Основными причинами всемирного
финансового кризиса являются,
во-первых, особенности вывоза
капитала и, прежде всего, портфельных
инвестиций (вложений в ценные
бумаги корпораций и государства)
и его противоречия. Особенности
этого процесса обусловлены неравномерностью
экономического развития стран
в рамках мирового хозяйства,
засильем ТНК. Так, в конце
90-х гг. общий объем вывоза капитала
составлял около 5, а прямые
инвестиции ТНК превышали 3 триллиона
дол. Поскольку ТНК срослись
с транснациональными банками
(ТНБ) и сформировали транснациональный
финансовый капитал (ТФК), который
при поддержке самых могущественных
стран мира осуществляет эксплуатацию
слаборазвитых стран и вследствие
этого получает транснациональную
(наивысшую) прибыль, последняя
является относительно избыточным
свободным капиталом. На его
основе возникает национальная
скачкообразная форма межгосударственного
перелива капитала, персонификатор
которой — транснациональная государственная
и надгосударственная олигархия. Ее цель
— экономическое и политическое господство
над миром.
Вследствие неравномерности вывоза
такой формы капитала и
действия закона неравномерного
экономического развития, в определенных
регионах мирового хозяйства
возникают более благоприятные
условия для его экспансии.
При этом рождаются и развиваются
противоречия между ТФК и национальными
народнохозяйственными комплексами.
Если в отдельном регионе мирового
хозяйства масса и норма транснациональной
прибыли уменьшается, то ТФК
вывозится в форме портфельных
инвестиций в более прибыльные
регионы, что обусловливает
возникновение в предыдущих регионах
финансового кризиса, началом
которого служит массовая продажа
нерезидентами ценных бумаг местных
корпораций. Такая продажа осуществляется
за местную национальную валюту, которая
обменивается на СКВ и вывозится за границу.
Этот процесс сопровождается массовым
изъятием из коммерческих банков зарубежными
вкладчиками своих валютных депозитов
и порождает огромный кумулятивный спрос
на СКВ.
На мировых валютных рынках
осуществляется огромное количество
операций. Во второй половине 90-х
гг. объемы контрактов с валютой
ежедневно достигали около 1,3
триллиона дол. Поскольку немалая
доля этих операций носит чисто
спекулятивный характер, это усиливает
нестабильность финансовых курсов,
что в свою очередь, способствует
увеличению объемов спекулятивных
финансовых операций. Проведение
таких операций стимулирует существующая
валютная система, которая ликвидировала
фиксацию рыночных курсов валют
в рамках не более 1 % от золотых
или долларовых паритетов и
допустила выбор режима свободных
курсов.
Несовершенство мировой валютной системы,
ее противоречия, — третья причиной мирового
финансового кризиса.
2.3.
Структурные кризисы
и структурная перестройка
в экономике
Другой разновидностью экономических
кризисов являются структурные
кризисы. Фаза спада и кризиса
в больших циклах исторически
сопровождается глубокими циклическими
кризисами. Для них характерна длительная
стагнация в традиционно важных отраслях
и секторах производства, затяжные нарушения
в кредитно-денежной и валютной сферах,
финансах, международной торговле, существующих
формах организации и регулирования экономики.
Перечисленные явления принято
считать составными частями одного
общего структурного кризиса
экономики. Подобный кризис свидетельствует
о том, что дальнейшее расширение
деловой активности темпами, превышающими
исторически сложившиеся средние
темпы роста, невозможно без
коренной ломки отраслевой структуры
производства, межотраслевых и технологических
связей, господствующих форм организации
экономики и методов рыночного
и государственного регулирования.
Таким образом, структурные кризисы
вызываются тем, что возможности
старой экономической структуры
в целом не соответствуют запросам
новой техники и технологии, она
не готова к изменениям. Инертность
старой структуры затягивает
перестройку, делая выход из
кризиса более продолжительным
и болезненным. В это время
общие темпы роста резко падают,
ведя к застою общественного
производства, нарушается нормальное
функционирование денежной сферы,
ухудшаются общие условия хозяйствования.
Структурный кризис преодолевается,
когда прежняя структура экономика
начинает уступать место новым
отраслям, формам организации и
регулирования.
За свою историю капитализм
пережил несколько структурных
кризисов, при этом каждый из
них вызывал коренную перестройку
в соответствии с достигнутым
уровнем производительных сил.
Примером современных структурных
кризисов могут служить кризисы
в 70-х г.г. XX в. Они охватили, прежде
всего, группу отраслей топливно-энергетического
комплекса (энергетический кризис) и энергоемких
отраслей (автомобильная, сталелитейная
и др.). В глубочайшем кризисном состоянии
оказались угольная, металлургическая
(черная металлургия), судостроительная,
автомобильная, резиновая, текстильная
и некоторые другие отрасли. Структурные
кризисы расширялись от базовых, добывающих
отраслей до отраслей оборонной промышленности.
Так, топливно-энергетический кризис 1973-1975
г.г., который сопровождался резким ростом
цен на энергоносители, повлиял прежде
всего на энергоемкую автомобильную промышленность,
вынудил ее перейти на энергосберегающие
технологии. Одновременно резко сократилось
производство в других энергоемких отраслях,
произошло значительное обесценивание
основного капитала. В США во время кризиса
1980—1982 гг. в целом по промышленности использовалось
около 65% производственных мощностей,
а в сталелитейной промышленности — менее
30 %. В таких же пределах в 1974—1975 гг. в странах
Запада использовались производственные
мощности черной металлургии, что было
обусловлено значительным сокращение
спроса на металл со стороны ряда потребляющих
его отраслей, заменой его пластмассами
и другими более ресурсосберегающими
материалами.
Структурные кризисы сопровождаются
перенакоплением основного капитала,
резким продолжительным сокращением
производства и соответствующей
технологической и структурной
безработицей, усилением миграции
рабочей силы, обесцениванием
ее предыдущей квалификации, нарушением
соответствия между основными
элементами производительных сил
(средствами и предметами труда,
средствами производства и работниками
и др.), а также между составными
частями технологического способа
производства. Эти продолжительные
нарушения, в свою очередь,
обусловливают структурные сдвиги
в рамках отдельных форм собственности
и между ними, изменение соотношения
между рыночными рычагами саморегулирования
экономики и государственным
регулированием, внутри каждого
из типов регулирования. Если
структурные кризисы охватывают
несколько или многие страны
одновременно, то необходимо использовать
или усилить надгосударственное
регулирование в отдельных сферах.
В частности, энергетический кризис
начала 70-х г.г. вынудил нефтедобывающие
страны ОПЕК повысить цены на энергоносители
в 4 раза только на протяжении 1973 г. Это
вызвало продолжительный энергетический
кризис во многих развитых странах и заставило
их усилить координацию своих действий.
При этом каждая из стран разработала
комплекс мер по преодолению структурных
кризисов. Так, в Японии в 1978 г. был принят
чрезвычайный социальный закон сроком
на 5 лет о развитии 14 отраслей, которые
затронул структурный кризис. В этих отраслях
было демонтировано около 20 % оборудования.
Государство стимулировало процесс структурной
перестройки через предоставление налоговых
льгот, льготных кредитов, прямые бюджетные
ассигнования, политику протекционизма
и т. п. В 1983 г. в Японии был принят новый
вариант закона на последующие 5 лет, который
предусматривал комплекс мер по структурной
перестройке многих отраслей экономики.
В ФРГ государственная политика преодоления
структурного кризиса в угольной промышленности
включала меры по стимулированию процесса
концентрации производства, предоставлению
премий за закрытие шахт, оплате вынужденных
отпусков работников, выделению льготных
кредитов, осуществлению переподготовки
кадров, созданию новых рабочих мест и
т. п. Энергетический кризис в развитых
странах мира был преодолен только в середине
80-х г.г.
Преодоление структурных кризисов
усложняется процессом углубления
экономического кризиса, необходимостью
увеличения расходов разных субъектов
хозяйствования на природоохранные
цели. Так, в черной металлургии,
нефтеперерабатывающей и некоторых
других отраслях промышленности
от 10 до 20 % капиталовложений идет
на охрану окружающей среды.
Структурная перестройка экономики
в развитых странах мира способствовала
переходу к энерго-, материало- и
трудосберегающим технологиям.
В целом структурная перестройка
означала переход к автоматизированному
производству. В основе его лежит широкое
использование ЭВМ, станков с числовым
программным управлением, промышленных
роботов, гибких производственных систем,
формирование работника нового типа, модификация
приоритетных целей развития общества
и др. В США, например, в первой половине
80-х гг. в 2,3 раза возрос объем продажи компьютеров,
в 2 раза — численность станков с ЧПУ, с
22 до 170 тыс. увеличилось количество промышленных
роботов.
Формы проявления структурных
кризисов — региональные кризисы,
то есть продолжительное отставание
в развитии отдельных территорий,
их низкая интегрированность
в национальную экономическую
систему, недостаточное развитие
социальной сферы и др.
2.4.
Пути решения проблемы
современного экономического
кризиса
Антициклическое регулирование экономики
— это сознательные и целенаправленные
действия государства и, частично, могущественных
корпораций и наднациональных органов
на промышленный цикл с целью уменьшения
глубины циклических кризисов, стабилизации
хозяйственной конъюнктуры и темпов экономического
роста. Важнейшая роль в этом регулировании
принадлежит государству.
В основе антициклического регулирования
лежит антикризисное регулирование. Теоретически
обосновал необходимость антикризисного
регулирования Дж. Кейнс.
После второй мировой войны
в большинстве развитых стран
мира были расширены антикризисные
меры государства, а также дополнены
определенными антициклическими средствами
в отношении смягчения циклических колебаний.
В частности, антикризисные меры были
расширены за счет увеличения государственных
закупок товаров и услуг, стимулирования
жилищного строительства (государство
страхует и гарантирует получение кредитов
на жилищное строительство, регулирует
сроки погашения кредитов, размер процента
и т. д.), проведения политики ускоренной
амортизации, предоставления налоговых
скидок при установлении нового оборудования,
снижения налогов на прибыль корпораций
и др. Обобщающим показателем влияния
государства на экономический цикл является
доля государственных расходов в ВВП и,
прежде всего, государственные закупки
товаров и услуг. В середине 90-х г.г. доля
государственных расходов в ВВП составляла
в Японии около 35%, а в Швеции — более 70
%.
Особенности антициклического регулирования
в значительной мере обусловлены доминированием
в экономике монополий. Э.Чемберлин
вполне убедительно доказал, что даже
при отсутствии соглашений (устных или
письменных) цены на олигополистическом
рынке выше, чем на конкурентном, а объем
производства ниже. Э.Чемберлин и другие
западные ученые справедливо указывали
на отсутствие гибкости цен, их подвижности
в сравнении с периодом свободной конкуренции.
Если раньше цены во время экономического
кризиса резко понижались, то в условиях
господства коллективных монополий они
остаются неизменными или даже растут.
Это обусловлено тем, что олигополии сокращают
объемы производства с целью недопущения
перепроизводства товаров и снижения
цен.
Этой негативной тенденции может
противостоять только деятельность
государства по стимулированию
денежного спроса с помощью
соответствующей денежно-кредитной
политики. Этот метод активно
использовался в послевоенный
период и способствовал сокращению
глубины и продолжительности
экономических кризисов. Темпы увеличения
денежной массы, как правило,
были более высокими, чем их
рекомендовали монетаристы. Вместе
с тем, значительное увеличение денежной
массы, наряду с действием других факторов,
например, резким повышением цен на нефть
в период энергетического кризиса, привело
в конце 60-х — в начале 70-х г.г. к усилению
инфляционных тенденций, и темпы роста
цен в середине 70-х г.г. составляли более
10 %.
Учитывая это, в 80-х г.г. правительство
начало ограничивать темпы роста денежной
массы, проводить политику «дорогих денег».
Средством достижения этой цели стало
осуществление жесткой кредитно-денежной
политики. В частности, в период высокой
экономической активности государство
значительно повышает норму процента,
что вызывает подорожание кредита. Во
время депрессии и кризиса государство
увеличивает резервную норму (нормативы
обязательных отчислений коммерческих
банков в резервы), снижает ставку процента
и удешевляет кредит. Это обусловлено
тем, что установленная центральным государственным
банком норма процента влияет на его размер,
по которому банки предоставляют кредит
своим клиентам. Коммерческие банки в
США приблизительно 20 % своих активов обязаны
хранить в виде кассового резерва в Центральном
банке. Поэтому расширение кредитов зависит
от величины прироста банковских пассивов,
а коммерческий процент, по которому банки
предоставляют кредит клиентам, — от учетной
ставки процента (которая является нижней
границей эффективности предоставления
кредитов федеральной резервной системой).
В ФРГ Федеральный банк устанавливает
для каждого кредитного института лимиты
переучтенных векселей, что ограничивает
объемы кредитов под учет векселей, предоставляемых
каждому банку. Это, в свою очередь, влияет
на объем денежной массы.