Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 22:08, курсовая работа
Цель курсовой работы «Анализ производства и реализации продукции» состоит в выявлении наиболее эффективных путей увеличения объема выпуска продукции и улучшения ее качества, выявление путей увеличения объемов реализации продукции, пользующихся спросом по сравнению с конкурентами, расширение доли рынка, при максимальном использовании производственных мощностей, земельных ресурсов, поголовья скота, материальных, производственных и трудовых ресурсов, изыскание внутренних резервов роста объема производства и как результат увеличения прибыли предприятия.
Введение 5
1. Анализ реализации продукции ГУП ОПХ
Зеленогорское 9
1.1 Оценка состояния производства сельскохозяйственных видов
продукции на ГУП ОПХ Зеленогорское 9
1.2 Анализ объема и состава товарной продукции ГУП ОПХ
Зеленогорское 14
1.3 Влияние факторов на изменение объема и состава продукции производства 21
1.4 Анализ реализации продукции и оценка эффективности каналов реализации 25
1.5 Финансовые результаты реализации и их влияние на показания эффективности производства и финансовой деятельности ГУП ОПХ Зеленогорское 38
2. Пути и резервы повышения эффективности реализации продукции и рентабельности сельскохозяйственного производства 42
2.1 Резервы роста объемов производства 42
2.2 Оптимизация состава товарной продукции и повышение
ее качества 50
2.3 Резервы совершенствования рыночных отношений ГУП ОПХ Зеленогорское 53
Заключение 57
Список литературы 62
ГУП ОПХ Зеленогорское реализует молоко по нескольким направлениям. На протяжении анализируемого периода постоянным покупателем молока выступало ОАО "Самаралакто", предоставляющее выгодные условия, такие как транспортировка молока за счет покупателя, предоставление в лизинг танка-охладителя, своевременная оплата приобретаемой продукции. Однако в связи с финансовыми сложностями и ухудшением условий продажи молока по данному каналу, с 2011 года появился еще один довольно крупный покупатель молока – ООО "Нвокуйбышевскмолоко", предложивший предоставление краткосрочных кредитов для ГУП ОПХ Зеленогорское в счет поставки продукции, а также вносящий предоплату при покупке молока. По данным направлениям молоко реализуется по цене 10,41 руб. за литр.
Еще одним каналом реализации молока является Безенчукский ЖБИ, приобретающий молоко для своих работников, а также ежедневная ярмарка по социальным ценам в Безенчуке, где молоко продается из фляг. Так как в данном случае предприятие уже не получает субсидий, как при реализации молокозаводам, а также берет на себя транспортные и иные расходы, цена реализации молока по данным направлениям существенно выше – 20 руб. за литр. Все это положительно характеризует деятельности предприятия.
Таким образом, за анализируемый период сложилась следующая структура реализации молока по каналам, представленная в таблице 1.4.4., рис.4.
Таблица 1.4.4. Анализ объема реализации с/х продукции ГУП ОПХ Зеленогорское
Показатели |
2006 |
2007 |
2008 |
В среднем по 1 периоду |
2009 |
2010 |
2011 |
В среднем по 2 периоду |
2 период к 1 периоду,% | ||
т. руб |
% |
т. руб. |
% | ||||||||
Всего растениеводства |
16946 |
10979 |
10428 |
12784 |
52,5 |
7356 |
15288 |
13874 |
12173 |
47,5 |
95,22 |
Молока, тыс.р |
7162 |
6331 |
9325 |
7606 |
31,2 |
9836 |
10731 |
12784 |
11117 |
43,4 |
146,16 |
Мяса КРС, тыс.р |
3411 |
4043 |
4415 |
3956 |
16,3 |
2506 |
2660 |
1846 |
2337 |
9,1 |
59,08 |
Всего животноводства |
10573 |
10374 |
13740 |
11562 |
47,5 |
12342 |
13391 |
14630 |
13454 |
52,5 |
116,36 |
Объем реализации с/х продукции – всего, тыс.р |
27519 |
21353 |
24168 |
24347 |
100 |
19698 |
28679 |
28504 |
25627 |
100 |
105,26 |
Данные таблицы
Анализ объема реализации продукции и динамики ее изменения наглядно показывает, что с начала анализируемого периода доля растениеводческой продукции незначительно снижается и все больший вес приобретает продукция животноводства, в частности, молока.
Объем производства товарной продукции молока во 2 периоде по сравнению с первым вырос на 12%, при этом стоимость товарной продукции растениеводства снизилась на 5%. Почти наполовину сократилось производство мяса КРС для реализации, что объясняет сокращение его доли в структуре товарной продукции предприятия.
Данная тенденция положительно характеризует товарную политику предприятия, так как именно реализация молока приносит предприятию наибольшую прибыль в отрасли животноводства.
Повышение качества продукции равнозначно увеличению ее количества. Продукция более высокого качества оплачивается дороже, пользуется большим спросом, а повышение удельного веса ее в общем производстве ведет к увеличению объема товарной продукции и улучшению финансовых результатов.
Качество продукции не является величиной постоянной. Оно зависит от уровня развития науки, квалификации работников, организации и технологии производства.
В условиях развития рыночных отношений каждое сельскохозяйственное предприятие обязано жестко контролировать качество продукции. А для этого следует организовать раздельный учет продукции по качеству на основе поступающих от молокозаводов товарно-транспортных накладных. Основными показателями качества молока являются его жирность, сортность и охлажденность.
Рассмотрим влияние качества молока на результаты его реализации.
Таблица 1.4.5. Расчет влияния качества молока на результаты от реализации в ГУП ОПХ Зеленогорское 2011г.
Вид продукции |
Сортность |
Фактически реализовано продукции, т |
Фактическая цена реализации, т.р. |
Средняя плановая цена реализации, т.р. |
Стоимость реализованной продукции, т.р. |
Отклонение +,- | |
По фактической цене реализации |
По средним плановым ценам реализации | ||||||
молоко |
Высший сорт |
974,19 |
12814 |
10000 |
12483,270 |
9741,900 |
2741,37 |
|
1 сорт |
29,69 |
11815 |
10000 |
350,787 |
296,900 |
53,887 |
Итого |
1003,88 |
12314 |
10000 |
12834,057 |
10038,8 |
Таблица 1.4.6. Расчет влияния сортового состава молока на среднюю цену реализации.
Сорт молока |
Цена молока, т.р. |
Структура, % |
Изменение средней цены 1 т. | |||
план |
факт |
Отклонение +,- |
Руб. |
% | ||
Высший |
12814 |
90 |
97 |
+7 |
+896,98 |
+7 |
1 сорт |
11815 |
10 |
3 |
-7 |
-827,05 |
-7 |
Итого |
12314 |
100 |
100 |
-69,93 |
В результате отклонения структуры сортового молока факта от плана по высшему сорту на +7%, по 1 сорту на -7%, предприятие недополучило 70 тыс. руб. (1003,88*(-69,93) выручки.
Предприятие должно выпускать конкурентоспособный товар, для чего необходимо управлять себестоимостью с целью создания более дешевой продукции. Кроме того, экономия затрат ведет к ускорению оборачиваемости средств, вложенных в производство, и обеспечивает процесс расширенного воспроизводства. Контроль над выполнением норматива расходования средств дает возможность сократить сверхнормативные остатки производственных запасов предприятия, т.е. анализ позволяет управлять затратами. Общее же снижение себестоимости создает возможность снижения цен реализации, что в свою очередь повышает конкурентоспособность производимой продукции.
Таблица 1.4.7. Состав и структура себестоимости зерна
Статьи и элементы затрат |
Размер затрат, руб. /ц. |
Структура, % |
% снижения или роста себестоимости за счет статьи | ||
2006 |
2011 |
2006 |
2011 | ||
Семена и посадочный материал |
37,18 |
134,91 |
12,6 |
17,3 |
33,1 |
Минеральные удобрения |
21,74 |
22,96 |
7,4 |
2,9 |
0,4 |
СЗР |
0,00 |
42,78 |
0,0 |
5,5 |
14,5 |
Электроэнергия |
1,67 |
8,00 |
0,6 |
1,0 |
2,1 |
ГСМ |
51,18 |
154,37 |
17,3 |
19,8 |
35,0 |
Ремонт ОС |
23,21 |
35,52 |
7,9 |
4,6 |
4,2 |
Работы и услуги |
12,93 |
0,00 |
4,4 |
0,0 |
-4,4 |
Оплата труда |
34,25 |
147,25 |
11,6 |
18,9 |
38,3 |
Отчисления на социальные нужды |
8,29 |
32,53 |
2,8 |
4,2 |
8,2 |
Амортизация |
15,43 |
37,99 |
5,2 |
4,9 |
7,6 |
Прочие |
89,21 |
164,17 |
30,2 |
21,0 |
25,4 |
Всего |
295,10 |
780,48 |
100,0 |
100,0 |
164,5 |
Данные таблицы
Характеризуя производство продукции животноводства, следует отметить, что ГУП ОПХ Зеленогорское использует комплекты современного оборудования. (Динамику продуктивности стада и выхода валовой продукции выбранной технологии содержания животных я рассмотрю во второй главе курсовой работы). Особое значение имеет анализ влияния отдельных статей затрат на изменение себестоимости.
Таблица 1.4.8. Состав и структура себестоимости 1 ц молока
Статьи и элементы затрат |
Размер затрат, руб. /ц. |
Структура, % |
% снижения или роста себестоимости за счет статьи | ||
2006 |
2011 |
2006 |
2011 | ||
Корма |
260,74 |
172,45 |
58,7 |
23,0 |
-19,9 |
Электроэнергия |
16,23 |
14,41 |
3,7 |
1,9 |
-0,4 |
ГСМ |
25,34 |
54,09 |
5,7 |
7,2 |
6,5 |
Ремонт ОС |
5,91 |
25,84 |
1,3 |
3,4 |
4,5 |
Работы и услуги |
7,71 |
0,00 |
1,7 |
0,0 |
-1,7 |
Оплата труда |
68,02 |
129,00 |
15,3 |
17,2 |
13,7 |
Отчисления на социальные нужды |
26,24 |
36,62 |
5,9 |
4,9 |
2,3 |
Амортизация |
28,15 |
193,83 |
6,3 |
25,8 |
37,3 |
Прочие |
6,09 |
124,00 |
1,4 |
16,5 |
26,5 |
Всего |
444,44 |
750,24 |
100,0 |
100,0 |
68,8 |
Из данных таблицы видно, что в 2011 году по сравнению с 2006 себестоимость производимого молока увеличилась на 68,8 %. Амортизация основных средств обусловила рост себестоимости на 37,3 %, к тому же в 2011 году этот элемент занял наибольший удельный вес в структуре затрат. Важно отметить положительное влияние таких статей как корма, электроэнергия и работы и услуги – в сумме они уменьшили себестоимость на 22%. Этот факт свидетельствует о грамотном управлении затратами посредством совершенствовании технологии производства продукции. Значительное сокращение затрат на корма (на 19,9 %) обусловлено переходом предприятия на новую технологию содержания животных и иной тип кормления, который одновременно со сбалансированностью питания обеспечивает экономию средств. Таким образом, на рост себестоимости в основном влияют факторы внешней среды: амортизация, рост цен на ГСМ и удорожание услуг по обслуживанию и ремонту техники. Управление себестоимостью производимой продукции является крайне важной задачей, так как ее величина и динамика оказывают непосредственное влияние на итоги деятельности предприятия. Анализ себестоимости продукции сельского хозяйства носит особый характер: конечный результат ее можно определить лишь в конце года по получении готового продукта.
Таблица 1.4.9. Себестоимость единицы основных видов продукции, руб/ц.
Вид продукции |
2006 |
2007 |
2008 |
В среднем за 1 период |
2009 |
2010 |
2011 |
В среднем за 2 период |
2 период к 1, % |
Зерновые и зерно-бобовые |
156,4 |
237,6 |
258,9 |
217,63 |
395,1 |
406,88 |
392,1 |
398,03 |
182,89 |
в т.ч. озимые |
288,7 |
350,0 |
277,9 |
305,53 |
300,0 |
352,4 |
700,5 |
450,97 |
147,60 |
яровые |
119,0 |
184,4 |
226,8 |
176,73 |
282,7 |
436,9 |
505,5 |
408,39 |
231,08 |
горох |
261,6 |
400,0 |
381,0 |
347,53 |
453,4 |
528,9 |
556,8 |
513,02 |
147,62 |
Молоко |
445,0 |
557,0 |
630,0 |
544,00 |
599,9 |
630,4 |
750,0 |
660,10 |
121,34 |
Мясо КРС |
5139 |
10544 |
14106 |
9930 |
10370 |
12171 |
15997 |
12846 |
129,37 |
Данные таблицы
1.5 Финансовые результаты
реализации и их влияние на
показания эффективности
При оценки, платежеспособности предприятия важны не только способность возвращать заемные средства, но и финансовая устойчивость, и независимость, и способность маневрировать собственными средствами, для этого мы сделаем сравнительный аналитический баланс ГУП ОПХ Зеленогорское за 2011 год (ПРИЛОЖЕНИЕ ).
При рассмотрении динамики абсолютной величины валюты баланса, мы видим ее увеличение на 6,72%, что является положительным в работе предприятия. В соответствии с данными графы 9 наблюдается увеличение удельного веса денежных средств относительно валюты баланса (9,34%), но при этом более быстро растут запасы (56,01%), в том числе сырье и материалы (62,42%), животные на выращивании и откорме (45,66%). Наблюдаемая тенденция может оказать положительное влияние на укрепление финансовой независимости предприятия.
Информация о работе Анализ производства и реализации продукции