Гендерный анализ эффективности управления научным потенциалом региона (на примере ПГНИУ)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2015 в 22:31, статья

Краткое описание

Опыт мирового развития свидетельствует о становлении нового типа экономики – экономики, основанной на знаниях. Известно, что ее эффективность определяется степенью развития инновационных процессов, для которых в равной мере важными компонентами являются как получение новых знаний, так и передача их в производственные сектора экономики и социальную сферу. В таких условиях одним из основных факторов, определяющим формирование, использование, развитие и наращивание интеллектуального потенциала экономики России и ее регионов является система высшего профессионального образования, которая также нуждается в модернизации, адекватной требованиям экономики, основанной на знаниях.

Вложенные файлы: 1 файл

Базуева, Максименко, Кузьминых (Ставрополь) итог.doc

— 95.00 Кб (Скачать файл)

 

Как показывает таблица 5, изменение показателей в 2012 г. по сравнению с 2009 г. в естественных науках следующее:

- на кафедрах  возглавляемых  мужчинами, численность аспирантов  увеличилась на 52%, прирост публикаций  составил 11%, патентно-лицензионная  деятельность сократилась на 49%, количество выигранных грантов  сократилось на 19%, доходы вуза  от  выигранных грантов увеличились на 5%.

  • на кафедрах, возглавляемых женщинами, численность аспирантов увеличилась на 71 %, прирост публикаций составил 41%, патентно-лицензионная деятельность увеличилась на 71%, количество выигранных грантов сократилось на 16%, но доходы вуза от  выигранных грантов сократились на 26%.

Итак, результаты нашего анализа не выявили существенных различий в изменении показателей научно-исследовательской деятельности кафедр ПГНИУ в зависимости от пола руководителя5. Следовательно, воспроизводство вертикальной гендерной сегрегации в современных ВУЗах сокращает возможности эффективного управления его научным потенциалом, следовательно, не является объективно обоснованным.  Не случайно, в серьезных научных экспериментах не нашли подтверждения  мнения о различиях в умственных возможностях, способности к обучению, качествах характера и темперамента у представителей обоих полов. В результате были обоснованы выводы, что женщины обладают качествами, которые определяют их весьма благоприятные возможности для эффективной управленческой деятельности. В общем виде они представлены в таблице 6 [15].

Таблица 6

Гендерные отличия в управленческой деятельности

Характеристики

Женщины

Мужчины

Способ преодоления препятствий 

хитрость, ловкость

интеллект, сила

Ориентированность на проблемы 

текущая

перспективная

Потребность в эмоциональных стимулах 

повышенная

пониженная

Преобладающий тип мышления 

наглядно- действенный

словесно-логический

Объект внимания

форма

содержание

Наблюдательность и точность 

повышенные

пониженные

Ориентированность 

личная

деловая

Отношение к другим 

гибкое

прямолинейное

Основа решений 

чувственность

рассудочность

Характер 

открытый

замкнутый

Отношение к внешнему миру 

идеализированное

реалистичное

Поведение 

эмоциональное

сдержанное

Реакция на критику 

спокойная

агрессивная

Действие словесного поощрения 

возбуждающее

расслабляющее


 

В целом, приходится констатировать, что воспроизводство гендерных стереотипов в условиях современной экономики будет сокращать не только возможности эффективного управления научным потенциалом современного ВУЗа, а значит негативно влиять на его конкурентные преимущества, но и, как следствие, будет отражаться на эффективности управления научным потенциалом и уровне конкурентособности других уровней экономической иерархии (экономики нашего региона и экономики России в целом) [См. об этом подробнее 16]. Последнее определяет одну из возможных траекторий ускорения перехода экономики России к экономике, основанной на знаниях.

 

Примечания

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ
  1. Постановление Правительства РФ «О национальной доктрине образования в РФ до 2025 года»  от 4.10.2000 г. № 751

  1. Климов А.А. Перечень показателей эффективности деятельности федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования и их филиалов от 9 августа 2012 г.[Электронный ресурс]: URL: Минобрнауки.рф/2521/файл/987/12.08.09-АК-11.pdf (дата обращения 15.03.2014 г.)
  1. Мужчины и женщины России. 2008. Статистический сборник/Росстат. – М., 2008

  1. Мужчины и женщины России. 2010. Статистический сборник/Росстат. – М., 2010
  2. Мужчины и женщины России. 2012. Статистический сборник/Росстат. – М., 2012
  3. Итоги учебно-методической работы ПГНИУ за 2007/2008 уч.г. и задачи на 2008/2009 уч.г. [Электронный ресурс]: URL: http://www.psu.ru/podrazdeleniya/administrativnye/uchebno-metodicheskoe-upravlenie/otchety (дата обращения 10.03.2014 г.)
  4. Итоги учебно-методической работы ПГНИУ за 2008/2009 уч.г. и задачи на 2009/2010 уч.г. [Электронный ресурс]: URL: http://www.psu.ru/podrazdeleniya/administrativnye/uchebno-metodicheskoe-upravlenie/otchety (дата обращения 10.03.2014 г.)
  5. Итоги учебно-методической работы ПГНИУ за 2009/2010 уч.г. и задачи на 2010/2011 уч.г. [Электронный ресурс]: URL: http://www.psu.ru/podrazdeleniya/administrativnye/uchebno-metodicheskoe-upravlenie/otchety (дата обращения 10.03.2014 г.)
  6. Итоги учебно-методической работы ПГНИУ за 2010/2011 уч.г. и задачи на 2011/2012 уч.г. [Электронный ресурс]: URL: http://www.psu.ru/podrazdeleniya/administrativnye/uchebno-metodicheskoe-upravlenie/otchety (дата обращения 10.03.2014 г.)
  7. Результативность НИР-2009 ПГНИУ. - Пермь: изд-во ПГНИУ, 2009
  8. Результативность НИР-2010 ПГНИУ.  - Пермь: изд-во ПГНИУ, , 2010
  9. Итоги НИР-2011 ПГНИУ.  - Пермь: изд-во ПГНИУ,  2011
  10. Итоги НИР-2012 ПГНИУ.  - Пермь: изд-во ПГНИУ,  2012
  11. Папкова Л. Показатели эффективности деятельности по управлению персоналом [Электронный ресурс]: URL: http://vertexglobal.ru/main/articles/pokazateli_e_ffektivnosti_deyatel_nosti_po_upravleniyu_personalom/ (дата обращения 2.03.2014 г.)
  12. Базуева Е.В. Эконометрический анализ взаимосвязи показателей нациоанльной экономики и гендерного неравенства // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика, 2013, №2, с. 71-84

1 Пермский государственный национальный исследовательский университет

2  Напомним, что данная категория устанавливается Правительством РФ  на 10 -летний период.

3  Научный потенциал вуза, на наш взгляд,  – это совокупность научных знаний, результатов научно-технической деятельности, итогов научных исследований, полученных на разных стадиях научно-технического цикла, различных инноваций и высокотехнологичного производственного комплекса, неиспользуемые резервы новой техники и технологий, все разновидности интеллектуальной собственности.

4  Критерии оценки научного потенциала ВУЗа были представлены в таблице 1.

5  Выяснение причин разнонаправленности динамики некоторых показателей по кафедрам, возглавляемыми как руководителями женщинами, так и руководителями мужчинами, требует дополнительных исследований.


Информация о работе Гендерный анализ эффективности управления научным потенциалом региона (на примере ПГНИУ)