преимущественно

Тарифные

Таможенные пошлины

Тарифная квота

 

импорт

импорт

Нетарифные

Количественные

Квотирование

Лицензирование

«Добровольные ограничения»

 

экспорт

экспорт

импорт

импорт

Скрытые

Государственные закупки

Требование о содержании местных компонентов

Технические барьеры

Налоги и сборы

 

импорт

импорт

 

импорт

импорт

Финансовые

Субсидии

Кредитование

Демпинг

экспорт

экспорт

экспорт

 



В зависимости от того, какая сторона торговой политики считается важной, существует несколько  дополняющих друг друга определений  таможенного тарифа.

Таможенный тариф (custom tariff) в зависимости от контекста может определяться как:

    • Инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействием с мировым рынком;
    • Свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности;
    • Конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при выводе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. В этом случае понятие таможенного тарифа полностью совпадает с понятием таможенной пошлины.

Информация о работе Экономическая роль тарифов при вступлении стран в ВТО