Этапы формирования мировой экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 21:56, контрольная работа

Краткое описание

На древнейших этапах человеческой истории целые народы могли непосредственно соприкасаться друг с другом. Такие контакты возникали при миграциях, массовых бегствах от стихийных бедствий, при силовых разделах территорий, обменах.Жители первого в мире государства (Египта) еще 5 тысяч лет назад торговали с соседними племенами, покупая у них древесину, металлы, скот в обмен на продукты ремесла и земледелия. Они также организовывали экспедиции для хозяйственного освоения новых земель.

Вложенные файлы: 1 файл

мировая экономика.docx

— 73.82 Кб (Скачать файл)

Этот банк будет  временной мерой, необходимой для  защиты программы ЕБРР кредитования малого бизнеса в России, которая  реализуется уже на протяжении пяти лет. В будущем Банк микрофинансирования будет действовать в качестве финансового посредника, предоставляя займы кредитоспособным банкам РФ для дальнейшего перекредитования

                                                       -18-

российских предприятий  малого и среднего размера, как это  происходило до кризиса в рамках проекта FIDP, осуществляемого ЕБРР.

Однако, это не означает, что ЕБРР отказывается от работы с теми российскими банками, которые в настоящее время успешно работают по программам кредитования малого бизнеса. Более того, в отношении ряда банков, в частности, банка "Петровский" (Санкт-Петербург), "ставится вопрос о том, что им нужны еще большие ресурсы для развития программы".

10.Специфика  скандинавской модели  в рамках европейского  пространства.

Главной особенностью этой модели является всеобщность (универсализация) социальной защиты населения, как гарантированного права всех граждан, обеспеченного  государством. Модель отличается высокой  ролью государства в обобществлении доходов и общенациональными  социальными механизмами управления. Государство обеспечивает высокий  уровень качества и общедоступность  социальных услуг (в том числе  бесплатное медицинское обслуживание, образование и т. п.).

Направления и  пути реализации социальной политики в скандинавских странах определяются политическим союзом рабочих партий левого крыла и партий, представляющих интересы мелких фермеров. Их цель –  обеспечение государством широкого диапазона социальных услуг всему  населению при полной его занятости.

Социал-демократическая  модель социальной политики основана на концепции «солидарности» (социальная защита – это дело всего общества, а не отдельно взятых индивидуумов) и «социального гражданства» (требование равенства в социальной защите выше либерального требования типа «пусть каждый сам заботится о своем  благосостоянии и обеспечении»).

Экономическая основа этой модели – эффективное  производство, полная занятость, сильные  объединения работодателей и  профсоюзов и договорные отношения  между ними, которые контролируются государством, высокий уровень перераспределения  общественного продукта. Социальная политика финансируется государством из бюджетных средств (через систему  налогообложения). Государство обеспечивает реализацию гарантированных прав и  действий социальной защиты и несет  ответственность за активное функционирование различных негосударственных социальных служб. Это возможно при наличии  сильного и децентрализованного  управления.

Налоги, как правило, весьма высокие, имеют косвенный  характер и связаны с розничной  продажей товаров и услуг населению. Доходы облагаются по прогрессивной  шкале. При этом подоходная прогрессия довольно существенна, и шведские предприниматели, чтобы избежать налогового воздействия, стремятся зарегистрировать свои предприятия в Европе. Уже перед первой мировой войной в Швеции действовали две системы социального страхования: для пожилых и инвалидов (пенсионное страхование по старости и инвалидности) и от безработицы. Это позволило разорвать обязательную связь старости и

                                                      -19-

бедности, привело  к возникновению понятия «обеспеченная  старость». В 30-е годы в Швеции и  Норвегии оформилось разделение пенсии на «народную» (социальную), выплачиваемую  каждому жителю страны по достижении 65 лет из государственного бюджета, и трудовую, зависящую от стажа, характера  деятельности и т. п. и пропорциональную объему страховых выплат. Если «народная» пенсия не превышает установленный  государством одинаковый для всех минимум, то трудовая зависит от самого работника. Таким образом, получается, что минимум  гарантирован, но заинтересованность в собственных усилиях сохраняется. Тогда же впервые были введены  дотации на каждого ребенка для  каждого родителя. Ребенок стал объектом социальной защиты, причем без всяких оговаривающих условий в виде многодетности, неполноты семьи  и т. п.

Можно определить ряд принципов социальной защиты, характерных для социально-демократической  модели:

Все люди имеют  одинаковую ценность, независимо от возраста и производительности; общество не может отказаться от слабых элементов  и должно предоставить им возможность  удовлетворения своих потребностей.

Социальные услуги и сервис предоставляются на добровольных началах. Если же клиенты не в состоянии  нести за себя ответственность, они  могут быть принудительными.

Социальная защита должна быть непрерывной, всесторонней, адекватной социальным рискам, охватывать все сферы жизни человека.

Социальная защита должна быть гибкой, доступной и  способной выравнивать социальные условия для всех групп населения. Такой подход помогает преодолеть разрыв в физических и в социальных возможностях как«слабых» групп, так и всего общества. В частности, все должны иметь равную возможность получить образование, квалификацию и оплачиваемую работу, т. е. стать нормальными, самообеспечивающимися членами общества.

Реализуя базовую  идею шведской модели – национальную солидарность, правительство не только обеспечивает равную защиту интересов  всех членов общества, но и добивается относительного снижения благосостояния отдельных групп населения.

Активная перераспределительная политика в скандинавских странах решила проблемы бедности, но не смогла вполне решить проблемы социально уязвимых групп (инвалидов, детей, стариков, безработных). Как следствие принципа обеспечения социальных прав граждан, уровень затрат на социальную защиту является довольно высоким, что позволяет добиваться ее эффективности и поддерживать большое число сторонников социал-демократической модели.

Модель предполагает наличие корпоративной системы  социальной защиты в рамках предприятий. Правительство использует социальное партнерство как механизм согласования интересов наемных работников и  работодателей, инструмент регулирования  классовой борьбы в целях повышения  уровня социальной защищенности трудозанятого населения. Эта модель имеет обязательным предварительным условием высоко и хорошо организованное общество и является итогом политической

                                                         -20- 

приверженности  принципам общества благосостояния.

11.Американские  интеграционные модели. НАФТА и МЕРКОСУР.

В 1992 г. США, Канада и Мексика подписали договор  о создании торгово-политического  блока НАФТА — Североамериканской зоны свободной торговли, который  вступил в силу в 1994 г. В настоящее  время НАФТА - крупнейшая группировка  в мире по территории, населению, емкости  товарного и финансового рынков, масштабам научно-технического потенциала. На долю НАФТА в конце 90-х годов  приходилось около 20% всей мировой торговли.

Модель североамериканской экономической интеграции в целом  развивалась по тем же принципам, что и ЕС. В то же время она  характеризуется рядом особенностей. Во-первых, длительное время интеграционные процессы формировались преимущественно  на корпоративном и отраслевом уровнях, не были связаны межгосударственным и надгосударственным регулированием по типу ЕС.  Во-вторых,  НАФТА развивалась с учетом интересов американских транснациональных корпораций, чьи капиталы в экономике Канады и Мексики занимали доминирующее положение. Так в середине 90-х годов в США направлялось до 80% канадского экспорта и свыше 70% мексиканского. В результате степень и масштабы канадско-американской и мексиканско-американской  интеграции  намного   превзошли   уровень интеграции экономики Мексики и Канады. Последние являлись скорее конкурентами  на  американском рынке товаров и рабочей силы, стремившимися привлечь капиталы и технологии американских корпораций, чем партнерами по интеграции. Следует отметить, что доминирующее положение США в экономике Канады и Мексики — характерная особенность послевоенного развития этих стран. В 70-80-е годы эти страны предприняли усилия по ослаблению зависимости своей экономики от воспроизводственных процессов США. Они диверсифицировали свои  внешние связи за счет расширения торгового сотрудничества со странами азиатско-тихоокеанского региона (АТР). Канада усилила связи с Великобританией, Мексика - с Францией. В итоге доля США в совокупных иностранных частных прямых инвестициях в Канаде сократилась с 1980 по 1993 гг. с 79 до 64%. В Мексике показатели влияния США также снизились. Ослабление влияния США на экономику Канады и Мексики было обусловлено и изменением внешней политики американских корпораций.

Начиная с 70-х  годов они стали все в большей мере  ориентироваться на  перспективные с их точки зрения страны АТР и страны Западной Европы. В итоге в прямых инвестициях американских корпораций за границей доля Канады за период 1972 — 1992 гг. сократилась с 29 до 16%, доля Канады в иностранных прямых инвестициях в США снизилась за этот же период с 23 до 7%. С начала 90-х годов в связи с усилением международной конкуренции, активизацией интеграционных процессов в Западной Европе, углублением интеграционных процессов в

                                                             -21-

странах АТР  в развитии НАФТА наступил новый  этап— объединение

всех стран  Латинской Америки. К 2010 г. планируется  создать полноценный североамериканский рынок. Предусматриваются поэтапная  ликвидация тарифных и нетарифных ограничений  во взаимной торговле, введение комплекса  мер по урегулированию возможных  тарифных конфликтов. Подобная мобилизация  социально-экономического потенциала стран североамериканского региона, обусловленная конкуренцией с европейскими и азиатскими интеграционными объединениями, предполагает установление контроля со стороны наднациональных органов.

В Латинской  Америке формируются и другие региональные интеграционные объединения: МЕРКОСУР — торгово-экономический  союз Бразилии, Аргентины, Уругвая и  Парагвая, который в 1995 г. подписал соглашение с ЕС о создании трансатлантической зоны свободной торговли; ЦАОР- центральноамериканский общий рынок и др.

12.Россия  в мировом хозяйстве.  Внутренние и внешние  факторы развития. Внешнеэкономическая  стратегия.

Торговля с  промышленно развитыми странами, развитие внешнеэкономических связей с этой группой стран всегда представляла большой интерес для экономики  России. На промышленно развитые страны приходится большая часть мирового промышленного производства, финансовых ресурсов и научнотехнического потенциала. Они являются поставщиками современного оборудования и передовой технологии, продовольственных товаров и медикаментов. В перспективе их роль и значение возрастет, поскольку структурная перестройка российской промышленности и вывоз ее на более высокий технологический уровень требует использования в более широких масштабах рынка оборудования и технологии ведущих западных государств. В начале 90ых гг. произошли изменения в традиционной структуре российского импорта из развитых стран: наметилась тенденция значительного роста доли продовольствия за счет снижения удельного веса машин и оборудования. К середине 90ых гг. эта тенденция начала ослабевать, но уже во второй половине 90ых гг. имело место опережение темпов роста закупок оборудования по сравнению с импортом потребительских товаров.

Во внешнеторговом обороте России промышленно развитые капиталистические государства  занимают ведущее место. (60% в 1993 г., 68% в 1994 г. и 78,5% в 1998 г.). Удельный вес этой группы стран во внешней торговле СССР составлял в середине 80ых гг. 2226% и был равен 5060 млрд. долл., т.е. уровень, на который современная  Россия вышла уже в 199495 гг. Ведущими торговыми партнерами России в 1998 г. являлись: Германия (9,7%), США (8%), Италия (4,4%), Япония (4,2%), Нидерланды (4,3%), Великобритания (3,7%), Финляндия (3,0%), Франция (2,2%). Торговый оборот России с западными странами в 1998 г. равнялся 91,7 млрд. долл. Структура  внешнеторгового оборота с промышленно  развитыми странами не претерпела принципиальных

                                                              -22- 

изменений. В  российском экспорте преобладают энергосырьевые товары, а в импорте – оборудование и готовые изделия (преимущественно потребительского характера). Во второй половине 90ых гг. доля промышленно развитых стран в российской внешней торговле составляла 4850%, а доля тех же стан в торговле с дальним зарубежьем – 6065%. Приоритетным регионом делового сотрудничества с этой группой стран является Западная Европа, что объясняется стабильной договорноправовой основой экономических отношений, наличием трубопроводов для транспортировки нефти и газа, а также сформировавшаяся прочная система коммерческих и научнотехнических связей российских западноевропейских фирм и организаций. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                     -23- 

                    ИТОГОВЫЙ ТЕСТ

  1. Признаки смешанной экономики:
    1. многообразие форм собственности; +
    2. свободная конкуренция;
    3. использование государственных рычагов в управлении; +
    4. все ответы правильны;
    5. все ответы не верны.
  2. Этапы становления и развития мирового хозяйства:
    1. конец XIX до 1939, 1945-1975, 1976…;
    2. конец XIX-начало ХХ в., 30-60-е гг., 1970-2000-е гг.; +
    3. XVII-XIXвв., 20-40-е гг. ХХв., 50-80-е гг., 90-е…;
    4. все ответы верны.
  3. Что определяет термин «глобализация»:
    1. интернационализация производства и усиление экономической +
    2. власти ТНК;
    3. интеграция;
    4. слияние товарных рынков и обострение конкуренции;
    5. информатизация;
    6. все ответы верны.
  4. Валовой внутренний продукт (ВВП) представляет собой:
    1. сумму конечных продуктов, произведенных резидентами внутри страны;
    2. сумму всех реализованных конечных товаров и услуг на территории страны;
    3. сумму конечных товаров и услуг, произведенных внутри страны за определенный период времени резидентами и нерезидентами;+
    4. совокупная стоимость конечных товаров и услуг в рыночных ценах;
    5. все ответы не верны.
  5. Мировое хозяйство – это:
    1. простая сумма хозяйств отдельных стран;
    2. отраслевая структура всех стран мира, созданная на основе МРТ;
    3. глобальный хозяйственный механизм, в котором его отдельные части (национальные хозяйства) находятся во взаимосвязи посредством международных экономических отношений; +
    4. совокупность стран, связанных системой международных экономических отношений;
    5. все ответы верны.

Информация о работе Этапы формирования мировой экономики