Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 21:06, курсовая работа
Различные варианты принимаемых для определения прибыли, текущих расходов, авансированной стоимости для расчета рентабельности обусловливают наличие значительного количества показателей рентабельности.
Классификация показателей рентабельности:
Хозрасчетная рентабельность
- Рентабельность отдельных видов продукции (работ, услуг):
прибыль от выпуска, реализации (себестоимость);
прибыль от выпуска, реализации (себестоимость за вычетом материальных затрат);
прибыль от выпуска, реализации (стоимость по оптовым ценам).
Введение 3
1. Теоретическое исследование прибыли и рентабельности 7
1.1. Формирование прибыли предприятия 7
1.2. Методы расчета прибыли от реализации 18
1.3. Распределение и использование прибыли 21
1.4. Система показателей рентабельности 26
2. Анализ прибыли и рентабельности производственно-хозяйственной деятельности предприятия 2.1. Анализ прибыли деятельности предприятия 31
2.2. Анализ рентабельности деятельности предприятия 42
2.2.1. Анализ рентабельности производственной деятельности предприятия 44
Заключение 48
Список литературы 51
Во-вторых, это деятельность связана с осуществлением финансовых инвестиций. В результате предприятия получают прибыль в виде дивидендов на акции, от вложения средств в уставные фонды других предприятий (доходы от владения корпоративными правами), в виде процентов на государственные ценные бумаги, облигации предприятий. Объем этой прибыли и его удельный вес в балансовой прибыли имеют тенденцию к росту. Это обусловлено развитием рыночной экономики, фондового рынка.
На объем названной прибыли оказывают влияние объем финансовых инвестиций, их направления и структура, условия налогообложения.
В-третьих, это деятельность, связанная с получением внереализационных доходов и возникновением внереализационных расходов предприятий.
К ним относятся3:
• доходы и убытки прошлых лет, выявленные в отчетном периоде;
• невозмещенные убытки от чрезвычайных ситуаций (стихийных бедствий, пожаров, аварий);
• поступление долгов, списанных ранее как безнадежные;
• штрафы, пени, неустойки, поступающие за нарушение хозяйственных договоров субъектами хозяйствования в связи с применением финансовых санкций;
• штрафы, полученные за несвоевременное погашение налогового кредита из государственного бюджета;
• кредиторская задолженность
между предприятиями
• дебиторская задолженность, по которой истек срок исковой давности;
• прибыль от завышения цен и тарифов;
• курсовая разница от операций в иностранной валюте;
• прибыль и убыток от ликвидации основных средств;
• стоимостная разница отгруженной и полученной части исполненного полностью бартерного контракта;
• прибыль (убыток) от совместной деятельности.
С принятием Закона «О налогообложении прибыли предприятий», налоговые администрации осуществляют контроль за правильностью определения налогооблагаемой прибыли.
Однако снятие контроля за формированием балансовой прибыли со стороны налоговых органов не уменьшает значения этого показателя для предприятия. Балансовая прибыль остается источником уплаты ряда налогов, формирования финансовых ресурсов предприятий. Поэтому формирование балансовой прибыли, его увеличение имеют важное значение для ООО ПКФ "Консалекс" - субъекта хозяйственной деятельности. Управление этими процессами занимает важное место в финансовом менеджменте.
Рис. 1.1 Структурно-логическая схема формирования прибыли от реализации продукции
Как уже отмечалось, получение прибыли от реализации продукции (работ, услуг) зависит от осуществления основной деятельности субъектов хозяйствования. Прибыль входит в состав выручки от реализации. Однако в отличие от выручки, поступление которой на расчетный счет предприятия фиксируется регулярно, объем полученной прибыли определяется только за определенный период (месяц, квартал, год) на основе данных бухгалтерского учета.
Реально формирование прибыли на предприятии происходит по мере реализации продукции. Однако отдельные законодательные акты по-разному трактуют наступления момента реализации. Так, согласно Закону "О налогообложении прибыли предприятий", реализацией признается событие, произошедшее ранее: дата зачисления средств покупателя на банковский счет поставщика в оплату товаров или дата отгрузки товаров. Согласно Закону "О налоге на добавленную стоимость" (с последующими изменениями к нему), реализацией считается зачисления средств от покупателя на банковский счет поставщика в оплату товаров, подлежащих реализации.
Однако независимо от определения момента реализации в законодательных актах реальное формирование на предприятии прибыли от реализованной продукции имеет место только при условии, когда такое происходит на самом деле. То есть, когда средства от покупателя поступают на расчетный счет поставщика.
На рис. 1.1 приведены структурно-логическую схему формирования прибыли от реализации продукции, а также названы основные показатели, влияющие на прибыль от реализации.
Прибыль от реализации продукции напрямую зависит от двух основных показателей: объема реализации продукции и ее себестоимости. На изменение объема реализации продукции влияет изменение объема производства, остатков нереализованной продукции, доли прибыли в цене продукции (рентабельность продукции).
Надо обратить внимание на то, что изменение объема производства, остатков нереализованной продукции оказывают влияние не только на объем реализации продукции, но и на ее себестоимость, поскольку меняются условно-постоянные расходы (при изменении объема производства продукции); затраты на хранение продукции, другие расходы (при изменении остатков нереализованной продукции).
Существенное влияние на объем реализации продукции, а также на прибыль от реализации оказывает размер прибыли, которая включается в цену изделий. В условиях формирования рыночной экономики, государственного регулирования рентабельности продукции, как правило, уже нет. Таким образом, создается возможность увеличения прибыли предприятия за счет увеличения доли прибыли в цене отдельных изделий. Этому способствует отсутствие должной конкуренции, монопольное положение некоторых предприятий в производстве и реализации многих видов продукции4.
Таким образом, можно сделать вывод, что возможности предприятия влиять на объем прибыли от реализации, изменяя объемы производства продукции, остатки нереализованной продукции, ее рентабельность достаточно существенными.
Рассмотрим
особенности влияния на формирование
прибыли себестоимости
Обобщенно можно
дать такое определение
Себестоимость продукции (работ, услуг) - это выраженные в денежной форме текущие затраты предприятия на их производство (выполнение) и реализацию.
Затраты на производство продукции образуют производственную себестоимость, расходы на производство и реализацию - полную себестоимость продукции.
Возможность предприятия влиять на формирование себестоимости является существенной. Однако при этом необходимо принять во внимание следующее.
Во-первых, состав (перечень) затрат, которые можно относить на себестоимость, регламентирован государством. В течение 1996 года Постановлением Кабинета Министров РФ были утверждены Типовые положения по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг), в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, торговле, себестоимости научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и т.п..
На основе типовых
положений разработаны
Расходы сфер производства и обращения, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), группируются по следующим элементам: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные мероприятия, амортизация основных фондов и нематериальных активов, другие затраты.
Во-вторых, в составе расходов, включаемых в себестоимость, размер некоторых из них также регулируется государством установлением нормативов отчислений. Это прежде всего касается таких элементов затрат5:
• отчисления на социальные мероприятия (государственное пенсионное страхование, социальное страхование, фонд ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы);
• амортизация основных средств и нематериальных активов;
• расходы на финансирование ремонта и улучшения основных фондов;
• прочие расходы (отчисления в Государственный инновационный фонд, на финансирование автомобильных дорог, некоторые внебюджетные фонды финансирования отраслевых и межотраслевых научно-исследовательских работ).
Возможность воздействия предприятий на названные элементы затрат ограничено. Однако она возможна с помощью надлежащего управления показателями, к которым применяются установленные нормативы отчислений: расходы на оплату труда, структура и источники ее выплаты, стоимость основных производственных фондов, принадлежащих предприятию, их структура и источники формирования.
В Законе "О
налогообложении прибыли
Без вычисления себестоимости невозможно определить финансовый результат производственно-хозяйственной деятельности предприятия. В приказе Минфина РФ от 17 ноября 1997 года № 247 по составлению годового бухгалтерского баланса предприятия за 1997 год есть четкие указания о необходимости руководствоваться Типовыми положениями по планированию, учету и калькуляции себестоимости продукции (работ, услуг).
Сокращение затрат на производство и реализацию продукции, т.е. снижение ее себестоимости является важным фактором увеличения прибыли от реализации. Этого можно достичь за счет использования многочисленных факторов, влияющих на сокращение затрат на производство и реализацию продукции. Для этого необходимо: знать полный перечень указанных расходов (дается в типовых положениях), особенности состава и формирования затрат с учетом сферы и отрасли деятельности предприятия.
Следует отметить, что сегодня предприятия всех форм собственности получили больше самостоятельности в принятии решений по формированию себестоимости. Однако они не могут нарушать действующих законодательных и нормативных документов, регламентирующих эти вопросы.
Управление формированием прибыли от реализации продукции (работ, услуг) предусматривает расчет его планового объема. Планирование, прогнозирование получения прибыли субъектам хозяйствования необходимо для составления текущих и перспективных финансовых планов.
Определение суммы прибыли от реализации продукции (работ, услуг) имеет некоторые особенности в зависимости от сферы деятельности предприятия: производственной сферы, торговли, сферы услуг.
Так, в производственный сфере будет разница в расчетах прибыли от реализации продукции относительно промышленных и сельскохозяйственных предприятий, строительных организаций, предприятий транспорта. В сфере услуг по-разному определяется доход от предоставления услуг коммерческими банками, страховыми компаниями, инвестиционными фондами, предприятиями торговли. На предприятиях производственной сферы могут быть применены три метода расчета прибыли от реализации продукции: прямого счета, по показателям затрат на один рубль продукции, экономический (аналитический) метод.
Метод прямого расчета. Прибыль рассчитывается по отдельным видам продукции, которые производятся и реализуются.
Расчет прибыли на основе показателя затрат на 1 руб. продукции. Это укрупненный метод. Может применяться по предприятию в целом при расчете прибыли от выпуска, реализации всей продукции. Предполагается использование данных о производственных затратах и реализации продукции за предыдущий период, а также ожидаемые их изменения.
По этому методу расчета также недостает возможности определить влияние отдельных факторов на объем прибыли, его изменение.
Экономический (аналитический) метод. Может использоваться для расчета прибыли от выпуска (реализации) продукции. Он отличается от уже рассмотренных методов расчета прибыли тем, что позволяет определить не только общую сумму прибыли, но также и влияние на нее изменения отдельных факторов: объема производства (реализации) продукции; себестоимости продукции; уровня оптовых цен и рентабельности продукции, ассортимента и качества продукции.
Расчет прибыли этим методом осуществляется отдельно по сравнительной и несопоставимой продукции в плановом периоде. Сопоставимая продукция - это продукция, которая производилась в предыдущем периоде. Несопоставимая продукция - это продукция, которая не производилась на предприятии в предшествующем периоде.
Расчет прибыли
по сравнимой продукцией осуществляется
в следующей последовательности
• определяется ожидаемая базовая прибыль и базовая рентабельность продукции;
• сравнительная продукция планового периода определяется по себестоимости периода, предшествовавшего плановому;
• исходя из уровня базовой рентабельности продукции рассчитывается прибыль по сравнимой продукцией в плановом периоде;
• рассчитывается влияние отдельных факторов на изменение прибыли в планируемом периоде.
Расчет базовой прибыли осуществляется на основании отчетных или ожидаемых данных за предыдущий период. Базовая прибыль - это прибыль от выпуска (реализации) продукции в периоде, который предшествовал плановому.