Экономические идеи азиатских стран периода феодализма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 14:13, реферат

Краткое описание

Феодализм (от лат. feudum — лен) — социально-политическая структура, характеризующаяся наличием двух социальных классов — феодалов (землевладельцев) и крестьян, экономически зависящих от них. Это универсальная стадия, которую прошли почти все народы мира. Однако ее формирование происходило в разных условиях. К примеру, если в одних странах феодализм вырос на фундаменте пришедшего в разложение рабства, то в других (восток и север Европы) он пришел на смену первобытнообщинной системе; в странах Востока (Индии, Китае и др.) ему предшествовала "азиатская" система, постепенно трансформировавшаяся в феодальную.

Содержание

Введение
2
Индия
3
Китай
8
Япония
12
Заключение
18
Список использованной литературы
20

Вложенные файлы: 1 файл

Экономические идеи азиатских стран периода феодализма - копия.doc

— 122.00 Кб (Скачать файл)

В начале VIII в. наблюдается  тенденция законодательным путем  стимулировать развитие товарно-денежных отношений. Но эта попытка оказалась тщетной, поскольку тогдашняя Япония по уровню экономического развития значительно отставала от Кореи и Китая.

Экономическая необеспеченность и слабость военной  системы побудили правителей обратиться к своему окружению с вопросом: «Что предпринять для улучшения положения в стране?»

Миёси Киёюки (Киёцура) (847—918) известный ученый и государственный деятель эпохи Хэйан. Единственное дошедшее до нас в полном виде произведение Миёси «Памятная записка из 12 статей» представляет собой своеобразный отчет о положении в государстве и мерах по исправлению недостатков. Она интересна не только как документ, содержащий важные фактические данные о разложении надельной системы в X в., но и тем, что знакомит нас с некоторыми экономическими взглядами представителя раннего японского средневековья.

Воззрения Миёси  в этой области весьма традиционны. Идеалом для него было государство, основанное на надельной системе (хандэн). Ярко рисуя богатство и мощь этого  государства, Миёси видел «причину прочности в том, что обычаи были благородными, налоги — низкими, повинности — необременительными, правители проявляли милосердие к подчиненным, подчиненные почитали правителей». В соответствии с этим главную причину неполадок в государстве в современный ему период Миёси находил в том, что надельная система перестала должным образом функционировать. Но Миёси не мог, естественно, понять, что распад надельной системы носит объективный необратимый характер. Для него корень зла кроется в противозаконных действиях отдельных лиц, в результате чего «земли переходят в чужие руки, богатые семьи умножают свои владения, думают только о своей выгоде. Этим наносится ущерб государству». Вместе с тем указывалось на небрежное отношение к своим обязанностям государственных чиновников, а подчас и на коррупцию среди них, поскольку «губернаторы издают указы, исключающие из податных списков богатые и могущественные семьи, и включают туда неживущих людей, подлежащих якобы обложению налогами». Отсюда вытекали и меры по упорядочению экономики, предлагаемые Миёси. Если ограничить произвол богатых, исправить земельные реестры в соответствии с действительным положением дел, наладить четкий контроль администрации, тогда положение коренным образом изменится, финансы государства улучшатся и «поступления в 3 раза превысят то, что сейчас собирается с крестьян».

Значительное  место уделял Миёси положению  крестьянства. По его мнению, крестьяне  составляют основу государства («Страна  существует, опираясь на народ. На что  может опереться страна, если она  безлюдна?»). Однако крестьяне интересовали Миёси не сами по себе, а как объект налогового обложения. Вместе с тем он выступал за то, чтобы крестьяне не подвергались чрезмерному налоговому бремени, осуждал существующее положение, когда «одни люди обрабатывают свои земли и платят непомерные налоги, а другие тайком продают наделы и уклоняются от повинностей». Это приводит к резкому сокращению налоговых поступлений, подрывая тем самым экономическую основу государства.

Миёси был сторонником  максимального ограничения государственных расходов, рекомендовал борьбу с роскошью и расточительностью. Именно непроизводительные расходы на строительство храмов и дворцов, по его мнению, сильно подрывали экономическое благосостояние Японии («На постройку храмов в 7 провинциях ушла 1/2 доходов государства»). Поэтому Миёси выступал не только за прекращение затрат на строительство и восстановление храмов и дворцов, но и за максимальное сокращение раздутого государственного аппарата, ликвидацию дорогостоящих штатов императорских танцовщиц и т. д.

Можно предположить, что Миёси придавал большое значение развитию торговли. Во всяком случае, былое процветание Японии связывается у него, в частности, с постоянными посещениями страны «чужеземцами с сокровищами». Необходимостью обеспечения нормальных условий для торговли диктуются и рекомендации по очищению страны от разбойников. Он ставил также вопрос о восстановлении старых и строительстве новых морских портов, необходимых для водного транспорта.

В целом экономические  воззрения Миёси Киёюки носят  двойственный характер. Некоторые частные предложения по упорядочению финансов и транспорта, безусловно, должны были принести значительную пользу. Однако рекомендации, направленные на возврат к старым условиям, оказывались невозможными и неосуществимыми на практике. Его взгляды отражали экономические проблемы раннефеодальной Японии.

В конце XII в. усилилось  влияние северо-восточных феодалов, провозгласивших в 1192 г. своего вождя  Минамото Еритомо правителем страны. С этого времени его звание сегун (полководец) стало обозначением правителя Японии, а влияние императорской династии было ослаблено. Сёгунат опирался на военно-феодальное дворянское (самурайское) сословие, особенно на личных вассалов сегуна.

Экономическая политика сегунов из дома Минамото, а затем правителей из дома Ходзё сводилась к обеспечению материального благополучия дворянского (самурайского) сословия и пополнения вечно пустующей государственной казны.

В условиях развитого  феодализма (с XV в.) в Японии усиливается  тенденция к феодальной раздробленности, что связано с распадом вотчин и возникновением княжеств, владельцы которых стремились освободиться от власти сегуна. В XVI в. сегуны из дома Асикага практически потеряли власть над страной. Однако постоянные крестьянские восстания заставляли феодалов стремиться к объединению. В этом направлении действовало и развитие товарно-денежных отношений, заинтересованность верхушки города в стабильном рынке.

 

Нехватка средств  определяла экономическую политику первых объединений страны во второй половине XVI в. Усиление налогового гнета, реквизиция продовольствия для снабжения войск, установление контактов с отдельными представителями торгово-ростовщического капитала были характерны для того периода.

Период позднего феодализма в Японии (XVIII — первая половина XIX в.) связан, прежде всего, с завершением объединения страны, которое осуществил после смерти Хидэёси феодал Токугава Иэясу, провозгласивший себя в 1603 г. сегуном. Экономическая политика правителей из дома Токугава на практике сводилась к ограничительным законам против роскоши, перечеканке монет с целью увеличения их количества. Подобную политику проводил и временщик, бывший советник сегуна Танума Окицугу (1719—1788). От также осуществил работы по осушению болот, намеревался приступить к освоению земель на о. Хоккайдо, интересовался западными науками, просил голландцев прислать из Батавии плотников, чтобы обучить японцев строительству более крупных судов, организовал обучение японских моряков управлению голландскими судами. Кроме того, он ограничил потребление морских продуктов, направлявшихся на экспорт, и в результате некоторого развития внешней торговли добился притока в Японию из-за границы золота и серебра.

Мацудайра Саданобу (1758—1829), который был регентом при XI сегуне Иэнари, помимо проведения ограничительных законов против роскоши, стремился восстановить полноценную монету, путем дефляции пытался снизить цены на рис.

Среди конфуцианских  экономистов оригинальностью мышления выделялся Хонда Тосиаки (1744—1821), родившийся в семье самурая в  провинции Этиго. Путешествуя, Хонда везде видел страшную нищету, горе, убийства новорожденных и пришел к выводу, что устранить все эти беды, стабилизировать экономику способна лишь торговля, которая дала бы возможность «получить то, чего у нас нет, в обмен на то, что у нас есть». Между тем как в одном районе избыточный урожай риса гнил на корню, в другом свирепствовал голод. Хонда полагал, что необходимо расширить русла рек, устранить пороги при помощи взрывчатых веществ, построить недостающее количество судов. Это создаст условия для развития внутренней торговли, что, в конечном счете, облегчит положение крестьян, приведет к росту населения и устранит причины детоубийства. Но если даже каждый клочок земли будет возделываться, то все равно, по мнению Хонды, продовольствия на всех не хватит, поскольку размер земли ограничен, а население увеличивается каждые 33 года в 19,75 раза. Следовательно, писал Хонда, необходимо увеличивать пригодные для сельского хозяйства земли путем захвата территорий других государств. Правительству рекомендовалось оказывать покровительство ремесленникам, поскольку такая политика способствовала бы обращению денег и увеличению экспортной продукции.

Он мечтал о  Японии, которая экспортировала бы готовые изделия на своих судах. Первым шагом к возобновлению внешней торговли Хонда считал налаживание торговых связей с Россией, поскольку «Япония стоит на месте, в то время как Россия стремится вперед». Хонда Тосиаки рассуждал как прагматик меркантилистского толка, поборник научных знаний и развития торговых отношений с Россией.

Совершенно  особое место в истории социально-экономической  мысли Японии периода позднего феодализма занимает Андо Сёэки (ок. 1707 — ок. 1763) — сын обедневшего самурая, проживавший  главным образом в городах  Хатиноэ и Акита, где эксплуатация городского населения и крестьян отличалась особой жестокостью. Обычно с крестьян взимали в виде налога 40 % урожая, тогда как в Акита — 60 %.

Для мировоззрения  Андо была характерна резкая критика  существующих социальных порядков, ненависть  к токугавскому режиму, именуемому им не иначе как «противоестественным миром узаконенного беззакония». Противоестественность Андо усматривал в имущественном и социальном неравенстве, в результате чего «в верхах царит роскошь, а в низах — крайняя нищета». В действительности же люди, по мнению Андо, являются продуктом природы, «естественности» и, следовательно, одинаковы во всех частях света. Единство с природой способен дать человеку только труд, лишь «работающие и производящие» имеют право на питание. Труд человека, его физическая сила, как считал Андо, обеспечивает существование людей и определяет развитие общества, именно люди труда «обладают истинной моралью», а тунеядцы «лишены морали, безнравственны».

Упразднение эксплуататоров и социального неравенства необходимо осуществить, по мнению Андо, не насильственным образом, а с помощью сознательного возвращения людей «к природе» путем отказа от буддийско-синтоистско-конфуцианских предрассудков в процессе обязательного для всех труда по совместной обработке земли. Лишь в этом случае может быть создано общество людей труда без паразитов и «миллионы людей будут жить как один человек, когда не будет таких, которые обжирают и обирают других...».

Андо был  не только выдающимся мыслителем. Он пытался  реализовать свои идеи, будучи, вероятно, связанным с тайной антитокугавской организацией, представители которой имелись в ряде городов. Однако завеса тайны над этой стороной его деятельности еще не приоткрыта.

Таким образом, экономическая мысль феодальной Японии отражала противоречивое развитие общества. В период раннего и развитого феодального общества экономическая мысль правящего класса, находившая выражение в экономической политике правителей, документах государственных деятелей, касалась главным образом проблем землевладения и налогообложения, являвшегося экономической основой деятельности государства. Длительное время феодальная экономическая мысль отрицательно относилась к развитию товарно-денежных отношений и соответственно к купечеству и ростовщикам. Лишь под влиянием роста товарного производства, особенно в условиях позднего феодализма, правители стали уделять большее внимание проблемам денежного обращения. Появляются работы, защищающие интересы купечества, призывающие к развитию торговли, в том числе и внешней. Обострение классовых противоречий в Японии в период позднего феодализма вызвало к жизни учения и антифеодального характера, что ярко проявилось в сочинениях Андо.

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, в данной работе рассмотрены основные направления и течения экономической мысли азиатских стран периода феодализма.

В экономических  учениях азиатского феодального общества рассматривается присущий ему способ производства и усиливается интерес к проблемам товарно-денежных отношений. В работе рассмотрено отражение экономических идей эпохи феодализма в религиозной философии, а также государственных законах.

Таким образом, в развитии экономической мысли  можно выделить множество различных  концепций и направлений. Все  они пытаются разрешить проблемы, которые вставали перед обществом, и найти пути урегулирования общественно-экономических кризисов.

Предметом истории  экономических отношений является исторический процесс возникновения, борьбы и смены экономических  систем взглядов на разных этапах развития человеческой цивилизации. История экономических учений относится к числу гуманитарных дисциплин и занимает очень важное место.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

 

  • Всемирная история экономической мысли. Ред. коллегия: И.П. Фаминский (отв.ред.), Р.М. Нуреев (зам. отв. редактора), Д.Н. Платонов, Л.Н. Сперанская.; Том 1.: "От зарождения экономической мысли до первых теоретических систем политической жизни" Москва "Мысль" 1987г.
  • Зубарева Т. С. История экономики − Новосибирск: Изд-во НГТУ, 1999, − ч. 1. − 73 с.
  • Титова Н.Е.  История экономических учений: Курс лекций. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. — 288 с.
  • Майбург Е.М. Введение в историю экономической мысли. М., 1996.
  • Камерон Р. Краткая экономическая история мира от     палеолита до наших дней. – М: Экзамен, 2001.- 219с.

 

 

 

 

 




Информация о работе Экономические идеи азиатских стран периода феодализма