Анализ производства и реализации продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2014 в 19:02, курсовая работа

Краткое описание

Объем производства и реализации продукции являются важнейшими показателями деятельности любого промышленного предприятия. В условиях ограниченных производственных возможностей и относительно неограниченном спросе на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реально реализовать. Темпы роста объема производства и реализации продукции непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет важное значение. Выпуск готовой продукции для организаций сферы материального производства является основным элементом предпринимательской деятельности и одним из основных этапов достижения цели такой деятельности - получение прибыли.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ОБЪЁМА ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ........................4
1.1 Теоретические основы анализа объёма производства и реализации продукции.................................................................................................................4
1.2 Методические основы анализа объёма производства и реализации продукции.................................................................................................................6
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ....12
Анализ динамики производства и реализации продукции...........12
Анализ качества произведённой продукции..................................12
Анализ ритмичности работы предприятия.....................................13
2.4 Факторный анализ реализации продукции.........................................14
2.5 Анализ ассортимента выпускаемой продукции.................................16
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ ПОИСКА РЕЗЕРВОВ УВЕЛИЧЕНИЯ ВЫПУСКА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ....................................................19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..............................................23

Вложенные файлы: 1 файл

анализ производства и реализации продукции.doc

— 198.50 Кб (Скачать файл)

Для оценки ритмичности производства в организациях рассчитывают также общее число аритмичности – как сумма положительных и отрицательных относительных отклонений фактического объёма производства от плана за каждый день.

Факторный анализ реализации продукции

Методика факторного анализа – совокупность моделей и методов, которые предназначены для выявления степени влияния показателей факторов на показатель результатов.

Если выручка определяется после оплаты отгруженной продукции, то товарный баланс можно записать так:

 

ГПн + ТП + ОТн = РП + ОПк + ГПк,

РП = ГПн + ТП + ОТн – ОТк – ГПк,

 

где ГПн, ГПк – соответственно остатки готовой продукции на складах на начало и конец периода;

ТП – стоимость выпуска товарной продукции;

РП – объем реализации продукции за отчетный период;

ОТн, ОТк – остатки отгруженной продукции на начало и конец периода, не оплаченные покупателями.

Расчет влияния данных факторов на объем реализации продукции производится сравнением фактических уровней факторных показателей с плановыми и вычислением абсолютных и относительных приростов каждого из них. Для изучения влияния этих факторов анализируется баланс товарной продукции.

Анализ ассортимента выпускаемой продукции

Оценка выполнения плана по номенклатуре основывается на сопоставлении планового и фактического выпуска товаров по основным видам, включённым в номенклатуру.2

Оценку выполнения плана по ассортименту можно проводить разными способами. Наиболее простым является способ наименьшего процента. При его применении определяется процент выполнения плана только по тем позициям ассортимента, по которым фактическое выполнение плана меньше запланированного. Наиболее распространённым способом оценки является исчисление среднего процента. Суть этого способа заключается в том, что в выполнение плана по ассортименту включаются фактические данные в пределах плана.

Объём производства товаров, выпущенных сверх плана и не предусмотренных планом. В расчёт выполнения плана не включаются. План по ассортименту считается выполненным только в том случае, если выполнено задание по всем видам товаров.

 

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ

 

    1. Анализ динамики производства и реализации продукции

 

Данные для расчёта

Показатель

Предыдущий год

Отчётный год

Объём производства

151864

167570

Объём реализации

157466

187726


 

Таблица2.1 - Анализ динамики производства и реализации продукции

Показатель

Расчёт

Значение

Абсолютный прирост объёма производства

∆Vтп=167570-151864

15706

Темп роста

Тр= 167570/151864

1,10

Темп прироста

ТПР= 167570/151864-1

0,10

Фондоотдача

ФО1=167570/29763

ФО0=151864/31518

5,6

4,8

Индекс объёма реализации по выручке

IРП=187726/157466

1,19

Фондоёмкость

ФЕ1=29763/167570

ФЕ0=31518/151864

0,18

0,2


 

Из таблицы 2.1 видно, что объём выпущенной продукции за рассматриваемый период вырос на 15706тыс.руб., это составило 10%.

Фондоотдача рассматриваемый период снизилась, а фондоёмкость выросла. Объём реализованной продукции вырос на 19%.

 

    1. Анализ качества произведённой продукции

 

Таблица 2.2 – Анализ качества продукции

Показатель

Предыдущий год

Отчётный год

а) удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;

0

0

б) удельный вес продукции высшей категории качества;

20%

20%

в) удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;

5%

5%

г) удельный вес экспортируемой продукции,

в том числе в высокоразвитые промышленные страны.

5%

1%

5%

1%


 

Ксорт0=151864/157466=0,96

Ксорт1=167570/187726=0,89

∆Ксорт=0,89/0,96=0,93

За рассматриваемый период коэффициент сортности снизился.

Далее необходимо провести анализ потерь от брака

 

Таблица 2.3 - Анализ потерь от брака

Показатель

Предыдущий год

Отчётный год

Себестоимость забракованных товаров,(тыс.р)

4000

3000

Расходы по исправлению брака

2000

1500

Сумма удержаний с виновных лиц

20

15

Потери от брака

5980

4485


 

Из таблиц 2.2 и 2.3 видно, что предприятие за рассматриваемый период новых видов продукции не производило, невысокая доля продукции высшего качества, низкий уровень продукции отвечающей мировым стандартам и продукции идущей на экспорт.3 Потери от брака за рассматриваемый период снизились и составили 4,4% в предыдущем году и 2,6% в отчётном году от себестоимости выпущенной продукции.

 

    1. Анализ ритмичности работы предприятия

 

Рассчитаем коэффициент ритмичности работы предприятия

При расчёте коэффициента ритмичности в выполнении плана по ритмичности засчитывается объём производства, но не более объёма продукции предыдущего периода. Желательное значение коэффициента ритмичности равно 1.

 

Таблица 2.4 - Анализ ритмичности работы предприятия

Предыдущий период

Отчётный период

По факту в пределах объёма предыдущего периода

Коэффициент ритмичности

Числа аритмичности

Абсолютное отклонение

%

151864

167570

151864

1,00

+15706

+10


 

Рассчитаем коэффициент ритмичности:

Крит=151864/151864=1,00

Коэффициент ритмичности показывает, что ритмичность работы предприятия не ухудшилась.

Рассчитаем коэффициент вариации:

 

Квар= ;

 

ТП1, ТП0 – объём товарной продукции в отчётном году и в предыдущем;

Квар= =0,0028

Из таблицы 2.4 видно что ритмичность работы предприятия не ухудшилась и увеличился объём выпускаемой продукции на 10%.

 

    1. Факторный анализ реализации продукции

 

Для анализа факторов изменения объёма продаж составим товарный баланс:

 

ГПн + ТП + ОТн = РП + ОПк + ГПк,

РП = ГПн + ТП + ОТн – ОТк – ГПк,

37104+167570+0=169424+0+35250

169424=37104+167570+0-0-35250

Расчёт влияния факторов на объём продаж товаров производится сравнением фактических уровней факторных показателей отчётного года с показателями предыдущего года и вычислением абсолютных и относительных приростов каждого из них. Для изучения влияния этих факторов анализируют баланс товарной продукции. Данный анализ приведён в таблице 2.5.

 

Таблица 2.5 – Анализ реализации продукции

Показатель

Предыдущий год

Отчётный год

Абсолютное отклонение

Относительное отклонение

Остаток готовой продукции на начало года

19970

37104

17134

1,86

Выпуск товарной продукции

151864

167570

15706

1,10

Остаток готовой продукции на конец года

37104

35250

-1854

0,95

Отгрузка продукции за год

134730

169424

34694

1,26

Остаток товаров отгруженных покупателям

   

0

 

-На начало года

0

0

0

 

-На конец года

0

0

0

 

Реализация продукции

134730

169424

34694

1,26


 

Из данных представленных в таблице 2.5 видно, что объём реализованной продукции увеличился по сравнению с предыдущим годом за счёт увеличения объёма выпуска и остатков готовой продукции.

 

2.5 Анализ ассортимента выпускаемой продукции

 

Таблица 2.6 – Номенклатура выпускаемой продукции

Наименование товара

План

Факт

Темп роста. %

Балконная дверь

151,9

167,57

1,1

Брус 0,12*2800

303,7

335,14

1,1

Брус 100*50*4

303,7

335,14

1,1

Брус40*40

455,6

502,71

1,1

брус 50*100

455,6

502,71

1,1

вешалка напольная

1063,0

1172,99

1,1

гвозди L-100

1063,0

1172,99

1,1

гвозди L-120

759,3

837,85

1,1

гвозди L-70

911,2

1005,42

1,1

гвозди L-80

455,6

502,71

1,1

дверной блок

911,2

1005,42

1,1

дверь для шкафа купе

759,3

837,85

1,1

диван кровать

455,6

502,71

1,1

диван от кухонного уголка

759,3

837,85

1,1

диван-книжка

759,3

837,85

1,1

доска заборная

607,5

670,28

1,1

доска необрезная

455,6

502,71

1,1

доска обрезная

911,2

1005,42

1,1

кабинки для детского сада

759,3

837,85

1,1

колун большой

1214,9

1340,56

1,1

колун маленький

303,7

335,14

1,1

комод

911,2

1005,42

1,1

кресло для отдыха

911,2

1005,42

1,1

кресло-кровать

759,3

837,85

1,1

кровать двухярусная

607,5

670,28

1,1

кровать детская

759,3

837,85

1,1

кровать односпальная

1063,0

1172,99

1,1

кухонный гарнитур

759,3

837,85

1,1

кухонный уголок

911,2

1005,42

1,1

лебёдка

911,2

1005,42

1,1

лес круглый

759,3

837,85

1,1

матрац 1900

1063,0

1172,99

1,1

матрац 1900*800

1063,0

1172,99

1,1

набор мебельной прихожей

1366,8

1508,13

1,1

оконный блок

1214,9

1340,56

1,1

петля карточная

1214,9

1340,56

1,1

пуфик

455,6

502,71

1,1

скамья от кухонного уголка

607,5

670,28

1,1

стеллажи

759,3

837,85

1,1

стенка детская

607,5

670,28

1,1

стол компьютерный

759,3

837,85

1,1

стол обеденный

303,7

335,14

1,1

стол обеденный на железном каркасе

607,5

670,28

1,1

стол однотумбовый

455,6

502,71

1,1

стол от кухонного уголка

303,7

335,14

1,1

стол учительский

455,6

502,71

1,1

стол шкаф рабочий

911,2

1005,42

1,1

стул детский

911,2

1005,42

1,1

стул ученический

455,6

502,71

1,1

табурет

607,5

670,28

1,1

табурет от кухонного уголка

1366,8

1508,13

1,1

тумбочка для радиоаппаратуры

1518,6

1675,7

1,1

тумбочка прикроватная

1214,9

1340,56

1,1

уголок природы

1214,9

1340,56

1,1

шкаф для белья

607,5

670,28

1,1

шкаф для книг

759,3

837,85

1,1

шкаф для полотенец

759,3

837,85

1,1

шкаф для посуды

759,3

837,85

1,1

шкаф к прихожей

1518,6

1675,7

1,1

шкаф многоцелевого значения

2278,0

2513,55

1,1

шкаф настенный

911,2

1005,42

1,1

шкаф общего назначения

911,2

1005,42

1,1

шкаф пенал

151,9

167,57

1,1

шкаф плательный

151,9

167,57

1,1

шкаф уголок

303,7

335,14

1,1

шкаф уголок напольный

303,7

335,14

1,1

шкаф-бар

607,5

670,28

1,1

шкаф купе

607,5

670,28

1,1

шкаф-стеллаж

303,7

335,14

1,1

штакетник

455,6

502,71

1,1

машина погрузочная ППН1

759,3

837,85

1,1

машина погрузочная ППНЗА

759,3

837,85

1,1

УСТАНОВКА БУРИЛЬНАЯ УБШ-207

1518,6

1675,7

1,1

УСТАНОВКА БУРИЛЬНАЯ ШАХТНАЯ УБШ-221П (УБШ-212)

7593,2

8378,5

1,1

УСТАНОВКА БУРИЛЬНАЯ ШАХТНАЯ УБШ-228

9111,8

10054,2

1,1

ПНЕВМОМОТОР АКСИЛЛЬНО-ПОРШНЕВОЙ ДАР-5Б

10630,5

11729,9

1,1

ПНЕВМОМОТОР АКСИЛЛЬНО-ПОРШНЕВОЙ ДАР-14М

6074,6

6702,8

1,1

ПНЕВМОМОТОР АКСИЛЛЬНО-ПОРШНЕВОЙ ДАР-30М

6074,6

6702,8

1,1

КОРОНКА БУРОВАЯ К-105 КА

10326,8

11394,76

1,1

КОРОНКА БУРОВАЯ ДЛЯ ПЕРФОРАТОРОВ ККП43-25

7593,2

8378,5

1,1

КОРОНКА БУРОВАЯ ДЛЯ ПЕРФОРАТОРОВ КДП43-25

7593,2

8378,5

1,1

КОРОНКА БУРОВАЯ КБЛ2-160

11086,1

12232,61

1,1

ПЕРЕГРУЖАТЕЛЬ САМОХОДНЫЙ КОНСОЛЬНЫЙ ПСК-1

13667,8

15081,3

1,1

ЗАПАСНЫЕ ЧАСТИ

6074,6

6702,8

1,1

ИТОГО

151864

167570

 

 

Рассчитаем коэффициент выполнение плана по ассортименту:

 

Пасс=∑ТПфi/∑ТПплi*100

 

Пасс=151864/151864*100%=100%.

Из анализа видно, что план выполняется по всем видам продукции, поэтому выполнение плана по ассортименту составляется 100%.

 

 

ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ ПОИСКА РЕЗЕРВОВ УВЕЛИЧЕНИЯ ВЫПУСКА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ

 

В результате проведённого анализа выяснилось, что предприятие за рассматриваемый период улучшило показатели производства и реализации продукции, но у предприятия высокий уровень остатков готовой продукции на начало и на конец года. Поэтому необходимо выяснить причины образования остатков на складах, несвоевременной оплаты продукции покупателями и разработать мероприятия по ускорению реализации продукции и получению выручки. Для этого нужно провести анализ дебиторской задолженности, выявить просроченную дебиторскую задолженность. Так же найти возможности расширения рынков сбыта продукции. Основной источник информации для анализа сбыта – данные по отгрузке товаров. Они содержат информацию о наименовании потребителя, заказном количестве, цене и условиях продажи и транспортировки. Основная цель изучения информации выделить закономерности.4

Когда организация производит или продаёт разнообразные товары, то часто можно обнаружить значительную разницу в объёме продаж и прибылей, получаемых от продажи различных изделий. Для того чтобы сконцентрировать основные усилия на тех товарах, которые имеют наилучшие возможности для сбыта и получения прибыли, необходимо разбить данные о сбыте по группам потребителей или товаров. В том случае, если производитель планирует снять с производства медленно или плохо продающиеся товары, он должен провести тщательный анализ причины сокращения сбыта, прежде чем принимать какие-либо меры. Товар может всё ещё пользоваться большим спросом, но из-за неэффективного сбыта, недостаточной рекламы или ограниченной ёмкости рынка он может продвигаться медленно. После установления основных причин организация может принять решение по улучшению своей позиции в сбыте этого товара или снять его с производства. Одним из вариантов анализа сбыта является анализ приоритетов. Анализ приоритета по товарам является первым шагом при изучении перспектив организации. Поскольку своё благополучие большинство организаций связывают с возможностью удержаться на рынке традиционного для низ товара, т.е. товара, выпускаемого по хорошо изученной и отлаженной технологии, такой анализ должен проводиться регулярно. Анализ приоритета по рынкам – это ранжирование региональных рынков в порядке убывания интересов организации, которые определяются условиями продажи её товаров. Данный анализ приведён в таблице 3.1.

Информация о работе Анализ производства и реализации продукции