Спад европейской экономики
в 2012 году, безусловно, оказал значительное
воздействие на состояние экономики развивающихся
стран (в том числе и России), существенная
часть экспорта которых ориентирована
на Европейский союз.
Во многих мировых экономиках
наблюдается тенденция медленного
роста ВВП, в этом плане Российская
экономика действует по тому же сценарию
(Таблица 5).
Таблица 5. Развитие мировой
экономики, в долл. США
Если же в целом проследить
уровень роста макроэкономических
показателей России (Таблица 6), то оправившись
от последствий мирового кризиса, Российская
экономика с каждым годом ускоряет
темпы своего роста.
Таблица 6. Динамика основных
макроэкономических показателей России
(в % к 2009 году)
Если обратиться к рейтингам,
которые публикуются в российских
СМИ, то Россия с одной стороны
очень богатая страна. Об этом свидетельствует
и территория нашей страны и ведущие
места, которые мы занимаем в мировых
рейтингах. Так у нас 1-е и 2-е
места по запускам в космос спутников
и космических кораблей, по экспорту
стали и первичного алюминия (за
пределы страны вывозится 70% метала),
по лесным запасам (800000га, что составляет
45 % территории страны и около 24 % мировых
запасов), по добыче и продаже за
рубеж нефти (добываем 9,4 млн. барр/сутки,
экспортируем 7 млн. барр/сутки), по разведанным
запасам серебра (10,5% от мировых), олова,
цинка, титана и тяжелых руд, по потреблению
растворимого кофе (50000 тонн в год), по
разведанным запасам (32% мировых
запасов) и экспорту природного газа, по
запасам минтая, крабов, осетровых, по
запасам леса (но вырубленные леса практически
не восстанавливаются: за 15 лет площади
ежегодных посадок сократились в 5 раз),
по физическому объему экспорта и запасам
алмазов (60% мировых запасов). По количеству
миллиардеров и числу богатых семей (561
домохозяйство в РФ имеет доход выше 100
млн. долл. в год).
С другой стороны, если сравнивать
доходы 10% самых богатых и самых
бедных людей, то разница составляет
17 раз (это слишком большой разрыв,
как известно, нищета может воспроизводить
только нищету со всеми известными
последствиями), в развитых странах
это разрыв – 4-7 раз.
Леса у нас действительно
много, но вырубленные леса практически
не восстанавливаются, за 15 лет площадь
ежегодных посадок сократились
в 5 раз.
Мы занимаем первые места
по количеству курящих подростков и
по употреблению табака на душу населения
(ежегодно от болезней, вызванных курением,
умирает до 500 тыс. россиян), по числу
смертей от сердечнососудистых заболеваний.
По количеству онкологических больных
на душу населения (70% больных из-за
поздней диагностики погибают в
первый год после обнаружения
заболевания), по числу самоубийств
подростков среди стран Европы (из
каждых 100 тыс. российских подростков 35
мальчиков и 8 девочек кончают
жизнь самоубийством), по числу детей-сирот
(из 40 млн. детей более 700 тыс. – сироты),
по количеству авиакатастроф (у нас
аварии самолетов случаются в 13 раз
чаще, чем в остальных странах
мира). Зато у нас 155-е место по
продолжительности жизни (в среднем
россияне живут около 67 лет, причем
мужчины сильно отстают от женщин,
едва доживая до 60 лет).
Закончилась 18-летняя история
вступления России в ВТО. По итогам
18-летних переговоров российскому правительству
удалось отстоять большинство позиций,
заявленных им в качестве приоритетных,
включая:
- сохранение режима промышленной сборки автомобилей до июля 2018 г.,
- запрет на открытие филиалов иностранных банков;
- 9-летний мораторий на открытие филиалов иностранных страховых компаний;
- сохранение существующего режима льгот для ОЭЗ в Калининградской и Магаданской областях до апреля 2016 г.;
- установление разрешенных масштабов поддержки сельского хозяйства на уровне выше фактического (со снижением с 9 до 4 млрд. долл. к 2018 г.);
- сохранение режима тарифного квотирования импорта свинины (до конца 2019 г.), говядины и мяса птицы (бессрочно).
Отражение в экономической
политике необходимости движения России
по пути модернизации, внедрения инноваций,
формирования экономики знаний невозможно
без оценки научно-технического потенциала.
К сожалению, в России инновационной
деятельностью занимаются лишь 4-5% отечественных
предприятий, а в Германии, США, Франции
и Японии – от 70 до 82%.
По данным Института международных
экономических и политических исследований
РАН:
- среди 49 стран, производящих
94% валового продукта мировой
экономики, по «индексу технологий»
Россия занимает последнее место;
- за последние 10 лет
уровень изобретательской активности
в стране снизился на 90%;
- современного оборудования
для проведения экспериментов
нет.
Приборостроение практически
уничтожено. На сегодняшний день доля
отечественной техники на рынке
Российской Федерации не превышает
20%.
Известно, что в недалеком
прошлом в деле разработки и внедрения
передовых технологий решающую роль
играли предприятия военно-промышленного
комплекса, чьи разработки попадали
и в гражданские отрасли производства.
Сегодня дело обстоит так:
- 30 % организаций военно-промышленного
комплекса «имеют признаки банкротства»;
- 50 % предприятий «относятся
к потенциальным банкротам».
Как свидетельствуют данные
Всемирного банка, по суммарному показателю
конкурентоспособности экономики (380
показателей, включая уровень развития
НИОКР) Россия занимала в 1994 году место
в четвертой десятке из 180 стран
мира. За последние 20 лет наша страна
переместилась во вторую сотню.
Нынешняя ситуация в отечественной
науке создает угрозу национальной
безопасности России. У ведущих стран
Запада расходы на НИОКР составляют
2-3% ВВП, с том числе у США
– 2,7%, а у таких стран как
Япония, Швеция, Израиль, достигает 3,5 –
4,5% ВВП. У России – примерно 1% ВВП.
Процент инновационных предприятий
(по данным Росстата - 9,4%) в России гораздо
ниже, чем у государств ЕЭС: Эстония –
47%, Германия – 73%, Греция – 35%, Бельгия,
Дания, Ирландия, Австрия – около 60 %. Сегодня
российским «ноу-хау» принадлежит лишь
0,2-0,3% мирового рынка наукоемкой продукции,
в то время как доля США составляет 36%,
Японии – 30% и Германии – 18%.
На протяжении уже 20 лет
инвестиции в культуру, образование
и науку в России почти самые
низкие в мире. А коррупция и
криминализация – самые высокие.
К сожалению, крупный российский
бизнес не мотивирован на созидательную
деятельность, на реализацию общественного
интереса, вкладывать средства в развитие
новой техники, современных технологий,
материалов, рост производительности
и улучшения условий труда
и т.д. он не очень желает. Проще
купить за рубежом готовое предприятие,
линию и т.д.
Государство практически
самоустранилось от воздействия
на экономику (хотя формально доля государства
оценивается в 40%). С одной стороны,
собственность госкомпаний фактически
приватизирована топ-менеджментом
(если исходить из того, что экономической
формой реализации собственности является
присвоение доходов, а доходы, как
известно, немалые), с другой стороны,
регулирующая функция (налоги, цены, субсидии
и т.д.) не приносят должного эффекта.
До тех пор пока прибыль позволительно
выводить в виде дивидендов и расходовать
не на производственные нужды (яхты, клубы,
драгоценности и т.д.) инвестиций
и инноваций не будет. К тому же,
отток капитала из страны за 9 месяцев
2011 года составил 49,3 млрд. долл., а за
весь 2010 год около 38 млрд.долл. Следовало
бы разрешить по существующей шкале
налогообложения в дивиденды
переводить 1-3% прибыли, если в дивиденды
направляется больше 3% прибыли, то облагать
налогом вплоть до 90%. Это в определенной
степени стимулировало бы возврат
средств в производственный процесс,
что позволит и обновлять производство,
и модернизировать его, и использовать
новые технологии, новые материалы,
новые инструменты, и улучшать условия
труда и т.д. Необходимо, наконец-то
решиться на изменение налогообложения
доходов физических лиц, богатые
должны платить больше, не отказываться
и от введения налога на сверхприбыль.
Как показывает опыт развитых стран,
там нормальная бизнес-деятельность
обеспечивает рентабельность 5-7%, у
нас иногда, если доходность меньше
100%, то предпринимателю эта сфера
не интересна. Уменьшение количества посредников
посредством установления предельной
нормы рентабельности при продвижении
продукта от производителя до потребителя
(скажем 25%) будет препятствовать повышению
цен. Есть сомнения в отношении налога
на добавленную стоимость, и предложение
о замене его налогом с продаж
(5-10%) в определенной степени обосновано,
по крайней мере, процедура взимания
его будет более прозрачной, а
значит, фактические потери для бюджета
будут минимальны или отсутствовать
вовсе. Много нареканий вызывает
ФЗ 94, если не изменить его положение,
касающееся заказов на оборудование,
материалы и т.д. научными и образовательными
учреждениями, то трудно ожидать заметного
увеличения результативности инновационной
деятельности. Борьба с инфляцией, которая
ведется у нас на протяжении 20
лет, наталкивается на постоянное увеличение
цен на энергоносители. Прежде чем
превратиться в конечный продукт
от добычи полезных ископаемых до поступления
в продажу, изделие проходит порядка
13-16 стадий (отраслей) и рост цен на
первой стадии сказывается на увеличении
цены на прилавках магазинов. А предприятия
в свою очередь, испытывающие потребность
в финансовых ресурсах, могут получить
их в банках только под высокие
проценты.
Около 80% крупнейших российских
компаний зарегистрировано в оффшорах,
что подрывает экономическую
безопасность страны (в США порядка
3% компаний оперируют оффшорами), необходимо
кардинальным образом изменить закон,
регламентирующий данную деятельность.
Все это составляющие экономической
политики, которые должны быть тщательно
проработаны, взвешены и воплотиться
в решения, и следует учитывать,
что, чем сложнее экономика, тем
сильнее взаимозависимость хозяйствующих
субъектов, и тем менее должно
быть позволительно проявление интереса
собственника.
Заключение
На первый взгляд, экономические
показатели России довольно устойчивы.
На фоне замедления темпов роста мировой
экономики и продолжающейся рецессии
в еврозоне в 2012 г. Россия продемонстрировала
уверенный экономический рост, благодаря
устойчивому росту потребления.
Темпы роста экономики России
были выше, чем в Бразилии, Южной
Корее и Турции — два года назад
такое трудно было представить.
Достижения России не
ограничивались экономическим ростом:
- В 2012 г., благодаря значительному профициту торгового баланса, профицит счета текущих операций оставался на высоком уровне.
- Отток капитала сократился, что позволило Банку России пополнить валютные резервы.
- Бюджет был сбалансирован, и правительство стало пополнять резервный фонд, средства которого были в значительной мере израсходованы во время кризиса. В то время как в развитых экономиках средний уровень государственного долга превышает 110% ВВП, в России этот показатель составляет не более 10% ВВП.
- В январе 2012 г. уровень безработицы снизился до 5,4%, что является рекордно низким значением за последние двадцать лет, в то время как заработная плата росла уверенными темпами.
Однако при более детальном
изучении можно обнаружить слабые моменты:
- Темпы экономического роста составляют лишь половину от того уровня, который был достигнут в течение десяти лет предшествовавших кризису 2008 г. В начале 2013 г. — впервые с 2009 г. — был отмечен спад промышленного производства.
- Инвестиции в основной капитал, по-прежнему, опираются на государственное финансирование, а приток прямых иностранных инвестиций незначителен. Инфляция ускорилась во второй половине 2012 г. и, как ожидается, останется на высоком уровне в начале 2013 г., что будет негативно сказываться на потреблении.
- Кроме того, позиции России в глобальных экономических рейтингах находятся в состоянии стагнации. Если оценивать размер российской экономики в текущих долларах США, то Россия переместилась в рейтинге с 18-го места в 2000 г. на 8-е в 2008 г., и осталась на этой позиции в 2012 г.
- Ожидается, что низкая безработица, рост заработной платы и снижение уровня инфляции приведут к сокращению численности бедного населения с 16,9 млн. человек в 2012 г. до 15,9 млн. человек в 2014 г.
- Доля вакансий продолжала увеличиваться. Поскольку число тех, кто ищет работу, уменьшилось, у предприятий возникают трудности с заполнением вакансий. Доля вакантных рабочих мест в общем числе рабочих мест неуклонно возрастала, достигнув к концу 2012 года почти 2,2% (в начале 2011 года она составляла 1,6%). Доля вакансий особенно высока в финансовом и транспортном секторах, а также в секторе связи и энергетике.
- Ожидается, что к 2014 г. темпы роста в России опять будут ниже, чем в Бразилии, Южной Корее и Турции.
Для оживления и модернизации
экономики и ослабления ее зависимости
от природных ресурсов экономическая
политика должна быть направлена на решение
двух непростых задач. России необходимо
повысить эффективность макроэкономической
политики для того, чтобы обеспечить
экономическую стабильность с
учетом уязвимых факторов внутреннего
и внешнего характера. Это подразумевает
решение трех приоритетных задач: соблюдение
консервативных планов бюджетных расходов
и накопление сверхдоходов от нефти;
ориентация денежно-кредитной политики
на обеспечение низкого уровня инфляции
в целях сдерживания инфляционных
ожиданий; укрепление банковского надзора
и принятие дополнительных мер для
снижения рисков, связанных с потребительским
кредитованием.
Кроме того, России необходимо
ускорить структурные реформы для
повышения потенциала экономического
роста. Для оживления роста необходимо,
в том числе, сократить участие
государства в экономике и
улучшить инвестиционный климат, решить
проблемы, связанные со старением
и сокращением населения, а также
усовершенствовать систему государственного
управления за счет повышения прозрачности,
оптимизации регулирования и
повышения эффективности борьбы
с коррупцией.
Учитывая, что в глобализирующемся
мире происходит не ослабление, а усиление
проблемы неравномерности развития
разных стран и регионов. Россия,
существенно запаздывающая в
процессах модернизации материального
производства, должна отказаться от роли
только поставщика сырья на мировой
рынок, преодолеть зависимость от импорта
продукции обрабатывающих отраслей.
Традиционно сильная роль госрегулирования
в России может создать необходимый
протекционистский фон для постепенного
преодоления этих тенденций, для
широкого использования всех возможностей
информационных технологий, что является
условием успешной адаптации экономики
к новому витку научно-технической
революции.