Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 10:25, магистерская работа
Целью является разработка предложений по улучшению эффективности использования бюджетных средств и совершенствованию финансового обеспечения высшего учебного заведения на основе анализа финансирования высшего учебного заведения в современных условиях. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи: раскрыть понятие, функции и роль бюджетных организаций в экономике; изучить по нормативным материалам и отечественной специальной литературы основы сметного планирования; охарактеризовать расходы бюджетного учреждения и доходы, полученные от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности; определить права получателей бюджетных средств, исследовать виды и порядок составления, утверждения и исполнения сметы расходов и доходов;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы организации финансов бюджетных организаций и механизм финансирования организаций сферы образования……6
Бюджетная классификация как основа организации анализа исполнения сметы расходов………………………………………………………………6
1.2. Определение потребности в бюджетных средствах…………………..…21
Расчет потребности в финансировании образовательных учреждений………………………………………………………………………31
Глава 2. основы сметного планирования бюджетного учреждения нгу им С. нааматова ……………………………41
2.1. Экономико-организационная характеристика нгу им С. Нааматова…...41
2.2. Планирование расходов по смете…………………………………………51
2.3. Источники формирования бюджетных и внебюджетных средств………53
2.4. Проблемы финансирования деятельности бюджетных учреждений……56
ГЛАВА 3. Анализ финансирования деятельности НГУ и пути решения проблем финансирования его деятельности……………………………………………………………...60
3.1. Анализ бюджетных и внебюджетных средств НГУ…………………….60
3.2. Анализ баланса, сметы доходов и расходов и учет финансовых результатов деятельности………………………………………………………68
3.3. Роль бюджета в финансовом обеспечении образовательных
учреждений………………………………………………………………………75
Заключение………………………………………………………………...79
Список использованных источников………………………83
При расчете потребности в средствах следует учитывать необходимость развития образовательных учреждений, которое обычно представляется как процесс замены материальных объектов на более современные, пополнение библиотечных фондов, приобретение дополнительного оборудования и т. д. В этой части финансового планирования потребность в средствах определяется прямым счетом, исходя из тех мероприятий, которые предполагается осуществить в планируемом году, и необходимых для этого средств. Каких-либо специальных методических разработок на эти цели пока нет. Предлагается установить норматив увеличения финансирования на цели развития в процентах к текущим расходам, но пока таких решений не принято. К тому же необходимость развития образовательных учреждений наталкивается на недостаток бюджетных средств, а также на недостаточность содержательных обоснований потребных для этого сумм.
В целом же расчет потребности
в бюджетном финансировании основан
на упомянутых выше методических материалах
с соответствующими поправками на действующую
экономическую бюджетную
В результате проведения расчетов
определяется так называемая нормативная
или базовая потребность
Fi = *F0, (5)
где Fi — объем финансирования i-го учебного заведения;
n — число учебных заведений;
Finorm — нормативная величина расходов i-го учебного заведения по отдельной статье;
Fo — выделенный объем финансирования по отдельной статье для всех учебных заведений (в рамках отрасли или, например, региона).
В основу распределения средств, таким образом, закладываются расчеты нормативной (базовой) потребности в разрезе статей экономической классификации по каждому образовательному учреждению.
Возможны и другие варианты распределения, учитывающие большее число параметров, повышающие обоснованность распределения, по крайней мере внешне. Однако в большинстве своем они все равно основываются на указанном соотношении.
Наряду с приведенными
выше существуют и несколько иные
подходы к определению
Более полно эти подходы отражены в работах по расчету нормативов подушевого финансирования образовательных учреждений. В качестве примера можно сослаться на предложенные специалистами упрощенные алгоритмы определения потребности высших учебных заведений, а также учреждений общего образования в бюджетных средствах.
Обобщая порядок определения
нормативной или базовой
Иными словами, деятельность
образовательного учреждения — это
не абстрактное функционирование, а
определенный набор, если можно так
выразиться, «операций», требующихся
для осуществления
Несмотря на то, что общая
схема определения потребности
системы образования в
Основными исходными данными для расчета потребности в финансировании являются следующие:
Источниками для получения этих данных являются формы статистического наблюдения, нормативные документы, данные бухгалтерской отчетности.
На первом этапе определяется величина контингента учащихся в образовательном учреждении на планируемый год. Она устанавливается (табл. 1.4.), как правило, органом управления образованием, в ведении которого находится образовательное учреждение, двумя основными путями:
Лицензионное ограничение контингента учащихся в образовательном учреждении представляется понятным, поскольку отражает возможности материальной базы и ее качества применительно к установленным государством условиям осуществления образовательного процесса.
Таблица 1.4.
Определение контингента учащихся в образовательных учреждениях
Уровень образования |
Определение величины контингента |
Дошкольное Школьное |
производственные показатели в пределах установленного лицензией показателя |
Начальное профессиональное Среднее профессиональное Высшее Послевузовское |
задание учредителя, органа управления образованием |
Дополнительное |
производственные показатели в пределах установленного |
Задания учредителя по обучению представляют собой в полном смысле слова — задания, т. е. принятое учредителем решение о величине контингента учащихся в образовательном учреждении, обучение которого оплачивается (финансируется) учредителем из своего бюджета. На государственном уровне эти решения принимаются органом управления образованием, в ведении которого это учреждение находится, и финансируется из государственного бюджета соответствующего уровня. В негосударственных учебных заведениях задания могут устанавливаться решением учредителя и финансироваться им из своих средств.
Как нетрудно заметить из приведенной в табл. 2.5 информации, в пределах лицензионных требований определяется контингент учащихся тех уровней образования, где обучение является либо общедоступным и бесплатным (дошкольное, школьное), либо в учреждениях дополнительного образования, где обучение осуществляется на платной или на бесплатной основе, но в пределах устанавливаемой величины контингента обучающихся. Общедоступность образования заключается в том, что в учебные заведения должны быть приняты все желающие там обучаться, но только в пределах установленной лицензией численности.
Поскольку мест в дошкольных
учреждениях в настоящее время
не хватает, то серьезных проблем
с формированием в них
Основные расчеты объемов финансирования осуществляются с использованием показателя среднегодового контингента учащихся, который определяется по формуле:
где N — среднегодовой контингент учащихся;
Nн — численность учащихся на начало года;
Nвыб —численность учащихся, выбывающих в течение года (в т.ч. выпускников);—численность учащихся, поступающих на обучение в планируемом году;
Nпост — численность учащихся на конец планируемого года.
Для учреждений высшего профессионального
образования среднегодовой
Такой порядок расчета
контингента был введен в 1987 г. с
целью стимулирования учебных заведений
к повышению качества обучения и
устранения зависимости численности
профессорско-
Для отдельных показателей финансирования используются данные о фактическом числе учащихся определенных категорий.
Потребность в средствах на оплату труда рассчитывается исходя из численности и квалификационной структуры преподавательского персонала и других категорий работников образовательного учреждения.
Число должностей преподавателей (воспитателей), необходимых для обучения и (или) воспитания планируемого контингента студентов, учащихся, воспитанников, определяется на основе показателей контингента учащихся (воспитанников) и установленных соотношений числа учащихся и преподавателей, числа педагогов на один класскомплект — класс (учебную группу) заданной численности учащихся, числа воспитателей на группу воспитанников и т. д.
Например, для студентов
высших учебных заведений установлены
соотношения, указанные выше. Поэтому
расчет числа должностей профессорско-
Где, Nдо — численность студентов дневной формы обучения;
Nво— численность студентов вечерней формы обучения;
Nзо — численность студентов заочной формы обучения.
Не нужно удивляться
тому, что результат может
Следует учитывать, что по
отдельным специальностям (художественные,
музыкальные, связанные с изучением
восточных языков и др.) и отдельным
высшим учебным заведениям специальными
решениями установлены
Число должностей педагогических работников высшего учебного заведения определяется с учетом контингента студентов. Расчет осуществляется в следующем порядке:
На практике, конечно, полученные результаты будут отличаться от базовых, поскольку на объем запланированной нагрузки большое влияние оказывает движение студентов в группах: отчисления по неуплате контракта, отчисления по неуспеваемости, а также в связи с потерю связи с университетом.
Численность других категорий работников образовательных учреждений определяется на основе: