Экономический кризис

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 17:45, курсовая работа

Краткое описание

Экономические кризисы можно подразделить на две основные группы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС 5
1.Определение и классификация 5
2.История и хронология возникновения мировых экономических кризисов 7
3.Длинные волны и технологические уклады 8

Глава 2. СОВРЕМЕННЫЙ МИРОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС 15

2.1. Единая мера стоимости 15

2.2. Современный мировой экономический кризис 17

2.3. Структурные кризисы и структурная перестройка в экономике 19

2.4. Пути решения проблемы современного экономического кризиса 23

Глава 3. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС В РОССИИ 28

3.1. Особенности экономического кризиса в России в 90-х годах 28

3.2. Особенности экономического кризиса 2008 года в России 32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по экономике.docx

— 113.94 Кб (Скачать файл)

     Основными причинами всемирного  финансового  кризиса являются, во-первых, особенности  вывоза  капитала и, прежде всего, портфельных  инвестиций (вложений в ценные  бумаги корпораций и государства)  и его противоречия. Особенности  этого процесса обусловлены неравномерностью  экономического развития стран  в рамках мирового хозяйства,  засильем ТНК. Так, в конце  90-х гг. общий объем вывоза капитала  составлял около 5, а прямые  инвестиции ТНК превышали 3 триллиона  дол. Поскольку ТНК срослись  с транснациональными банками  (ТНБ) и сформировали транснациональный  финансовый капитал (ТФК), который  при поддержке самых могущественных  стран мира осуществляет эксплуатацию  слаборазвитых стран и вследствие  этого получает транснациональную  (наивысшую) прибыль, последняя  является относительно избыточным  свободным капиталом. На его  основе возникает национальная  скачкообразная форма межгосударственного  перелива капитала, персонификатор которой — транснациональная государственная и надгосударственная олигархия. Ее цель — экономическое и политическое господство над миром.

     Вследствие  неравномерности вывоза  такой формы  капитала и  действия закона неравномерного  экономического развития, в определенных  регионах мирового хозяйства  возникают более благоприятные  условия для его экспансии.  При этом рождаются и развиваются  противоречия между ТФК и национальными  народнохозяйственными комплексами.  Если в отдельном регионе мирового  хозяйства масса и норма транснациональной  прибыли уменьшается, то ТФК  вывозится в форме портфельных  инвестиций в более прибыльные  регионы, что обусловливает   возникновение в предыдущих регионах  финансового кризиса, началом  которого служит массовая продажа  нерезидентами ценных бумаг местных  корпораций. Такая продажа осуществляется за местную национальную валюту, которая обменивается на СКВ и вывозится за границу. Этот процесс сопровождается массовым изъятием из коммерческих банков зарубежными вкладчиками своих валютных депозитов и порождает огромный кумулятивный спрос на СКВ.

     На  мировых валютных рынках  осуществляется огромное количество  операций. Во второй половине 90-х  гг. объемы контрактов с валютой  ежедневно достигали около 1,3 триллиона дол. Поскольку немалая  доля этих операций носит чисто  спекулятивный характер, это усиливает  нестабильность финансовых курсов, что в свою очередь, способствует  увеличению объемов спекулятивных  финансовых операций. Проведение  таких операций стимулирует существующая  валютная система, которая ликвидировала  фиксацию рыночных курсов валют  в рамках не более 1 % от золотых  или долларовых паритетов и  допустила выбор режима свободных  курсов.

     Несовершенство мировой валютной системы, ее противоречия, — третья причиной мирового финансового кризиса. 

2.3. Структурные кризисы и структурная перестройка в    экономике 

     Другой разновидностью экономических  кризисов являются структурные   кризисы. Фаза спада и кризиса   в больших циклах исторически   сопровождается глубокими циклическими  кризисами. Для них характерна длительная стагнация в традиционно важных отраслях и секторах производства, затяжные нарушения в кредитно-денежной и валютной сферах, финансах, международной торговле, существующих формах организации и регулирования экономики.

     Перечисленные явления принято  считать составными частями одного  общего структурного кризиса  экономики. Подобный кризис свидетельствует  о том, что дальнейшее расширение  деловой активности темпами, превышающими  исторически сложившиеся  средние  темпы роста, невозможно без  коренной ломки отраслевой структуры  производства, межотраслевых и технологических  связей, господствующих форм организации  экономики и методов рыночного  и государственного регулирования.

     Таким образом, структурные кризисы  вызываются тем, что возможности  старой экономической структуры  в целом не соответствуют запросам  новой техники и технологии, она  не готова к изменениям. Инертность  старой структуры затягивает  перестройку, делая выход из  кризиса более продолжительным  и болезненным. В это время  общие темпы роста резко падают, ведя к застою общественного  производства, нарушается нормальное  функционирование денежной сферы,  ухудшаются общие условия хозяйствования.

     Структурный кризис преодолевается, когда прежняя  структура экономика  начинает уступать место новым  отраслям, формам организации и  регулирования.

     За  свою историю капитализм  пережил  несколько структурных  кризисов, при этом каждый из  них вызывал  коренную перестройку  в соответствии с достигнутым  уровнем производительных сил.

     Примером  современных структурных  кризисов могут служить кризисы  в 70-х г.г. XX в. Они охватили, прежде всего, группу отраслей топливно-энергетического комплекса (энергетический кризис) и энергоемких отраслей (автомобильная, сталелитейная и др.). В глубочайшем кризисном состоянии оказались угольная, металлургическая (черная металлургия), судостроительная, автомобильная, резиновая, текстильная и некоторые другие отрасли. Структурные кризисы расширялись от базовых, добывающих отраслей до отраслей оборонной промышленности. Так, топливно-энергетический кризис 1973-1975 г.г., который сопровождался резким ростом цен на энергоносители, повлиял прежде всего на энергоемкую автомобильную промышленность, вынудил ее перейти на энергосберегающие технологии. Одновременно резко сократилось производство в других энергоемких отраслях, произошло значительное обесценивание основного капитала. В США во время кризиса 1980—1982 гг. в целом по промышленности использовалось около 65% производственных мощностей, а в сталелитейной промышленности — менее 30 %. В таких же пределах в 1974—1975 гг. в странах Запада использовались производственные мощности черной металлургии, что было обусловлено значительным сокращение спроса на металл со стороны ряда потребляющих его отраслей, заменой его пластмассами и другими более ресурсосберегающими материалами.

     Структурные кризисы сопровождаются  перенакоплением  основного капитала, резким продолжительным  сокращением  производства и соответствующей   технологической и структурной   безработицей, усилением миграции  рабочей  силы, обесцениванием  ее предыдущей квалификации, нарушением  соответствия между основными  элементами производительных сил  (средствами и предметами труда,  средствами производства и работниками  и др.), а также между составными  частями технологического способа  производства. Эти продолжительные  нарушения, в свою очередь,  обусловливают структурные сдвиги  в рамках отдельных форм собственности  и между ними, изменение соотношения  между рыночными рычагами саморегулирования  экономики и государственным  регулированием, внутри каждого  из типов регулирования. Если  структурные кризисы охватывают  несколько или многие страны  одновременно, то необходимо использовать  или усилить надгосударственное  регулирование в отдельных сферах.

     В частности, энергетический кризис  начала 70-х г.г. вынудил нефтедобывающие страны ОПЕК повысить цены на энергоносители в 4 раза только на протяжении 1973 г. Это вызвало продолжительный энергетический кризис во многих развитых странах и заставило их усилить координацию своих действий. При этом каждая из стран разработала комплекс мер по преодолению структурных кризисов. Так, в Японии в 1978 г. был принят чрезвычайный социальный закон сроком на 5 лет о развитии 14 отраслей, которые затронул структурный кризис. В этих отраслях было демонтировано около 20 % оборудования. Государство стимулировало процесс структурной перестройки через предоставление налоговых льгот, льготных кредитов, прямые бюджетные ассигнования, политику протекционизма и т. п. В 1983 г. в Японии был принят новый вариант закона на последующие 5 лет, который предусматривал комплекс мер по структурной перестройке многих отраслей экономики. В ФРГ государственная политика преодоления структурного кризиса в угольной промышленности включала меры по стимулированию процесса концентрации производства, предоставлению премий за закрытие шахт, оплате вынужденных отпусков работников, выделению льготных кредитов, осуществлению переподготовки кадров, созданию новых рабочих мест и т. п. Энергетический кризис в развитых странах мира был преодолен только в середине 80-х г.г.

     Преодоление структурных кризисов  усложняется  процессом углубления  экономического кризиса, необходимостью  увеличения расходов разных субъектов  хозяйствования на природоохранные  цели. Так, в черной металлургии,  нефтеперерабатывающей  и некоторых  других отраслях промышленности  от 10 до 20 % капиталовложений идет  на охрану окружающей среды.

     Структурная перестройка экономики  в развитых странах мира способствовала  переходу к энерго-, материало- и трудосберегающим технологиям.

     В целом структурная перестройка  означала переход к автоматизированному  производству. В основе его лежит широкое использование ЭВМ, станков с числовым программным управлением, промышленных роботов, гибких производственных систем, формирование работника нового типа, модификация приоритетных целей развития общества и др. В США, например, в первой половине 80-х гг. в 2,3 раза возрос объем продажи компьютеров, в 2 раза — численность станков с ЧПУ, с 22 до 170 тыс. увеличилось количество промышленных роботов.

     Формы проявления структурных  кризисов —  региональные кризисы,  то есть продолжительное  отставание  в развитии отдельных  территорий, их низкая интегрированность   в национальную экономическую  систему, недостаточное развитие  социальной сферы и др. 

2.4. Пути решения проблемы  современного  экономического кризиса 

     Антициклическое регулирование экономики — это сознательные и целенаправленные действия государства и, частично, могущественных корпораций и наднациональных органов на промышленный цикл с целью уменьшения глубины циклических кризисов, стабилизации хозяйственной конъюнктуры и темпов экономического роста. Важнейшая роль в этом регулировании принадлежит государству.

     В основе антициклического регулирования лежит антикризисное регулирование. Теоретически обосновал необходимость антикризисного регулирования Дж. Кейнс.

     После второй мировой войны  в большинстве  развитых стран  мира были расширены  антикризисные  меры государства, а также дополнены  определенными антициклическими средствами в отношении смягчения циклических колебаний. В частности, антикризисные меры были расширены за счет увеличения государственных закупок товаров и услуг, стимулирования жилищного строительства (государство страхует и гарантирует получение кредитов на жилищное строительство, регулирует сроки погашения кредитов, размер процента и т. д.), проведения политики ускоренной амортизации, предоставления налоговых скидок при установлении нового оборудования, снижения налогов на прибыль корпораций и др. Обобщающим показателем влияния государства на экономический цикл является доля государственных расходов в ВВП и, прежде всего, государственные закупки товаров и услуг. В середине 90-х г.г. доля государственных расходов в ВВП составляла в Японии около 35%, а в Швеции — более 70 %.

     Особенности антициклического регулирования в значительной мере обусловлены доминированием в экономике монополий. Э.Чемберлин  вполне убедительно доказал, что даже при отсутствии соглашений (устных или письменных) цены на олигополистическом рынке выше, чем на конкурентном, а объем производства ниже. Э.Чемберлин и другие западные ученые справедливо указывали на отсутствие гибкости цен, их подвижности в сравнении с периодом свободной конкуренции. Если раньше цены во время экономического кризиса резко понижались, то в условиях господства коллективных монополий они остаются неизменными или даже растут. Это обусловлено тем, что олигополии сокращают объемы производства с целью недопущения перепроизводства товаров и снижения цен.

     Этой  негативной тенденции может  противостоять  только деятельность  государства по стимулированию  денежного спроса с  помощью  соответствующей денежно-кредитной   политики. Этот метод активно  использовался  в послевоенный  период и способствовал сокращению  глубины и продолжительности  экономических кризисов. Темпы увеличения  денежной массы, как правило,  были более высокими, чем их  рекомендовали монетаристы. Вместе с тем, значительное увеличение денежной массы, наряду с действием других факторов, например, резким повышением цен на нефть в период энергетического кризиса, привело в конце 60-х — в начале 70-х г.г. к усилению инфляционных тенденций, и темпы роста цен в середине 70-х г.г. составляли более 10 %.

     Учитывая  это, в 80-х г.г. правительство начало ограничивать темпы роста денежной массы, проводить политику «дорогих денег». Средством достижения этой цели стало осуществление жесткой кредитно-денежной политики. В частности, в период высокой экономической активности государство значительно повышает норму процента, что вызывает подорожание кредита. Во время депрессии и кризиса государство увеличивает резервную норму (нормативы обязательных отчислений коммерческих банков в резервы), снижает ставку процента и удешевляет кредит. Это обусловлено тем, что установленная центральным государственным банком норма процента влияет на его размер, по которому банки предоставляют кредит своим клиентам. Коммерческие банки в США приблизительно 20 % своих активов обязаны хранить в виде кассового резерва в Центральном банке. Поэтому расширение кредитов зависит от величины прироста банковских пассивов, а коммерческий процент, по которому банки предоставляют кредит клиентам, — от учетной ставки процента (которая является нижней границей эффективности предоставления кредитов федеральной резервной системой). В ФРГ Федеральный банк устанавливает для каждого кредитного института лимиты переучтенных векселей, что ограничивает объемы кредитов под учет векселей, предоставляемых каждому банку. Это, в свою очередь, влияет на объем денежной массы.

Информация о работе Экономический кризис