Экономическая роль тарифов при вступлении стран в ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 12:21, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью курсовой работы является определение степени влияния таможенных тарифов на экономическую ситуацию в стране при вступлении ее в ВТО.
Задачи курсовой работы:
1. Изучить предпосылки создания и основные принципы ВТО;
2. Определить основные тарифные методы регулирования международной торговли;
3. Выявить значение тарифа для экономики малой страны;
4. Описать обязательства России перед ВТО после вступления в силу договора ратификации;
5. Оценить степень влияние тарифа на экономику России после вступления в ВТО

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты международной торговли 5
1.1. Предпосылки создания ВТО 5
1.2 Основные принципы работы ВТО 6
Глава 2. Тарифные методы регулирования международной торговли 10
2.1. Инструменты торговой политики 10
2.2. Значение тарифа для экономики страны 12
Глава 3. Оценка возможных последствий вступления России в ВТО 14
3.1. Влияние тарифа на экономическую ситуацию страны………14
3.2. Обязательства России перед ВТО после вступления в силу договора ратификации 15
3.3. Возможные последствия вступления России в ВТО ………….23

Вложенные файлы: 1 файл

Макрокурсовая.doc

— 222.50 Кб (Скачать файл)

Для России разрешенный уровень поддержки будет составлять 9 млрд. долларов США (что более чем в 2 раза превышает уровень, который был бы разрешен России в соответствии со стандартными правилами). Затем разрешенный уровень поддержки будет постепенно сокращаться, а с 2018 года - будет "связан" на нынешнем уровне.

Россия подтвердила, что  после присоединения к ВТО (как  и в настоящее время) не будет  использоваться экспортные субсидии сельскому  хозяйству.

Что же касается «особого»  положения, например Белоруссии и Казахстана, то они смогут сохранить повышенные импортные пошлины на ряд товаров, по которым РФ должна снизить ставки в соответствии с обязательствами5.

3.3. Влияние тарифа на  экономику  России после вступления в ВТО

Анализируя показатели Таблицы 2, можно сделать вывод, что сальдо торгового баланса (разность между стоимостью экспорта и импорта.) в России на протяжении 15 лет было положительным. В мировой практике принято считать, что отрицательное сальдо - это плохая тенденция, так как чрезмерный импорт способствует наводнению рынка импортными товарами, ущемлению интересов отечественного производителя.6 Международный валютный фонд в своих рекомендациях и условиях выдачи кредитов указывает на необходимость и полезность для экономики иметь положительный торговый баланс. В то же время, как видно из Таблицы, уже несколько лет подряд у США отрицательный баланс достигает несколько десятков миллиардов долларов. При этом условия жизни в США служили эталоном благополучия для других.

Таблица 2. Экспорт  и импорт. Сальдо торгового баланса (млр. дол.)7

   

1995

2000

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Россия

Экспорт

78,2

103,1

241,5

301,2

351,9

467,6

301,7

396,6

Импорт

46,7

33,9

98,7

137,8

199,7

267,1

167,3

229

Сальдо

31,5

69,2

142,8

163,4

152,2

200,5

134,3

167,6

Германия

Экспорт

523,9

550,2

978

1122,1

1323,8

1451,4

1120,7

1271,4

Импорт

464,4

495,5

780,5

922,4

1056

1186,7

926,2

1068,1

Сальдо

59,5

54,8

197,5

199,7

267,8

264,7

194,5

203,3

Италия

Экспорт

234

239,9

373

416,2

499,9

545

406,7

447,5

Импорт

206,1

238,1

384,8

440,9

509,9

563,4

414,7

486,6

Сальдо

28

1,9

-11,9

-24,6

-10

-18,5

-8

-39,1

Канада

Экспорт

192,2

276,6

359,4

389,5

416,4

452,2

314

386

Импорт

164

238,8

323,4

349

379,8

407,2

320,3

390,5

Сальдо

28,3

37,8

36

40,6

36,6

45

-6,3

-4,5

Китай

Экспорт

148,8

249,2

762

969,4

1217,8

1428,7

1201,8

1578,3

Импорт

132,1

225

660,2

791,8

956,2

1131,6

1004,2

1394,7

Сальдо

16,7

24,2

101,7

177,6

261,6

297

197,6

183,6

Нидерланды

Экспорт

196,3

213,4

349,8

399,6

476,8

541,4

431,8

492,3

Импорт

176,9

198,9

310,6

358,5

421,1

495

382,3

440,6

Сальдо

19,4

14,5

39,2

41,1

55,7

46,4

49,6

51,6

Соединенное

Королевство

(Великобритания)

Экспорт

242

281,8

371,4

428,3

434,8

468,2

356,5

410,2

Импорт

265,3

334,6

483,1

547,5

622,1

641,3

485,2

561,5

Сальдо

-23,3

-52,8

-111,7

-119,3

-187,3

-173,1

-128,7

-151,3

США

Экспорт

584,7

781,9

907,2

1038,3

1163

1301,1

1056,8

1277,6

Импорт

770,9

1259,3

1735,1

1918,1

2020,4

2169,5

1605,3

1968,1

Сальдо

-186,1

-477,4

-827,9

-879,8

-857,4

-868,4

-548,6

-690,5

Франция

Экспорт

284,9

298,8

443,6

490,7

550,5

608,5

474,8

519,7

Импорт

281,5

310,8

490,6

546,5

631,4

715

556,6

599,2

Сальдо

3,4

-12,1

-47

-55,8

-81

-106,5

-81,9

-79,4


 

При вступлении России в  ВТО, можно полагать, что сальдо торгового баланса станет отрицательным, как у некоторых стран-участниц ВТО, в связи с тем, что по обязательствам России перед ВТО импортные тарифы должны быть снижены.

Числовые показатели в таблице  также могут указывать, на то что, несмотря на то,  что России является одной из крупнейших держав мира,  ее экспортная способность ниже чем  у других (не таких больших) стран- участниц ВТО. В этом случае можно  полагать, что Россия является малой с точки зрения международной экономики и изменении с ее стороны спроса на товары приводит не к столь существенным сдвигам в мировой цене на них. Если импортирующая страна является экономически значимой, то есть введение ею импортного тарифа может оказать воздействие на уровень мировых цен на данный товар, то воздействие импортного тарифа на ее экономику определяется следующим образом. Для большой страны импортный тариф является не столько средством защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции, сколько средством улучшения своих условий торговли с внешним миром. Поведение большой страны сродни поведению монополиста, который ограничивает закупки товара, чтобы снизить его цену. Поскольку большая страна является крупным импортером товаров на мировом рынке, ограничение ее импорта с помощью импортного тарифа ощутимо снижает совокупный спрос на данный това р, в результате чего его поставщики вынуждены снижать цены. Падение цен на импортные товары при постоянном уровне цен на экспортные товары ведет к улучшению условий торговли страны. Однако и большая страна может рассчитывать на позитивный эффект импортного тарифа, только если он не перекрывается негативными эффектами потери для национальной экономики в результате его введения, которые существуют так же, как и у малой страны.8

 

Чтобы оценить изменение  экономической ситуации в России после вступления в ВТО, рассмотрим влияние снижения импортного таможенного тарифа в стране на примере автомобиля иностранного производства. Рассмотрим три стадии модели до начала торговли, когда товар производится и потребляется только внутри страны; при свободе торговли, когда импорт товара из-за рубежа ничем не ограничен; и после введения импортного тарифа.

  1. Товар потребляется и производится внутри страны

 Страна потребляет 50 тыс. машин ежегодно по средней цене за иномарку - 9,5 тыс долларов. На графике прямые Sd- прямая внутреннего предложения, прямая Dd прямая внутреннего спроса.

Рисунок 1.

 

Q


 

2) При свободной торговле

Ситуация при которой Россия вступает в ВТО, но правительство не ограничивает импорт автомобилей из за рубежа будет выглядеть следующим образом: цена на товар из-за рубежа будет ниже, чем внутренняя. Поставки могут быть не ограниченными и поэтому кривая предложения

 

 

 

3.1. Возможные последствия вступления России в ВТО

Министерская конференция  ВТО в Женеве 16 декабря одобрила обязательства РФ по доступу на рынок  товаров, рынок услуг и протокол о присоединении. Завершена 18 летняя история попыток России стать  членом крупнейшей торговой организации мира. За эти годы многократно объявлялось о скором вступлении нашей страны в ВТО, но этому мешали различные экономические и политические обстоятельства. Сейчас Россия присоединяется к ВТО фактически на своих условиях, однако даже после окончательного решения дискуссия о выгодах и потерях нашей экономики продолжается.

Одни говорят, что вступление в ВТО - «это плохо», другие - что, наоборот, «это - единственный выход для нашей  экономики».

Эксперты считают, что  в процессе вступления России в ВТО  есть как плюсы, так и минусы. Сегодня против компаний и товаров, производимых в России, применяются меры, которые не дают возможности работать на рынке. Есть надежда, что став членом ВТО наша страна не будет испытывать трудностей по внедрению российских капиталов в европейский бизнес.

Но есть и серьезные  опасения по поводу того, что целый  ряд отраслей нашей экономики, не выдержит конкуренции. Отечественные  автопроизводители опасаются, открытия рынка для ввоза подержанных  зарубежных автомобилей, а это неизбежно  случится после вступления России в ВТО. На сегодня таможенная пошлина, взимаемая за ввоз подержанных автомобилей – составляет около 44 000 евро, после вступления ее стоимость упадет в 4, 4 раза. Таким образом, членство России во Всемирной торговой организации, ставит под угрозу новые планы и проекты по развитию отечественного коммерческого транспорта.

Эксперты авиастроительной отрасли, наоборот, уверены что в  связи с тем, что ВТО защищая  высокотехнологичные предприятия, дает им возможность плавно перейти  на новый уровень, таким образом конкуренция для российских авиазаводов должна нарастать постепенно.

Ученые произвели подсчеты, по результатам  которых можно предположить, что сразу после вступления в ВТО, российская агропромышленность начнет терять по несколько миллиардов долларов в год. Вступление в ВТО предполагает снижение пошлин, это значит, что целлюлозно-бумажные комбинаты, мебельные фабрики, не появятся в России, а значит не появятся и новые рабочие места, зато они появятся в Финляндии или Польше. К сожалению малый и средний бизнес у нас в стране настолько слаб, что не сможет бороться с «акулами капитализма».

Выиграть от этой ситуации могут отечественные химики и  металлурги, у которых появиться  шанс создать достойную конкуренцию  американцам и европейцам, которые ввели жесткие ограничения на ввоз нашей продукции.

В полной мере почувствовать  преимущества вступления России в ВТО  смогут обычные потребители, получив  доступ к более дешевым товарам  и услугам, которые станут таковыми благодаря возросшей конкуренции. В целом российскому бизнесу придется пересмотреть свои далеко идущие стратегические планы.

Эксперты утверждают, что снятие административных барьеров, мешающих попасть на наш рынок  иностранным компаниям, займет около  трех лет. От существующей сегодня системы поддержки отраслей, Россия не сможет отказаться, даже после 2014 года, поэтому у российских компаний все еще есть шанс подготовиться к положительным и отрицательным последствиям вступления России во Всемирную торговую организацию.

 

Заключение

 

Внешнеторговый комплекс обеспечивает не только устойчивое развитие промышленности страны, но и стабильность российской валюты, сбалансированность государственного бюджета, низкий уровень инфляции и многие другие важнейшие параметры экономики. Поэтому вопрос о создании эффективной системы таможенно-тарифного регулирования в рамках ВТО внешней торговли остается актуальным до настоящего момента. Главным критерием оценки эффективности системы ввозных таможенных пошлин является повышение эффективности национальной экономики и рост совокупного дохода общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1 Авдокушин E.Ф., Международные экономические отношения, М., Юристъ,  с. 93

2 http://www.novopol.ru/-administratsiya-ssha-kitay-ne-soblyudaet-osnovopolaga-text114287.html

3 http://www.newsland.ru/news/detail/id/219073/

4 Данные  подготовлены  на основе информации сайта Минэкономразвития РФ. http://.economy.gov.ru/minec/

5 «Белоруссия и Казахстан сохранят ввозные пошлины при входе РФ в ВТО». Информационное агенство РИА новости. http:/ria.ru

7 Киреев А.П. Международная экономика в 2-х частях. – Ч.1. –M/.: 426с

                  6 Киреев А.П. Международная экономика. В 2-х частях. Ч1. Учебное пособие для вузов- М.: 416 .

7 Данные Федеральная службы государственной статистики. http/: gsk.ru

8 Киреев А.П. Международная экономика. В 2-х частях. Ч1. Учебное пособие для вузов- М.: 416 .




Информация о работе Экономическая роль тарифов при вступлении стран в ВТО