Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 19:32, курсовая работа
Цель курсовой работы – всесторонне изучить экономические системы, их типы и модели, особенности, структуру, факторы развитии, механизмы функционирования, положительные и отрицательные черты. Для полного раскрытия темы считаю необходимым обратить внимание на классификацию экономических систем и типы, рассмотреть экономику России на современном этапе.
Введение
Экономическая система - совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определенную целостность, экономическую структуру общества, единство отношений по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.
Вне системного характера экономики не могли бы воспроизводиться (постоянно возобновляться) экономические отношения и институты, не могли бы существовать экономические закономерности, не могло бы сложиться теоретического осмысления экономических явлений и процессов, не могло бы быть скоординированной и эффективной экономической политики.
Экономическая жизнь общества может протекать в различных институциональных формах. Классификация форм деятельности с экономической точки зрения связана с ответом на ряд вопросов. Каждое общество стоит перед проблемой выбора решения следующих вопросов:
1. Что производить? Общество не может произвести все желаемые товары и услуги в неограниченном количестве. Необходимо решать проблему распределения ограниченных ресурсов между необходимыми товарами. Увеличение производства любого товара возможно при сокращении другого.
2. Как производить
необходимые продукты? Один и
тот же продукт может быть
произведен путем разной
3. Для кого производить
продукт? Проблема
В ходе производства, распределения, обмена и потребления благ между участниками этих процессов складываются и постоянно совершенствуются разнообразные по своему содержанию экономические производственные отношения.
Изучение экономической системы является неотъемлемой частью общей экономической теории, ее основой, что и делает данную тему актуальной. Без полного ее понимания невозможно дальнейшее изучение предмета, что и обусловило мой выбор темы теоретической части курсовой работы.
Цель курсовой работы – всесторонне изучить экономические
системы, их типы и модели, особенности,
структуру, факторы развитии, механизмы
функционирования, положительные и отрицательные
черты. Для полного раскрытия темы считаю
необходимым обратить внимание на
классификацию экономических систем и
типы, рассмотреть экономику России на
современном этапе.
Для достижения указанной цели в курсовой
работе решаются следующие задачи:
В первой части курсовой работы изложены основные теоретические сведения о понятии и структуре, типах экономических систем. Во второй части рассматривается модели экономических систем, в третьей части - экономическая система России.
Глава 1. Теоретические основы экономической системы
В процессе хозяйственной деятельности экономические отношения между людьми функционируют как определенная система, включающая объекты и субъекты этих отношений, различные формы связей между ними. По словами В. Леонтьева: "Экономика каждой страны представляет собой большую систему, в которой очень много разных видов деятельности и все они взаимодействуют между собой"1.
Экономическая система - это особым образом упорядоченная система связей между производителями и потребителями материальных и нематериальных благ и услуг. Это означает, что в экономической системе хозяйственная деятельность всегда оказывается организованной, скоординированной тем или иным образом.
Для характеристики любой системы обычно выделяют ее элементы, сущность, структуру.
Основными элементами
экономической системы являются
социально-экономические
Важным свойством
К функциям, которые выполняет экономическая система можно отнести такие:
– создание материальных средств для общества;
– осуществление взаимодействия общества с природой;
–она так же является саморегулирующейся подсистемой социальной жизни, создающей необходимые предпосылки и условия для различных сторон жизни.
С одной стороны, экономическую систему можно рассматривать как открытую систему, так как в ней присутствует, например, обмен мировым опытом, общие закономерности развития производства, происходит смена моделей; а с другой стороны, она представляет собой замкнутую систему, так как она ориентирована прежде всего на воспроизводство данного типа цивилизации, использовать модель, выработанную в одной экономической системе, для другой экономической системы очень сложно2.
Разносторонность
Таким образом, экономическая система – это неотъемлемая часть общества, которая помимо экономических отношений, включает политические, идеологические, социально-культурные, юридические и другие отношения.
В мировой экономической литературе существуют различные подходы к выделению типов экономических систем. Классификация экономических систем зависит от различных критериев. Главными из них являются доминирующая форма собственности, способ координации действий хозяйствующих субъектов, технологический способ производства, способ управления и координации экономической деятельности, соотношение секторов национальной экономики и т.д.
Наиболее популярной классификацией экономических систем является классификация, которая предложена представителями теории постиндустриального общества. Согласно этой теории выделяют доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные экономические системы.
В доиндустриальную эпоху господствовало
натуральное
Характер организации деятельности, масштабы производства были предопределены для человека заранее той локальной группой, к которому данный человек принадлежал. Поэтому производство в доиндустриальную эпоху всегда носило ограниченный, более или менее замкнутый, локальный характер
Место непосредственного производителя и его функция в процессе производства, цель и средства его деятельности, качество и количество выпускаемой продукции определялись не только уровнем развития производительных сил, но и конкретными лицами: либо ассоциацией трудящихся, к которой данный индивид принадлежал (первобытной или крестьянской общиной, ремесленным цехом и т. п.); либо представителями господствующего класса, в личной зависимости, от которых непосредственный производитель находился (будь то рабовладелец или феодал).
Отсутствие общественного разделения труда, замкнутость, изолированность от внешнего мира, удовлетворение всех потребностей за счет собственных ресурсов — вот главные черты доиндустриальной экономики. Для такой экономики преимущественное значение имело качество продуктов, а не их цена, его целью было личное потребление. Технические изобретения и передовые производственнные навыки распространялись крайне медленно. Непосредственные производители опирались на силу традиций.
Личная зависимость охватывала не только отношения непосредственного производителя, но распространялась и на отношения распределения, обмена и потребления. Принадлежность к тому или иному коллективу предопределяла место человека в обществе, отражалась в его образе жизни, масштабах личного богатства. Распределение, обмен и потребление закреплялись традицией, нормам права, морали, а иногда и политическими учреждениями, освящались религией3.
Совершенствование искусственных, созданных человеком орудий труда способствовало преодолению зависимости человека от природы, созданию предпосылок для перехода от естественных производительных сил к общественным. Развитие системы орудий труда, техники позволило человеку увеличить меру власти над внешней природой. Техника выступает как «вторая природа», как природа, преобразованная человеком.
Промышленная революция – качественный скачок в развитии производительных сил, замена естественных прозводительных сил общественными в качестве ведущего и определяющего типа. В процессе перерастания мануфактурного производства в фабричное происходят глубокие изменения в содержании и характере труда. Индустриальный труд вытесняет аграрный, город теснит деревню. Стремительными темпами растет урбанизация населения. Товарно-денежные отношения приобретают всеобщий характер4. Промышленная революция раскрепощает индивида: на смену личной зависимости приходит личная независимость. Она проявляется в том, что присвоение средств производства и жизненных средств не опосредовано в рыночной экономике принадлежностью человека к какому-нибудь коллективу. Каждый товаропроизводитель, хозяйствует на свой страх и риск и сам определяет, что, как и сколько производить, кому, когда и при каких условиях реализовать свою продукцию.
В ходе развития техники просходят изменеия ее элементов, структуры и функций. Углубляется разделение труда, развиваются его специализация (предметная и функциональная), кооперация и комбинирование. Это предъявляет новые требования к формам организации бизнеса, рациональному использованию всех ресурсов, развитию научной организации труда, производства и управления. Создаются предпосылки для перхода от индустриальной экономики к постиндустриальной.
Постиндустриальное
общество - общество, в экономике которого
в результате научно-технической революции
и существенного роста доходов населения
сместился приоритет от преимущественного
производства товаров к производству
услуг, а доминирующим производственным
ресурсом стали информация и знания. То
есть научные разработки становятся главной
движущей силой экономики. Поэтому наиболее
ценными качествами являются уровень
образования, профессионализм, обучаемость
и креативность работника5.
Истоками постиндустриальной
эпохи считают примерно 1960-е гг.,
когда количество служащих в США превысило
количество рабочих.
Отличительные черты постиндустриального общества:
В результате научно-технической революции произошло превращение науки в непосредственную производительную силу, которая стала главным фактором и развития общества, и его самосохранения. Технические разработки становятся все более наукоемкими, теоретические знания приобретают наибольшее значение.
Вместе с этим у человека появляется больше свободного времени, а, следовательно, и возможностей для творчества, самореализации. Однако не стоит думать, что в скором будущем техника окончательно освободит человека от работы. С появлением автоматики производство стало эффективней, и теперь вместо того, чтобы самому крутить ручку станка, человек стоит за пультом и задает программу для сразу нескольких станков. Это вызвало изменения в социальной сфере – для работы на предприятии, где используется автоматика, нужны не рабочие со средним образованием, а менее многочисленные, но квалифицированные специалисты. Отсюда возросший престиж образования и увеличение численности среднего класса.