Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 13:37, реферат

Краткое описание

Международные экономические отношения являются одной из наиболее динамично развивающихся сфер экономической жизни. Экономические связи между государствами имеют многовековую историю. На протяжении столетий они существовали преимущественно как внешнеторговые, решая проблемы обеспечения населения товарами, которые нацициональная экономика производила не эффективно или не производила вовсе.

Содержание

Введение
1. Внешняя торговая политика
1.1 Протекционизм и фритредерство
1.2 Экспорт и импорт
2. Инструменты торговой политики
2.1 Государственная политика и ГАТТ/ВТО
2.2 Тарифные методы регулирования
2.2.1 Таможенный тариф на импорт
2.2.2 Таможенный тариф на экспорт
2.2.3 Таможенный союз
2.3 Нетарифные методы регулирования
2.3.1Квотирование
2.3.2Добровольные экспортные ограничения
2.3.3Экспортные субсидии
2.3.4Демпинг
2.3.5Международные картели
2.3.6Экономические санкции
3. Международное движение капиталов.
3.1 Формы вывоза капиталов
3.2 Прямые зарубежные инвестиции
3.3 Оценка последствий использования иностранного капитала
4. Основные принципы торговой политики РФ
5. Присоединение к ГАТТ/ВТО и интересы России
6. Курская область. Перспективы развития экономики и внешнеэкономических отношений
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

ГРВД2.docx

— 62.45 Кб (Скачать файл)

На величину импортной  пошлины возрастают издержки производителя, а следовательно, и цена, по которой  импортер будет продавать свой товар.

Очевидно, что увеличение импортных пошлин негативно отражается в первую очередь на потребителях

Местные производители при  введении импортных пошлин могут  продавать свой товар по более  высокой цене и увеличивать объем  продаж. Потребители сократят покупаемое количество более дешевого импортного товара и вынуждены будут увеличить  потребление более дорогого местного.

Данная ситуация приводит к менее эффективному использованию  ресурсов, поскольку возможность  продавать товар по более высокой  цене позволяет и производить  его с более высокими издержками, т.е. происходит перетягивание ресурсов в менее эффективные отрасли.

Однако интерес производителей в защитных пошлинах организационно значительно легче отстоять, чем  интерес потребителей. Кроме того, в качестве выигравшей стороны от тарифов выступает государство. Иначе говоря, увеличение расходов потребителя увеличивает доходы государства.

Однако если за счет высокой  пошлины увеличиваются цены на импортные  сырье, материалы, оборудование, используемое местными производителями, то следствием высоких импортных пошлин может  стать рост издержек у этих производителей, а далее, по известной схеме, рост цен и сокращение производства. У  государства в данной ситуации убытки от сокращения налоговых поступлений  могут превысить доход от импортной  пошлины.

Использование таможенных пошлин, как и всех торговых инструментов, требует учета их многостороннего  воздействия на экономическую ситуацию.

Итак, с точки зрения целевой  направленности можно говорить о  протекционистском или фискальном характере тарифов. Протекционистский  характер тарифов используется тогда, когда государство, поднимая таможенную пошлину, поднимает тем самым  национальные цены на импортируемый  товар, снижает его конкурентоспособность  и защищает внутренний рынок.

Цель фискальных пошлин —  преимущественно обеспечение государственного бюджета налоговыми поступлениями. Эту функцию обычно выполняют  пошлины на товар, который не производят в данной стране. Как правило, они  бывают не очень высокими.

Таможенные тарифы включают в себя обычно три вида пошлин: максимальные, минимальные и преференциальные (льготные). Первые обычно используются в торговле со странами, с которыми нет торговых соглашений; вторые —  в тех случаях, когда существуют торговые договоры при соглашении о  введении режима наибольшего благоприятствования. Третьи — разновидность торговых пошлин (преференциальные) — обычно используются при импорте товаров  из развивающихся стран. В рамках ООН (ЮНКТАД) действует общая система  преференций, куда входят преференциальные пошлины развитых стран для товаров  развивающихся стран.

В послевоенный период внешнеторговые отношения стран регулировались главным образом путем взаимного  уменьшения таможенных пошлин. Это  направление представлялось главным  в регулировании международной  торговли. Так, уровень таможенного  обложения являлся главным предметом  обсуждения на всех семи турах многосторонних переговоров, проведенных в рамках ГАТТ. В результате за прошедший  период удалось снизить уровень  таможенного обложения более  чем на 3/4. В настоящее время  средний уровень ставок тарифов  развитых стран около 6%, развивающихся  — 30—40%, при этом на отдельные товары пошлины могут колебаться в значительно  более широких пределах.

2.2.2. Тариф на  экспорт.

Введение таможенного  тарифа на экспорт может быть целесообразным в том случае, когда цена на какой-либо продукт находится под административным контролем государства и удерживается на уровне ниже мирового, путем выплаты  соответствующих субсидий производителям. В этом случае ограничение экспорта рассматривается государством как  необходимая мера для поддержания  достаточного предложения на внутреннем рынке и предотвращения избыточного  экспорта субсидируемого продукта. Государство может быть заинтересовано в установлении экспортного тарифа и с точки зрения увеличения доходной части бюджета. Экспортные тарифы используют в основном развивающиеся страны и страны с переходно экономикой. Промышленные развитые страны используют их редко, а в США налогооблажения экспорта запрещено конституцией.

2.2.3. Таможенный  союз.

Одним из направлений развития тарифных методов регулирования  внешней торговли является координатция таможенной политики между странами путем создания зон свободной  торговли или таможенных союзов. При  создании зоны свободной торговли, участвующие в ней страны ликвидируют  таможенные пошлины в торговле между  собой, но сохраняют каждая свой уровень  таможенной защиты по отношению к  третьим странам. Таможенный союз предлагает не только беспошлиную торговлю между  странами – участницами союза, но и установлление единого внешнего таможенного тарифа.

В настоящее время в  мире насчитывается более 30 различных  интеграционных объединений во всех частях света, абсолютное большинство  которых использует в той или  иной мере координацию тарифной политики. Наиболее развитое интеграционное объединение  – Европейский союз (ЕС), одним  из первых этапов которого стало создание западноевропейскими странами таможенного  союза.

2.3. Нетарифные  методы регулирования

По сравнению с тарифными  методами, наиболее расширенными формами  и методами регулирования внешнеторговой деятельности являются нетарифные ограничения.Они  представляют не меньшую угрозу либерализации  торговли. К нетарифным барьерам относятся  разнообразные (насчитывают свыше 2000 различных видов) экономические, политические и административные методы прямого  или косвенного ограничения внешнеэкономической  деятельности.

2.3.1. Квотирование

Наиболее распространенной формой нетарифного ограничения  является квота, или контенгент. Квотирование (контенгирование) представляет собой  ограничение в количественном или  стоимостном выражении обьема продукции, разрешенной к ввозу в страну (импортная квота) или вывозу из страны ( экспортная квота ) за определенный период.

Как правило, квотируется  импорт товаров и квота выполняет  роль, подобную протекционистской пошлины, т.е. способствует снижению конкуренции  на внутреннем рынке.

К нетарифным барьерам можно  отнести также государственную  монополию как исключительное право  государства на осуществление определенных видов внешнеэкономической деятельности, национальные налоговые системы, национальные стандарты и т.п.

Государственное воздействие  распространяется и на регулирование  ввоза и вывоза капитала. Государство, с одной стороны, должно обеспечить благоприятный инвестиционный климат с гарантией от национализации иностранной  собственности, с другой — защитить собственные интересы, например, через  установление максимальной доли иностранного капитала в совместных предприятиях, перечни отраслей, доступных для иностранных инвесторов, участие национальных кадров в управлении, доступность информации и т.й.

Как правило, квотирование внешней  торговли осуществляется путем ее лицензирования, когда государство выдает лицензии на импорт или экспорт ограниченного  обьема продукции и одновременно запрещает нелицензированную торговлю. Лицензирование может иметь и  самостоятельное значение как инструмент внешнеторговой политики, когда, например государство предоставляет право  какому-либо импортеру ввозить товары без ограничения или только из указанных стран ( так называемая генеральная лицензия).

Существует также практика автоматического лицензирования, когда  для ввоза или вывоза определенных товаров требуется получить лицензию, что позволяет государству осуществить  наблюдение за торговлей этими товарами и в случае необходимости быстро вводить ограничительные меры. В  настоящее время положения ГАТТ/ВТО  разрешают вводить полные ограничения  импорта в случае резкого неравновесного баланса.

2.3.2. Добровольные  экспортные ограничения

Широкое распространение  получила особая форма количественного  ограничения импорта – добровольные экспортные ограничения, когда страна – импортер устанавливает квоту, а страны – экспортеры сами берут  на себя обязательства по ограничению  экспорта в данную страну. Конечно, на деле такие экспортные ограничения  являются не добровольными, а вынужденными : они вводятся либо в результате политического давления страны-импортера, либо под влиянием угроз приминить  более жесткие протекционисткие меры ( например, возбудить антидемпинговое  расследование ). В настоящее время  в рамках ГАТТ/ВТО поставлена задача отмена добровольных экспортных ограничений  к 2000-му году.

2.3.3. Экспортные  субсидии

В особую группу мер, которые  использует государство, регулируя  отношение страны с мировым хозяйством, относятся так называемый активный протекционизм или различные  формы стимулирования экспорта.

Для защиты национальных производителей государство может не только ограничивать импорт, но и поощрять экспорт. Одной  из форм стимулирования отечественных  экспортных отраслей являются экспортные субсидии, т.е. льготы финансового характера, предоставляемые государством экспортерам  для расширения вывоза товаров за границу. В результате таких субсидий экспортеры получают возможность продавать  товар на внешнем рынке по более  низкой цене, чем на внутреннем.

Экспортные субсидии могут  быть прямыми ( выплата дотации производителю  при его выходе на внешней рынок ) и косвенными ( путем льготного  налогооблажения, кредитования, страхования  и т.п.).

Среди них можно отметить: льготное государственное кредитование экспорта (уменьшение ставок и удлинение  сроков кредита), государственное страхование  экспортных кредитов, прямое субсидирование экспорта и различные налоговые  льготы для экспортеров. Используют также различные формы информационного  и организационного содействия экспорту продукции национальных предприятий, обеспечение торгово-экономической информацией, развитие транспортной и информационной инфраструктуры, организации ярмарок и выставок и т.п.

В соответствии с правилами  ГАТТ/ВТО применение экспортных субсидий запрещено. Если они все-таки используются, то импортирующим странам разрешено  принимать ответные меры путем взимания компенсационных импортных пошлин.

2.3.4. Демпинг

Распространенной формой конкурентной борьбы на мировом рынке  является демпинг, когда экспортер  продает свой товар на зарубежном рынке по цене, ниже нормальной. Обычно речь идет о продаже по цене ниже цены аналогичного товара на внутреннем рыне страны-экспортера. Демпинг может  являться , во-первых, следствием государственной  внешней политики, когда экспортер  получает субсидию; во-вторых, демпинг  может стать результатом типично  монополистической практики дискриминации  в ценах, когда фирма-экспортер, которая  занимает монопольное положение  на внутреннем рынке при неэластичном спросе максимизирует доход, повышая  цены, тогда как на конкурентном зарубежном рынке при достаточно эластичном спросе она добивается максимизации дохода путем снижения цены и расширения обьема продаж. Такого рода дискриминация  в ценах возможна, если рынок сегментирован, т.е. затруднено выравнивание цен внутреннего  и внешнего рынка путем перепродажы  товара из-за высоких транспортных расходов или установленных государством ограничений торговли.

В соответствии с правилами  ГАТТ/ВТО в целях защиты от демпинга государство-импортер может вводит антидемпинговые пошлины, чему должно предшествовать специальное расследование  с целью установления самого факта  демпинга и ущерба от него.

2.3.5. Международные  картели

Еще одной формой внешне торговой политики, связанной с монополизацией рынка, является международные картели  – монополистические обьединения  экспортеров, которые путем обеспечения  контроля за обьемами производства ограничивают конкуренцию между продавцами с  целью установления выгодных цен. Такого рода картели создавались неоднократно на рынках сырьевых и сельско хозяйственных  товаров, характеризующихся низкой эластичностью спроса по цене и ограниченным числом продавцов.

2.3.6. Экономические  санкции

Крайней формой государственного ограничения внешней торговли являются экономические санкции, например, торговое эмбарго – запрещение государством ввоза в какую-либо страну или  вывоза из какой –либо страны товаров. Страна вводит эмбарго на торговлю с другой страной, как правило, по политическим мотивам. Экономические  санкции по отношению к какой-либо стране могут также носить коллективный характер, например, когда они вводятся по решению ООН.

Рассмотренныее методы и  формы государственного регулирования  лишь некоторых основных инструментов внешнеторговой политики, На практике используется гораздо больше. В частности, за последнее время широкое распространение  получили так называемые технические  барьеры, представляющие собой административное регулирование, при котором происходит дискриминация импортных товаров  в пользу отечественных при помощи специфических стандартов качества, норм безопасности, санитарных ограничений и др.

3. Международное  движение капиталов

С появлением машинного производства специфика международного разделения труда начинает испытывать на себе все возрастающее влияние международного движения капиталов, которое, в самом  общем виде, можно определить как  движение финансовых потоков кредитов и обязательств из страны в страну. Вывоз капитала осуществляется как  в предпринимательской форме (портфельные  и прямые инвестиции в предприятия  различных отраслей), так и в  ссудной (в виде займов). В условиях, когда международная конкурентоспособность  во многом определяется быстротой разработки и внедрения технологических  изменений, усиливается значение вывоза капитала. Заемщики получают средства для инвестиционных вложений в настоящее  время, а кредиторы — обязательства  или акции, которые гарантируют  им получение процентов или дивидендов в будущем.

Информация о работе Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности РФ