Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 11:59, реферат
Но несмотря на это, многие русские люди не до конца понимают сущность использования электронных денег. Поэтому автор и выбрал эту тему для того, чтобы разобраться в сущности электронных денег.
В своей работе автор ставит перед собой несколько задач:
Рассмотреть сущность электронных денег.
Какие бывают их виды.
Проблемы и перспективы их использования.
Целью данного реферата является подробное раскрытие поставленных перед собой задач.
Так что же такое электронные деньги?
Введение………………………………………………………………3
Основная часть
Что такое электронные деньги и в чем их сущность?………4
Виды пластиковых карт……………………………………….8
Карты с фиксированной покупательной способностью…8
Магнитные карты ……………………..……………………8
Банковская кредитная карточка……………………………8
Платежные или дебетовые карточки…………………..…11
Исполнительные или экзекьютивные карточки…………12
Чековая гарантийная карточка……………………………12
Виды электронных карточек …..…………………………13
Карты памяти………………………………………………15
Смарт – карты ……….…….………………………………15
Суперсмарт – карты…………………………………….….15
Лазерные карточки…………………………………….......18
Банкомат как элемент электронной системы платежей..…..20
Проблемы в использовании электронных денег……………21
Перспективы развития рынка пластиковых карт…...………25
Заключение............................................................................................28
Библиография........................................................................................29
Таким образом, электронные карточки значительно упрощают и ускоряют процесс прохождения платежей, не требуют постоянного использования телекоммуникационных линий связи. Расчеты по таким карточкам не будут остановлены при неисправности центрального компьютера или других неполадках.
Франция была первой страной в мире, где на национальном уровне ввели микропроцессорные карточки. В настоящее время в странах Запада проводится активная работа по внедрению микропроцессорных карт. Пример ФРГ подтверждает это положение. Немецкая микропроцессорная карточка имеет память, состоящую как бы из трех участков. В первом содержатся данные о размерах предоставленного кредита (от 300 до 3000 марок). Порядок пользования карточкой в торговых учреждениях аналогичен уже существующему (считывающий аппарат и личный код). Проверка кредитоспособности клиента проводится по телефону только при превышении лимита карточки, что само по себе дает существенную экономию по сравнению с другими, более простыми карточками. Два других участка микропроцессора открыты и не требуют пользования личным кодом, поскольку суммы незначительны. Вторая часть схемы хранит данные для телефонных разговоров. Из соображений безопасности сумма здесь ограничена 20 марками. Экономия издержек обращения достигается и в этой части платежей, так как больше не придется уничтожать использованные телефонные карточки и приобретать новые. Третий участок процессора представляет собой как бы «электронный кошелек» (50 – 100 марок), за счет которого клиент может покупать автобусные и железнодорожные билет, расплачивается на автостоянках или в бассейне и т. д. По мере исчерпывания сумм карточка вновь заполняется в банкоматах, что обеспечивает ей быстрое восстановление и многократное использование.
Анализируя проблемы сопряженные с использованием микро - процессорных карточек, экономисты выделяют вопрос их себестоимости. Известно, что производственная себестоимость карточек с магнитной полосой значительно ниже себестоимости микропроцессорных карточек. По подсчетам немецких специалистов себестоимость микропроцессорной карточки с учетом всех возможных расходов на ее создание и использование составляют около 12 марок, то время как обычная телефонная пластиковая карточка стоит всего 2 марки. Только после расширения сферы применения микропроцессорных карточек их себестоимость может быть снижена до 5 – 7 марок.
Учитывая эти и другие разнонаправленные факторы, в настоящее время достаточно сложно определить эффективность использования микропро - цессорных карточек. Вместе с тем экономисты считают, что за этими карточками большое будущее, поскольку прогресс техники и технологии с каждым годом расширяет возможности использования ультрасовременных проектов, сокращая затраты на их внедрение (Банковское дело. Учебник. Стр 529 – 531).
2.11. Лазерные карточки.
Разновидностью
Из всего выше сказанного можно сделать следующие выводы. Пластиковая карточка имеет много видов, проста и доступна в обращении. Также при помощи пластиковых карт можно получить наличные деньги, если это нужно и карта предназначена для применения к банкомату.
А что такое банкомат?
Банкомат (ATM – Automated Teller Machine) – это многофункциональные автоматы, так называемые автобанки, управляемые последним поколением магнитных пластиковых карточек. Первые АТМ появились в конце 60 – х г.г. большинство первых автоматов выдавало лишь небольшие суммы наличных денег.
Первые банкоматы в России были установлены в 1989 г. Госбанком СССР и Сбербанком СССР.
Использование для выполнения простых банковских операций высвобождает банковских служащих, позволяет им сосредоточиться на оказании более специализированных видов услуг, и дает возможность в долгосрочной перспективе сократить затраты на предоставление услуг населению.
Ценность применения банкоматов заключается в том, что они расширяют временные и пространственные рамки, в которых клиент может осуществлять банковские операции, например, по получению наличных денег и осуществлению вкладных операций. Для банка же банкомат является эффективным средством , которое позволяет сокращать персонал отделений и получать большую прибыль, а также для сохранения позиций на потребительском рынке (для привлечения клиентов в борьбе за пассивы), получения преимуществ в конкурентной борьбе. Столь бурное развитие АТМ объясняется также тем, что банки стремятся создавать альтернативу закрытым банковским учреждениям в субботние и воскресные дни. С точки зрения расходов банка на создание АТМ, применение автоматов считается эффективным, поскольку в этих условиях отпала необходимость в дополнительных расходах на помещения и обслуживающий персонал.
С точки зрения клиента, пользование АТМ имеет преимуществ по сравнению с обслуживанием в банке. Прежде всего это быстрота и удобство для клиента, возможность осуществлять операции через банкомат в любое время дня и ночи, упрощенный доступ к АТМ ввиду объединения сетей. Поэтому в последние годы клиенты банков чаще обращаются к услугам банкоматов , чем в отделения банков. Причем больше половины клиентов пользуется услугами банкоматов регулярно.
Но у банкоматов также есть и недостатки:
а) списание средств за счет клиента в день проведения операции (за исключением субботы и воскресенья), а не через определенный промежуток времени, как в случае обращения в отделения банка.
б) возможные потери и кражи карточек.
в) могут быть в случае, если в данное время АТМ не работает по разным причинам.
В будущем предполагается увеличить число действующих банкоматов, повысить их надежность, увеличить время работы до 24 часов в сутки, осуществлять меры по развитию сети АТМ. Но чтобы полнее реализовать потенциал банкоматов, банк должен связать услуги, предоставляемые АТМ, с услугами, оказываемыми отделениями, банковским обслуживанием клиентов на дому и другими способами оказания услуг в общую систему обслуживания клиентов (Электронные деньги: накопление, использование, безопасность)
В использовании пластиковых карточек можно отметить множество преимуществ. Но даже со множеством этих преимуществ в их применении можно найти и отрицательные стороны.
Одним из минусов для владельцев карт прежде всего являются затраты, которые они вынуждены нести.
Для магазинов, которые осуществляют продажу своих товаров с помощью пластиковых карт, также есть некоторые неудобства.
Для банка также существуют менее приятные стороны.
Прежде всего это связано с весьма высокими затратами, особенно в начале работы с карточками. Например, затраты Столичного банка сбережений – АГРО на создание собственной системы STB – card превысили 12 млн. долларов.
Высокие затраты, а также слабое развитие современных средств связи, без которых нельзя вести обслуживание карточек, и некоторые другие обстоятельства делают крупные инвестиции в карточный бизнес в условиях России весьма рискованными.
В западной экономической литературе последних лет широко обсуждаются социальные последствия применения кредитных карточек. Причем наиболее распространены взгляды экономистов, рассматривающих преимущества и недостатки применения карточек с позиции потребителя.
Критики карточек полагают, что они «подстрекают» людей совершать «сверхтраты», перерасходовать собственные средства, увеличивая размер долга компаниям и банкам. Действительно, в Великобритании около ¾ владельцев кредитных карточек не погашают кредит в течении срока беспроцентного пользования ссудой и поэтому уплачивают проценты.
Долг США по кредитным карточкам также весьма значителен.
С позиции эмитента – банка, выпускающего карточки в обращение, наиболее серьезным является вопрос рентабельности выполняемых услуг. Так, для большинства операций , выполняемых при помощи кредитных карточек требуется несколько лет, чтобы стать прибыльными.
Российские банки развивая активно эту область деятельности, нередко не отдают себе отчета в том, что речь идет о высокорисковых операциях. Рассматривая негативные стороны применения карточек, обращают внимание на себя внимание две проблемы: во – первых, объем бумажного документооборота существенно не снижается и, во – вторых, высок уровень неправомочного пользования карточками, подделок, мошенничества.
Объемы бумажных документов значительно возросли в последние годы в результате увеличения числа выполнимых операций (более чем вдвое с 1980 г.), что , естественно, сказалось на увеличении административных расходов и числа обслуживающего персонала. Масштабы этой проблемы можно проиллюстрировать следующим примером. В 1990 г. «Аксессард» обработала 225 млн. чеков, и 51 млн. платежных документов магазинов. Для решения этой проблемы необходима дальнейшая электронизация операций в местах продажи.
Мошенничество.
Это другая серьезная проблема. Общая сумма незаконных операций с чеками и кредитными карточками в Великобритании составляет около 50 млн. ф. ст. в год, причем 20 млн. из них – это незаконные операции с кредитными карточками.
Для предотвращения несанкционированного использования потерянных карточек в зарубежных странах ведется специальный реестр таких карточек - «stop list». Заметив пропажу карточки, владелец должен немедленно сообщить об этом банку. Последний рассылает эту информацию всем предприятиям, принимающим карточки. (Необходимо отметить, что в России отсутствует законодательство, регулирующее этот этап отношений банка с клиентом. А в зарубежной банковской практике встречались случаи, когда банк отказывался от ответственности, после того как клиент обнаруживал пропажу карточки). Казалось бы, постоянное ведение «стоп – листа» решает проблему незаконного использования потерянных и украденных карточек. Однако владельцы часто замечают пропажу не сразу, и информация о «замороженных»карточках доходит до торговцев через определенный период, поэтому у мошенников остается достаточно времени, чтобы использовать карточку.
Кроме того, для сокращения сумм ежегодных убытков от незаконного использования кредитных карт крупнейшие банки в середине 80 – х г. г. выпустили карточки последнего поколения (карточки с голограммой), подделать которые практически невозможно; предусмотрели блокировку счета клиента при утере карточки; внедрили порядок, при котором клиент имеет право лишь на три попытки, чтобы правильно набрать свой персональный идентификационный номер на клавиатуре банкомата, после чего карточка автоматически изымается из обращения и затем возвращается клиенту после выяснения причин неправильного набора номера. Банки устанавливают специальные телекамеры для идентификации всех пользователей банкоматов, используют сенсорные и другие устройства, чтобы предотвратить несанкционированное использование карточек.
Анализируя преимущества и недостатки применения кредитных карт на макроуровне – на национальном уровне, - следует подчеркнуть, что в процессе функционирования кредитных карточек существуют серьезные проблемы, оказывающие отрицательное влияние на экономику. Известно, что использование кредитных карт в качестве платежного средства таит в себе возможность увеличения денежной массы в обращении (поскольку ежегодная эмиссия карточек увеличивается на 20 – 25%), избыток который выедет к росту инфляции и другим неблагоприятным для экономики последствиям. Определение обязательного минимального месячного платежа по карточке и другие подобные меры позволяют контролировать денежную массу. Например, Казначейство Великобритании устанавливает лимит на получение наличных денег и минимальную сумму платежа (установленного для всех видов счетов), выраженных либо в процентах к сумме просроченного платежа, либо в фиксированной сумме (в зависимости от того, какая сумма больше). Используются и другие меры.
Из всего выше перечисленного можно прийти к следующему выводу, что активно применяются меры по решению проблем, связанных с пластиковыми карточками. (Безналичные расчеты в экономике России. стр. 102 – 106).
В нашей стране перспективы развития пластиковых карт можно охарактеризовать как «начинающийся бум».
На сегодняшний день специалисты оценивают количество выпущенных в России пластиковых карт как 300-400 тысяч (точные и надежные данные отсутствуют.)
В России подавляющую часть составляют
банки, планирующие или уже
Информация о работе Электронные деньги: сущность, виды, проблемы и перспективы развития