Эластичность. Олигополия.Национальный доход. Эффект мультипликатора. Валютный курс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 17:13, реферат

Краткое описание

Для определения «скорости изменения» спроса и предложения товаров на рынке экономистами введено понятие «эластичность».
Концепция эластичности впервые была введена в экономическую науку Альфредом Маршаллом (1842–1924).
Под эластичностью следует понимать процент изменения величины одной переменной в результате изменения на одну единицу величины другой переменной. Таким образом, эластичность показывает, на сколько процентов изменится одна переменная экономическая величина при изменении другой на один процент.

Содержание

1.Эластичность 3
2.Олигополия 4
3.Национальный доход 14
4.Эффект мультипликатора 19
5.Валютный курс 20
Список использованных источников 23

Вложенные файлы: 1 файл

ekonomika.docx

— 41.99 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

1.Эластичность            3

2.Олигополия           4

3.Национальный доход         14

4.Эффект мультипликатора         19

5.Валютный курс         20

Список использованных источников       23

 

 

 

1.Эластичность

 

Для определения «скорости изменения» спроса и предложения товаров  на рынке экономистами введено понятие  «эластичность».

Концепция эластичности впервые была введена в экономическую науку  Альфредом Маршаллом (1842–1924).

Под эластичностью следует понимать процент изменения величины одной переменной в результате изменения на одну единицу величины другой переменной. Таким образом, эластичность показывает, на сколько процентов изменится одна переменная экономическая величина при изменении другой на один процент.

Способность потребления и спроса изменяться в определенных рамках под  влиянием экономических факторов носит  название эластичности потребления и спроса. Эластичность спроса и предложения необходима для составления проектов экономического развития и экономических прогнозов.

Без этого сейчас не функционирует  ни одна рыночная (смешанная) экономическая  система.

Под эластичностью спроса следует понимать степень изменения спроса в ответ на изменение цен.

Под эластичностью предложения следует понимать относительные изменения цен товаров и их количества, предлагаемых к продаже.

 

 

 

 

 

2.Олигополия

 

Мы уже знаем, как действуют  фирмы при совершенной конкуренции  и монополии. Назначая цену или выбирая  объем выпуска, они учитывают  только реакцию потребителей и собственные  производственные возможности. Таким  образом, задача максимизации прибыли  фирмы на этих рынках включает в  себя ограничения кривых средних  и предельных издержек и кривой спроса.

Рынок олигополии характеризуется  тем, что на нем действует несколько  конкурирующих производителей со значительными  рыночными долями продаж, так что  изменения в цене и объеме выпуска  отдельной фирмы могут повлиять на прибыли соперников. Поэтому производственные решения олигополистической фирмы  зависят не только от реакции потребителей, но и от реакции конкурентов и  их стратегического поведения. Существование  такой олигополистической взаимосвязи  требует, чтобы каждая фирма тщательно  проанализировала и оценила последствия  собственных решений и возможных  действий конкурирующих фирм и с  учетом этого выбрала цену и объем  выпуска.

Единой модели олигополии не существует. Разработан ряд моделей, описывающих  поведение фирмы в конкретных ситуациях. Каждая модель основывается на определенных предположениях отдельной  фирмы относительно поведения соперников и их реакции на выбранную ею стратегию.

Я рассмотрю следующие модели: дуополию Курно, игру двух лиц с противоположными интересами, модель доминирующей на рынке  фирмы, картель. Как будет показано ниже, результаты по выбору цен и  объемов производства отражают промежуточное  положение между совершенной  конкуренцией и монополией, которое  занимает олигополия. Все модели подтверждают тот факт, что олигополистическая конкуренция приводит к уменьшению прибылей, а сговор и сотрудничество увеличивают прибыли. В погоне за прибылью фирмы, с одной стороны, могут вступить в ожесточенное противоборство ("ценовую войну"), снижая цены в целях захвата рынка. Подрезая цены друг друга до уровня средних издержек, в конечном счете фирмы получают нулевую экономическую прибыль. С другой стороны, фирмы могут максимально увеличить свои доходы путем повышения цен и заключения соглашения о дележе рынка, т.е. вступая в картель. Таким образом, фирмам выгодно открыто или тайно согласовывать цены и объемы выпуска, но в силу конкуренции картели характеризуются внутренней нестабильностью.

В заключение отмечу, что ни одна модель не дает убедительного ответа на вопрос о том, каково взаимодействие фирм на олигопольном рынке. Прежде чем использовать ту или иную модель, необходимо тщательно  проанализировать конкретную ситуацию, соотношение цены и предельных издержек, концентрацию в отраслях и другие важные обстоятельства, определяющие поведение фирм.

Модель дуополии Курно. Начнем рассмотрение формальных теорий олигополии с дуополии Курно. Пусть две фирмы имеют одинаковую технологию и производят однородную продукцию. Каждая фирма должна определить объем выпускаемой продукции, причем решения принимаются одновременно.

Суть модели Курно состоит в  том, что каждая фирма, принимая решение  о выпуске продукции, считает  объем производства конкурента неизменным и исходит из данной величины. Каждая фирма считает, что она может  повлиять на цену, изменяя собственный  выпуск. Таким образом, в модели Курно  взаимодействие фирм осуществляется через  выбор объемов производства при  фиксированной цене.

Равновесие по Курно. Обе фирмы выбирают максимизирующие прибыли одновременно. В точке равновесия Курно ни у одной из фирм нет стимула менять свой объем производства.

Основной недостаток модели - допущение  каждой фирмой того, что конкурент  не будет регулировать выпуск. На практике фирмы реагируют на изменения  цен, объемов выпусков соперников, условий  производства и т.д.

Для случая сговора совокупная прибыль  максимальна. Если фирмы договариваются поделить прибыль пополам, то получим  монопольное равновесие.

Фирмы в дуополии производят меньше, чем при совершенной конкуренции, но больше, чем при монополии. Используя  функцию спроса, можно показать, что цены в дуополии выше, чем  при совершенной конкуренции, но ниже монопольных. Подсчитывая прибыль, можно убедиться, что исход по Курно для фирм выгоднее, чем условия  совершенной конкуренции, но не так  выгоден для фирм, как результат  сговора.

Стратегия поведения фирм при олигополии. Теория игр анализирует поведение лиц с противоположными интересами и поэтому может быть использована при изучении олигополистической конкуренции. Данная теория формально отражает такой характер стратегического взаимодействия олигополистических фирм, при котором каждая фирма должна предугадать и проанализировать все возможные действия соперников и оценить, какое предположение относительно поведения конкурентов для нее оптимально.

Пусть на рынке действуют две  конкурирующие фирмы, каждая из которых  стремится максимизировать собственную  прибыль. У фирм есть две альтернативные ценовые стратегии: первая - снизить  цену на продукт, вторая - сохранить  цену на прежнем уровне. Фирмы должны выбрать стратегию, которая приведет к достижению поставленной цели. Так  как результаты ценовых решений  зависят не только от самих решений, но и от выбора цены конкурентом, то каждая фирма вычисляет прибыли, которые она может получить при  той или иной собственной стратегии  для двух случаев: когда соперник не понижает цену и когда соперник понижает цену.

Однако соперничество и недоверие  друг к другу приводят к тому, что каждая фирма предпочитает понижать цену, так как если фирма поддерживает цену, то соперник может снизить ее, потому что, захватив большую долю на рынке, он тем самым увеличит прибыли. Таким образом, преимущество стратегии максимина заключается в том, что она обеспечивает защиту прибылей: при данной стратегии фирмы ее прибыли не упадут ниже определенного уровня.

Образование картеля: Как было показано выше, если фирмы договорятся поддерживать высокие цены, то они получат больше прибыли, чем при соперничестве и конкуренции. Так возникают картели - группы производителей, совместно максимизирующих прибыли путем согласования решений о ценах и объемах выпуска продукции. Фирмы-олигополисты действуют так, как если бы они были единой монополией: они повышают цену и для ее поддержания на данном уровне ограничивают объемы выпуска, устанавливая каждому члену картеля квоту.

Предположим сначала, что все фирмы  действуют в условиях совершенной  конкуренции, тогда экономическая  прибыль фирм равна нулю.

Допустим теперь, что фирмы объединились в картель. Тогда задача максимизации прибыли решается как в случае монополии: общий выпуск и монопольная  цена. Таким образом, объем продукции  сокращен. Далее этот выпуск распределяется между фирмами, и главная проблема заключается здесь в установлении квот продукции каждой фирмы и  контроле над ними. В погоне за прибылью отдельные фирмы могут превысить  свои квоты, чтобы максимизировать  прибыли при картельной цене. Если условия соглашения нарушит большинство  фирм в отрасли, то возникнет избыточное предложение и цена будет падать. Таким образом, для поддержания  картельной цены каждая фирма должна производить не более, чем величина ее квоты. На практике картели сталкиваются с проблемой соглашения о монопольной  цене и установления процедуры проведения утвержденных квот в жизнь.

Лидерство в ценообразовании. Как уже было сказано, в условиях сотрудничества и согласования (открытого или тайного) цен и объемов выпуска олигопольные фирмы увеличивают свои доходы. Однако зачастую фирмам трудно договориться о приемлемой для всех цене., особенно, когда меняются издержки и спрос. Проблема согласования легко решается, если на рынке имеется одна доминирующая фирма, которая может выступать ценовым лидером. Эта фирма устанавливает цену, а остальные - следуют за ней. Такая практика наблюдается повсюду на олигополистических рынках.

Покажем, каким образом фирма-лидер  определяет цену. Очевидно, она будет  устанавливать цену, при которой  ее собственная прибыль максимальна. Поскольку такая цена основана на соответствии предельного дохода и  предельных издержек фирмы, то фирма-лидер  должна прежде всего определить чистый спрос на свой продукт. Для этого  она оценивает количество товара, которое могут продать прочие фирмы при каждой возможной цене и вычитает этот объем из рыночного  спроса.

Далее фирма находит предельный доход и определяет максимизирующее  прибыль количество товара. Соответствующая  этому выпуску цена выступает  для остальных фирм как данная.

НТИТРЕСТОВСКОЕ (АНТИМОНОПОЛЬНОЕ) РЕГУЛИРОВАНИЕ (от англ. antitrustadjustment) — деятельность государства, направленная на защиту прав потребителей, предотвращение монополизации  отдельными предприятиями (или их объединениями) тех или иных видов производства. Представляет собой комплекс экономических, административных и законодательных  мер, осуществляемых государством и  направленных на то, чтобы обеспечить условия для рыночной конкуренции  и не допустить чрезмерной монополизации  рынка, угрожающей нормальному функционированию рыночного механизма.

Антимонопольное регулирование включает в себя регулирование уровня концентрации и монополизации производства, стратегии  и тактики предприятий, внешнеэкономической  деятельности, ценовое и налоговое  регулирование. Для организации  антимонопольной деятельности создаются  антимонопольные (антитрестовские) комитеты.

АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО —  комплекс законов и правительственных  актов в странах с рыночной экономикой, направленных на поддержание  конкурентной среды в различных  сферах предпринимательской деятельности, противодействие монополизму и  противодействие монополизму и  недобросовестной конкуренции, на ограничение  и запрещение монополий, препятствующих созданию монопольных структур и  объединений, монополистических действий.

Антимонопольное законодательство, как  правило, включает в себя нормы, определяющие ограничения при образовании  различного типа хозяйственных объединений, принципы ведения конкурентной борьбы на рынке и заключения договоров  по продаже товаров и услуг, а  также полномочия государственных  органов по надзору за соблюдением  соответствующих законоположений. Основные задачи антимонопольного законодательства:

1) обеспечение благоприятных условий  и стимулов для развития конкуренции  и предпринимательства в национальной  экономике;

2) снятие всех преград на пути  активизации конкуренции на правовой  основе, позволяющее исключить монопольные  действия субъектов рынка, центральных  органов власти и управления, диктат хозяйствующих субъектов;

3) определение правового режима  регулирования ответственности  за монопольные действия и  нарушения правил честной конкуренции;

4) защита интересов малого и  среднего предпринимательства от  произвола крупного бизнеса;

5) создание условий для развития  национальной экономики.

Во многих развитых странах законодательно установлены допустимые уровни монополизации  конкретного рынка товаров и  услуг. Указанные критерии не являются абсолютными — концентрация или  централизация капитала могут в  отдельных случаях приводить  к повышению предельных значений доли рынка одной корпорации, если при этом обеспечиваются высокие темпы научно-технического прогресса, более высокое удовлетворение потребностей населения, существенное снижение издержек производства, повышение качества продукции. Антимонопольное законодательство обычно запрещает заключение корпорациями соглашений о разделе рынков и согласовании цен.

Информация о работе Эластичность. Олигополия.Национальный доход. Эффект мультипликатора. Валютный курс