Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 09:45, курсовая работа
Цель работы заключается в анализе социальных и экономических последствий вступления России в ВТО.
Задача - рассмотрение истории создания ВТО, цели присоединения России к ВТО, хода переговоров о присоединении, дать оценку возможных последствий.
Введение…………………………………………………………………….…....3
1. История создания ВТО, ход переговоров о вступлении России……...……5
1.1 История создания………………………………………………………….5
1.2 Ход переговоров………………………………………………….……….7
2. Экономические и социальные последствия вступления России в ВТО....14
2.1 Экономические последствия………………………………..………..….14
2.2 Социальные последствия…………………………………………….….22
Заключение………………………………………………………….…………..24
Глоссарий……………………………………………………………..…………28
Список использованной литературы…………………………….….………...30
Приложение……………………………………………………………………..32
В 2009г. Россия практически завершила
технические переговоры по вступлению
во Всемирную торговую организацию и могла
уже стать ее членом. Так считал министр
сельского хозяйства РФ Алексей Гордеев.
"Мы считаем, что Россия практически
завершила все процедуры по присоединению
к ВТО. Мы ждем, что Россия станет членом
этой организации в ближайшее время, а
именно в 2009 году", - сказал он на пресс-конференции
в рамках первого саммита министров сельского
хозяйства различных стран мира в Берлине1. Однако, Россия в тот год так и не вступила
в ВТО. Окончательно все переговоры были
завершены только в 2013г, и Россия стала
156 официальным членом Всемирной Торговой
организацией.
__________________
1«РИА Новости», 17.01.2009
2.Экономические
и социальные последствия
2.1 Экономические последствия
«Вступление в ВТО - это тот рубеж, который Россия должна преодолеть. Этот курс никто не менял и менять не собирается. Вступление в ВТО должно быть солидным, достойным, открывающим для России новые перспективы.» 2
В условиях глобализации вступление России в ВТО являлось необходимой предпосылкой интеграции в мировую экономику.
Для России вступление в ВТО значит снятие преград, на пути ее товаров на мировые рынки, а так же открытие внутреннего рынка для иностранных производителей. Попав на мировой рынок Россия сделала огромный шаг, который способен радикально повлиять на возможности её развития.
В настоящий момент Россия выработала государственную политику повышения доходов населения, определила промышленную политику, сформировала эффективную социальную политику. Как было замечено некоторыми политиками, для зарубежных партнеров по ВТО преимущества от вступления России в эту организацию реализовалось практически немедленно, а для российских производителей – может реализоваться только в течении 7-10 лет, а может так и не реализоваться. Участники ВТО более, чем Россия, были заинтересованы в ее скорейшем присоединении, так как они получат широчайший доступ на российский рынок и к ее природным ресурсам. Но у России нет, кроме активной интеграции в систему мирохозяйственных связей в рамках правил Всемирной торговой организации. Ожидается, что вступление в ВТО позволит России успешно взаимодействовать с мировым хозяйством, получить для страны систематизированное деловое законодательство, совместимое с международным правом и ряд других неоспоримых преимуществ в международной торговле.
________________________
2 Президент РФ Дмитрий Медведев
в ходе визита в Германию 05 июня 2008 г.
Мнения экспертов - аналитиков и экономистов разделились. Одни видят больше плюсов в социально- экономической сфере, другие настроены крайне пессимистично.
Наибольшее количество вопросов и претензий у стран-членов ВТО возникает в области таможенного администрирования, стандартизации, сертификации и подтверждения соответствия, трудового и экологического законодательства и стандартов, применения санитарных и фитосанитарных норм, норм государственного субсидирования производства, финансовой отчетности, практики применения прав интеллектуальной собственности и их защиты, а также в отношении мер валютного регулирования и валютного контроля. Заниженные по отношению к западным нормы и стандарты (например, по зарплате или расходам предприятий на экологию) могут интерпретироваться конкурентами как демпинговые. Приведение законодательства в соответствие с нормами и правилами ВТО необходимо России не только и не столько в связи с присоединением к этой организации. В этом остро нуждается для своего развития экономика самой России, чтобы бизнес не зависел от решений тех или иных административных органов (принятие блока законов по дебюрократизации экономики, упрощение системы регистрации предприятий, единая стандартизация всех товаров и услуг).
Что касается последствий вступления России в ВТО для конкретных отраслей отечественной промышленности, то они будут разноплановыми : одни из отраслей получат преимущества, другие сильно пострадают (приложение табл.2).
Российская экономика критически зависима от экспорта узкого круга товаров, прежде всего топлива и сырья. Сильна наша зависимость и от импорта, особенно потребительских товаров и технологического оборудования. Машинотехническая и наукоемкая продукция гражданского назначения составляет лишь незначительную часть российского экспорта. Но когда что-то оказывается конкурентоспособным на внешнем рынке, производители сталкиваются с жесткими , зачастую недобросовестными противодействиями иностранных конкурентов. Вступление России в ВТО врядли изменит ситуацию. Россия на данный момент не располагает действенной государственной системой поддержки отечественных производителей и стимулирования промышленного экспорта. Это значительно подрывает конкурентоспособность продукции нашей индустрии. При присоединении к ВТО , партнеры по этой организации меньше всего будут озабочены развитием экономики России и повышением ее конкурентоспособности на мировом рынке. Их задачей, скорее всего, будет получение доступа к дешевым сырьевым ресурсам и продвижение своих товаров и услуг на российский рынок.
В отрасли торговли, прежде всего в крупных городах, где конкуренция иностранного капитала особенно сильна, наблюдается активный процесс укрупнения фирм, рост слияний и поглощений и других форм совместной деятельности. Мнения торговцев относительно вступления страны в ВТО разделяются. Одни опасаются засилия иностранного капитала и требуют от правительства защиты, другие считают, что рынок торговых услуг огромен и на нем места хватит всем. Выигрыш для потребителей от такой экспансии сомнений не вызывает.
Будущие «партнеры» России по ВТО не удовлетворены нашими первоначальными тарифными предложениями и выдвигают более жесткие требования к российским обязательствам. Ключевая группа ВТО (США, ЕС, Канада и Япония) настаивает на снижении ввозных пошлин на самолеты, автомобили и ряд других товаров. Соответствующие отрасли российской промышленности не готовы и не скоро будут готовы к такой открытой конкуренции. В этих условиях до завершения структурных преобразований в экономике Россия вряд ли сумеет воспользоваться выгодами от участия в ВТО, а прямая угроза отечественному товаропроизводителю выглядит вполне реально.
Одним из требований ВТО является пересмотр требований по техническим барьерам, охватывающий Соглашение по техническим барьерам в торговле и Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер.
На сегодняшний момент уже принят целый ряд мер по приведению российского законодательства в соответствие с требованиями ВТО, закрепленными в Соглашении по техническим барьерам в торговле и Соглашении по применению санитарных и фитосанитарных мер. Прежде всего, это касается Федерального Закона «О техническом регулировании» №184-ФЗ от 27.12.2002 года. До его принятия любая продукция, обращающаяся на рынке РФ, должна была соответствовать определенным ГОСТам. ГОСТы – это подведомственные акты, разрабатывающиеся и принимающиеся внутри ведомств независимо от предпринимательского сообщества. Этот закон устанавливает правило, согласно которому все требования к продукции или к процессам производства, связанные с безопасностью человека, животных или экологии, закрепляются на уровне законов РФ. Законы, принимаемые в развитие базового закона, будут называться техническими регламентами, в то время как все ведомственные и подведомственные акты станут носить исключительно рекомендательный характер. . Производители имеют возможность их игнорировать или создавать свои стандарты3, что, безусловно, выгодно предпринимательским кругам. Интересы потребителей в сложившейся ситуации могут серьезно пострадать, так как очень трудно провести грань между качественным товаром и товаром, угрожающим здоровью. Помимо этого, можно предположить, что в результате присоединения РФ к ВТО, за счет упрощения процедур, связанных с доступом иностранных товаров на рынок, произойдет усиление конкуренции со стороны импортной продукции.
Следование нормам многосторонних соглашений ВТО о технических барьерах в торговле, о санитарных и фитосанитарных мерах по торговым аспектам инвестиционных мер (ТРИМС) и по тоговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), привело бы к исчезновению с российского рынка дешевых аналогов (производимых отечественными и восточноевропейскими производителями) дорогих патентованных лекарственных препаратов, а так же открыло бы иностранным компаниям свободный доступ к неиспользованным российским научно-техническим разработкам, выполненным за государственный счет. При существующем в России на настоящий момент положении дел в области
___________________________
3Петров Ю. Присоединение России к ВТО: к оценке последствий и обоснованию стратегии (макроэкономические, структурные и геополитические вопросы) //Российский экономический журнал. – 2002. – №11-12. – С.26.
управления интеллектуальной собственностью, когда инновационные разработки часто не востребованы, когда не хватает специалистов, способных оценить эти разработки, защитить их и запустить в хозяйственный оборот, иностранным компаниям будет довольно легко установить контроль над приглянувшимся российским предприятием. Для этого им будет вполне достаточно оформить права на объекты интеллектуальной собственности предприятия, на применяемые технологии, на оборудование, на продукцию и тем самым, установив контроль над его активами, использовать их в своих интересах.
Положительным моментом в данном случае является, во-первых, то, что упрощение технических, санитарных и фитосанитарных процедур может быть компенсировано более жестким контролем за соблюдением требований законодательства и более жесткими мерами ответственности за их нарушение. Во-вторых, унификация российского подхода к техническим, санитарным и фитосанитарным нормам облегчит условия выхода российских товаров на внешние рынки.
Транспортные услуги занимают значимое место в экономике страны. Россия обладает потенциалом в области морских (речных), авиа-, авто-, железнодорожных перевозок, а также располагает разветвленной сетью трубопроводов, что, в свою очередь, обуславливает необходимость защиты национальных компаний, осуществляющих оказание транспортных услуг. Морской транспорт и авиаперевозки и без вступления в ВТО функционируют в условиях жёсткой международной конкуренции. Что касается водного и автомобильного транспорта, то меры, направленные против зарубежных перевозчиков по территории РФ, будут невыгодны для российской стороны. Потеря транзитных перевозок будет означать упущенную выгоду, удорожание транспортных расходов для российских отправителей и получателей грузов, т.е. негативно скажется на российской экономике.
Наиболее серьезные разногласия между Россией и основными торговыми партнерами – членами ВТО имеются по соглашению о торговле в области гражданской авиации. Согласно ему должны быть устранены все таможенные и другие сборы с импорта авиационной техники гражданского назначения, а также с работ по ее ремонту; госорганам запрещено оказывать давление на национальные компании с целью приобретения ими каких-либо видов самолетов, обеспечивая полную свободу торговли с учетом только чисто коммерческих и технических факторов. Это крайне негативно скажется на отечественной авиапромышленности, если Россия подпишет это соглашение.
Стратегически важной для Российской экономики является сфера телекоммуникации4. Россия привлекает мировой бизнес телекоммуникаций своими нереализованными возможностями. Кроме того, российское законодательство весьма либерально к присутствию иностранных компаний на внутреннем телекоммуникационном рынке. Однако вступление в ВТО напрямую затрагивает интересы национального оператора международной и междугородней связи. На данный момент это ОАО «Ростелеком». Являясь монополистом на рынке дальней связи, он устанавливает завышенные тарифы на свои услуги. Это обусловлено действующей в РФ системой перекрестного субсидирования, когда значительная доля доходов ОАО «Ростелеком» перечисляется региональным отделениям за убытки от местных переговоров. Таким образом, низкие тарифы на местную связь, которые в настоящее время во многих областях ниже себестоимости, компенсируются завышенной оплатой междугородних звонков. По этому выпуск на рынок даже еще одной, сравнимой по размеру компании может губительно сказаться не только на бизнесе ОАО «Ростелеком», всех традиционных операторов местной связи, но и будет способствовать значительному росту тарифов на местную связь .
__________________
4 Портанский А.П. [доклад] //Совершенствование системы регулирования ВЭД в свете присоединения России к ВТО: Материалы научно-практического семинара из серии «Процесс присоединения России к ВТО и проблемы подготовки и переподготовки кадров», 20 мая 2004 г. – М.: ГУУ, 2004. – С.16.
Следующим важнейшим документом в рамках стандартных обязательств по обеспечению выполнения норм многосторонних соглашений ВТО является Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Россия , подписав положения ТРИПС, с одной стороны, получит возможность полноценно защищать свою интеллектуальную собственность на международных рынках, а с другой – будет вынуждена усилить меры по борьбе с интеллектуальным пиратством на своей территории.
Согласно нормам ВТО в отношении участия в торговых соглашениях, зонах свободной торговли, таможенных союзах, к моменту присоединения Российской Федерации следует выйти из всех торговых соглашений (включая бартерные), противоречащих Соглашению об учреждении ВТО. Такой шаг может серьезно усложнить и без того слабые интеграционные процессы на территории СНГ.
Информация о работе Экономические и социальные последствия вступления России в ВТО