Внешнеэкономическая деятельность и внешнеэкономическая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 13:53, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время в России действует весьма сложная система регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и рассмотрение ее является достаточно трудным, так как в специальной литературе освещаются, как правило, лишь отдельные вопросы, связанные с регулированием ВЭД.
В сложившихся условиях государство начинает все активнее регулировать ВЭД в национальных интересах. Рыночной системе хозяйства в принципе больше соответствуют экономические инструменты регулирования ВЭД, прежде всего таможенные пошлины, налоги и т.д.

Содержание

Введение ………………………………………..…………………………………3
Гл. 1. Содержание и особенности внешнеэкономической деятельности …...5
Внешнеэкономическая деятельность и внешнеэкономическая политика………………………………………..………………………………….5
Законодательство, регулирующее внешнеэкономическую деятельность……………………………………………………………………...10
Гл. 2. Анализ действующего порядка налогообложения внешнеэкономической деятельности в РФ……………………………………13
2.1. НДС при осуществлении внешнеторговых операций…………………..13
2.2. Особенности налогообложения налогом на прибыль внешнеэкономической деятельности….……………………………………….21
2.3. Особенности налогообложения акцизом внешнеэкономической деятельности ……………….……………………………………………………31
Гл. 3. Проблемы и перспективы налогового законодательства в сфере внешнеэкономической деятельности в РФ …………………………………..38
3.1. проблемы, связанные с применением налогового законодательства в сфере внешнеэкономической деятельности…………………………………...38
3.2. перспективы развития налогового законодательства в сфере внешнеэкономической деятельности……………….…………………………40
Заключение ………………..…………………………………………………….44
Список использованной литературы …………………………………………47

Вложенные файлы: 1 файл

гот.doc

— 259.00 Кб (Скачать файл)

Интеграция России в мировое хозяйство невозможна без развития национального законодательства в соответствии с международным. Правовое регулирование ВЭД - это совокупность нормативных актов, в рамках и на основе которых осуществляется ее практика. Эта совокупность представлена:

  1. международными правилами и нормами, подписанными РФ международными договорами России с другими странами:
  2. национальным - законодательством по ВЭД, представленным законами, кодексами, а также подзаконными актами.

К законам, регулирующим ВЭД, относятся следующие:

"О государственном  регулировании внешнеторговой деятельности"; "О валютном регулировании  и валютном контроле"; "О  таможенном тарифе"; "Об иностранных  инвестициях"; "Таможенный кодекс  РФ".

Экспорт стратегически  важных сырьевых товаров осуществляется предприятиями и организациями, зарегистрированными МВЭС РФ. Зарегистрированные предприятия вносятся в специальный реестр, который публикуется в периодической печати. Отказ в регистрации и исключение их из реестра могут быть в случае нарушения действующего законодательства РФ или зарубежных стран, повлекшего за собой экономический и политический ущерб для России; невыполнение обязательств по экспортным поставкам. Перечень стратегически важных сырьевых товаров установлен соответствующим постановлением Правительства РФ. Предприятия могут осуществлять экспортно-импортные операции непосредственно или на договорной основе через внешнеэкономические организации. К таким организациям относятся ассоциации делового сотрудничества, торговые дома, торгово-промышленная палата и др. Внешнеэкономическая деятельность осуществляется на основе контракта. Российское законодательство предписывает обязательную письменную форму внешнеэкономического контракта. Сделка может быть заключена либо путем составления и подписания одного документа, либо путем обмена письмами, телеграммами. Внешнеэкономический контракт содержит несколько разделов, расположенных в определенной последовательности. При этом каждый контракт имеет определенные юридические атрибуты, без наличия которых он теряет правовую силу, и права, из него вытекающие, не могут быть защищены. Внешнеэкономический контракт должен содержать полное официальное наименование сторон и их юридические адреса, полное имя и фамилию лица, представляющего организацию, его должность, а также указание, на основании чего осуществляется представительство. Управление внешнеэкономической деятельностью в РФ осуществляет Министерство внешнеэкономических связей, Государственный таможенный комитет. Регулирование валютных операций производят Валютно-экономическая комиссия РФ, Центральный банк России. Общее руководство возложено на Президента, Правительство и Министерство экономики РФ.

Регулирование ВЭД государством означает не только поддержку и стимулирование, но и контроль за соблюдением национальных интересов, обеспечение экономической безопасности. Поддержание необходимого уровня экономической безопасности становится одной из стратегических задач российской внешнеэкономической политики. Под экономической безопасностью принято понимать такое состояние экономики и системы государственного управления, при котором обеспечиваются гарантированная защита национальных интересов, социальная направленность политики, достаточный оборонный потенциал даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов. Регулирование ВЭД во всех странах направлено на обеспечение, в первую очередь, национальной экономической безопасности, под которой понимается защищенность экономики от внутренних и внешних неблагоприятных факторов, которые нарушают нормальное функционирование процесса внутреннего воспроизводства, снижают жизненный уровень, порождая неблагоприятные социальные последствия. В Законе экономическая безопасность определена как состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития РФ, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям.

 

2. Анализ действующего  порядка налогообложения ВЭД  в РФ.

 

2.1. НДС при осуществлении внешнеторговых операций.

 

Экспорт и импорт услуг  всегда были одними из наиболее спорных  операций при исчислении НДС. Это  связано с тем, что в отличии  от реализации товаров на экспорт  и производства работ место оказания услуг определить достаточно сложно. Правильное определение места оказания услуги важно как для иностранной, так и для российской компании. Поскольку именно от ответа на вопрос, где именно оказана услуга (на территории РФ или за ее пределами), зависит, будет ли эта услуга облагается НДС. Экспорт и импорт услуг достаточно часто используют международные группы компаний в своей хозяйственной деятельности. Это может быть необходимо как для реальной деятельности, так и для взаимного финансирования или внутрихолдингового налогового планирования. Чаще всего оказание услуг иностранной организации используется в качестве одного из способов перемещения дохода российской компании за границу.[17]

 

Экспорт (по данным таможенной статистики), миллион долларов

 

2010

всего

Государства-участники СНГ

Страны Дальнего зарубежья

январь

21456

3064

18392

февраль

23561

3501

20060

январь-февраль

45017

6565

38452

март

26434

4028

22406

январь-март

71451

10594

60857

апрель

27277

4148

23129

январь-апрель

98728

14741

83987

май

29794

4426

25368

январь-май

128522

19167

109355

июнь

26969

4082

22887

январь-июнь

155492

23249

132242

июль

29845

4566

25279

январь-июль

185337

27815

157521

август

30866

4700

26166

январь-август

216203

32515

183687

сентябрь

26641

4403

22239

январь-сентябрь

242844

36918

205926

Импорт (по данным таможенной статистики), миллион долларов

 

2010

всего

Государства-участники  СНГ

Страны Дальнего зарубежья

январь

9847

1818

8029

февраль

12376

2032

10344

январь-февраль

22224

3850

18373

март

15141

2304

12837

январь-март

37365

6155

31210

апрель

14983

2369

12613

январь-апрель

52347

8524

43823

май

15723

2486

13237

январь-май

68071

11010

57061

июнь

16765

2595

14170

январь-июнь

84836

13605

71231

июль

17373

2543

14830

январь-июль

102209

16149

86061

август

17975

2742

15233

январь-август

120184

18891

101294

сентябрь

16601

2514

14087

январь-сентябрь

136785

21405

115380


 

Естественно, что при  экспорте услуги выгоднее перенести  место ее оказания за пределы России. Зачастую это выгодно и при  импорте услуг, чтобы у российской стороны не возникли обязанности налогового агента. Однако при импорте услуг нужно предварительно рассчитать, что будет выгоднее: не выполнять функции налогового агента и не получить при этом вычет НДС или перечислить налог в бюджет и поставить его сумму к вычету.

Понятие “место реализации”  в налоговом законодательстве используется только применительно к НДС. И если с местом реализации товаров, как правило, ошибок не возникает, поскольку статья 147 НКРФ дает однозначную трактовку рассматриваемого понятия, то реализация работ и услуг по договорам с иностранным контрагентами зачастую ставит перед налогоплательщиками множество вопросов.

Налоговый кодекс предписывает определять место реализации услуг  в соответствии со следующими категориями:

  1. Местонахождение имущества, с которым связаны работы, услуги;
  2. Место фактического оказания услуг;
  3. Место деятельности покупателя услуг;
  4. Место деятельности исполнителя работ, услуг.

Чтобы в каждом конкретном случае определить, каким образом  российской компании выгоднее всего оформить свои отношения с иностранной, рассмотрим несколько типичных ситуаций подробнее.

Место реализации работ (услуг), связанных с движимым имуществом, зависит от местонахождения этого  имущества. Таким образом, если имущество  находится в России, то и связанные с ним работы (услуги) следует считать произведенными на территории России вне зависимости от того, зарегистрирована на территории РФ компания, их выполняющая. И наоборот, если российская компания, являющаяся плательщиком НДС, будет осуществлять работы (услуги) с движимым имуществом, находящимся на территории иностранного государства, платить НДС по такому договору не нужно.

Прежде всего это  касается организаций, которые являются заказчиками или исполнителями  по договорам с иностранными контрагентами на монтаж, сборку, переработку, ремонт и техническое обслуживание движимого имущества. Зачастую, приобретая импортное оборудование, российский покупатель заказывает у иностранного поставщика его сборку и монтаж на месте (на территории РФ), что в результате приводит к необходимости платить НДС.

Компаниям, занимающимся импортом или экспортом услуг  в сфере культуры, искусства, образования, физической культуры, туризма, отдыха и спорта, следует внимательно  изучить предмет договора, прежде чем его подписывать. Указанные виды деятельности также следует рассматривать для целей исчисления НДС с точки зрения места их фактического оказания: на территории РФ или за пределами территории РФ. Таким образом, если компания не заинтересована в уплате НДС по данным видам услуг, ей нужно доказать, что услуги фактически оказываются за пределами России. Если же компании выгодней заплатить НДС и применить вычеты, надо доказать, что договор оказания услуг был заключен и исполнялся на территории РФ.

Все рассмотренные выше примеры касались ситуаций, когда определение места реализации зависело непосредственно от места оказания услуг. В то же время в некоторых случаях место реализации услуг определяется по местонахождению покупателя. Это значит, что экспорт подобных услуг не облагается НДС, поэтому их чаще всего и используют в налоговом планировании.

Это такие услуги, как:

  1. Передача, переуступка патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав, причем этот порядок касается передачи прав как исключительных, так и неисключительных;
  2. Оказание консультационных, юридических, бухгалтерских, инжиниринговых, рекламных, маркетинговых услуг, услуг по обработке информации, а также при проведении НИОКР. Причем по мнению Минфина, сюда также можно отнести аудиторские услуги и услуги, сопутствующие аудиту, оказываемые российскими плательщиками иностранным компаниям. [10]
  3. Предоставление персонала, если персонал работает в месте деятельности покупателя данной услуги. Следует обратить внимание, определение места оказания услуг по месту деятельности покупателя в данном случае не относится к оказанию агентских услуг по подбору персонала, например, кадровыми агентствами сторонним организациям.

Чтобы без риска споров квалифицировать услуги в качестве маркетинговых, можно руководствоваться письмом ФНС России от 20.02.06 № ММ-6-03/183, в котором дан довольно большой перечень процедур по исследованию рынка. Относительно консультационных услуг такого перечня налоговики не издали, поэтому зачастую налогоплательщикам приходится доказывать принадлежность конкретных консультационных услуг в суде.

 Во избежание споров  целесообразно оформлять подробные  документы, подтверждающие факт  оказания услуг и их суть. Причем  желательно, чтобы эти документы  были составлены в соответствии  с ФЗ от 21.11.96 № 129-ФЗ “о бухгалтерском учете”. Перечень документов такой: договоры, задание заказчика на конкретные услуги, акты выполненных работ, отчеты исполнителя, счета-фактуры, платежные поручения.

Перемещение товаров (работ, услуг) через таможенную границу РФ является объектом обложения НДС. Экспортные поставки облагаются НДС по налоговой ставке О %, что предполагает не только освобождение от обложения НДС реализации продукции на экспорт, но и возмещение НДС, уплаченного поставщикам. [1; ст. 143, 164]

Освобождение НДС по ставке 0% производится при реализации: [1; ст. 164]

  1. Товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, при условии представления в налоговые органы документов;
  2. Работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта;
  3. Работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой или транспортировкой товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита;
  4. Припасов, вывезенных с территории РФ в таможенном режиме перемещения припасов. При этом под припасами подразумевают топливо и горюче-смазочные материалы, которые необходимы для обеспечения нормальной эксплуатации воздушных и морских судов, судов смешанного плавания;
  5. выполняемых российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте работ (услуг) по перевозке или транспортировке экспортируемых за пределы территории РФ товаров и вывозу с таможенной территории РФ продуктов переработки на таможенной территории РФ, а также связанных с такой перевозкой или транспортировкой работ (услуг), в том числе работ (услуг) по организации перевозок, сопровождению, погрузке, перегрузке;
  6. построенных судов, подлежащих регистрации в Российском международном реестре судов, при условии представления в налоговые органы документов.

Для подтверждения факта реализации товаров (работ, услуг) зарубежному контрагенту российский экспортер должен представить в налоговый орган пакет документов, подтверждающих экспорт. [1; ст. 165].

В общем случае в пакет  включаются:

  1. Контракт налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара за пределы таможенной территории РФ;
  2. выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации указанного товара иностранному лицу на счет налогоплательщика в российском банке;
  3. таможенная декларация с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории РФ.

B случаях перевозки российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте товаров за рубеж для подтверждения экспорта услуг таможенная декларация представляться не должна. [1; ст. 165]. Вместо нее для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов в налоговые органы должны быть представлены:

  1. реестр выписок банка, подтверждающих фактическое поступление выручки от российского или иностранного лица за выполненные работы на счет российского налогоплательщика в российском банке;
  2. реестр перевозочных документов, оформляемых при перевозках товаров в международном сообщении, с указанием в нем наименований или кодов входных и выходных пограничных и припортовых железнодорожных станций, стоимости работ (услуг), дат отметок таможенных органов на перевозочных документах, свидетельствующих о помещении товаров под таможенный режим экспорта или таможенный режим международного таможенного транзита либо свидетельствующих о помещении вывозимых с таможенной территории РФ продуктов переработки под процедуру внутреннего таможенного транзита;
  3. копии транспортных, товаросопроводительных и иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории РФ.

Документы, подтверждающие экспорт, представляются экспортерами в налоговый орган в срок не позднее 180 календарных дней считая с

даты помещения товаров  под таможенные режимы экспорта, международного таможенного транзита, свободной  таможенной зоны, перемещения припасов. [1; ст. 165]. Вышеуказанный порядок не распространяется на российских перевозчиков, осуществляющих экспорт своих услуг на железнодорожном транспорте. Поскольку они не обязаны представлять таможенную декларацию, для них момент определения налоговой базы по НДС устанавливается в соответствии с п. 1 ст. 167 НК РФ как наиболее ранняя из следующих дат: либо день выполнения работ (оказания услуг), либо день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящего выполнения работ (оказания услуг). Начиная с 1 января 2008 года такие налогоплательщики применяют ставку НДС в размере 0% после представления в налоговый орган в срок не , позднее 180 календарных дней соответствующего пакета документов, включающего вместо таможенной декларации товаросопроводительные документы с отметкой пограничного таможенного органа.

Информация о работе Внешнеэкономическая деятельность и внешнеэкономическая политика