Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2014 в 19:02, курсовая работа
Объем производства и реализации продукции являются важнейшими показателями деятельности любого промышленного предприятия. В условиях ограниченных производственных возможностей и относительно неограниченном спросе на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реально реализовать. Темпы роста объема производства и реализации продукции непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет важное значение. Выпуск готовой продукции для организаций сферы материального производства является основным элементом предпринимательской деятельности и одним из основных этапов достижения цели такой деятельности - получение прибыли.
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ОБЪЁМА ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ........................4
1.1 Теоретические основы анализа объёма производства и реализации продукции.................................................................................................................4
1.2 Методические основы анализа объёма производства и реализации продукции.................................................................................................................6
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ....12
Анализ динамики производства и реализации продукции...........12
Анализ качества произведённой продукции..................................12
Анализ ритмичности работы предприятия.....................................13
2.4 Факторный анализ реализации продукции.........................................14
2.5 Анализ ассортимента выпускаемой продукции.................................16
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ ПОИСКА РЕЗЕРВОВ УВЕЛИЧЕНИЯ ВЫПУСКА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ....................................................19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..............................................23
Для оценки ритмичности производства в организациях рассчитывают также общее число аритмичности – как сумма положительных и отрицательных относительных отклонений фактического объёма производства от плана за каждый день.
Факторный анализ реализации продукции
Методика факторного анализа – совокупность моделей и методов, которые предназначены для выявления степени влияния показателей факторов на показатель результатов.
Если выручка определяется после оплаты отгруженной продукции, то товарный баланс можно записать так:
ГПн + ТП + ОТн = РП + ОПк + ГПк,
РП = ГПн + ТП + ОТн – ОТк – ГПк,
где ГПн, ГПк – соответственно остатки готовой продукции на складах на начало и конец периода;
ТП – стоимость выпуска товарной продукции;
РП – объем реализации продукции за отчетный период;
ОТн, ОТк – остатки отгруженной продукции на начало и конец периода, не оплаченные покупателями.
Расчет влияния данных факторов на объем реализации продукции производится сравнением фактических уровней факторных показателей с плановыми и вычислением абсолютных и относительных приростов каждого из них. Для изучения влияния этих факторов анализируется баланс товарной продукции.
Анализ ассортимента выпускаемой продукции
Оценка выполнения плана по номенклатуре основывается на сопоставлении планового и фактического выпуска товаров по основным видам, включённым в номенклатуру.2
Оценку выполнения плана по ассортименту можно проводить разными способами. Наиболее простым является способ наименьшего процента. При его применении определяется процент выполнения плана только по тем позициям ассортимента, по которым фактическое выполнение плана меньше запланированного. Наиболее распространённым способом оценки является исчисление среднего процента. Суть этого способа заключается в том, что в выполнение плана по ассортименту включаются фактические данные в пределах плана.
Объём производства товаров, выпущенных сверх плана и не предусмотренных планом. В расчёт выполнения плана не включаются. План по ассортименту считается выполненным только в том случае, если выполнено задание по всем видам товаров.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ
Данные для расчёта
Показатель |
Предыдущий год |
Отчётный год |
Объём производства |
151864 |
167570 |
Объём реализации |
157466 |
187726 |
Таблица2.1 - Анализ динамики производства и реализации продукции
Показатель |
Расчёт |
Значение |
Абсолютный прирост объёма производства |
∆Vтп=167570-151864 |
15706 |
Темп роста |
Тр= 167570/151864 |
1,10 |
Темп прироста |
ТПР= 167570/151864-1 |
0,10 |
Фондоотдача |
ФО1=167570/29763 ФО0=151864/31518 |
5,6 4,8 |
Индекс объёма реализации по выручке |
IРП=187726/157466 |
1,19 |
Фондоёмкость |
ФЕ1=29763/167570 ФЕ0=31518/151864 |
0,18 0,2 |
Из таблицы 2.1 видно, что объём выпущенной продукции за рассматриваемый период вырос на 15706тыс.руб., это составило 10%.
Фондоотдача рассматриваемый период снизилась, а фондоёмкость выросла. Объём реализованной продукции вырос на 19%.
Таблица 2.2 – Анализ качества продукции
Показатель |
Предыдущий год |
Отчётный год | |
а) удельный вес новой продукции в общем ее выпуске; |
0 |
0 | |
б) удельный вес продукции высшей категории качества; |
20% |
20% | |
в) удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам; |
5% |
5% | |
г) удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны. |
5% 1% |
5% 1% |
Ксорт0=151864/157466=0,96
Ксорт1=167570/187726=0,89
∆Ксорт=0,89/0,96=0,93
За рассматриваемый период коэффициент сортности снизился.
Далее необходимо провести анализ потерь от брака
Таблица 2.3 - Анализ потерь от брака
Показатель |
Предыдущий год |
Отчётный год |
Себестоимость забракованных товаров,(тыс.р) |
4000 |
3000 |
Расходы по исправлению брака |
2000 |
1500 |
Сумма удержаний с виновных лиц |
20 |
15 |
Потери от брака |
5980 |
4485 |
Из таблиц 2.2 и 2.3 видно, что предприятие за рассматриваемый период новых видов продукции не производило, невысокая доля продукции высшего качества, низкий уровень продукции отвечающей мировым стандартам и продукции идущей на экспорт.3 Потери от брака за рассматриваемый период снизились и составили 4,4% в предыдущем году и 2,6% в отчётном году от себестоимости выпущенной продукции.
Рассчитаем коэффициент ритмичности работы предприятия
При расчёте коэффициента ритмичности в выполнении плана по ритмичности засчитывается объём производства, но не более объёма продукции предыдущего периода. Желательное значение коэффициента ритмичности равно 1.
Таблица 2.4 - Анализ ритмичности работы предприятия
Предыдущий период |
Отчётный период |
По факту в пределах объёма предыдущего периода |
Коэффициент ритмичности |
Числа аритмичности | |
Абсолютное отклонение |
% | ||||
151864 |
167570 |
151864 |
1,00 |
+15706 |
+10 |
Рассчитаем коэффициент ритмичности:
Крит=151864/151864=1,00
Коэффициент ритмичности показывает, что ритмичность работы предприятия не ухудшилась.
Рассчитаем коэффициент вариации:
Квар= ;
ТП1, ТП0 – объём товарной продукции в отчётном году и в предыдущем;
Квар= =0,0028
Из таблицы 2.4 видно что ритмичность работы предприятия не ухудшилась и увеличился объём выпускаемой продукции на 10%.
Для анализа факторов изменения объёма продаж составим товарный баланс:
ГПн + ТП + ОТн = РП + ОПк + ГПк,
РП = ГПн + ТП + ОТн – ОТк – ГПк,
37104+167570+0=169424+0+35250
169424=37104+167570+0-0-35250
Расчёт влияния факторов на объём продаж товаров производится сравнением фактических уровней факторных показателей отчётного года с показателями предыдущего года и вычислением абсолютных и относительных приростов каждого из них. Для изучения влияния этих факторов анализируют баланс товарной продукции. Данный анализ приведён в таблице 2.5.
Таблица 2.5 – Анализ реализации продукции
Показатель |
Предыдущий год |
Отчётный год |
Абсолютное отклонение |
Относительное отклонение |
Остаток готовой продукции на начало года |
19970 |
37104 |
17134 |
1,86 |
Выпуск товарной продукции |
151864 |
167570 |
15706 |
1,10 |
Остаток готовой продукции на конец года |
37104 |
35250 |
-1854 |
0,95 |
Отгрузка продукции за год |
134730 |
169424 |
34694 |
1,26 |
Остаток товаров отгруженных покупателям |
0 |
|||
-На начало года |
0 |
0 |
0 |
|
-На конец года |
0 |
0 |
0 |
|
Реализация продукции |
134730 |
169424 |
34694 |
1,26 |
Из данных представленных в таблице 2.5 видно, что объём реализованной продукции увеличился по сравнению с предыдущим годом за счёт увеличения объёма выпуска и остатков готовой продукции.
2.5 Анализ ассортимента выпускаемой продукции
Таблица 2.6 – Номенклатура выпускаемой продукции
Наименование товара |
План |
Факт |
Темп роста. % |
Балконная дверь |
151,9 |
167,57 |
1,1 |
Брус 0,12*2800 |
303,7 |
335,14 |
1,1 |
Брус 100*50*4 |
303,7 |
335,14 |
1,1 |
Брус40*40 |
455,6 |
502,71 |
1,1 |
брус 50*100 |
455,6 |
502,71 |
1,1 |
вешалка напольная |
1063,0 |
1172,99 |
1,1 |
гвозди L-100 |
1063,0 |
1172,99 |
1,1 |
гвозди L-120 |
759,3 |
837,85 |
1,1 |
гвозди L-70 |
911,2 |
1005,42 |
1,1 |
гвозди L-80 |
455,6 |
502,71 |
1,1 |
дверной блок |
911,2 |
1005,42 |
1,1 |
дверь для шкафа купе |
759,3 |
837,85 |
1,1 |
диван кровать |
455,6 |
502,71 |
1,1 |
диван от кухонного уголка |
759,3 |
837,85 |
1,1 |
диван-книжка |
759,3 |
837,85 |
1,1 |
доска заборная |
607,5 |
670,28 |
1,1 |
доска необрезная |
455,6 |
502,71 |
1,1 |
доска обрезная |
911,2 |
1005,42 |
1,1 |
кабинки для детского сада |
759,3 |
837,85 |
1,1 |
колун большой |
1214,9 |
1340,56 |
1,1 |
колун маленький |
303,7 |
335,14 |
1,1 |
комод |
911,2 |
1005,42 |
1,1 |
кресло для отдыха |
911,2 |
1005,42 |
1,1 |
кресло-кровать |
759,3 |
837,85 |
1,1 |
кровать двухярусная |
607,5 |
670,28 |
1,1 |
кровать детская |
759,3 |
837,85 |
1,1 |
кровать односпальная |
1063,0 |
1172,99 |
1,1 |
кухонный гарнитур |
759,3 |
837,85 |
1,1 |
кухонный уголок |
911,2 |
1005,42 |
1,1 |
лебёдка |
911,2 |
1005,42 |
1,1 |
лес круглый |
759,3 |
837,85 |
1,1 |
матрац 1900 |
1063,0 |
1172,99 |
1,1 |
матрац 1900*800 |
1063,0 |
1172,99 |
1,1 |
набор мебельной прихожей |
1366,8 |
1508,13 |
1,1 |
оконный блок |
1214,9 |
1340,56 |
1,1 |
петля карточная |
1214,9 |
1340,56 |
1,1 |
пуфик |
455,6 |
502,71 |
1,1 |
скамья от кухонного уголка |
607,5 |
670,28 |
1,1 |
стеллажи |
759,3 |
837,85 |
1,1 |
стенка детская |
607,5 |
670,28 |
1,1 |
стол компьютерный |
759,3 |
837,85 |
1,1 |
стол обеденный |
303,7 |
335,14 |
1,1 |
стол обеденный на железном каркасе |
607,5 |
670,28 |
1,1 |
стол однотумбовый |
455,6 |
502,71 |
1,1 |
стол от кухонного уголка |
303,7 |
335,14 |
1,1 |
стол учительский |
455,6 |
502,71 |
1,1 |
стол шкаф рабочий |
911,2 |
1005,42 |
1,1 |
стул детский |
911,2 |
1005,42 |
1,1 |
стул ученический |
455,6 |
502,71 |
1,1 |
табурет |
607,5 |
670,28 |
1,1 |
табурет от кухонного уголка |
1366,8 |
1508,13 |
1,1 |
тумбочка для радиоаппаратуры |
1518,6 |
1675,7 |
1,1 |
тумбочка прикроватная |
1214,9 |
1340,56 |
1,1 |
уголок природы |
1214,9 |
1340,56 |
1,1 |
шкаф для белья |
607,5 |
670,28 |
1,1 |
шкаф для книг |
759,3 |
837,85 |
1,1 |
шкаф для полотенец |
759,3 |
837,85 |
1,1 |
шкаф для посуды |
759,3 |
837,85 |
1,1 |
шкаф к прихожей |
1518,6 |
1675,7 |
1,1 |
шкаф многоцелевого значения |
2278,0 |
2513,55 |
1,1 |
шкаф настенный |
911,2 |
1005,42 |
1,1 |
шкаф общего назначения |
911,2 |
1005,42 |
1,1 |
шкаф пенал |
151,9 |
167,57 |
1,1 |
шкаф плательный |
151,9 |
167,57 |
1,1 |
шкаф уголок |
303,7 |
335,14 |
1,1 |
шкаф уголок напольный |
303,7 |
335,14 |
1,1 |
шкаф-бар |
607,5 |
670,28 |
1,1 |
шкаф купе |
607,5 |
670,28 |
1,1 |
шкаф-стеллаж |
303,7 |
335,14 |
1,1 |
штакетник |
455,6 |
502,71 |
1,1 |
машина погрузочная ППН1 |
759,3 |
837,85 |
1,1 |
машина погрузочная ППНЗА |
759,3 |
837,85 |
1,1 |
УСТАНОВКА БУРИЛЬНАЯ УБШ-207 |
1518,6 |
1675,7 |
1,1 |
УСТАНОВКА БУРИЛЬНАЯ ШАХТНАЯ УБШ-221П (УБШ-212) |
7593,2 |
8378,5 |
1,1 |
УСТАНОВКА БУРИЛЬНАЯ ШАХТНАЯ УБШ-228 |
9111,8 |
10054,2 |
1,1 |
ПНЕВМОМОТОР АКСИЛЛЬНО-ПОРШНЕВОЙ ДАР-5Б |
10630,5 |
11729,9 |
1,1 |
ПНЕВМОМОТОР АКСИЛЛЬНО-ПОРШНЕВОЙ ДАР-14М |
6074,6 |
6702,8 |
1,1 |
ПНЕВМОМОТОР АКСИЛЛЬНО-ПОРШНЕВОЙ ДАР-30М |
6074,6 |
6702,8 |
1,1 |
КОРОНКА БУРОВАЯ К-105 КА |
10326,8 |
11394,76 |
1,1 |
КОРОНКА БУРОВАЯ ДЛЯ ПЕРФОРАТОРОВ ККП43-25 |
7593,2 |
8378,5 |
1,1 |
КОРОНКА БУРОВАЯ ДЛЯ ПЕРФОРАТОРОВ КДП43-25 |
7593,2 |
8378,5 |
1,1 |
КОРОНКА БУРОВАЯ КБЛ2-160 |
11086,1 |
12232,61 |
1,1 |
ПЕРЕГРУЖАТЕЛЬ САМОХОДНЫЙ КОНСОЛЬНЫЙ ПСК-1 |
13667,8 |
15081,3 |
1,1 |
ЗАПАСНЫЕ ЧАСТИ |
6074,6 |
6702,8 |
1,1 |
ИТОГО |
151864 |
167570 |
Рассчитаем коэффициент выполнение плана по ассортименту:
Пасс=∑ТПфi/∑ТПплi*100
Пасс=151864/151864*100%=100%.
Из анализа видно, что план выполняется по всем видам продукции, поэтому выполнение плана по ассортименту составляется 100%.
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ ПОИСКА РЕЗЕРВОВ УВЕЛИЧЕНИЯ ВЫПУСКА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ
В результате проведённого анализа выяснилось, что предприятие за рассматриваемый период улучшило показатели производства и реализации продукции, но у предприятия высокий уровень остатков готовой продукции на начало и на конец года. Поэтому необходимо выяснить причины образования остатков на складах, несвоевременной оплаты продукции покупателями и разработать мероприятия по ускорению реализации продукции и получению выручки. Для этого нужно провести анализ дебиторской задолженности, выявить просроченную дебиторскую задолженность. Так же найти возможности расширения рынков сбыта продукции. Основной источник информации для анализа сбыта – данные по отгрузке товаров. Они содержат информацию о наименовании потребителя, заказном количестве, цене и условиях продажи и транспортировки. Основная цель изучения информации выделить закономерности.4
Когда организация производит или продаёт разнообразные товары, то часто можно обнаружить значительную разницу в объёме продаж и прибылей, получаемых от продажи различных изделий. Для того чтобы сконцентрировать основные усилия на тех товарах, которые имеют наилучшие возможности для сбыта и получения прибыли, необходимо разбить данные о сбыте по группам потребителей или товаров. В том случае, если производитель планирует снять с производства медленно или плохо продающиеся товары, он должен провести тщательный анализ причины сокращения сбыта, прежде чем принимать какие-либо меры. Товар может всё ещё пользоваться большим спросом, но из-за неэффективного сбыта, недостаточной рекламы или ограниченной ёмкости рынка он может продвигаться медленно. После установления основных причин организация может принять решение по улучшению своей позиции в сбыте этого товара или снять его с производства. Одним из вариантов анализа сбыта является анализ приоритетов. Анализ приоритета по товарам является первым шагом при изучении перспектив организации. Поскольку своё благополучие большинство организаций связывают с возможностью удержаться на рынке традиционного для низ товара, т.е. товара, выпускаемого по хорошо изученной и отлаженной технологии, такой анализ должен проводиться регулярно. Анализ приоритета по рынкам – это ранжирование региональных рынков в порядке убывания интересов организации, которые определяются условиями продажи её товаров. Данный анализ приведён в таблице 3.1.
Информация о работе Анализ производства и реализации продукции