Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 12:57, реферат
Экономический рост есть увеличение объема создаваемых полезностей а, следовательно, есть повышение жизненного уровня населения. Сам по себе экономический рост противоречив. Так, можно добиться увеличения производства и потребления, материальных благ за счет ухудшения их качества, за счет экономии на очистных сооружениях и ухудшения условий жизни, добиться временного роста производства можно и за счет хищнической эксплуатации ресурсов. Такой рост или неустойчив или вообще лишен смысла. Поэтому экономический рост имеет смысл тогда, когда он сочетается с социальной стабильностью. Такой рост предполагает достижение ряда сбалансированных целей: увеличения продолжительности жизни, снижения заболеваемости и травматизма; повышения уровня образования и культуры; более полного удовлетворения потребностей и рационализации потребления; социальной стабильности и уверенности в своем будущем; преодоления нищеты, достижения максимальной занятости; защиты окружающей среды и повышения экологической безопасности; снижения преступности.
Ведение 3
1. Экономический рост и его измерение. 3
1.1 Понятие экономического роста 3
1.2. Показатели динамики экономического роста 4
1.3.Основные модели экономического роста. 5
1.4.Факторы экономического роста. 8
1.5. Типы экономического роста 9
2. Государственное регулирование экономического роста. 9
2.1 Государственное регулирование экономического роста. 9
2.2 Фискальная политика государства 10
2.3. Дискреционная фискальная политика 11
2.4. Недискреционная, фискальная политики 12
3. Условия стабильности экономического роста. 14
3.1 Условия стабильности экономического роста 14
Заключение 18
Список используемой литературы 19
Если гарантированный темп роста ниже естественного, то фактический темп может превысить гарантированный, поскольку существующий избыток трудовых ресурсов дает возможность увеличить инвестиции. Экономическая система будет переживать бум. Фактический темп роста может быть также равен гарантированному и тогда экономика будет развиваться в условиях динамического равновесия, вполне удовлетворяющих предпринимателей, но при наличии вынужденной безработицы. Идеальное развитие экономической системы достигается при равенстве гарантированного, естественного и фактического темпов роста в условиях полной занятости ресурсов.
Но поскольку всякое отклонение инвестиций от условий гарантированного темпа как известно выводит систему из равновесия и сопровождается все более увеличивающимся расхождением между спросом и предложением, динамическое равновесие в модели Харрода также оказываются неустойчивым.
Часто обе модели объединяют в одну модель Харрода - Домара. Обе модели приводят к выводу, что при данных технических условиях производства темп экономического роста определяется величиной предельной склонности к сбережению, а динамическое равновесие может существовать в условиях не полной занятости.
Ограниченность данных моделей заданно уже предпосылками их анализа. Например, используемая в них производственная функция Леонтьева характеризуется отсутствием и взаимозаменяемости факторов производства - труда и капитала, что в современных условиях не всегда соответствует действительности.
Модели Харрода и Домара неплохо описывали реальные процессы экономического роста 1920 - 1950 гг., но для более поздних наблюдений (1950 - 1970 гг.) наиболее успешно использовалась неоклассическая модель Р. Солоу.
В условиях экстенсивного роста изменение соотношения между его факторами происходит сравнительно равномерно и достижение максимума производства продукции ставится в за-висимость главным образом от состояния экономических ре-сурсов, особенно от сочетания затрат труда и капитала, и лишь в определенной степени от научно-технического прогресса.
Государство играет значительную роль в регулировании экономического роста и следует рассмотреть какие меры государственного регулирования наилучшем образом могут стимулировать этот процесс.
1. Кейнсианцы рассматривают
2. В противоположность
3. Экономисты разных
При всей многочисленности и сложности возможных методов стимулирования экономического роста большинство экономистов едины в том, что увеличение темпов экономического роста является весьма непростой задачей, - капиталоемкость и склонность к сбережениям нелегко поддаются мерам регулирования.
Фискальная (лат. fiscalis -- казенный) политика -- со-вокупность финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных доходов и расхо-дов. Она значительно видоизменяется в зависимости от поставленных стратегических задач, как. например, антикризисное регулирование, обеспечение высокой занятости, борьба с инфляцией.
Современная фискальная политика определяет основные направле-ния использования финансовых ресурсов государства, методы финан-сирования и главные источники пополнения казны. В зависимости от конкретно-исторических условий в отдельных странах такая политика имеет свои особенности. Вместе с тем в странах Запада используется общий набор мер. Он включает прямые и косвенные финансовые мето-ды регулирования экономики.
К прямым относятся способы бюджетного регулирования. Средст-вами государственного бюджета финансируются: а) затраты на расши-ренное воспроизводство; 6) непроизводительные расходы государст-ва; и) развитие инфраструктуры, научных исследований и т.п.: г) проведение структурной политики; е) содержание военно-промышленно-го комплекса и т.п.
С помощью косвенных методов государство воздействует на финан-совые возможности производителей товаров и услуг и на размеры потре-бительского спроса. Важную роль здесь играет система налогообложе-ния. Изменяя ставки налогов на различные виды доходов, предоставляя налоговые льготы, снижая необлагаемый минимум доходов и т.п., госу-дарство стремится добиться возможно более устойчивых темпов эконо-мического роста и избежать резких взлетов и падений производства.
К числу важных косвенных методов, содействующих накоплению капитала, относится политика ускоренной амортизации. По существу, государство освобождает предпринимателей от уплаты налогов с части прибыли, искусственно перераспределяемой в амортизационный фонд. Так, в ФРГ в начале 70-х годов по ряду отраслей промышленности на амортизацию разрешалось списывать до 20--30% стоимости основного капитала в год. В Великобритании в первый год введения в эксплуата-цию нового оборудования можно было отчислять в фонд амортизации 50% стоимости новых орудий производства.
Однако в этих случаях амортизация списывается в размерах, зна-чительно превышающих действительный износ основного капитала, вследствие чего повышаются цены на производимую с помощью этого оборудования продукцию. Если ускоренная амортизация расширяет финансовые возможности бизнесменов, то одновременно она ухудша-ет условия реализации продукции и сокращает покупательную способ-ность населения.
В зависимости от характера использования прямых и косвенных финансовых методов различают два вида фискальной политики госу-дарства: а) дискреционную и б) недискреционную.
Дискреционная (лат. discrecio -- действующий по своему усмотре-нию) политика означает следующее. Государство сознательно регули-рует свои расходы и налогообложение в целях улучшения экономичес-кого положения страны. При этом правительство учитывает следующие проверенные на практике функциональные зависимости между финан-совыми переменными величинами.
Первая зависимость: рост государственных расходов увеличивает совокупный спрос (потребление и инвестиции). Вследствие этого воз-растает выпуск продукции и занятость трудоспособного населения. Важно учесть, что государственные расходы влияют на совокупный спрос так же, как и инвестиции (действуют как мультипликатор инвес-тиций, который разработал Дж. Кейнс): мультипликатор государст-венных расходов МG показывает, насколько возрастает валовой нацио-нальный продукт ВНП в результате увеличения этих расходов G:
ВНП=G MG
Естественно, что при уменьшении государственных затрат G сокращается объем ВНП.
Другая функциональная зависимость показывает, что увеличение суммы налогов уменьшает личный располагаемый доход домашних хозяйств. В этом случае сокращаются спрос и объем выпуска продукции и занятость рабочей силы. И наоборот: снижение налогов ведет к возрастанию покупательских расходов, выпуска продукции и занятости.
Изменение налогообложения дает мультипликационный эффект. Между тем мультипликатор налогов меньше мультипликаторов инвестиций и государственных расходов. Дело в том, что каждая единица прироста инвестиций (и государственных расходов) прямо воздейству-ет на увеличение объема ВНП. При уменьшении же налогов растет располагаемый доход, однако, часть его идет на потребление, а оставшаяся доля расходуется на сбережения.
Указанные функциональные зависимости используются в дискреционной политике государства для воздействия на экономический цикл. Разумеется, эта политика различается на разных фазах цикла.
Например, при кризисе проводится политика экономического роста. В интересах роста ВНП увеличиваются государственные расходы, снижаются налоги, причем рост расходов сочетается с уменьшением налогов так, чтобы мультипликационный эффект государственных затрат был больше мультипликатора налогов. Итогом является уменьшение спада производства.
Когда происходит инфляционный рост производства (подъем, вы-званный избыточным спросом), правительство проводит политику сдер-живания деловой активности -- сокращает государственные расходы, увеличивает налоги. Эти меры сочетаются таким образом, чтобы мультипликационный эффект уменьшения расходов был больше, чем мультипликатор роста налогов. В результате снижается совокупный спрос и соответственно уменьшается объем ВНП.
Второй вид фискальной политики -- недискреционная, или политика автоматических (встроенных) стабилизаторов. Автоматический стабилизатор -- экономический механизм, который без содействия государства устраняет неблагоприятное положение на разных фазах дело-вого цикла. Основными встроенными стабилизаторами являются нало-говые поступления и социальные выплаты, осуществляемые государством.