Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 19:06, курсовая работа
Сухой язык цифр говорит сам за себя. Прирост промышленной продукции в Советской России в 1921 - 1926 гг. составлял в среднем 40, 8% ежегодно, сельскохозяйственной - 10%. Таких фантастических темпов экономического роста не знала история России ни до, ни после этих лет.
Конечно, промышленность в годы нэпа стремительно росла за счёт вво-
да в строй многих бездействовавших предприятий, восстановление их и реконструкция преобладали над новым строительством. Но фактом остается то, что именно в годы нэпа были заложены многие индустриальные гиганты: Днепрогэс, Волгоградский тракторный завод, автомобильные и другие предприятия, которые позднее стали символом сталинской индустриализации.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1 Возрождение многообразия кооперативов 3
1.1 Законодательная основа нэпа 3
1.2 Возрождение многообразия кооперативов и частной 4
собственности 4
1.3 Ещё одна утопия В.И. Ленина 5
1.4 Добровольные потребительские объединения – ДПО 8
ГЛАВА 2 Два кризиса потребительской кооперации 10
2.1 Прекращение бюджетного финансирования потребительской кооперации 10
2.2 Помощь потребительской кооперации голодающим 11
2.3 Освобождение от государственной опеки 12
2.4 Второй кризис потребительской кооперации и его преодоление 13
ГЛАВА 3 Время расцвета потребительской кооперации. 16
3.1 Культурно - просветительская деятельность 16
3.2 Видные государственные деятели о кооперации 17
3.3 НЭП - время расцвета потребительской кооперации 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 22
В 1924 г. Центросоюз акцентировал внимание на минимальном ассортименте товаров первой необходимости. Ранее он закупал весь ассортимент промышленных товаров - около 2000 видов: дрова, ткани шёлковые, мельхиоровые блюда, подушки, вина, парфюмерию, кирпич - словом, множество всякой всячины без учёта спроса. Понятно, что большая часть этих товаров не нужна была массовому потребителю. Изменение структуры кооперативного товарооборота, ограничение ассортимента минимумом ходовых товаров способствовали повышению рентабельности потребительской кооперации.
В 1924 - 1925 гг. проведена рационализация товаропроводящей цепи: сокращено число посреднических и комиссионных органов, ибо ступеньки, по которым двигались товары от Центросоюза и других кооперативных центров, закупающих их для всей низовой кооперативной торговли, сильно удорожали товар.
Сокращение управленческого аппарата, расходов на транспорт и аренду помещений благоприятно сказалось на издержках обращения розничной кооперативной торговли.
Кроме того, на товары массового спроса (ситец, сахар, соль, спички, мыло, махорку, гвозди, керосин и др.) торговые наценки в среднем были сокращены примерно в 1,5 раза по сравнению с частником, что благотворно отразилось на ценах кооперативной торговли и на привлечении покупателей в обшествлённый сектор торговли.
Кризис сбыта в
Уже в 1924 г. Совнарком начал проводить политику активной поддержки потребительской кооперации. Так, в 1924/25 хозяйственном году, когда объём торговой деятельности потребительской кооперации рос быстрее, чем её собственные средства, из госбюджета на увеличение кооперативных оборотных средств было ассигновано 0,8 млн. руб. Одновременно потребкооперации был представлен ряд экономических льгот по сравнению с частными промышленными и торговыми предприятиями: более низкий налог с оборота, преимущественное предоставление кредита промышленностью и банками, причём с более низкой ставкой за пользование им, пониженный железнодорожный тариф; более низкая плата за аренду помещений. В 1921 г. был ассигнован 1 млн. руб. целевым назначением - на развитие кооперации в национальных республиках, а в 1925/26 хозяйственном году - 3,5 млн. долгосрочных ссуд для кооперативов всех видов.
И всё же в 1924 г. Правление Центросоюза испытало серьёзные трудности в связи с тем, что не были налажены отношения между потребительской кооперацией и государственной промышленностью. Не удалось наладить и бесперебойное снабжение кооперативных организаций промтоварами - они поступали от случая к случаю.
В 1925 г. Правление Центросоюза
и президиум ВСНХ установили, что
основными принципами во взаимоотношениях
между потребительской
В составе оборота Центросоюза свыше 18 % занимала продукция его собственных промышленных предприятий, 10 % оборота приходилось на экспорт, продажа товаров вне системы составляла более 7%
Экспортные операции Центросоюз
осуществлял в 17 странах. В общем
экспорте наибольшую роль играла продажа
товаров в Англию (42,3%). В это время Центросоюз
имел представительства в Лондоне, Берлине,
Нью- Йорке, Париже, Риге, Роволе. В составе экспортных операций хлебопродукты занимали 19,8%, яйца и птица - 11,7, волокно - 30,2, пушнина - 25,2%. Импортные операции по отношению к экспортным за 1924 - 1925 гг.составили 88%.
В этот период потребительская
кооперация как массовая общественно
- хозяйственная организация
Во многих районах страны на кооперативные средства создавались общеобразовательные школы. Просветительская и агитационная работа в деревнях велась в библиотеках и кооперативных клубах, была организована сеть библиотек. Из года в год увеличилась продажа книг на селе.
Потребительская кооперация внесла весомый вклад в кинофикацию. В 1923 - 1930 гг. ей принадлежало две трети кинопередвижек и 6 - я часть станционных установок, действовавших в стране. Многие фильмы знакомили зрителей с кооперативной жизнью, её успехами и проблемами.
Кооперативные организации имели 14 тыс. радиотрансляционных установок, более 540 тыс. телефонных точек, более 30 тыс. репродуктов.
Велась просветительская работа и среди детей. Кооператоры проводили с ними игры , экскурсии, беседы, ставили спектакли. Школьные потребительские кооперативы при содействии потребительской кооперации обеспечивали детей учебниками, книгами, школьно - письменными принадлежностями, питанием. Они прививали школьникам навыки кооперативной работы, готовили кадры организаторов кооперативного движения.
В конце 20-х годов сложилась
система подготовки и переподготовки
кооперативных работников, включавшая
краткосрочные курсы (1,5-3 месяца), вечерние
курсы без отрыва от производства
(3 мес.-1 год), долгосрочные курсы (6 месяцев-1
год), курсы - съезды сроком от 5 дней до
2 недель для руководящих работников,
кооперативные школы, кооперативные
техникумы и кооперативные
Организационно - массовая и агитационно- пропагандистская работа осуществлялась через отделы кооперативного просвещения Центросоюза, республиканских союзов и подотделы в областных и крупных районных союзах.
Значительная роль потребительской кооперации в социально - экономических преобразованиях национальных окраин и преодолении ими культурной отсталости. Для этого в Ташкенте, например, была открыта годичная кооперативная школа Центросоюза. На высших кооперативных курсах в Ленинграде обучались представители более 30 национальностей, причём около трети от общего числа обучающихся - посланцы национальных районов. В большинстве национальных республик и областей успешно действовали двухгодичные курсы батраков и батрачек. В 30 - е годы во многих республиках уже имелись кооперативные техникумы.
Кооперация способствовала вовлечению женщин в общественную деятельность, что имело особое значение для женщин Востока. В Средней Азии создавались женские кооперативные лавки, доступ в которые имели исключительно женщины, чтобы приучать их снимать с лица в общественном месте паранджу - традиционное покрывало. В лавке имелся уголок товаров «мать и дитя», где медицинская работница проводила консультации по вопросам гигиены, ухода за ребёнком. Подобные лавки служили местом общения женщин.
Потребительские кооперативы
создали не только рабочие, но и их
дети-ученики фабрично-
В 20-е Центросоюз и республиканские кооперативные союзы выпускали большое количество книг, брошюр, журналов, газет, листовок, где освещались проблемы кооперативного строительства. В 1928 г. кооперация издавала 17 периодических изданий. Среди них - ежедневная коперативно - экономическая газета «Кооперативная жизнь», еженедельная газета «Общество потребителей», ежемесячные журналы сельскохозяйственной, промысловой и жилищной кооперации.
Начиная с 1923 г. после публикации статьи В.И. Ленина « О кооперации» , в среде высших партийных и государственных деятелей начиналось широкое обсуждение места и роли кооперации в экономическом и социальном развитии страны.
В нём приняли участие Председатель ЦИК СССР М.И. Калинин, Председатель Совнаркома А.И. Рыков, Председатель Совета Труда и Обороны Л.Б. Каменев, Народный комиссар Рабоче - Крестьянской инспекции В.В.Куйбышев , секретарь ЦК РКП(б) А.А. Андреев и др.
Свою позицию по кооперативному строительству они неоднократно высказывали на партийных и кооперативных съездах, конференциях, заседаниях правительства, Высшего совета народного хозяйства и др.
« Уже в данное время, - отмечал М.И. Калинин в своей речи на XIII съезде РКП (б), не редкость встретить кооператив, довольно полно обслуживающий крестьянское хозяйство. Например, в одном из сёл недалеко от Калуги я видел кооператив, который имел торговлю, мельницу, крупорушку, маслобойный завод и пункт с сельскохозяйственными машинами, где происходит очистка семян, чистка шерсти и т. д. Всё это приводится в движение газогенным генератором. Этот же кооператив за свой счёт содержит агронома и ветеринара» М.И. Калинин определял данное потребительское общество как «первичную, зачаточную общественную производственную организацию в деревне».
Л.Б. Каменев рассматривал кооперацию как необходимый субъект рыночных отношений, равнозначный национализированной промышленности, монополии внешней торговли и новой твёрдой советской валюте.
«Если мы, - писал он, - из промышленных центров раскинем сеть кооперации по всем крестьянским перифериям, если мы в эту кооперативную сеть вольём живую струю из города в деревню, из деревни в город, тогда эта кооперация станет той самодеятельной организацией, которая на наиболее удобных условиях даст более дешёвые промышленные продукты крестьянству».
В.В. Куйбышев, хотя и критиковал Центросоюз, полагал, что развитие торговли в стране во многом зависит от кооперации. «Партия, - говорил он, -должна максимум своих дел отдать торговле и кооперации».
Ценное наследие по кооперативному строительству оставил нам А.И. Рыков. Это работы « О кооперации», « Деревня, НЭП и кооперация», « О кустарно - промышленной кооперации: две речи на собрании уполномоченных Всероссийского Союза промысловой кооперации в 1924 и 1925 гг.», « Значение сельскохозяйственной кооперации: речь на собрании уполномоченных Сельскосоюза» и др.
А.И. Рыков хорошо разбирался в проблемах потребительской, кредитной, промысловой и других видов кооперации, он высоко ценил роль кооперативной демократии в улучшении хозяйственной работы и увеличении сельскохозяйственного производства в стране.
«Свобода выбора в кооперативные органы управления, полная ответственность и подотчётность выборных органов перед избирателями, точное соблюдение уставов, замена методов администрирования, нажима развитием и усилением общественной работы - вот, по мнению Рыбакова, основные пути к изживанию недостатков кооперативного строительства и завоеванию доверия массы крестьянства».
В годы нэпа часть предприятий розничной торговли, отобранных у частника, постепенно передавались потребительским и другим видам кооперативов. Но одновременно государство расширяло и свой сектор в сфере торговли и услуг - крупные оптовые предприятия, оптово- розничные универмаги, такие как ГУМ и ЦУМ, фабрики - кухни.
К концу 1926 г. кооперативный сектор уже преобладал в стране- 52,2% товарооборота принадлежало кооперативам: 38% - потребительским, 11,6 -сельскохозяйственным и 2,6% - промысловым. Кооперативная сеть насчитывала 109 тыс. торговых предприятий 3 - 5 - го разрядов. Следует пояснить, что в период нэпа торговые предприятия делились на 5 разрядов. К первому разряду относились разносчики, ко второму - ларьки, к третьему - маленькие магазины, к четвёртому - крупные магазины оптово - розничной торговли, к пятому - оптовые базы и крупнейшие универмаги.
Товарооборот государственной торговли составлял 30,5%, торговая сеть включала 35 тыс. главным образом крупных предприятий 4 -го и 5 - го разрядов.
Товарооборот частной торговли составлял 17,3%, торговая сеть - 162 тыс. магазинов, из которых 148,8 тыс.(92%) - мелкие заведения 3-го разряда. По другим данным, частный капитал занимал около 22% всего товарооборота и около 40 % розничной торговле.
В 1927 г. 63,3% городского муниципального жилого фонда находились в пользовании жилищно - арендной кооперации. Причём в Москве кооператоры распоряжались 70% жилой площади, в Ленинграде - 87,4%. Ускоренными темпами развивалась жилищно - строительная кооперация двух видов - рабочая и общегражданская. В 1927 г. её затраты на строительство жи лья составили около 20% всех средств, вложенных в жилищное строительство. Общесоюзный центр жилищно-строительной и жилищно - арендной кооперации (Центржилсоюз) имел свои лесоразработки, кирпичные заводы и другие предприятия.
Информация о работе Время расцвета потребительской кооперации