Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 13:37, реферат
Международные экономические отношения являются одной из наиболее динамично развивающихся сфер экономической жизни. Экономические связи между государствами имеют многовековую историю. На протяжении столетий они существовали преимущественно как внешнеторговые, решая проблемы обеспечения населения товарами, которые нацициональная экономика производила не эффективно или не производила вовсе.
Введение
1. Внешняя торговая политика
1.1 Протекционизм и фритредерство
1.2 Экспорт и импорт
2. Инструменты торговой политики
2.1 Государственная политика и ГАТТ/ВТО
2.2 Тарифные методы регулирования
2.2.1 Таможенный тариф на импорт
2.2.2 Таможенный тариф на экспорт
2.2.3 Таможенный союз
2.3 Нетарифные методы регулирования
2.3.1Квотирование
2.3.2Добровольные экспортные ограничения
2.3.3Экспортные субсидии
2.3.4Демпинг
2.3.5Международные картели
2.3.6Экономические санкции
3. Международное движение капиталов.
3.1 Формы вывоза капиталов
3.2 Прямые зарубежные инвестиции
3.3 Оценка последствий использования иностранного капитала
4. Основные принципы торговой политики РФ
5. Присоединение к ГАТТ/ВТО и интересы России
6. Курская область. Перспективы развития экономики и внешнеэкономических отношений
Заключение
Список использованных источников
3.1. Формы вывоза капиталов.
Многообразные формы вывоза
капитала — прямые частные инвестиции,
государственные займы, кредиты
международных финансовых организаций
— стали важнейшей движущей силой,
развивающей и углубляющей
3.2. Прямые зарубежные инвестиции.
Среди форм международного движения капитала наиболее эффективным признается его движение в предпринимательской форме, в частности, прямые зарубежные инвестиции. Их осуществляют как фирмы, имеющие национальную принадлежность, так и многонациональные фирмы.
Прямые и портфельные
инвестиции — это приобретение акций
или кредитование зарубежных предприятий.
При портфельных инвестициях
предприятие не принадлежит инвестору
и неподконтрольно ему. Прямые зарубежные
инвестиции имеют место, когда предприятия
находятся в значительной степени
в собственности инвестора или
инвестор имеет возможность
Если для первой половины
XX в. традиционными направлениями
потоков капитала были развивающиеся
страны, то последние десятилетия
характеризуются усилением
Среди сравнительно новых тенденций, проявившихся в сфере международного движения капитала, наряду с ростом притока инвестиций в развитые страны и относительным сокращением в развивающиеся можно отметить превращение ряда развитых стран из ведущих экспортеров капитала в его импортеров, превращение в инвесторов капитала ряда развивающихся стран, рост активности зарубежных компаний в странах Европейского сообщества в преддверии возникновения в нем интегрированного внутреннего рынка, рост иностранных инвестиций в страны Восточной Европы и в нашу страну.
Устойчивая тенденция
роста вывоза капитала, углубляя международное
разделение труда, отражает объективные
потребности развития производительных
сил в условиях НТР. Рамки внутренних
рынков становятся узкими для эффективного
ведения производства. Особенно это
касается технологически сложной наукоемкой
продукции передовых отраслей, ведение
которых зачастую невозможно без
международной кооперации. Так, стремительный
прогресс в сфере производства компьютеров
привел к тому, что изделия устаревают
в течение двух-трех лет. Эффективным
является массовое производство, с
учетом индивидуальных потребностей,
отсюда стратегия фирм, работающих
в высококонцентрированных
Экспорт капитала способствует появлению таких новых форм международных экономических связей как долгосрочная аренда оборудования (лизинг), субподрядные контракты на оказание инженерно-строительных работ (инжиниринг), технологических, финансовых и других услуг. Новые формы в известной мере отражают эволюцию в способах использования иностранных капиталов на территории тех или иных государств от владения полного или частичного к контрактным соглашениям, связанным с передачей технологий, бытовых, информационных услуг. Отражают они и разницу в стратегических намерениях партнеров: для одних — это достижение мирового лидерства, для других — преодоление отставания.
3.3. Оценка последствий
использования иностранного
Однако следует отметить, что в подходе к оценке последствий прямых зарубежных инвестиций и в странах базирования (из которых идет отток капитала), и в странах принимающих (куда направляется капитал) существует большой разброс мнений.
В публичных дискуссиях в странах, принимающих капитал, преобладает тема национальной экономической безопасности. Причем ее обыгрывают и сторонники и противники прямых зарубежных инвестиций. Так, если первые расценят открытие зарубежной фирмы как появление новых рабочих мест, то вторые заявят о выкачивании средств из страны и эксплуатации местного населения иностранным капиталом.
На более конкретный уровень оценка выгод и потерь в отношении страны в целом к иностранному капиталу переходит тогда, когда речь идет о налогообложении. Направление потоков капитала, кроме всего прочего, связано с поиском мест, обеспечивающих наименьшие издержки производства и низкий уровень налогообложения. Правительства стран, желающих привлечь иностранный капитал, предоставляют для него специальные налоговые льготы. Страны базирования могут вводить дополнительные налоги для регулирования оттока инвестиций или для получения выигрыша от дохода на инвестиции своих граждан.
Как уже отмечалось, прямые зарубежные инвестиции могут давать так называемые положительные побочные технологические и кадровые преимущества принимающим странам. Вывоз предпринимательского капитала — это организация компанией экспортером производства на территории данной страны, использование современного оборудования и технологий. Это подготовка и обучение рабочей силы, усиление конкурентного давления на местных производителей. И неудивительно, что государства, особенно экономически отсталые, проводя «политику открытых дверей» для иностранного капитала, рассматривают ее как шанс на собственный экономический прорыв.
4. Основные принципы торговой политики РФ.
На объемы, структуру и
региональное распределение российского
экспортно-импортного обмена заметное
влияние оказали меры государства
по регулированию внешней
Отношения РФ с иностранными
государствами в области
В целях интеграции экономики
России в мировую экономику Российская
Федерация в соответствии с общепризнанными
принципами и нормами международного
права участвует в
В настоящее время торговая
политика России осуществляется посредством
таможенно-тарифного
В целях защиты национальных интересов действует система экспортного контроля. Существуют технические, фармакологические, санитарные, ветеринарные, фитосанитарные и экологические стандарты и требования в отношении ввозимых товаров, контроль за их качеством. Предусматриваются защитные меры в отношении импорта товаров, наиболее яркое проявление которых мы видим в растущих импортных пошлинах.
В настоящее время Правительство
России уделяет большое внимание
проекту Федеральной программы
развития экспорта России, основной целью
которой является увеличение стоимостного
объема российского экспорта, расширение
его номенклатуры за счет продукции
с повышенной степенью обработки, наукоёмких
товаров, технологий. Механизм реализации
программы предусматривает
Программа предполагает свести
воедино и систематизировать
меры содействия развитию машинотехнического
экспорта. Программой предусмотрено
умеренное бюджетное
Среди других важных решений, касающихся стимулирования российских производителей экспортных товаров, необходимо также отметить проект постановления Правительства РФ “ О создании системы кредитования производства экспортных товаров и страхования экспортных кредитов”.
Переход России к рыночной экономике сопровождается помимо глубоких внутренних структурных преобразований, изменением торгово-экономических отношений.
По информации Минторга внешнеторговый оборот РФ в 1998 году сократился на 17% по сравнению с 1997 годом и составил , без учета неорганизованной торговли, 116 млрд. долларов. В 1998 году экспорт сократился до 72 млрд. долларов, импорт также на 17%, до 44 млрд. долларов. Министр тогровли РФ Георгий Габуния на коллегии Мининстерства торговли заявил что на страны дальнего зарубежья в 1998 году пришлось 81% экспорта и 72% импорта РФ. Обьем торговли со странами ближнего зарубежья сократился на 15% и не превышает 26 млрд. долларов. Экспорт в эти страны составил 14 млрд. долларов, импорт 12 млрд. В 1998 году более 40% общего обьема экспорта из РФ приходится на ТЭК по данным Минестерства физический обьем экспорта нефти в 1998 году вырос на 7%, природного газа на 2%.
На объемы , структуру, и
динамику экспорта в значительной мере
влияют продолжающийся спад промышленного
производства, ухудшение конъюнктуры
мирового рынка, отсутствие последовательной
государственной экспортной политики,
динамика валютного курса рубля.
При сокращении объемов внешней
торговли продолжается ухудшение ее
структуры: растет доля топливно-сырьевой
продукции в экспорте при дальнейшем
сокращении в нем доли изделий
машиностроения ( в торговле с западными
странами она вообще приближается к
нулю ) , в импорте резко возросла
доля сырья и потребительских
товаров при резком сокращении удельного
веса оборудования и технологий. Именно
последнее является основным фактором
образования существенного
Объем иностранных инвестиций в Россию за 9 месяцев 1998 года составил 18 млрд. 600 млн. долларов По данным ЦБР,это почти вдвое меньше аналогичного показателя 1997 года. Прямые инвестиции в российскую экономику составили всего 8% от этой суммы. Иностранные инвестиции в российские компании за 9 месяцев 1998 года составили 11 млрд. 600 млн.долларов против 25 млрд. в 1997 году.
Положительное сальдо внешнеторгового баланса России, т.е. преьвышение экспортса над импортом увеличелось за последние три месяца 1998 года более чем вдвое по сравнению с уровнем третьего квартала. После кризиса в августе 1998 года российский рубль к концу года потерял 70% стоимости, что сделало российский экспорт более дешевым, а импортные товары на внутреннем рынке более дорогими. Только за последние три месяца 1998 года объем российского импорта сократился на 4 млрд. долларов, с 13,5 до 9,5 млрд., при этом объем российского экспорта увеличился на 1 млрд. долларов.
Низкие показатели импорта
связаны преимущественно с
Применяемые ведущими промышленно развитыми странами меры по защите внутренней экономики и интересов своих бизнесменов (в том числе административные) по жесткости значительно превосходят российские. Законодательство этих стран продолжает характеризовать Россию как государство с нерыночной экономикой, что не соответствует результатам общеэкономических преобразований в стране.
Это дает возможность западным странам под различными предлогами создавать препятствия на пути российского экспорта, причем даже в отношении сырьевых товаров, это затрагивает интересы производителей на их собственных рынках. Что касается экспорта высокотехнологичной продукции и услуг, то на Россию оказывается давление даже в случае ее попыток выйти на рынки развивающихся стран.
Информация о работе Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности РФ