Экономический рост

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 11:02, курсовая работа

Краткое описание

Характер и динамика экономического развития страны являются предметом самого пристального внимания экономистов и политиков. От того, какие процессы происходят в динамике и уровне развития, какие при этом происходят структурные изменения в национальной экономике, зависит очень многое в жизни страны и ее перспективах. Это и обозначает актуальность данной темы.
Основными показателями экономического роста являются общий объем валового национального продукта (валового внутреннего продукта) и ВВП на душу населения. Экономический рост имеет цикличный характер. Это является неотъемлемой частью развития экономики.
Реализация стратегии экономического роста возможна только на пути расширенного воспроизводства, при регулярном наращивании производительности труда, технического перевооружения производства, повышении занятости населения, заработной платы, совокупного конечного спроса и, как следствие этого, - уровня жизни населения.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………..3
1.Понятие, факторы и типы экономического роста………………………………5
1.1 Понятие и показатели экономического роста………………………………….5
1.2 Факторы и типы экономического роста, его значение и издержки…………..7
2. Модели и механизм экономического роста……………………………………15
2.1 Модели экономического роста………………………………………………...15
2.2 Механизм экономического роста……………………………………………...19
3. Особенности экономического роста в России…………………………………24
3.1 Динамика экономического роста в России…………………………………...24
3.2 Социальные аспекты и их влияние на экономический рост………………...35
3.3 Национальные проекты как фактор экономического роста…………………40
Заключение …………………………………………………………………………45
Список использованной литературы……………………………………………...47

Вложенные файлы: 1 файл

теория экономического роста и экономическая динамика россии.doc

— 469.00 Кб (Скачать файл)

В период экономического кризиса и связанной с ним депопуляции населения (в 90-е годы прошлого столетия) наша страна по показателям экономической мощи и экономического развития оказалась отброшенной назад на 15-20 лет, её доля в мировом производстве резко сократилась. В настоящее время остра необходимость в проведении правильной демографической политики.

На начало 2011г. численность  населения Российской Федерации  составляла 142,9 млн.человек и уменьшилась  за 2010г. на 48,3 тыс.человек, или на 0,03%. Подробнее см. рис. 2

Рис. 29

 

Средний возраст жителей страны составляет 38,9 лет (в 2009 г. – 38,8 лет), мужчин соответственно 36,2 лет (36,1), женщин – 41,2 год (41,1). Средний возраст населения свыше 40 лет отмечается в 28 субъектах Российской Федерации, самый высокий он в регионах Европейской части России: в Тульской, Рязанской, Тамбовской, Воронежской, Псковской, Тверской, Пензенской, гг. Санкт-Петербурге и Москве – 42,2 – 41,1 года.

Каждый пятый житель России (30,7 млн. человек на 1 января 2010г.) – в пенсионном возрасте. Численность  детей и подростков до 16 лет на 7,9 млн. человек, или на 25,6% меньше, чем лиц старше трудоспособного возраста. Перевес людей старшего возраста имеет место в 62 субъектах Российской Федерации, наибольший: в Тульской области и г. Санкт-Петербурге - в 2 раза, Рязанской и Воронежской областях – в 1,9 раза, Тамбовской, Ленинградской, Ивановской, Пензенской, Псковской, Ярославской областях, г.Москве – в 1,8 раза.

Численность населения  в трудоспособном возрасте, по сравнению  с началом 2009 г. снизилась на 0,9 млн. или на 1,0% (в 2008 году на 0,4 млн. или 0,5%) и составила к началу 2010г. 88,4 млн. человек.

Сегодня на фоне низкой рождаемости  наблюдается высокая смертность. Негативная демографическая ситуация в стране характеризуется показателем  смертности детей первого года жизни. В России он в 2-4 раза выше, чем в развитых странах. Почти 2/3 общего повышения смертности приходится на население трудоспособного возраста, особенно на мужчин. Основными причинами роста смертности в России специалисты считают ухудшение качества жизни, снижение доступности медицинской и лекарственной помощи, повышение уровня криминализации в обществе, рост числа дорожно-транспортных происшествий и т.п.

В качестве особого демографического фактора, также оказывающего влияние  на динамику экономического роста, необходимо отметить плотность населения страны(рис.3).

Рис. 3

 

Известно, Россия - самая  крупная по размерам территории страна в мире. Это её плюс и одновременно минус. Ей принадлежит 1/8 часть территории земного шара. Считается, что Россия обладает пятой частью (21%) мировых запасов ресурсов, это больше, чем удельный вес её территории (12.6%) - в этом состоит её плюс. Негативная сторона же касается того, что вплоть до ХХI века большая часть территории страны оставалась мало освоенной и слабо заселенной. Для этого имеются определенные исторические предпосылки.

Большое влияние на экономический рост оказывает безработица. Если уровень безработицы выше естественного уровня, то это может вызвать серьезные экономические издержки. Главной характеристикой безработицы является невыпущенная продукция, которая возникает, когда экономика не в состоянии создать достаточное количество мест для всех желающих. При длительной безработице работник теряет квалификацию, а получение новой и адаптация к новым условиям часто протекают для него болезненно. То есть безработица ведет к прямому падению ранее достигнутого уровня жизни.

По данным на март 2011 года в России насчитывалось более 5 млн  человек безработных, заявил Владимир Путин. Это по-прежнему много, заметил глава правительства, но позитивная динамика по сравнению с данными на 2009 год есть.(см. рис.4)

Рис. 410

 

 

Ситуация на рынке  труда в 2010 г. по сравнению с 2009 г., когда  заметно ухудшились основные параметры рынка труда, начала улучшаться (табл. 5):

•  увеличилась численность  занятых в экономике на фоне небольшого снижения численности  экономически  активного населения, что привело  к росту доли  занятых в численности  экономически активного населения  на 1 п.п. – с 91,7 до 92,6%;

•  с 6,3 млн до 5,6 млн чел. сократилась численность безработных, рассчитанная по методологии МОТ, в результате чего уровень безработицы снизился с 8,4 до 7,5%;

•  начала снижаться  – с 2,1 до 1,9 млн чел. – резко  выросшая в 2009 г. зарегистрированная безработица. В 2010  г. уровень  зарегистрированной безработицы  в  средне-месячном исчислении составил 2,5%.

 

 

 

Таблица. 5

Динамика численности  экономически активного населения  в 2007-2010 г.г. , млн.чел., в среднем за месяц.

 

Экономически активное население

В том числе

Зарегистрированные безработные

занятые

безработные

2007

75,1

70,5

4,6

1,6

2008

75,8

71

4,8

1,4

2009

75,7

69,4

6,3

2,1

2010

75,4

69,8

5,6

1,9


 

3.3 Национальные проекты как фактор экономического роста

 

5 сентября 2005 года Президент  Российской Федерации Владимир Путин объявил о старте четырёх приоритетных национальных проектов: "Образование", "Здоровье", "Доступное жилье" и "Развитие агропромышленного комплекса". По мнению главы государства, "во-первых, именно эти сферы определяют качество жизни людей и социальное самочувствие общества. И, во-вторых, в конечном счете решение именно этих вопросов прямо влияет на демографическую ситуацию в стране и, что крайне важно, создает необходимые стартовые условия для развития так называемого человеческого капитала".

                             Национальный проект «развитие АПК»

В 2008 году был дан старт  реализации 5-летней Государственной  программе развития сельского хозяйства  и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 – 2012 годы, основанной на принципах государственного - частного партнёрства.

Сегодня уже можно  дать первые оценки того, как реализуется  программа, что уже достигнуто и  с какими проблемами приходится сталкиваться.

На финансирование Госпрограммы в 2010 году были направлены средства федерального бюджета в объеме 107,3 млрд. рублей. За счет средств региональных бюджетов направлено 36,2 млрд. руб.

По предварительным  данным Росстата, индекс производства продукции сельского хозяйства  в сопоставимых ценах в 2010 г. составил 88,1% к уровню 2009 года. Обеспечен прирост продукции животноводства на 2,6%.

За 2010 год в результате реализации комплексных мер государственной  поддержки производство скота и  птицы на убой в живом весе во всех категориях хозяйств составило 10,5 млн. тонн, что на 5,2% или на 515,7 тыс. тонн больше уровня 2009 года и на 4,0% выше целевого индикатора. За этот период в сельхозпредприятиях производство скота и птицы на убой в живом весе возросло на 10,9%, в крестьянских (фермерских) хозяйствах - на 6,0%.

Производство яиц в  хозяйствах всех категорий составило 40,6 млрд. штук или 102,9% к уровню 2009 года.

Производство молока во всех категориях хозяйств за 2010 год  – 32 млн. тонн, что на 2,1% меньше уровня 2009 года.

Валовой сбор зерна в  чистом весе, по данным Росстата, составил 60,9 млн. тонн, снижение относительно 2009 года – 37,7%.

Хотелось бы отметить, что в сельском хозяйстве экономический рост продолжается десятый год подряд и все положительные тенденции, заложенные приоритетным национальным проектом «Развитие АПК», сохраняются.

Одновременно, долгосрочным приоритетом государственной политики должно стать значительное повышение  качества жизни сельского населения, что создаст условия для существенного  улучшения демографической ситуации в сельской местности и в стране в целом, а также обеспечит поддержание экономической активности на обширных сельских территориях.

                               Национальный проект «здоровье»

Основными целями проекта  являются:

-Укрепление здоровья  граждан

-Повышение доступности и качества медицинской помощи

-Развитие первичной  медицинской помощи

-Возрождение профилактического  направления в здравоохранении

-Обеспечение населения  высокотехнологичной медицинской  помощью

В ходе реализации приоритетного  национального проекта «Здоровье»  в состоянии здоровья населения наметился ряд положительных тенденций. В2009  году смертность в России снизилась на 65,4 тыс. человек по сравнению с 2008 годом. В целом, с 2005-2009г.г. смертность снизилась на 293,4 тыс. человек.. Число родившихся увеличилось с 2005-2009 г.г. на 274,3 тыс. человек. Но естественный прирост продолжает оставаться отрицательным и на 2009 год составлял -248,8 тыс. человек. Несмотря на благие намерения кураторов национального проекта, существенно изменить ситуацию в здравоохранении не удалось. Некоторые эксперты называют нацпроект «Здоровье» провальным.

На поставленном оборудовании оказалось некому работать, расходные  материалы быстро закончились, да и  качество самого оборудования оставляет  желать лучшего.

                            Национальный проект «образование»

Сегодня связь между  современным, качественным образованием и перспективой построения гражданского общества, эффективной экономики  и безопасного государства очевидна. Для страны, которая ориентируется  на инновационный путь развития, жизненно важно дать системе образования стимул к движению вперед – это и есть первоочередная задача приоритетного национального проекта «Образование».

 «Сегодня новое качество образования обеспечивается почти в 250 инновационных учреждениях начального и среднего профобразования и 58 вузах, – рассказал министр. – Ежегодный выпуск из этих учебных заведений рабочих и специалистов с современными квалификациями достигает 150 тыс. человек по таким постоянно востребованным направлениям, как сельское хозяйство, судо- и авиастроение, эксплуатация зданий и сооружений, приборостроение и автоматизация технологических процессов, медицина».

Андрей Фурсенко сообщил, что работа по поддержке профессионального  образования будет продолжена.

По его словам, за три года этой работы оснащенность школ современным оборудованием и автотранспортом возросла в 4–5 раз.

Также достигнуты следующие  результаты:

1)Около 800 тыс. классных  руководителей выплачено вознаграждение  за воспитательную работу 

2)Организованы 2 федеральных университета - Южный федеральный университет и Сибирский федеральный университет, продолжены работы по созданию бизнес-школ мирового уровня.

3) Подключено к сети  Интернет свыше 52 тыс. общеобразовательных  учреждений;

4) Открыто 24 учебных  центра начального профессионального образования для военнослужащих срочной службы;

                        Национальный проект «доступное жилье»

Благодаря проведенным  в 1991–2005 годах реформам в жилищной сфере мы окончательно ушли от планово-административных методов строительства, и сейчас старые методы и подходы не работают. Поэтому нет нужды вспоминать прошлое – надо думать о будущем и создавать жизнеспособные и эффективные механизмы решения жилищных проблем. Причем изобретать велосипед вовсе не требуется: во многих странах такой механизм давно работает. Это – сформированный рынок жилья.

Важные предпосылки  для его создания есть и в современной  России. В предыдущие годы в стране была разработана основная правовая база, принят пакет законов, направленных на формирование жилищного рынка. Уже к 2004 году доля помещений, находящихся в частной собственности, увеличилась с 33 до 73,5%. На сегодняшний день более 90% строительных организаций являются частными компаниями; успешно развивается ипотечное жилищное кредитование и появляются новые инструменты для улучшения жилищных условий.

По данным социологических  опросов, к началу реализации национального  проекта жилищная проблема стояла перед 61% российских семей. Общая потребность  населения России в жилье составляла 1570 млн кв. м, и, чтобы удовлетворить ее, жилищный фонд надо было увеличивать на 46,1%.

На сегодняшний день 12,4% семей в состоянии приобрести жилье самостоятельно или с помощью  заемных средств, однако даже ограниченный платежеспособный спрос превышает  предложение на рынке жилья, что приводит к постоянному росту цен. Развитию жилищного строительства препятствует сложная процедура выделения земельных участков и слабое развитие инженерной инфраструктуры. Огромной проблемой остается высокий уровень износа коммунальных сетей (53% от общего количества аварий в ЖКХ происходит из-за их ветхости).

Сами собой эти проблемы не решатся. Для обеспечения достойной  жизни граждан от государства  необходимы колоссальные усилия и средства. Оно  должно увеличить темпы жилищного строительства, предложить возможность приобретения доступного жилья молодежи, выполнить обязательства перед льготниками, ветеранами и инвалидами и совершенствовать существующую законодательную базу.

Информация о работе Экономический рост