Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 13:37, реферат

Краткое описание

Международные экономические отношения являются одной из наиболее динамично развивающихся сфер экономической жизни. Экономические связи между государствами имеют многовековую историю. На протяжении столетий они существовали преимущественно как внешнеторговые, решая проблемы обеспечения населения товарами, которые нацициональная экономика производила не эффективно или не производила вовсе.

Содержание

Введение
1. Внешняя торговая политика
1.1 Протекционизм и фритредерство
1.2 Экспорт и импорт
2. Инструменты торговой политики
2.1 Государственная политика и ГАТТ/ВТО
2.2 Тарифные методы регулирования
2.2.1 Таможенный тариф на импорт
2.2.2 Таможенный тариф на экспорт
2.2.3 Таможенный союз
2.3 Нетарифные методы регулирования
2.3.1Квотирование
2.3.2Добровольные экспортные ограничения
2.3.3Экспортные субсидии
2.3.4Демпинг
2.3.5Международные картели
2.3.6Экономические санкции
3. Международное движение капиталов.
3.1 Формы вывоза капиталов
3.2 Прямые зарубежные инвестиции
3.3 Оценка последствий использования иностранного капитала
4. Основные принципы торговой политики РФ
5. Присоединение к ГАТТ/ВТО и интересы России
6. Курская область. Перспективы развития экономики и внешнеэкономических отношений
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

ГРВД2.docx

— 62.45 Кб (Скачать файл)

Можно привести следующие  примеры ущемления интересов  российских экспортеров:

а) применение антидемпинговых  мер на основе дискриминационных  положений национального законодательства, позволяющих игнорировать конкурентные преимущества России (против российских товаров действует свыше 20 таких  мер: в США они распространяются на поставки урана, ферросилиция, карбамида; в странах ЕС – хлоркалия, чугуна, изобутанола, карбида кремния и  др.);

б) затрудненный доступ на рынки  для товаров и услуг высокой  технологии, где Россия имеет очевидные  конкурентные преимущества (космические  запуски коммерческих грузов российскими  носителями, ядерные технологии);

в) ограничения доступа  России к передовым технологиям  на основе национальных списков товаров  «двойного назначения»;

г) использование стандартов и технических барьеров, процедур испытаний и сертификации, которые  усложняют, а в ряде случаев делают невозможным экспорт российской продукции (гражданская авиатехника, пушнина – в странах ЕС).

Со своей стороны, Правительство  России со значительным опозданием стало  предпринимать целенаправленные действия для создания адекватного мировым  нормам механизма защиты интересов  российских производителей как внутри страны, так и за рубежом, предотвращения «утечки» из страны средств, а также  недопущения недобросовестной конкуренции, хотя попытки предотвратить либерализацию  с непредсказуемыми последствиями  предпринимались с самого начала реформ.

Главной целью развития ВЭС  является равноправная интеграция России в систему международных экономических  отношений, с тем чтобы использовать в интересах страны преимущества международного разделения труда. Нынешняя модель взаимодействия России с мировым рынком не соответствует ни ее потенциальным возможностям, ни долговременным экономическим интересам.

5. Присоединение  к ГАТТ/ВТО и интересы России

Лишь с началом экономических  преобразований в нашей стране стал вопрос о необходимости ее постепенного сближения с ГАТТ.

В мае 1990 года бывший Советский  Союз получил статус наблюдателя  в ГАТТ, и в 1992 году этут статус перешел  к Российской Федерации. В июле 1993 года в ходе встречи Президента РФ Б.Н. Ельцина с тогдашним Генеральным  директором ГАТТ А. Дупнелем ему было передано официальное заявление  Правительства России о намерении  присоединиться к ГАТТ в качестве полноправного члена. В соответствии с существующей процедурой в марте 1994 года в ГАТТ был направлен Меморандум о внешнетогровом режиме РФ и в  мае 1995 года ответы на вопросы стран-членов ВТО, заданные по Меморандуму. В связи  с образованием Всемирной торговой организации (ВТО) Россия приняла решение  о присоединеннии к ВТО , о чем  в декабре 1994 мы официально уведомили  секретариат ГАТТ.

Присоединяясь к ВТО, мы исходим  из того , что это выгодно как  для России, так и для стран, членов этой организации. Для полноправного  участия в деятельности ВТО России потребуется внести необходимые  изменения в национальное законодательство, регулирующее сферы, которые входят в компетенцию ВТО. В ходе реформ уже разработано, в том числе  с привлечение международной  экспертизы, и принята целая серия  законодательных и подзаконодательных актов, базирующихся на фундаментальных  принципах ГАТТ/ВТО. К моменту  присоединения российское законодательство должно быть гармонизировано соответующими  положениями ВТО.

Переговорный процесс  продолжается уже несколько лет. Причем если на первоначальном этапе  основное внимание уделялось рассмотрению экономической политики и внешнеторгового  режима России с точки зрения их соответствия нормам и правилам ВТО, то сейчас начинаются переговоры по конкретным условиям доступа иностранных товаров  и услуг на российский рынок.

Россия, возможно, станет полноправным членом Всемирной торговой организации, в которую сейчас входят 130 стран-членов и еще 30 ведут переговоры о вступлении. Уже две страны: Латвия и Киргизия на территории постсоветского пространства вступили в эту оргранизацию.

Однако наша страна присоединится  к ВТО не любой ценой, а только на выгодных для нее условиях.

Присоединение России к ВТО  позволит создать предсказуемые  условия для деятельности как  российских, так и иностранных  экономических операторов, в частности  в области урегулирования торговых споров. Россия также рассчитывает, что будут созданы более благоприятные, равноправные для всех условия для  доступа российских товаров и  услуг на мировой рынок. Однако за все это Россия будет вынуждена  заплатить открытием своего внутреннего  рынка. В этих условиях чрезвычайно  важно выработать комплекс мер, направленных на защиту отечественного производителя. При этом должны быть сохранены нормальные условия для развития конкуренции.

Следует отметить, что в  настоящее время практически  нет ни одной сферы деятельности ВТО, по которой ведущие члены  этой организации - США и ЕС не выдвигали  бы требований к российской стороне. Речь, в частности, идет о снижении тарифных ставок ввозных таможенных пошлин, расширении доступа иностранных  поставщиков услуг на российский рынок, сокращении субсидирования отдельных  отраслей, в первую очередь сельского  хозяйства. Кроме того, основные торговые партнеры требуют от России упрощения  норм и процедур, связанных с техническими барьерами в торговле, санитарными  нормами. Об этом, в частности, заявил директор генеральной дирекции по внешним  экономическим связям Комиссии ЕС Э.Жуан Жан. Он обратил внимание на то, что  для вступления в ВТО Россия должна будет сформировать либерализованный рынок за счет принятия на себя рыночных обязательств. Однако Россия не может  одномоментно либерализовать свой рынок  и открыть его сразу для  всех зарубежных товаров и услуг  в силу незащищенности ряда секторов национальной промышленности перед  лицом качественной импортной продукции: По словам министра МВЭС РФ Г. Габуния, Россия будет отстаивать право на постепенное открытие своего рынка  в течение определенного периода, который может продлиться 6-7 лет

Было заявлено о неправомерности  связывать вопрос присоединения  России к ВТО с признанием ее статуса  как страны с рыночной экономикой. Россию следует считать страной  с рыночной экономикой на основании  того набора показателей, которые приняты  в мире. Поэтому при вступлении нашей страны в ВТО этот вопрос не должен быть доминирующим.

Присоединение России к ВТО  приведет к переменам в российской экономике, в жизни каждой компании, в функционировании практически  каждого рынка товаров или  услуг. Изменится не только правовая среда, но и инструменты регулирования  рынка и конкуренции - ставки пошлин, база налогообложения, возможности  государственной поддержки, сохранения или приобретения монопольных или  эксклюзивных прав, принципы лицензирования предпринимательской деятельности, правила перевода капиталов и  платежей.

Вместе с тем у российских предпринимателей появятся новые возможности  влияния на решения правительства  РФ, торговых партнеров и их административную практику, нарушающую интересы компании и обязательства ВТО. Законодатели смогут действовать только в пределах норм ВТО.

6. Курская область.  Перспективы развития экономики  и внешнеэкономических отношений.

Россия – обладатель 20% всех мировых разведанных запасов  полезных ископаемых. Весомая их доля – на курской территории. Уникальность ее в том, что здесь – почти  все полезные ископаемые которыми богата Россия. Плюс к тому: развитая промышленность, плодородный чернозем, благоприятные  для жизнедеятельности природно-климатические  условия. В сочетании с выгодным геополитическим расположением  все это создает необходимые  предпосылки для успешной реализации различных проектов.

Однако рыночная реальность – сурова. Чтобы вписаться в  нее с расчетом на процветание  надобно ясно видеть не только привлекательное, но и еще и давление сдерживающих обстоятельств. Курская область, как  большинство регионов России, на протяжении последних восьми десятков лет была заложницей различных реформаторских замыслов. Наша область пострадала от этого не больше других. За последнии  полтора-два десятка лет госбюджет  не осуществил каких-либо весомых финансовых вливаний в Курскую область. Справедливости ради нельзя сказать, что исключения составили отдельные предприятия оборонного комплекса, кожевенный завод и завод «Химволокно». Это для них в конце 80-х годов было закуплено современное дорогостоящее импортное оборудование. В рамках такой стратегии достаточно индустриальная область развивалась как аграрная. Материальной опорой экономики области стали , в первую очередь, богатства курских недр.

Областная Администрация  совместно с руководством банка  «Российский кредит» навела порядок  на «Михайловском» ГОКе, расположенном  в зоне всемирной известной «Курской магнитной аномалии» (КМА). Запасы тут  таковы, что при годовом уровне добычи железной руды порядка 40 млн. тонн его можно эксплуатировать в  течение 300 лет. Учитывая, что кроме  «Михайловского» ГОКа на территории Курской области раведанно еще  восемь месторождений железной руды, этих запасов хватит для того чтобы  обеспечить потребности промышленности многих стран мира.

В июне-июле 1997 года были получены результаты, подтверждающие наличие  в Курской области значительных запасов рудного золота и платины. Учитывая , Курская область расположена  в Центрально-Черноземном районе России, разработка месторождений драгоценных  металлов и металлов платиноидной группы потребует значительно меньше инвестиций чем разработка рудного золота в  районах Крайнего Севера России.

Курские запасы железа и  драгметаллов дополняют еще более 90 месторождений другого минерального сырья. Оно может быть использовано в строительной инфустрии при  производстве минеральных удобрений  для сельского хозяйства, а также  в медицинских и лечебно-профилактических целях.

Создание в Курской  области ряда предприятий строительной индустрии по производству современных  строительных материалов с использованием местной сырьевой базы должно представлять большой интерес для многих западных компаний, производящих такие материалы  и поставляющих их на российский рынок. С другой стороны, пременение в сельском хозяйстве нашей области минеральных  удобрений, произведенных с использованием местной сырьевой базы, позволит значительно  увеличить рентабельность производства сельскохозяйственной продукции, а  также продуктов ее переработки. Во всем этом, как представляется очевидным, можно разглядеть не мало инвестиционно  привлекательных элементов.

Промышленный потенциал  области достаточно разнообразен и  высок. Он представлен предприятиями  таких отраслей, как текстильная  и легкая промышленность, станкостроение, приборостоение, машиностроение, химия  и нефтехимия, горнорудная промышленность, а так же предприятиями оборонного комплекса. Продукция этих предприятий  высокого качества, известна далеко за пределами России. И пользуется спросом  на различных рынках.

Однако, несмотря на высокое  качество продукции Курской области  и ее конкурентноспособность на мировом  рынке, обьем промышленного производства в регионе за период с 1990-го по 1996-й  год сократился на 43.6%.

Падение производства …  конкурентноспобной продукции. Такого просто быть не может на рынке,если он рынок и если его участники  умеют на него выходить и способны играть по рыночным правилам.Так вот  этого умения и способностей, очевидно нет у руководителей наших  предприятий. Выручить может установление партнерских взаимоотношений с  иностранными инвесторами. Инвестировав в это сотрудничество вместе со своим капиталом еще и знания, и комерческий опыт они получат хороший шанс на прибыльный бизнес.

Сельское хозяйство региона  в благоприятных условиях, однако обьем производства сельскохозяйственной продукции с 1990 года по 1996 сократился на 43.88%.

Этот спад предопределен  тем, что в Курской области, равно  как и в других регионах России, отсутствует современная высокопроизводительная сельхоз техника, а это подорвало  возможность применения современных  агротехнологий выращивания различных  культур.

Выход виден в сотрудничестве с иностранным партнером, с которым  намерены организовать произодство  современных тракторов и различной  сельхозтехники, не утупающих по своим  характеристиками мировым образцам. Для этого в Курске есть все  необходимые условия. Новый парк современных тракторов и сельхозтехники , наряду с применением современных  агротехннологий, способен существненно поднять урожайность зерновых, и  в первую очеред, пшеницы. Наличие  в регионе большого количества коммерчески  эффективных спиртовых и лекеро-водочных заводов способно подкрепить инвестиции в этот проект.

Ключевые элементы развитой инфраструктуры Курской области  – это два крупных железнодорожных  узла – в Курске и в Льгове, и две автомагистрали Федерально значения.Она идет с Севера на Юг, соединая Москву с Курском, и далее  через территорию Украины выходит  к Севастополю, вторая с Запада на Восток, соединяет столицу Украины  Киев с Воронежем, далее следуя на Восток России. Курск ставит вопрос о строительстве «Южного тракта» - скоростной платной автомагистрали первой категории, которая пройдет  от Москвы до границы с Украиной. Если страительство всей магистрали начать одновременно на территории четырех  областей – Тульской, Орловской, Курской  и Белгородской, то весь обьем работ  может быть выполнени в течение  трех – пяти лет.

Привлекательная сторона  проекта в том, что фирме или  банку предоставляющему кредит или  инвестиционные средства, могут быть переданны в аренду на согласованые сроки земельные участки по обе  стороны дороги – для строительства  гостиниц, мотелей, кемпингов, минимаркетов, АЗС, станций ремонта и техобслуживания  автомобилей и т.п.

Еще один привлекательный  прект – строительство на базе Курского аэропорта – Аэропота международного класса при соотношении пассажирских и грузовых перевозок в пределах, близких к соотношениям, 30% к 70%. После  небольшой реконструкции взлетно-посадочной полосы – и установки современной  навигационной системы аэропорт может принимать тяжелые транспортные самолеты типа «Боинг-747»

Удобное географическое расположение Курской области и близость границы  с Украиной, наличие собственно таможенной и пограничной служб, двух крупных  железнодорожных узлов, двух автомагистралей  Федерального значения, позволит Международному аэропорту в Курске добиться быстрой  доставки в Центральный и Центрально-Черноземный  районы России, на Урал, в Поволжье, на Украину, в Республику Беларусь, Республики Закавказья и т.д. различных  грузов.

Информация о работе Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности РФ