Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 20:22, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучить эластичность предложения, теоретическое и практическое использование данной концепции.
На основании поставленной цели целесообразно решить следующие задачи:
1. Раскрыть сущностную характеристику теории предложения;
2. Проанализировать использование концепции эластичности предложения в современных условиях.
Введение
1 Сущностная характеристика теории предложения
1.1 Рыночное предложение и фактор времени. Закон предложения
1.2 Эластичность предложения и классификация степени эластичности предложения по цене
1.3 Изменение условий хозяйствования и сдвиг кривой предложения
2 Использование концепции эластичности предложения в современных условиях
2.1 Факторы, влияющие на эластичность предложения
2.2 Практическое значение теории эластичности
2.3 Налоги и эластичность предложения
Заключение
Список использованной литературы
Курсовая работа
Тема: Эластичность предложения: теоретическое и практическое использование данной концепции
Содержание
Введение
1 Сущностная характеристика
1.1 Рыночное предложение и фактор времени. Закон предложения
1.2 Эластичность предложения и
классификация степени
1.3 Изменение условий
2 Использование концепции
2.1 Факторы, влияющие на эластичность предложения
2.2 Практическое значение теории эластичности
2.3 Налоги и эластичность
Заключение
Список использованной литературы
Введение
За желаниями, вкусами и предпочтениями покупателей, а самое главное - за готовностью домашних хозяйств расходовать деньги всегда внимательно следит продавец.
Продавец товара находится на противоположном полюсе, но является составной частью рынка продукта. В его обязанности входит организация производства и поставка на рынок товаров, необходимых для удовлетворения потребностей, сложившихся в секторе домашних хозяйств.
Наличие спроса и готовность покупателя расстаться со своими деньгами - обстоятельство весьма важное. Но в свою очередь объем предложения товара зависит от различных факторов. На первом плане - цена и уровень издержек производства. Ведь никто не станет заниматься таким хлопотным делом себе в убыток. Но кроме цены и издержек производства следует внимательно относиться и к другим обстоятельствам, которые определяют экономическое поведение производителя и в условиях формирующегося рынка непосредственно влияют на объем предложения.
Когда уменьшение цены товара вызывает сокращение предложения до нуля, а небольшое увеличение цены влечет рост предложения, это означает абсолютно эластичное предложение.
Цель курсовой работы - изучить эластичность предложения, теоретическое и практическое использование данной концепции.
На основании поставленной цели целесообразно решить следующие задачи:
1. Раскрыть сущностную
2. Проанализировать
В качестве фактического материала использовались работы следующих авторов: Базылев Н. И., Дадаян В. С., Ведяпин В.И., Говолочёв А. С., Грузинов В.П. , Киселева А.М., Лапуста М. Г., Овчинников Г.Л., Хайман Д. Н. и другие.
1 Сущностная характеристика теории предложения
1.1 Рыночное предложение и фактор времени. Закон предложения
Содержание предложения. Реально предложение (S -Supply) отражает поступление товара на рынок для реализации. В таком действии могут участвовать и производители, и продавцы-посредники, и розничные продавцы. Однако исходным носителем данного экономического акта всегда выступает непосредственный производитель товара.
Предложение - это готовность предприятий, изготовителей и продавцов поставить на рынок в определенный момент времени по данной цене конкретное количество экономических благ.
Объем предложения (Qs) - есть максимальное количество товаров и услуг, которое продавец готов предложить для продажи на рынке продукта в единицу времени. На практике объем предложения на рынке продукта зависит от различных факторов, что и выражает функция предложения:
Qs = f (Рх, Ру , ...Pz; К; С; Z ....), (1.1.)
где Qs - объем предложения; Рх, Ру и т. п. - цены; К -характер используемой технологии; С - налоги и дотации; Z - природные и климатические условия; .... - другие возможные факторы.
Если все факторы предложения (кроме самой цены принять за постоянную величину, то функция предложения заметно упрощается:
Qs = f (Рх). (1.2.)
Функция предложения. Такая функция может быть задана в виде таблицы, уравнения, а также как график. Начнем с табличного метода. Дадаян В. С. Макроэкономика для всех. М.: Пресс, 2008.-С.561
Данные таблицы 1.1 свидетельствуют о возрастании объема рыночного предложения вслед за повышением цены. При низкой цене практически никто из производителей не дал согласия поставлять продукцию на рынок. Но с повышением цены интерес к данному виду производства заметно возрастает. Хайман Д. Н. Современная микроэкономика: анализ и применение: Мн.: Книжный дом, 2010.- С.176-177
Таблица 1.1
Формирование объема рыночного предложения
Цена (Рх) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
Qsi |
- |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
Qs2 |
- |
- |
1 |
2 |
3 |
5 |
6 |
7 |
|
Qs3 |
- |
- |
- |
2 |
4 |
6 |
8 |
8 |
|
Qs4 |
- |
- |
- |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
0 |
1 |
3 |
8 |
13 |
19 |
24 |
27 |
||
Графическое построение. Несколько позже мы вернемся этому важному обстоятельству. А пока данные таблицы 1.1 используем для построения графика предложения (см. рис. 1.1).
Рис. 1.1. Кривая объема предложения в зависимости от уровня цены
На вертикальной оси представлена цена на товар X, а на горизонтальной - объем предложения.
Линия предложения объединяет все точки, которые отражают изменение объема предложения в зависимости от уровня цены.
График функции предложения может приобрести разную конфигурацию, разный угол наклона и т. д. Но в целом «классическая линия» предложения всегда имеет положительный наклон. Если Р2 > P1, то Qs2 > Qsl.
Аналитическое построение. При таком построении функция предложения принимает следующий вид: Qs = с + d х Рх, где c и d - некие коэффициенты, отражающие реальную динамику объема предложения товара на формирующемся рынке.
Закон предложения. Восходящий характер кривой предложения S выражает основное содержание закона предложения: чем выше цена, тем больше объем предложения.
Данную причинно-следственную зависимость между ценой и объемом предложения следует рассматривать как важную экономическую предпосылку, необходимую для наращивания объема производства. Поэтому рассмотрим ее более подробно применительно к кривой предложения (см. рис. 1.1).
Первоначально увеличение объема производства и предложения обеспечивается за счет дозагрузки резервных мощностей, которые имеются в национальной экономике. При этом на предприятиях могут оперативно вводиться дополнительные рабочие смены. Всеми доступными способами сокращаются любые простои. Даже небольшое увеличение цены стимулирует значительный прирост объемов производства. Грузинов В.П. Экономика предприятия и предпринимательство. М.: Софист, 2008.- С.425-426
Но резервы такого рода всегда ограничены. На рис. 1.2 завершение этапа наращивания объема предложения методом дозагрузки обозначено точкой А.
Рис. 1.2. Составные части кривой предложения
Поиск дополнительных мощностей. Исчерпание резервов подобного рода требует введения в строй новых производственных мощностей. Не исключено, что на полюсе производителя появятся новые предприятия, которые располагают не столь Уж и современной технологией и при организации производства вынуждены использовать менее выгодные экономические ресурсы. Возможно, что кое-кому потребуется дорогостоящая переналадка оборудования. К тому же новым производителям могут достаться менее пригодные материальные ресурсы, которые к тому же придется приобретать на Рынке факторов производства по более высоким ценам.
К чему все это приведет? Все это приведет к тому, что дальнейшее увеличение объема предложения будет сопровождаться заметным ростом издержек производства. Поэтому такие производители продукции объективно нуждаются в более высоких ценах (см. отрезок АВ на рис. 1.2), которые позволяют компенсировать возрастание издержек производства Вывод: чем выше цена, тем выше доходы производителя от реализации продукции, тем больше финансовых возможностей компенсировать возросшие затраты. Овчинников Г.Л. Микроэкономика. СПб.: Питер, 2008.-С.34
Восходящий отрезок кривой. Дальнейшее повышение цены продолжает стимулировать деловую активность, подводит под нее соответствующий экономический фундамент. Вместе с тем резервы дальнейшего наращивания объемов производства товара заметно исчерпываются. Поэтому на кривой предложения выделяют не только первый и второй, но и третий участок ВС (см. рис. 1.2).
Особенность данного отрезка кривой предложения состоит в том, что даже весьма значительное увеличение цены приводит лишь к небольшому приросту объема предложения. Т.е. поставщики наталкиваются, в конечном счете, на предел своих производственных возможностей.
На практике, безусловно, все значительно сложнее. События могут протекать по особому сценарию. Но вогнутый отрезок кривой предложения S отражает тот факт, что первоначально даже небольшое изменение цены заметно стимулирует загрузку свободных мощностей, причем достаточно производительных, вызывает значительный прирост объема предложения. Но экономическая ситуация, как мы видели, резко меняется. Приходится считаться с ростом издержек производства. Ни о каком дальнейшем приросте объема предложения не может быть и речи, если рыночная цена не будет способна компенсировать производителю возросшие издержки производства. Лапуста М. Г. Справочник директора предприятия. М.: ИНФРА-М, 2010.-912с.
Вывод: функция предложения выступает как функция производства.
Практика свидетельствует о том, что производители всегда реагирует на сигналы рынка с некоторым опозданием. Сказываются ограниченность производственных возможностей, в отдельных случаях слабая мобильность исходных факторов производства и другие обстоятельства.
Обратим внимание на то, что экономическое положение производителя принципиально отличается от положения покупателя. Покупатель, располагая свободными денежными средствами, имеет возможность быстро совершать желаемые покупки. Больше или меньше тратить денег, больше или меньше покупать - зависит только от желания покупателя и его доходов.
Иная ситуация складывается у производителя (продавца) товара. Чтобы увеличить объем производства и предложения, всегда необходимо некоторое время для того, чтобы заключить контракты на дополнительную поставку оборудования (которое, возможно, еще требуется произвести) и сырья. Еще больше потребуется времени, чтобы создать новые производственные мощности.
Поэтому экономическая теория различает три временных периода изменения ситуации на рынке продавца:
а) мгновенный период;
б) кратковременный период;
в) долговременный период.
Мгновенный период. В мгновенный период все факторы производства рассматриваются как постоянные. Безусловно, есть некоторые запасы готовой продукции на заводских складах и в товаропроводящей сети. Однако принято считать, что в мгновенный период практически невозможно нарастить объем производства и предложения продукции.
Исключение могут составить лишь отдельные виды производства. Например, выработка электроэнергии на гидроэлектростанциях, когда в хранилищах есть необходимые запасы воды и т. д. Долан Э. Дж., Линдсей Д. Микроэкономика. СПб.: Питер, 2010.-С.28
На рис. 1.3 линия предложения S1 в мгновенный период параллельна оси цен (ОР). Так что возросший спрос будет уравновешиваться только за счет роста цен на рынке.
В кратковременный период, за счет дозагрузки имеющихся свободных мощностей, изменения экспорта и импорта объем предложения может быть заметно изменен. В данном случае одни факторы производства (сырье, материалы, рабочая сила) рассматриваются как переменные, а другие (оборудование) - как постоянные.
Рис. 1.3. Изменение объема предложения во времени
Объемы предложения возрастут, а сама линия предложения отклонится от вертикали по часовой стрелке вправо (см. линию S2 на рис. 1.3). Возникнет угол «кратковременного реагирования» производителей на изменение экономических условий хозяйствования - S1AS2. Рост объема производства дополняется повышением цены. Вместе с тем в кратковременном периоде определенный прирост объема предложения (Q2 - Q1) может иметь место и при сохранении прежней цены Ps (см. рис. 1.3).
В долговременном периоде все факторы производства принято рассматривать как переменные. Это означает, что есть возможность существенно изменить количественные и качественные параметры любого используемого фактора производства.
Так, производитель имеет возможность провести широкую реконструкцию производства и предстать на рынке в обновленном виде. В отрасли вообще могут появиться новые мощные производители. В итоге линия предложения S3 принимает более пологий вид (см. рис. 1.3). Это означает, что в долговременном периоде даже небольшое изменение рыночной цены в состоянии вызвать заметный прирост объема предложения товара.
Следует отметить, что при переходе от кратковременного к долговременному периоду «давление производителя» на цену заметно снижается. Использование предприятием широкого перечня факторов, позволяющих экономить на издержках производства, полное включение режима экономии в совокупности позволяют ограничиваться меньшим приростом цены предложения.
Соответственно можно сделать вывод, что переход от мгновенного периода к кратковременному, а затем от кратковременного к долговременному периоду сопровождается снижением темпов прироста цены предложения и заметным увеличением самого объема предложения Любимов Л. Л. Основы экономики. М.: Просвещение, 2009.-С.51.
1.2 Эластичность предложения и классификация степени эластичности предложения по цене
Приведенная выше функция предложения показывает, что объем предложения зависит от различных обстоятельств. Безусловно, уровень цены, за которым скрывается спрос, является фактором номер один.