Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2013 в 20:59, курсовая работа
В курсовой работе мною рассмотрено, что представляет в целом система налогообложения в Беларуси, куда необходимо двигаться и, наконец, каковы место и влияние налогов в общеэкономическом механизме.
Попытаюсь на этот вопрос взглянуть не конъюнктурно, а объективно.
Основной целью работы является раскрыть сущность:
введения в Республике Беларусь общепринятых в мировой практике правовых норм и правил налогообложения, понятийного и терминологического аппарата, принципов, методов и способов регулирования отношений, связанных с уплатой налогов и сборов;
Введение……………..……………………………………………………………4
1 СОДЕРЖАНИЕ И ПРИНЦИПЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ
СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА…………………………………………6
1.1 Сущность налоговой системы и принципы её построения……...…………6
1.2 Основные функции и структура налоговой системы……………………...10
2 ЭФФЕКТИВНОСТЬ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ И ЕЁ РОЛЬ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ……………………18
1.1 Основное понятие налогов и их виды……………...………………………18
1.2 Регулирующая роль налогов в национальной экономике………………...21
3 ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМИРО-
ВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ БЕЛАРУСИ…………………………26
1.1 Основные проблемы функционирования налоговой системы Республики Беларусь………………………………………………………………………26
1.2 Основные направления совершенствования налоговой системы Республики Беларусь………………………………………………………..39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..36
Учреждение образования «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет ИЭ
Кафедра ЭТиМК
Специальность 1-25 01 07
Специализация 1-25 01 07 17 Экономика и управления на предприятии
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине Макроэкономика
Тема Эффективность системы налогообложения (на примере РБ)
Исполнитель
студентка 2 курса группы 3 ____________ А.А. Радкевич
Руководитель
профессор, д.э.н. ____________ С.И. Барановский
Курсовая работа защищена с оценкой ________
Руководитель _________ С.И. Барановский
Минск 2011
РЕФЕРАТ
Пояснительная записка 37 с., 4 рис., 1 табл., 20 наим.лит.
НАЛОГ, СБОРЫ, ПОШЛИНЫ, НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА, НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ, НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА, НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
Целью курсовой работы является налоговая система, принципы её построения, функции и структура, а также анализ налоговой системы Республики Беларусь.
В процессе работы проведены следующие исследования: рассмотрены принципы построения, функции и структура налоговой системы, дано понятие налогов, а также рассмотрены виды налогов и их роль в национальной экономике, проанализирована налоговая нагрузка на территории Республики Беларусь и предложены пути совершенствования налоговой системы Республики Беларусь. А также на основе обширных статистических данных произведён анализ изменения величины и структуры налоговой нагрузки на экономику Республики Беларусь в первом квартале 2010-2011 гг.
Содержание
Введение……………..………………………………………
1 СОДЕРЖАНИЕ И ПРИНЦИПЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ
СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА………………
2 ЭФФЕКТИВНОСТЬ
НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ И ЕЁ РОЛЬ
В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО
1.1 Основное понятие налогов и их виды……………...………………………18
1.2 Регулирующая роль налогов
в национальной экономике………………
3 ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМИРО-
ВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ БЕЛАРУСИ…………………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..36
ВВЕДЕНИЕ
Выбранная мною тема курсовой работы: «Эффективность системы налогообложения (на примере РБ)» - актуальная, интересная, весьма популярная и часто обсуждаемая.
В курсовой работе мною рассмотрено, что представляет в целом система налогообложения в Беларуси, куда необходимо двигаться и, наконец, каковы место и влияние налогов в общеэкономическом механизме.
Попытаюсь на этот вопрос взглянуть не конъюнктурно, а объективно.
Основной целью работы является раскрыть сущность:
введения в Республике Беларусь общепринятых в мировой практике правовых норм и правил налогообложения, понятийного и терминологического аппарата, принципов, методов и способов регулирования отношений, связанных с уплатой налогов и сборов;
совершенствования структуры налогов с ориентацией на значительное повышение роли прямого подоходного налогообложения, а также сокращения количества налогов за счёт отмены малоэффективных сборов и отчислений во внебюджетные и целевые бюджетные фонды, объединения налогов, имеющих сходную налоговую базу;
существенной модернизации методов расчёта, а также механизмов и принципов взимания таких основных налогов, как на добавленную стоимость, прибыль и доходы организаций, акцизы, подоходный налог с физических лиц;
выравнивания условий налогообложения для всех налогоплательщиков, в первую очередь за счёт поэтапного сокращения льгот по налоговым платежам и ужесточения подходов к предоставлению индивидуальных налоговых льгот и преференций;
установления оптимального
соотношения республиканских и
местных налогов и сборов, а
также обеспечения – эффективно
В настоящее время на территории Республики Беларусь действует 15 общегосударственных и 9 местных налогов. Перечень налогов, взимаемых в Республике Беларусь, ежегодно конкретизируется (как правило, в сторону уменьшения) при принятии закона о бюджете республики Беларусь на очередной финансовый год. Кроме того, с целью создания благоприятного налогового климата и оптимизации процедуры исполнения налоговых обязательств для отдельных категорий плательщиков действуют особые налоговые режимы: упрощённая система налогообложения для субъектов малого предпринимательства, налогообложение в рамках свободных экономических зон, единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции, единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц.
По-моему мнению, количество
налогов не является критерием для
оценки эффективности налоговой
системы. Данный тезис вытекает из теории
налогообложения и мировой
Речь идёт о так называемом принципе нейтральности налоговой системы, который заложен в фундамент построения всех современных систем налогообложения. И сама история развития человеческого общества доказала, что есть только одна возможность соответствовать этому принципу – обеспечить взимание налогов с множества различных налоговых баз по относительно невысоким ставкам. Как говорится, по нитке, но со всего мира. Подобная «распылённость» налогов между различными объектами налогообложения, организациями и гражданами делает их что называется «менее заметными», а потому необременительными и вполне приемлимыми для общества.
Таким образом, налоги и, в целом, налоговая система, является важным и нужным звеном в политической, экономической и социальной жизни общества и государства.
«Налоги – это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе» - Оливер Уэнделл Холмс – старший.
1 СОДЕРЖАНИЕ И ПРИНЦИПЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА
1.1 Сущность налоговой системы и принципы её построения
Под налоговой системой государства понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, установленных на его территории и взимаемых с целью создания централизованного общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания [10, с.16].
Налоговая система государства
должна строиться исходя из знаний
фундаментальных
Весь комплекс принципиальных
положений для системы налогооб
- подсистема, построенная
на основе классических, или
межнациональных, принципов,
- подсистема, построенная на основе организационно-экономических, или внутринациональных, принципов, на основе этих принципов создаются налоговые концепции и задаются условия действия налогового механизма применительно к типу государства, политическому региону и возможностям экономики, сложившимся социальным условиям развития общества.
С развитием национальных экономик меняются и системы их налогообложения, всё больше приближаясь к классическим принципам. Вместе с тем национальные системы налогообложения не теряют своей индивидуальности. Определяемые наукой в настоящее время принципы налогообложения можно разделить на две группы.
Первая группа включает
всеобщие, или функциональные принципы,
которые так или иначе
Первый принцип – принцип равномерности – требует, чтобы граждане каждого государства принимали материальное участие в обеспечении правительства соразмерно своим доходам, которые они получают под покровительством правительства. Часто данное правило называют принципом справедливости, требующим, чтобы обложение было достаточно жёстким для богатых лиц и щадящим для социально слабо защищённых слоёв населения.
Второй принцип – принцип определённости – требует, чтобы сумма, способ и время платежа были совершенно точно заранее известны плательщику.
Третий принцип – принцип удобства – предполагает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика, т.е. государство должно устранить формальности и упростить акт уплаты налога, а также приурочить налоговый платёж ко времени получения дохода.
Четвёртый принцип –
принцип экономности –
Кроме этих классических принципов со временем сложился комплекс принципов, выделенных как государством, так и плательщиками:
принцип всеобщности, выражающий единый подход к налогоплательщикам независимо от источника дохода;
принцип однократности обложения одного и того же объекта за определённый период;
принцип стабильности налоговой системы в течение длительного времени;
принцип оптимальности
налоговых изъятий, т.е. обеспечение
государства налоговыми доходами при
относительно небольшом количестве
налогов и справедливой тяжести
обложения юридических и
Вторая группа принципов
налогообложения включает в себя
экономические и
В Республике Беларусь основой единой налоговой системы является Налоговый кодекс республики Беларусь, принятый 19 декабря 2002 года. На сегодняшний день на основании Закона Республики Беларусь от 29 декабря 2009г. №72-З «О введении в действие Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь, внесении изменений и дополнений в Общую часть Налогового кодекса Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Беларусь и их отдельных положений по вопросам налогообложения» вступили в силу и действуют как общая, так и особенная части кодекса, которые устанавливают систему налогов, сборов (пошлин), взимаемых в бюджет Республики Беларусь, основные принципы налогообложения в республике, регулируют властные отношения по установлению, введению, изменению, прекращению действия налогов, сборов (пошлин) и отношения, возникающие в процессе исполнения налогового обязательства, осуществления налогового контроля, обжалования решений налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, а также устанавливают права и обязанности плательщиков, налоговых органов и других участников отношений.
В Республики Беларусь имеются особенности налогообложения, характерные для экономики республики внутринациональные принципы, отвечающие мировым стандартам и получившие своё развитие в свете сложившихся социально-экономических отношений в государстве. Основные принципы налогообложения в Республике Беларусь заключаются в следующем [1, с.9]:
каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги, сборы (пошлины), по которым это лицо признаётся плательщиком;
ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины) иные взносы и платежи, не предусмотренные Налоговым Кодексом Республики Беларусь либо установленные в ином порядке, чем это определено Конституцией Республики Беларусь, Кодексом, принятыми в соответствии с ним законами, регулирующими вопросы налогообложения, актами Президента Республики Беларусь;
налогообложение в Республике Беларусь основывается на признании всеобщности и равенства;
не допускается установление налогов, сборов (пошлин) и льгот по их уплате, наносящих ущерб национальной безопасности Республики Беларусь, её территориальной целостности, политической и экономической стабильности, в том числе нарушающих единое экономическое пространство Республики Беларусь, ограничивающих свободное передвижение физических лиц, перемещение товаров (работ, услуг) или финансовых средств в пределах территории Республики Беларусь либо создающих в нарушение Конституции Республики Беларусь и принятых в соответствии с ней законодательных актов иные препятствия для осуществления предпринимательской и другой деятельности организаций и физических лиц, кроме запрещённой законодательными актами;