Бизнес-планирование как особая форма планирования: сущность, преимущества и особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 21:52, курсовая работа

Краткое описание

В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства. Бизнес-план описывает процесс функционирования фирмы, показывает, каким образом ее руководители собираются достичь свои цели и задачи, в первую очередь повышения прибыльности работы. Хорошо разработанный бизнес-план помогает фирме расти, завоевывать новые позиции на рынке, где она функционирует, получать инвестиции и кредитные ресурсы, составлять перспективные планы своего развития, концепции производства новых товаров и услуг и выбирать рациональные способы их реализации.

Содержание

Введение 3
1 Сущность и функции бизнес-плана
1.1. Понятие бизнес-плана
1.2. Цели, задачи, функции, область применения бизнес-планирования 5
5
7
2 Структура бизнес-плана
3 Стадии разработки бизнес-плана
4 Схема финансирования бизнес-проектов
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

СДАЛА 9 - копия.docx

— 282.31 Кб (Скачать файл)

Наиболее   распространенными   областями   применения   бизнес-планов могут быть:

  • подготовка    инвестиционных    заявок    существующими    и    вновь 
    создаваемыми предприятиями на получение кредитов в коммерческих 
    банках;
  • разработка проектов создания частных фирм, без чего риск разорения 
    новых предпринимателей оказывается чрезмерным;
  • выбор экономически выгодных направлений и способов достижения 
    положительных финансовых результатов предприятиями и фирмами, 
    находящимися сегодня в новых условиях работы, сбыта продукции;
  • составление   проектов   эмиссии   ценных   бумаг   (акций,   облигаций) 
    предприятий;
  • привлечение иностранных инвестиций для развития предприятия.
  • подготовка    и    осуществление    мероприятий    по    восстановлению платежеспособности предприятий.

Таким образом, мы пришли к пониманию процесса бизнес-планирования от возникновения экономического замысла до получения и распределения прибыли между его участниками, который можно представить в виде схемы (рисунок 2).

А теперь приведем схему, в которой наглядно показано когда, зачем возникает  потребность в бизнес - плане, и  кто являются его основными пользователями (приложение В).

Таким образом, из всего сказанного выше можно сделать  вывод о том, что бизнес-план - это многофункциональный документ, который позволяет рассмотреть все стороны ведения бизнеса. Он является главным помощником и консультантом предпринимателя в организации и развитии своей деятельности. Поскольку, качественно-составленный бизнес-план - это залог успеха любой фирмы, который позволяет определить реальных и потенциальных конкурентов фирмы, определить слабые и сильные стороны, как своей фирмы, так и конкурентов, ориентировать руководителя на нужные перспективные рынки, выявить проблемы на стадии формирования, которые еще не успели сказаться на успехе деятельности фирмы, и соответственно ориентировать предпринимателя на принятие решений по их ликвидации. Бизнес - план является фундаментом любого предприятия. Не стоит думать, что он эффективен только для вновь вводимых предприятий, поскольку его следует разрабатывать и для существующих фирм при расширении сфер деятельности, выходе на новые рынки, перепрофилирование, выборе новых видов направлений и способов осуществления коммерческих операций, подготовке заявок на получение кредитов и т.д. [12, с.121].

Бизнес - план разрабатывают при организации  нового бизнеса, при смене собственника, при освоении и изучении новых  рынков, при производстве новых товаров, при привлечении инвесторов. Основными  пользователями бизнес - плана являются менеджеры, акционеры, кредиторы, партнеры по бизнесу.

Таким образом, главная цель бизнес - планирования - долгосрочное или краткосрочное  планирование хозяйственной деятельности фирмы в соответствии с потребностями  рынка и возможностями получения  необходимых ресурсов. Наиболее значимой функцией, выполняемой бизнес - планом является следующая: бизнес - план это  документ, содержащий концепцию ведения  бизнеса, поскольку именно бизнес -план направляет предпринимателя в правильное русло на достижение тех или иных выгод.

 

1.3 Отличие бизнес-планов от традиционных планов

          Можно выделить основные отличия бизнес-плана от традиционных планов. (приложение А).

Традиционный  план призван отражать все направления  или сферы деятельности фирмы, в  свою очередь бизнес - план разрабатывают  применительно к новым направлениям или сферам деятельности. Традиционный план, в отличие от бизнес-плана  учитывает все затраты фирмы, в то время как бизнес-план только те, которые необходимы для решения  выделенных проблем, достижения поставленных целей [6].

 

 

 

  1. СТРУКТУРА БИЗНЕС-ПЛАНА

2. 1 Резюме

Деловое резюме, по сути, представляет собой  краткое изложение того, что будет  рассмотрено в бизнес - плане. Этот раздел может быть написан только после завершения работы над самим  бизнес - планом, поскольку если его  подготовить до написания бизнес - плана, то скорее всего оно получится неконкретным, не достаточно ясным, а соответственно при написании самого бизнес - плана, возникнет необходимость искусственно подгонять материал под выводы и предложения, содержащиеся в резюме.

Рекомендуется никогда не пренебрегать данным разделом, поскольку именно он показывает потенциальным  инвесторам, может ли предприниматель  четко сосредоточиться на поставленных целях и заявить достойно чего желает и куда стремиться.

Резюме - это самостоятельный документ, с которым знакомятся в первую очередь и который в определенном смысле представляет собой «визитную  карточку» вашего дела. По сути, это  единственный раздел бизнес - плана, который инвесторы будут читать полностью, от «А» до «Я». Поэтому очень важно добиться того, чтобы резюме можно было прочесть за несколько минут. И если резюме не произведет благоприятного впечатления на инвесторов или кредиторов, то дальше они бизнес-план просто не станут смотреть. [12, с.124].

Объем данного  раздела не должен превышать нескольких страниц, обычно составляет 3-4 страницы. Его текст должен быть понятен  и неспециалисту — предельная простота и лаконичность изложения, минимум специальных терминов.

 

2. 2 Общее описание фирмы

       По сути, в данном разделе необходимо представить описание деятельности фирмы, показать ее основные цели.

В данном разделе предпринимателю рекомендуется  представить следующую информацию о предприятии:

  • полное и сокращенное наименование фирмы;
  • точную характеристику предприятия, ее месторасположение;
  • указать,  что лежит в основе бизнеса:  производство  продукции, 
    оказание услуг, торговля или коммерческое посредничество;
  • какими ресурсами располагает фирма;
  • экономические тенденции развития отрасли;
  • описание организационной структуры предприятия;
  • показать факторы, которые влияют на бизнес;
  • кто являются потребителями фирмы;
  • стадию развития фирмы (создание или расширение);
  • преимущества бизнеса, по сравнению с бизнесом конкурентов;
  • наличие контрактов и соглашений;

В данном разделе необходимо изложить информацию о предстоящей деятельности фирмы, уделив особое внимание преимуществам  фирмы и ее направлению деятельности, поскольку этот раздел дает еще один шанс обратить внимание инвесторов на наиболее привлекательные черты  фирмы. Также немало важно правильно  поставить цели фирмы, которые должны быть реально достижимыми, актуальными, поддающимися оценке, конкретными и  ограниченными во времени, поскольку  именно их предприниматель будет  стремиться достичь в своей деятельности.

 

2.3 Выбор и характеристика товаров и услуг

Назначение: выбрать и представить описание всех товаров и услуг, которые фирма будет предлагать на рынке, а также указать некоторые аспекты технологии, необходимой для производства товаров или услуг.

Написанию данного раздела предшествует значительная предварительная работа по выбору товаров  и услуг, которые должны стать  основой бизнеса компании.

После того, как фирма сформировала ассортиментную политику, следует представить характеристику товар и услуг, которые фирма  будет предлагать на рынке.

Необходимо  указать:

  • какие товары  или услуги предлагает фирма,  описать их кратко и 
    выразительно, доступно;
  • наглядно представить изображение товара, рекомендуется приложить 
    либо фотографию, либо рисунок предлагаемых товаров;
  • название товара;
  • какие потребности призваны удовлетворять данные товары;
  • стоимость товаров или услуг;
  • планируемую прибыль;
  • планируемые затраты на производство данного товара;
  • технико - экономические показатели товаров или услуг.

Очень важно  подчеркнуть особенность продукции: то, что будет выделять его, поскольку, если товар не будет обладать конкурентными преимуществами, т.е. не будет уникальным, то он попросту не сможет захватить сегмент рынка, не говоря уж об его дальнейшем существовании на этом сегменте. Уникальность может быть выражена по - разному: применением новейшей своеобразной технологии, низкой себестоимостью, а следовательно и низкой ценой на данный товар, высоким качеством. Необходимо подчеркнуть возможность совершенствования данной продукции, А также представить убедительные аргументы, в пользу выпускаемой продукции, доказав, что данный товар действительно будет пользоваться спросом у потребителей. Причем, желательно подчеркнуть, на какую группу потребителей ориентирован данный товар.[10]

2. 4. Оценка рынков сбыта

Назначение: количественно оценить спрос на товары, с которыми предприниматель будет выходить на рынки

Прежде  чем приступить к изучению спроса, необходимо установить, на каком рынке  фирма работает или будет работать. Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует о том, что слабое знание рынка является одной из главных причин несостоятельности многих проектов.

Для того чтобы правильно определить свое место на рынке, предпринимателю  необходимо знать следующее:

  • каково целевое назначение каждого потенциального рынка;
  • из кого и из чего состоит рынок;
  • какие правила действуют на нем;
  • какие ограничения накладывает ранок на предпринимателя.

Одна  из основных задач фирмы в данном разделе заключается в определении  емкости каждого конкретного  рынка по каждому виду товаров. Эти  показатели будут характеризовать   возможные объемы сбыта товаров.

Они определяются количеством и ожидаемым объемом  продаж этих товаров в течение определенного периода времени.

Реальное  количество продаж зависит от многих факторов: демографических, социальных, национально - культурных, экономических, в том числе от уровня доходов  и расходов покупателей. При исследовании рынка следует определить вначале  тип рынка по каждому товару или услуге.

После определения  типа рынка необходимо дать его характеристику, т. е. указать стадию развития рынка (тенденции роста или спада), исторические и экономические причины существований  рынка, территориальное размещение рынка (регион и концентрация населения), ограничения рынка (экономические, правовые и другие) и так далее [5].

Далее необходимо приступить к изучению спроса. Для наиболее правильного  определения спроса необходимо воспользоваться  одним из способов его прогнозирования.

Таким образом, предприниматель при изучении рынков, должен определиться с типом рынка  по каждому товару или услуге, и  разработать прогноз его развития, на основе чего решить, кто будет реальными потребителями производимой продукции, и понять какой сегмент рынка он сможет захватить. Основной задачей предпринимателя в данном разделе является определение емкости каждого конкретного рынка по каждому виду товаров и услуг, т.к. эти показатели будут характеризовать возможные объемы продаж [21].

 

2.5 Оценка конкурентов

Каждый  предприниматель, который собирается производить тот или иной продукт, в первую очередь должен изучить  конкурентов, с целью оценки их конкурентных преимуществ, на базе анализа которых, фирма сформирует свои.

Если  в бизнес - плане говорится о том, что данная продукция не имеет конкурентов, то на Западе это трактуется следующим образом: либо предлагаемый продукт или услуга никому не нужны, либо производителю неизвестны конкуренты.

По сути, найти конкурентов дело несложное, достаточно представить четко те потребности, которые предлагаемый товар может удовлетворять, посмотреть, какие есть другие возможности у потенциального клиента удовлетворить те же потребности. Все, кто полностью или частично могут это сделать, и будут конкурентами.

Конкуренция — неотъемлемая составная часть рыночной среды; развитый рынок немыслим без конкуренции.

Основной  объем информации о конкурентах  поступает непосредственно с  «поля рыночной конкуренции». Эту  информацию заимствуют в сбытовых подразделениях фирмы, от ее персонала, от поставщиков, рекламных агентов, персонала конкурирующих фирм.

Информация о работе Бизнес-планирование как особая форма планирования: сущность, преимущества и особенности