Виды и формы собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 23:07, курсовая работа

Краткое описание

Руководство предприятия должно серьезно проанализировать имеющиеся конкурентные преимущества и выбрать одну из стратегий поведения на рынке.
После того как рыночная стратегия проведена, следующим инструментом реализации целевой функции предприятия, обеспечивающим устойчивое получение прибыли, является планирование, направленное на достижение целей предприятия.
В курсовой работе мы опишем то, по каким признакам классифицируются предприятия, какие виды предприятий бывают.

Содержание

Введение
1 Понятие собственность, его экономическое содержание
2 Структура видов и форм собственности в РФ
3 Формы собственности, как основа ОПФ
3.1 Типы предприятий
4 Производственное предприятие
7. Предприятия и предпринимательство в РФ
8. Структура собственности на примере МО г – к Геленджике
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая экономика организации.docx

— 112.84 Кб (Скачать файл)

Вторая форма собственности – это коллективная в широком смысле этого

слова или много личная собственность. В пределах много личностной  формы субъект собственности не персонифицирован  как  индивидуум, а  представляет собой совокупность, сообщество, коллектив собственников.    Субъект собственности может выступать в виде уполномоченного лица  или  группы лиц, выражающих собственнические интересы всего товарищества,  но гораздо чаще выступает и официально оформляется правовым образом как единое юридическое лицо (хозяйственное общество, предприятия) либо государственный орган, общественная организация. Много личностную собственность удобней было бы наименовать просто общей, но термин “общая  собственность” трактуется в Гражданском кодексе Российской Федерации как имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, то есть как групповая собственность.

Говоря о много личностной собственности, мы исходим из самого широкого

понимания её как многообразия общественных по своей  природе форм

собственности, охватывающих диапазон от семейной до общенародной.

Беря своё начало в узко коллективной, групповой собственности, в рамках

которой имеет место прямое непосредственное участие и контроль со  стороны собственника за пользованием объектом собственности, многоличностная собственность постирается до государственной, общенародной, где воздействие на направление пользования объектом собственности со стороны собственника (народа) значительно опосредовано.

Разделение форм собственности на индивидуальную и многоличностную,

отражает весьма укрупненное структурирование разнообразных форм,

охватывающих во всем своем многообразии значительную их совокупность.

Отметим, что подобное разделение собственности на две формы:  индивидуальную и многоличностную – не является общепринятым ни в экономической науке, ни в практике. Так, Гражданский кодекс Российской  Федерации  выделяет частную, государственную и муниципальную форму  собственности, признавая в то же время возможность существования других форм. В то же время  широко известно разделение собственности на собственность юридических и физических лиц.

Достаточно ясно, что использовавшиеся в советское время российской

истории представления о “государственной” собственности, за спиной  которых стояла собственность государственных органов, “кооперативно-колхозной”, которая была слабо отличимая от государственной и личной  собственности на потребления, были догматическими и условными.

Необходимо внести ясность в категорию “общенародная  собственность”,

отделить её от категории “государственная собственность”, либо смешение  этих понятий создает путаницу  и  возможность манипулирования формами   и отношениями собственности, а вследствие этого – и реальными объектами

собственности.

Глобальное представление об общенародной собственности, охватывающей

всё, что выше названо совместной собственностью, весьма абстрактно в том

смысле, что трудно конкретизировать собственника. Совершенно ясно, каким образом народ в целом способен реализовать функции и права субъекта собственности по отношению ко всем видам совместной собственности, как порождается механизм ответственности за так называемую общенародную собственность.

В итоге в укрупненном представление совокупность форм собственности

охватывает:

общенародную – в виде природных богатств общенародного пользования,

обладающей общей и равной доступностью для всех членов общества (эта форма собственности не выделена в принятых российских законодательных актах о собственности);

государственную – природные богатства, основные производственные  средства, оборотные средства, информация, представляющие часть общенародной собственности – переданную по воле народа и решению органов народовластия в ведение и распоряжение государственных органов  на определённых условиях использования с одновременным делегированием ответственности;

региональную и государственную, преданную в ведение и распоряжение

региональных государственных органов (собственность субъектов федерации);

коммунальную, муниципальную, переданную в распоряжение местных органов;

коллективную, представляющую неделимую часть общенародной,  государственной, региональной собственности, преданную  на  определенный  или  неограниченный срок коллективу лиц, а также арендованную и используемую в соответствии с системой правил и норм, установленных законом, договором, уставом. Это по сути производная форма  собственности,  возникающая в результате передачи прав собственности;

общую –  в  виде имущества, ценностей, денежных средств, ценных  бумаг,

созданных, приобретенных, первоначально принадлежащим двум или  нескольким лицам, членам ассоциированной группы, используемых ими по своему  усмотрению при соблюдении общих установленных законом правил  и ограничений (к  таким формам в определенной степени относятся акционерная, коллективно-долевая, кооперативная собственность). Общая собственность делится на совместную, в рамках которой объект собственности принадлежит всем участникам, лицам на равных началах, без выделения долей, и долевую собственность, при которой определена доля каждого из отдельных собственников, участников, лиц в общем

праве собственности;

индивидуальную, представляющего имущество, предметы, информацию,

принадлежащие лично индивидууму и используемые им  по собственному

усмотрению при соблюдении  правовых  норм,  распространяющихся  на  граждан-собственников.

Целесообразно также выделять собственность общественных организаций и групповую, семейную собственность.

В структуре форм и отношений собственности следует различать

натурально-вещественный и стоимостный аспекты. При неделимости  натурально-вещественного состава объекта собственности делению может  подлежать  только денежная стоимость. Поэтому вполне возможны и часто  наблюдаются ситуации, когда собственник вправе претендовать на денежную стоимость объекта, но не на сам объект.

Подчеркнем, что не существует и не может существовать абсолютного

разделения форм собственности, неизбежны смешанные  формы  собственности, в том числе переходные от одной формы к другой. К примеру, если  собственность на рабочую силу является индивидуальной, на средства производства – общей, на землю – государственной и все эти  факторы  производства соединены  на одном предприятии, то собственность   предприятия заведомо становится смешанной. Отсюда следует, что мы вынуждены признать взаимопроникновение и общее существование разных форм собственности  в  пределах  одного  объекта.

Одни и те же средства производства могут быть одновременно в  определенном ракурсе объектами разных форм собственности. И уж   заведомо могут различаться владелец, распорядитель, пользователь объекта.  Однако это обстоятельство не должно служить поводом для не   узаконенного и несанкционированного использования объектов  собственности субъектами, не имеющими на то оснований.

До сих пор мы вели речь о субъектах  собственности в лице граждан,

коллективов, организаций, народа той страны, которая обладает этой

собственностью. Но на территории страны, в составе её национального

богатства находится собственность иностранных  граждан,  организаций, государство в виде объектов, целиком или частично  принадлежащих  иностранным субъектам. Такое собственническое проникновение, к которому в нашей стране проявляется крайне настороженное отношение, как со  стороны  отдельных  групп населения, так и в правительственных кругах. Так что в число форм собственности правомерно включить иностранную собственность в изолированном виде или в виде части смешанной  собственности (совместные предприятия). Объектом такой собственности могут прежде всего быть средства  производства, здания, имущество, инвестиционный капитал, кредитованные средства, залоговое имущество.

Завершая описание структуры форм и отношений собственности, укажем на

проявившееся в последние годы стремление подвести под её законодательную основу. На федеральном и республиканском уровнях

принимаются  законодательные акты об аренде и арендных отношениях, о

собственности, о земле и землепользовании, об иностранных инвестициях. В

число таких актов уже вошел Гражданский кодекс Российской Федерации,  со временем войдет и закон об интеллектуальной собственности. Хотя принятые российские законы во многом несовершенны, они, несомненно,   образуют первичный правовой фундамент собственнических структур и  отношений к упомянутому пакету законов тесно примыкают законодательные акты о разгосударствлении и приватизации собственности, которые призваны  направить в нужное русло процессы изменения   сложившихся форм и отношений собственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

4.   Собственность в России

 

4.1. Образование собственности  в России

В ходе революционных преобразований в России, начатых в октябре 1917 г.,  была ликвидирована частная собственность в промышленности, на

транспорт, в строительстве, торговле. Коллективизация в деревне заменила

индивидуальную собственность крестьян кооперативно-колхозной (фактически полугосударственной). В результате утвердилось полное господство социалистической, или общественной (т. е. государственной и

полугосударственной), собственности. В дальнейшем в СССР продолжался  процесс наращивания общественных средств производства за счет накоплений. В результате социальная структура собственности на средства производства к началу 90-х гг. приняла следующий вид: государственная  88,6;  колхозная  8,7;  кооперативов по производству товаров и услуг (включая жилищно-строительные) 1,5; собственность граждан 1,2%. Эти цифры, по существу, выражают высокий государственный монополизм на средства производства. Установление господства государственной собственности, отождествлявшейся с общенародным достоянием, имело  свои достоинства. Оно обеспечивало единое централизованное управление   экономикой, огромную концентрацию ресурсов и их использование для   решения крупнейших хозяйственных задач. На развитии государственной   собственности базировался процесс расширенного воспроизводства. Централизация собственности  являлась основой относительного равенства в распределении материальных и духовных благ между членами общества.

Вместе с тем опыт СССР и других социалистических стран показал, что

глобализация государственной собственности имеет и крупные минусы,  которые со временем становятся нетерпимыми.

Государственные предприятия экономически не были заинтересованы в

использование новых достижений науки и техники. Эти достижения отторгались, так как существовавшая монополия государственной собственности делала более выгодным выпуск традиционной продукции по   устоявшейся технологии. Отсутствие конкуренции лишило предприятия   экономических стимулов к повышению качества продукции и снижению  издержек производства. Внутренние источники развития были заменены   внешними побудительными мотивами, основанными на силе административной власти. В результате эффективность народного хозяйства,   основанного на государственной собственности, оказалась невысокой, по  многим показателям она уступает эффективности  рыночной  экономики.  Замедлялись темпы роста производительности труда, из года в год снижалась  фондоотдача, росла материалоемкость продукции.

Аналогичные недостатки проявились и в колхозной собственности.

Административные органы безраздельно командовали колхозами,   определяли направление их производства, формировали органы их  управления. Колхозная демократия носила формальный характер. Колхоз был лишен права распоряжаться своей продукцией, поскольку основная  часть ее поступала государству по установленным им ценам. Отсутствие хозяйского отношения к производству, так или иначе, препятствует его нормальному функционированию. Конечно, директор и служба управления  предприятия стремятся к тому, чтобы оно работало эффективно. Но, как часто и не без основания утверждают, хозяин всегда заинтересован в процветании  фирмы, а управляющий — в сохранении своей должности.

Различные формы собственности, функционирующие в общей системе

экономических отношений, не могут быть изолированными друг от друга.

Преодолевая свою специфику, они неизбежно переплетаются. На основе  такого переплетения могут возникать смешанные формы собственности.  Объективная основа указанного переплетения — взаимное дополнение и  использование тех специфических возможностей, которые заложены в  каждой из конкретных форм хозяйствования. Так, в приватизированных  российских акционерных обществах сейчас сливается собственность отдельных  граждан, коллективов и государства.

 

4.2. Критерий эффективности преобразований собственности.

 

Отличие экономического и юридического подходов к преобразованию

собственности отчетливо обнаруживается по следующим основным  направлениям. Право бесстрастно фиксирует переход прав собственности от одних субъектов к другим. Вопрос о том, насколько эффективно объекты   собственности использовались прежде и чем вызвана необходимость смены  собственников, не являются предметом специального внимания в правовом   подходе. Для экономического же подхода вопрос об эффективном использовании  имущества, переходящего от одного собственника к другому, является главным. Поэтому именно экономические критерии преобразования форм собственности являются важнейшими для определения соответствия конкретных путей и форм преобразования собственности  историческому и экономическому прогрессу. Игнорирование этого обстоятельства может привести к таким преобразованиям, которые приведут к большим потерям,   экономическому и общественному регрессу.

Другое отличие экономического подхода к преобразованиям собственности

от юридической состоит в том, что в рамках одной и той же юридической

формы собственности могут произойти существенные преобразования в  процессе присвоения. Например, физическое лицо обладает правом собственности на земельный участок. Независимо от того, обрабатывает оно этот участок или нет, его права собственности не изменятся, хотя по экономическому содержанию это две совершенно разные ситуации. Не  изменяется его право собственности и в случае, если земельный участок будет обрабатываться наемными работниками. Однако это уже третья и принципиально иная ситуация с точки зрения реального экономического процесса присвоения при одном и том же праве частной собственности.  Поэтому только экономический анализ позволяет получить более глубокое,   знание о реальном содержании собственности. Данный подход характерен для всех основных направлений экономической теории. Преобразование частной собственности в общественную оправдано лишь в том случае, если это приводит к росту производительности (отдачи) ресурсов. Этот экономический критерий с некоторыми уточнениями может быть применен универсально ко всем иным формам собственности и

Информация о работе Виды и формы собственности