СОДЕРЖАНИЕ
- История создания международной организации.
- Состав: какие государства, и с какого времени.
- Основной вид деятельности организации.
- Основные источники и документы организации.
- Полномочия организации (чем занимаются).
- Связь с РФ.
- Ваше мнение: есть ли, будущее этой организации (положительные и отрицательные стороны организации)
В научной
литературе существуют разногласия
о том, кто из союзников и в
каком документе первым предложил
создание Организации Объединенных
Наций. Западные ученые таким документом
назвали Атлантическую хартию Рузвельта
и Черчилля от 14 августа 1941 года. Советские
исследователи вполне обоснованно
ссылались на Советско-польскую декларацию
от 4 декабря 1941 года.
Однако,14
августа 1941 г. президент США Франклин
Делано Рузвельт и премьер-министр
Соединенного Королевства Великобритания
Уинстон Черчилль подписали документ,
где обязались “работать вместе
с другими свободными народами, как
в войне, так и в мире". Свод
принципов международного сотрудничества
в поддержании мира и безопасности
получил впоследствии название Атлантической
хартии. Первые контуры ООН были начерчены
на конференции в Вашингтоне на заседаниях,
проходивших в сентябре - октябре 1944 г.,
где США, Соединенное Королевство Великобритания,
СССР и Китай договорились о целях, структуре
и функциях будущей организации.25 апреля
1945 г. делегаты 50 стран собрались в Сан-Франциско
на Совещание Объединенных Наций (название
впервые предложено Рузвельтом) и приняли
Устав, состоящий из 19 глав и 111 статей.24
октября Устав был ратифицирован 5-ю постоянными
членами Совета Безопасности, большинством
подписавших его государств и вступил
в силу. С тех пор 24 октября в международном
календаре называется "Днем ООН".
Важным
этапом на пути создания ООН стала
конференция союзных держав в
Москве в 1943 году. В декларации от 30
октября 1943 года было подписано соглашение
между представителями СССР, США, Великобритании
и Китая, что "они признают необходимость
учреждения в возможно короткий срок всеобщей
международной организации для поддержания
международного мира и безопасности, основанной
на принципе суверенного равенства всех
миролюбивых государств, членами которой
могут быть все такие государства - большие
и малые".
Особенностями
этой организации следует назвать
ярко выраженный политический характер,
проявляющийся в ориентации на вопросы
мира, безопасности, и предельно
широкую компетенцию во всех сферах
межгосударственного сотрудничества.
Эти характеристики не были свойственны
прежним межправительственным организациям.
Дальнейший ход подготовки новой международной
межправительственной структуры хорошо
известен и подробно описан во многих
историко-правовых исследованиях. Важнейшим
этапом в создание ООН обоснованно называют
конференцию в Думбартон-Оксе (1944 г), на
которой были согласованы основные принципы
и параметры механизма деятельности будущей
организации. Крымская конференция в Ялте
в феврале 1945 года, с участием глав трех
правительств - советского, британского
и американского - обсудила предложенный
конференцией в Думбартон-Оксе пакет документов,
дополнив его в ряде пунктов, и приняла
решение о созыве конференции Объединенных
Наций в США в апреле 1945 года. Это решение
реализовалось на конференции в Сан-Франциско,
проходившей с 25 апреля по 26 июня 1945 года
и завершившейся принятием учредительных
документов Организации Объединенных
Наций.24 октября 1945 года после передачи
на хранение пятью постоянными членами
Совета Безопасности и большинством других
государств ратификационных грамот Устав
ООН вошел в силу. Появление новой международной
организации, с созданием которой связывались
ожидания прочного мира, давало надежду
и на развитие сотрудничества всех государств,
в вопросах экономического и социального
развития. Следует отметить, что первоначально
представления об объеме компетенции
новой межправительственной организации
у государств-союзников в значительной
мере не совпадали. Советское правительство
рассматривало ООН в первую очередь как
организацию по поддержанию международного
мира и безопасности, призванную уберечь
человечество от новой мировой войны.
И союзными государствами такая ориентация
рассматривалась как одна из важнейших,
что позволило достаточно бесконфликтно
договориться о создании совета Безопасности
- органа широкой компетенции в вопросах
мира и безопасности. В то же время советский
проект Устава ООН, предложенный в Думбартон-Оксе,
предусматривал, что "организация должна
быть именно организацией безопасности
и к ее компетенции не следует относить
вопросы экономические, социальные и вообще
гуманитарные, для этих вопросов должны
быть созданы специальные, особые организации".
Представители
западных государств с самого начала рассматривали
ООН как организацию широкой компетенцией,
содействующую сотрудничеству государств
в области экономики, социального обеспечения,
науки, культуры и т.д. Иначе говоря, согласно
предложениям союзных государств ООН
должна совместить контроль за интеграцией
государств - членов как в политических,
так и в социально-экономических вопросах.
При этом предусматривалось, что компетенция
Организации в обеих сферах должна быть
равновеликой.
Данное
предложение встретило отпор
ряда государств. Мотивация отказа
от наделения ООН широкими функциями
в сфере экономики была различной
и наиболее полно выразилась в
позициях СССР и Великобритании.
Советские
представители высказывали мнение,
что регулирование экономических
отношений является вопросом сугубо
внутригосударственной компетенции.
Предложения о международно-правовом
регулировании экономических отношений
входят в противоречие с принципами
уважения государственного суверенитета
и невмешательства во внутренние
дела государств.
Великобритания
выразила позицию тех государств,
которые считали, что создание межправительственной
организации в сфере экономики
несовместимо с принципами рыночного
либерализма. В первую очередь неприкосновенности
частной собственности и ограничения
вмешательства во внутренние экономические
связи государств.
Таким образом,
по вопросу компетенции, ООН в
социально-экономической сфере у
государств-учредителей единства не
было. Высказывались два диаметрально
противоположных подхода - о широкой
компетенции Организации в этом
вопросе и о неправомерности
ее полномочий сфере межгосударственного
социально-экономического развития. В
конечном итоге после использования
дипломатических мер было принято
компромиссное решение о наделении,
ООН функцией координации межгосударственного
социально-экономического сотрудничества.
Задачи координации были сформулированы
в общей форме и возложены
на Экономический и Социальный Совет.
В отличие от Совета Безопасности
ЭКОСОС изначально обладал в своей
сфере весьма урезанными полномочиями.
Последнее обстоятельство не позволяло
ООН стать серьезным центром
сотрудничества государств в социально-экономических
вопросах. Данная область международных
отношений отличалась сложностью и включала
поистине необъятное количество межгосударственных
взаимосвязей. По этим причинам координация
экономического межгосударственного
сотрудничества из единого центра представлялась
маловероятной. Более реалистичным был
назван подход с позиции функциональной
децентрализации.
В силу
того, что структурные параметры
самой ООН для этих процессов
оказались узки, потребовалось создание
системы межправительственных институтов,
для которых ООН выступала
координационным центром. В эту
систему вошли существующие и
вновь созданные специализированные
межправительственные организации.
Опыт
Лиги Наций в этом вопросе был
учтен в Уставе ООН, который в
ст.57 и 63 декларировал что, специализированные
межгосударственные учреждения устанавливают
связь с ООН в порядке заключения
специальных соглашений с ЭКОСОС
ООН.
ЭКОСОС ООН создан для
того, чтобы под руководством Генеральной
Ассамблеи осуществлять международное
сотрудничество в экономической и социальной
областях.
(англ. Economic
and Social Council of UN - ECOSOC) - один из шести главных органов Организации Объединенных Наций (ООН).
Состоит из представителей государств - членов ООН. В состав ЭКОСОС (с 1973 г.)
входит 54 государства — членов ООН, избираемых Генеральной Ассамблеей ООН сроком на 3 года таким образом, чтобы ежегодно
переизбиралась 1/3 членов Совета. Нет ограничений на переизбрание: выбывающий
член ЭКОСОС может быть переизбран немедленно.
Каждый член ЭКОСОС имеет один голос. Решения
принимаются большинством голосов присутствующих
и участвующих в голосовании членов ЭКОСОС.
Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН
№ 2847 от 20 декабря 1971 года (A/RES/2847(XXVI)) установила следующий порядок
распределения мест в ЭКОСОС:
14 членов
от государств Африки, 11 - Азии и Океании, 10 - Лат. Америки
и Карибского бассейна, 13 - Зап. Европы
и США и 6 - Вост. Европы.
В сферу деятельности Экономического
и Социального Совета входят:
- Содействие экономическому и социальному прогрессу, в том числе повышению уровня жизни и полной занятости населения;
- Выработка способов разрешения международных проблем в экономической и социальной областях и в области здравоохранения;
- Содействие международному сотрудничеству в сфере культуры и образования;
- Создание условий для всеобщего уважения прав человека и его основных свобод.
Совет уполномочен
созывать специальные заседания по чрезвычайным
ситуациям гуманитарного характера в
случае и по мере необходимости
ЭКОСОС проводит
или организует исследования по вопросам,
входящим в сферу его деятельности,
публикует доклады по этим вопросам.
Он также оказывает содействие в
подготовке и организации проведения
международных конференций по экономическим
и социальным проблемам, способствует
осуществлению решений этих конференций.
Для реализации своих полномочий
в распоряжение Совета выделено более
70 процентов людских и финансовых
ресурсов всей системы ООН.
Основные
задачи Экономического и Социального
Совета вытекают из положений ст. 55
Устава ООН, согласно которым Организация
Объединенных Наций содействует
повышению уровня жизни, полной занятости
населения, экономическому и социальному
прогрессу, разрешению международных
проблем в экономической и
социальной областях, а также в
сфере здравоохранения, культуры и
образования; всеобщему уважению и
соблюдению прав человека и основных
свобод для всех.
ЭКОСОС является
одним из шести основных органов
ООН, статус которого определен главой
X Устава ООН.
В его обязанности
входит организация исследований и
подготовка различного рода докладов
и рекомендаций по широкому Перечню
международных экономических, социальных,
культурных и прочих «сопутствующих»
вопросов. Совет готовит проекты
конвенций для представления
Генеральной Ассамблее ООН, может
созывать международные конференции
по этим вопросам. Являясь основным
координирующим органом в указанной
области, ЭКОСОС согласовывает работу
с другими организациями ООН,
проводит консультации, привлекая в
этих целях неправительственные
организации, специализирующиеся и
заинтересованные в рассматриваемой
проблематике. Его полномочия дают
возможность предоставить консультативный
статус тем из них, в сотрудничестве
с которыми он заинтересован. И этим
правом совет широко пользуется.
О важности
ЭКОСОС в системе органов ООН
свидетельствует хотя бы тот факт,
что на него приходится почти 70% всех
бюджетных ресурсов ООН, а также
личного персонала, не считая даже добровольных
фондов и иных программ. Главные
вопросы ЭКОСОС:
-состояние
мирового экономического и социального
положения и подготовка фундаментальных
обзоров и иных аналитических публикаций;
-состояние
международной торговли;
-проблемы охраны
окружающей среды;
-экономическая
и научно-техническая помощь развивающимся
странам;
-разные аспекты
продовольственной проблемы;
-проблемы социально-экономической
статистики;
-проблемы народонаселения;
-проблемы природных
ресурсов;
-проблемы населенных
пунктов;
-проблемы планирования
и мобилизации финансовых ресурсов;
-роль государственного
и кооперативного секторов в экономике
развивающихся стран;
-региональное
сотрудничество;
-составление
программных социально-экономических
документов;
-разработка
международных стратегий развития ООН,
а также наблюдение за их реализацией
и др.
Место ЭКОСОС
в системе органов ООН иллюстрируется,
например, тем, что именно он принял
решение в начале 70-х годов
об исследовании деятельности ТНК, что
стало началом нового направления
его экономической деятельности,
приведшей к тому, что в структуре
ООН появилась специальная Комиссия
ООН по транснациональным корпорациям,
а также специальное подразделение
в Секретариате ООН по этому вопросу
– Центр ООН по ТНК.
Значительно
обогатились функции ЭКОСОС после
принятия Генеральной Ассамблеей ООН
Декларации и Программы действий
по новому международному экономическому
порядку в 1974 г. С этого времени как сама
проблема, так и стратегические задачи
модернизации международных экономических
отношений на справедливой основе стали
главной сферой работы ЭКОСОС, его органов
и организаций. Совету поручено разрабатывать
многие важные документы, в которых исследуются
экономические тенденции. В частности,
разрабатываются и выдвигаются достаточно
конструктивные предложения о реформе
мировой валютной системы, о программе
«срочных мер» в пользу развивающихся
стран, пострадавших от экономического
кризиса, о путях ликвидации их задолженности
Западу, о проблеме международной задолженности
развивающихся стран в целом. Не случайно
в рамках диалога «Север-Юг» западные
страны сочли необходимым пойти по этому
вопросу на определенные уступки. Здесь
роль совета значительна.
С начала 90-х
годов ЭКОСОС стал уделять больше
внимания странам Восточной Европы,
бывшим республикам СССР – новым
государствам СНГ, Балтии, отдельным
новым государствам, издавать исследования
по их проблематике.
Вспомогательные
органы ЭКОСОС
В рамках ЭКОСОС
в системе ООН действуют различные
межправительственные постоянные и
функциональные комиссии и комитеты:
Статистическая комиссия, Комиссия по
народонаселению, Комиссия по правам человека,
Комиссия по положению женщин, Комитет
по неправительственным организациям
и др. Они объединены под общим
названием «вспомогательные органы
ЭКОСОС». Совет координирует также
деятельность таких межправительственных
органов, как Комитет по науке
и технике, Комиссия по населенным пунктам,
Всемирный продовольственный совет,
Комитет по новым и возобновляемым
источникам энергии. Помимо них в
системе ЭКОСОС создано множество
экспертных и консультативных органов,
действующих на индивидуальной основе.
Все эти органы готовят доклады
и разрабатывают рекомендации для представления
в Совет и Генеральную Ассамблею ООН.
ЭКОСОС (Экономический
и социальный совет ООН) наделен
следующими функциями и полномочиями: