Экономическая эффективность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 19:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ эффективности деятельности предприятия и выявление путей ее повышения.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
определить сущность экономической эффективности;
выявить основные показатели экономической эффективности;
проанализировать эффективность деятельности ОАО «Саранский вагоноремонтный завод»;
провести анализ эффективности использования ресурсов;

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 78.34 Кб (Скачать файл)

 

                                                             (2.3)

 

Показатели рентабельности капитала являются важными в структуре показателей рентабельности. Они характеризуют степень использования фирмой финансовых рычагов для повышения доходности. Они могут не совпадать между собой, так как отражают различныевеличины.Данные показателиспецифичны еще и тем, что отвечают интересам всех  участников бизнеса предприятия: управляющих фирмой интересует доходность всего совокупного капитала; потенциальных инвесторов и кредиторов–доходность инвестируемого или заемного капитала; собственников – доходность собственного капитала [10, c 630].

Для анализа рентабельности ОАО «Саранский вагоноремонтный завод» воспользуемся вышеприведенными формулами. Результаты представлены в таблице 2.5.

Таблица 2.5 Коэффициенты, характеризующие рентабельность ОАО «Саранский вагоноремонтный завод»

Показатели

2010 г.

2011 г.

Изменение

Общая рентабельность (продаж)

4,28%

14,93%

+10,65%

Рентабельность собственного капитала.

2,08%

-2,69%

-4,77%

Рентабельность совокупного капитала

1,59%

-1,90%

-1,28%


 

Таблица 2.5 позволяет сделать определенные выводы. Так, при расчете общей рентабельности определяется, что за 2011 г. произошло увеличение чистой прибыли, принесенной каждой единицей реализованной продукции на 10,65%. Расчет рентабельности  собственного капитала  показывает, что    в 2011 г. каждая денежная единица, вложенная собственниками предприятия была уменьшена на 4,77%.

 

2.3 Комплексная оценка экономической эффективности деятельности ОАО «Саранский вагоноремонтный завод»

 

Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени убывающей ликвидности, с обязательствами по пассиву, которые сгруппированы по степени срочности их погашения. В зависимости от степени ликвидности активы предприятия делятся на 4 группы:

1)наиболее ликвидные активы  – (А1) – денежные средства фирмы и краткосрочные финансовые вложения (ценные бумаги);

2)быстро реализуемые активы – (А2) – дебиторская задолженность сроком погашения в течение 12 месяцев и прочие оборотные активы;

3) медленно реализуемые активы  – (А3) – запасы раздела II баланса за исключением «Расходов будущих периодов»;

4) труднореализуемые активы – (А4) – статьи раздела I баланса «Внеоборотные активы».

Пассивы баланса группируются по степени срочности их оплаты:

1) наиболее срочные обязательства  – (П1) – кредиторская задолженность;

2)краткосрочные пассивы – (П2) – краткосрочные кредиты и заемные средства;

3)долгосрочные пассивы – (П3) – долгосрочные кредиты и заемные средства;

4) постоянные пассивы – (П4) – статьи раздела III баланса.

Для определения ликвидности баланса следует сопоставить итоги приведенных групп по активу и пассиву.

Баланс считается абсолютно ликвидным, если имеют место следующие соотношения: А1> =П1;А2 > =П2;А3 > =П3;А4 < =П4, если нарушается хотя бы одно неравенство, то ликвидность баланса считается недостаточной.

В ходе анализа финансового состояния рассчитываются следующие коэффициенты ликвидности.

Коэффициент абсолютной ликвидности (платежеспособности)является наиболее жестким критерием ликвидности и показывает, какая часть краткосрочных заемных обязательств может быть при необходимостипогашенанемедленно.

                                      (2.4)

 

Коэффициент текущей ликвидности дает общую оценку ликвидности активов, показывая, сколько рублей текущих активов предприятия приходится на один рубль текущих обязательств. Рост показателя в динамике – положительнаятенденция.

                                                                           (2.5)

 

Коэффициент быстрой (срочной) ликвидности аналогичен  по смыслу коэффициенту текущей ликвидности, отражает прогнозируемые платежные возможности фирмы при условии своевременного проведения расчетов с дебиторами. Его значение должно быть больше или равно 1[20, c 395].

                                                                            (2.6)

Результаты расчетов коэффициентов ликвидности представлены в таблице 2.6.

Таблица 2.6 Результаты расчета коэффициента ликвидности ОАО «Саранский вагоноремонтный завод»

Показатели

31.12.2010 г.

31.12.2011 г.

Изменение

Коэффициент абсолютной ликвидности

0,06

0,005

– 0,055

Коэффициент текущей ликвидности

1,60

1,24

– 0,36

Коэффициент быстрой ликвидности

0,36

0,47

+0,11


 

Анализируяданные таблицы 2.6 можно сделать следующие выводы: из результатов расчета коэффициента абсолютной ликвидности следует, что величинакраткосрочных заемных обязательств в 2011 г. уменьшилась по сравнению с 2010 г. Значение коэффициента абсолютной ликвидности на 31.12.10 г. меньше 1, что свидетельствует о возможных проблемах с платежеспособностью в ближайшее время, если не принять определенных антикризисных мер.

Показатель текущей ликвидности дает общую оценку ликвидности активов, показывая, что наодин рубль текущих обязательств в 2011 г. приходится меньше собственных средств, чем в 2010 г. и что величина ликвидной части оборотных активов фирмы уменьшилась.

Из результатов расчета показателябыстройликвидности видно, что наблюдается егоувеличение на 0,11ед.

3 Пути повышения экономической эффективности деятельности предприятия ОАО «Саранский вагоноремонтный завод»

 

Анализ производственно-хозяйственной и финансовой деятельности ОАО «Саранский вагоноремонтный завод» предлагает следующие пути повышения эффективности: нормирование  оборотных средств и финансовые результаты деятельности предприятия.

Нормирование оборотных средств это существенный элемент управления формированием и использованием оборотных средств. Нормирование это важный вид финансовой работы, необходимой для определения потребности предприятия в оборотных средствах в минимальном, но достаточном объеме, обеспечивающем выполнение запланированных хозяйственных заданий. При этом определяются:

1. Нормы оборотных средств, т.е. нормы запаса по важнейшим товарно-материальным ценностям.

2. Норматив оборотных средств. Стоимостное  выражение запаса, которое показывает  минимально необходимую сумму  денежных средств, обеспечивающих  нормальную предпринимательскую  деятельность организации.

Этапы процесса нормирования:

1. Разработка норм запаса по каждому элементу нормируемых оборотных средств.

2. Исходя из норм запаса (расхода) данного элемента оборотных средств и величины однодневных затрат определяются частные нормативы.

3. Расчет совокупного норматива оборотных средств [9, c 214].

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие, тем устойчивее его финансовое состояние. Поэтому поиск резервов увеличения прибыли и рентабельности – одна из основных задач в любой сфере бизнеса.

К основным внешним факторам, оказывающим влияние на размер прибыли и уровень рентабельности торгового предприятия являются: экономическая ситуация в стране; уровень развития экономики; меры государственного регулирования деятельности предприятий; уровень инфляции; изменение цен, тарифов, ставок, торговых надбавок, наценок на продукцию, нарушения поставщиками и другими органами договорных условий, демографическая ситуация, конъюнктура рынка потребительских товаров, процент за кредиты.

К основным внутренним факторам, влияющим на размер прибыли, и рентабельность организации относят: результаты коммерческой деятельности организации, объем товарооборота, состав товарооборота, структура товарооборота, эффективность использования ресурсов, материальное стимулирование работников, размер издержек обращения, скорость оборачиваемости товаров, наличие собственных оборотных средств, эффективность использования основных фондов.

Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности:

  • объема реализации товаров;
  • структуры товарооборота;
  • покупной стоимости товаров;
  • уровня среднереализационных цен.

Объем реализации товаров может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельных товаров приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же товар является низкорентабельным, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.

Структура товарооборота может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных товаров в общем объеме товарооборота, то сумма прибыли возрастет. Напротив, при увеличении удельного веса низкорентабельных или убыточных товаров общая сумма прибыли уменьшится.

Покупная стоимость товаров обратно пропорциональна прибыли: снижение покупной стоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот [13, c 139].

Уровень рентабельности зависит от трех основных факторов первого уровня: изменения структуры товарооборота, покупной стоимости товаров и средних цен реализации.

Следующим наиболее важным этапом проведения анализа финансовых результатов после анализа прибыли и рентабельности торговой организации является анализ динамики уровня доходов от реализации к обороту торговли. Уровень доходов от реализации к обороту в общем случае определяется соотношением между доходами от реализации товаров и оборотом торговли, переведенным в проценты.

К важнейшим факторам, формирующим объем и уровень валового дохода, относят:

  1. объем и состав, ассортиментная структура товарооборота;
  2. условия поставки товаров;
  3. экономическая обоснованность торговой надбавки;
  4. количество и качество дополнительных услуг.

Увеличение объема товарооборота в организации означает рост массы валового дохода: чем больше товаров продано, тем больше совокупная сумма торговой надбавки.

Управление эффективностью затрагивает следующие факторы и пути повышения интенсивности и эффективности деятельности:

  • научно-технический прогресс и научно-технический уровень производства и продукции;
  • структура хозяйственной системы и уровень организации реализации продукции;
  • хозяйственный механизм и уровень организации управления;
  • социальные условия и уровень использования человеческого фактора;
  • внешнеэкономические связи и уровень их развития.

Все эти группы непосредственных факторов повышения интенсификации и эффективности деятельности предприятия носят обобщенное название – технико-организационный уровень деятельности. Анализ факторов путей повышения технико-организационного уровня деятельности – ключ к повышению показателей интенсификации и эффективности деятельности [11, c 193].

Использование экономических ресурсов предприятия может носить как экстенсивный, так и интенсивный характер. Понятие всесторонней интенсификации характеризует использование не только живого, но и овеществленного труда, т.е. все совокупности производственных и финансовых ресурсов.

Как уже говорилось выше, конечной целью и движущим мотивом развития предприятия является прибыль. Она позволяет удовлетворять экономические интересы государства, предприятия, работников и собственников; выступает источником финансовых ресурсов; источником материального стимулирования трудового коллектива; источником образования имущества, капитала, трудовых и социальных льгот для работников предприятия. Получение прибыли – результат реализации товаров и услуг, основанной на привлечении, прежде всего труда и капитала. Организация должна стремиться к достижению оптимального уровня рентабельности. Это может быть обеспечено на основе опережающих темпов роста прибыли по сравнению с объемом продаж.

Информация о работе Экономическая эффективность предприятия