Инвестиционная привлекательность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 13:45, курсовая работа

Краткое описание

Предметом исследования выступают различные приемы отметки инвестиционного потенциала предприятия в отрасли «цветная металлургия», рассматривают пути роста их инвестиционной привлекательности.
Цель данного исследования: освоить факторы, воздействующие на инвестиционную привлекательность предприятия.
Отталкиваясь от цели исследования, установлены вытекающие задачи:
- рассмотреть анализ мировой практики повышения инвестиционной привлекательности;
- предоставить прогноз развития инвестиционного прогресса в области государственной политики, в сфере стимулирования инвестиций.

Содержание

Введение
Глава 1. Инвестиции в макроэкономической среде
Взаимосвязь инвестиций с макроэкономическими процессами
Тенденции инвестиционной деятельности в России
Пути совершенствования инвестиционной деятельности
Инвестиционная активность как один из главных факторов экономического роста
Глава 2. Анализ инвестиционной привлекательности предприятий
2.1 Составление рейтинга предприятий отрасли «цветная металлургия» по инвестиционной привлекательности
2.2 Оценка инвестиционного потенциала предприятий отрасли
Глава 3. Пути повышения инвестиционной привлекательности предприятий
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Инвистиционная привлекательность предприятия. Курсовая работа..docx

— 104.01 Кб (Скачать файл)

3. Отрасли, обеспечивающие социально-значимые  потребности, а также характеризующиеся  значительным технологическим отставанием  – основные методы промышленной  политики для этих отраслей: защитные  импортные тарифы и сертификация  импортируемой продукции в пределах, допускаемых международными нормами, последовательно снижаемые в  течение времени, необходимого для  достижения приемлемых стандартов  качества и уровня издержек. В  этих отраслях должны быть  созданы особо благоприятные  условия для иностранных инвестиций, прежде всего тех, которые приносят  с собой новые технологии и  опыт управления.

Одним из основных аспектов промышленной политики является разработка методологии определения и выявления депрессивных районов. Свердловская область, по мнению автора, как раз таковым и является.

Основными признаками проблемных регионов являются:

1. Особая кризисность проявления  какой-либо крупной проблемы, нерешённость  которой создаёт угрозу социально-экономической  обстановке страны, может привести  к политической нестабильности, вызвать катастрофическое состояние  природной среды и т.п.;

2. Наличие ресурсного потенциала, использование которого крайне  необходимо для решения важнейших  социально-экономических проблем  страны;

3. Особое значение экономико-географического, геополитического положения или  природного комплекса региона, что  обуславливает необходимость реализации  специальных мероприятий государственного  регулирования на уровне федеральных  органов власти;

4. Недостаток собственных ресурсов  региона, требующих для решения  возникающих проблем федерального  или регионального значения, что  предполагает обязательное прямое  или косвенное участие государства  в оказании региону материальной  и организационной помощи;

5. Целесообразность использования  программно-целевого подхода, специальных  форм реализации программ и  официального оформления статуса  проблемного региона как объекта  государственного регулирования.

В условиях переходных экономик, подобных российской, более перспективными представляются методы «следования за инвестором», основанные на анализе массового поведения уже функционирующих инвесторов. Оно выражает весь комплекс условий инвестирования в наиболее обобщённом и доступном для анализа виде, предоставляя необходимую и достаточную для оценки условий их деятельности информацию. Не пытаясь предвидеть будущее, а лишь обобщая уже происшедшее, аналитик освобождается от необходимости учёта и сопоставления мельчайших и в ряде случаев априори не поддающихся количественной оценке факторов риска. Он получает возможность судить о них по массовому поведению инвесторов, в полном объёме учитывающих эти факторы. При этом конкретные мотивации их действий не представляют самостоятельного интереса и являются, по сути, избыточной информацией.

В наиболее краткой форме идеологию «следования за инвестором» можно сформулировать следующим образом: «чем больше инвестиций, тем лучше инвестиционный климат, тем выше инвестиционная привлекательность». Естественно, при этом надо учитывать не только объём инвестиций, отражающий уровень развития инвестиционной инфраструктуры и косвенно свидетельствующий об их надёжности, но и динамику, отражающую уровень их эффективности. 4

 

1.2 Тенденции  инвестиционной деятельности в  России

В условиях трансформации экономической системы инвестиции и инвестиционная сфера перетерпели в России значительные изменения. Они отражают радикальные перемены в условиях общественного воспроизводства и в экономике страны.

Переход от централизованной системы к рыночным основам хозяйствования вызвал радикальный пересмотр инвестиционной деятельности. Уход государства из данной сферы, вызвавший изменение практики финансирования капитального строительства и ориентацию на расширение инвестиционной деятельности предприятий за счет собственных и заемных средств, чрезмерно высокие ожидания иностранных инвестиций – все это явилось решающими факторами, предопределившими изменения структуры, источников и объема инвестиционных затрат. В результате инвестиционной деятельности выявились следующие общие тенденции.

Во-первых, за годы реформирования экономики существенно изменилась структура капитальных вложений за счет всех источников финансирования по формам собственности. Доля государственной собственности во всех инвестициях в основной капитал снизилась в 2005 г. до 18,7%, а  частной – увеличилась до 47,6%.

Во-вторых, государство снизило свое участие в инвестиционной сфере. Доля инвестиций в основные фонды, финансированных за счет средств федерального бюджета, снизилась с 16,6% от общего объема инвестиций в 1992 г. до 5,1% в 2004 г.

В-третьих, серьезные изменения произошли в структуре источников финансирования капитальных вложений: повысилась доля средств негосударственного сектора экономики; увеличился объем средств населения, направляемых на индивидуальное жилищное строительство. Так, ввод в действие жилых домов, построенных населением за свой счет и с помощью кредитов, увеличился в общем объеме ввода жилья до 40,2% в 2005 г. по сравнению с 11,8% в 1992 г.

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Инвестиционная активность как один из главных факторов экономического роста

Проблема инвестиционной активности является одной из ключевых при выработке политики, направленной на обеспечение стабильности экономического роста. Объём реальных ресурсов для инвестиций на каждом конкретном периоде развития государства в решающей степени зависит от того, какие приоритеты заложены в распределение валового национального продукта – потребление или накопление.

При решении вопросов повышения инвестиционной активности наиболее трудная задача это обоснование цели и средства инвестиционной политики с привязкой дифференцированного подхода в секторах народного хозяйства, различающихся по уровню государственного вмешательства в установление равновесия на соответствующих рынках товара и капитала. В соответствии с таким структурно-избирательным подходом выделим следующие сектора: либерализованный (т. е. крупный бизнес, охватывающий промышленность стройматериалов, пищевую промышленность, автомобильный транспорт и другие отрасли), первичных отраслей и магистральной инфраструктуры (или зоны естественных монополий), аграрный, потенциально конкурентоспособный (главным образом оборонные отрасли), депрессивный (угольная промышленность, значительная часть лесной, частично судостроение, нефтехимия и др.), малый бизнес.

Основной подход к осуществлению инвестиционной политики в либерализированном секторе заключается в стимулировании вложений в другие сферы экономики, что будет оказывать воздействие через межотраслевые связи на состояние сектора. Иными словами, главную роль для стимулирования здесь инвестиционной активности приобретает механизм межотраслевых взаимодействий.

Как показывает анализ, наибольшие возможности экономического роста в либерализированных отраслях, в частности в промышленности строительных материалов и химической промышленности, обусловлены уменьшением затрат на энергоресурсы,  транспортные и другие производственные услуги. Уже в ближайшей перспективе неблагоприятную ситуацию с потреблением первичных ресурсов можно улучшить при государственном вмешательстве. Не направляя капиталовложения непосредственно в либерализированную отрасль, государство может стимулировать путём предоставления финансовых льгот (налогового кредита, уменьшения налога на прибыль и т.д.) инвестиции, связанные с внедрением ресурсосберегающих технологий в данном секторе. Среди первоочередных мер инвестиционной политики выделим прямое государственное участие в инфраструктурных проектах народнохозяйственного значения и их финансовое стимулирование предоставлением налоговых льгот или налогового кредита. Эффект от реализации таких проектов выразится в существенном снижении производственных издержек в либерализованном секторе. Частным, но очень важным примером являются капиталовложения в модернизацию базовых телефонных сетей. Именно неудовлетворительное состояние последних в большинстве крупных городов сдерживает распространение современных видов коммуникаций.

В среднесрочной перспективе реален устойчивый рост инвестиций на базе межотраслевых взаимодействий. Тогда наращивание капиталовложений в гражданское строительство и другие сегменты конечного потребления будет связано с увеличением инвестиционного спроса в промышленности строительных материалов, которое, в свою очередь, сопряжено с ростом инвестиций в ряде либерализованных отраслей перерабатывающей промышленности (в частности целлюлозно-бумажной, электротехнической). Возможности такого развития подтверждаются ожидаемой финансовой эффективностью капитала, складывающейся под воздействием рассмотренных структурных регуляторов. Только при устойчивом саморазвитии либерализированного сектора и становлении в нём полноценного рынка капитала может быть реализован эффект увеличения частных инвестиций, обуславливаемый приростом выпуска продукции.

В настоящее время очень важно государственное вмешательство в инвестирование первичных отраслей и магистральной инфраструктуры, где основную часть составляет зона естественной монополии. В топливно-энергетическом комплексе, например, капиталовложения направляются главным образом на экстенсивное наращивание добычи и переработки первичных ресурсов для их дальнейшего экспорта. Решение же стратегической задачи – достижение конкурентоспособности отечественного сырья на мировом рынке – и по качественным, и по затратным характеристикам фактически отодвигается на второй план. Об этом свидетельствуют данные по конкретным инвестиционным проектам в ТЭКе, в основном разрабатываемым под эгидой иностранных инвесторов.

С учётом прогнозируемых мирохозяйственных тенденций необходимо широкое предоставление долгосрочных концессий на разработку месторождений природных ископаемых. В результате этого значительные поступления в бюджет станут одним из главных источников пополнения централизованных инвестиционных фондов.

Ограниченность инвестиций в потенциально конкурентоспособном секторе проявляется в отсутствии источников самофинансирования при огромной задолженности многих предприятий, в том числе высокотехнологических, и крайне слабой активности коммерческих банков. В свою очередь, спрос на продукцию данного сектора ограничен. Это связано со слишком высокими затратами, расточительным потреблением первичных ресурсов – наследием бывшего ВПК, медленной переориентацией многих конверсионных предприятий на удовлетворение рыночного спроса.

Особое положение в инвестиционной политике занимает депрессивный сектор. Из-за крайне неблагоприятной ситуации в этих отраслях государство, хотя и с помощью внешних кредитов, вынуждено брать на себя так называемые «реабилитационные» затраты, связанные с сокращением мощностей. Наряду с ограниченными централизованными инвестициями необходимы финансовые поступления от распродажи избыточного оборудования. По отношению к предприятиям-банкротам необходимо юридически установить процедуры реорганизации.

Важно объединить финансово несостоятельные предприятия в компании холдингового типа независимо от формы собственности. Кроме поддержания производственной активности, эти компании утилизируют оборудование, свёртывают неэффективные производственные процессы в соответствии с разрабатываемыми программами. В последних намечаются объёмы утилизации по конкретным срокам, а также льготные кредиты и предлагаемые государством контракты.

Конечно, вложения окупятся не полностью. Но их максимальный эффект оправдан, если учесть сокращение государственных субсидий по ценам и другие расходы.

В малом бизнесе быстро окупаются (в течение 1,5 – 2 года) вложения в высокопроизводительное оборудование (мини-пекарни, мини-заводы и т.д.). Однако в целом инвестиционный климат неблагоприятен для долгосрочных вложений средств. Привлечение их в малый бизнес зависит от формирования экономических отношений в регионах. По сути, требуется нормальная инфраструктура для развития региональных рынков, где малое предпринимательство играет ведущую роль. Практика свидетельствует, что вложения в инфраструктуру связаны с затратами задельного характера по созданию юридических служб, переквалификации кадров, реформированию региональных органов управления и др. И здесь необходимо финансирование значительных задельных инвестиций, возможное только с государственным участием.

Нельзя также забывать о третьей стороне участвующей в инвестиционном процессе – это коммерческие банки. Возможным путём стимулирования инвестиционной активности банков является использование весьма жёсткой конкуренции между банками, в частности, между крупными банками, имеющими филиалы в регионах, и местными самостоятельными, относительно небольшими банками. Сильной стороной первых является возможность использовать при необходимости, аккумулированные по всей стране средства для реализации крупных проектов, а также способность привлечь нужных специалистов для оценки этих проектов; слабой стороной является вполне закономерное опасение местных властей и предприятий, что средства, аккумулированные региональными филиалами, в основном «откачиваются» из региона в центр

Поддерживая такую конкуренцию, органы власти и Центробанка могли бы стимулировать направление средств на промышленные инвестиции, т.к. исход конкурентной борьбы во многом зависит от позиции государственных органов.

Как это ни парадоксально, основное значение в настоящее время имеет второй аспект деятельности. При несовершенных налоговой и общефинансовой системах физические лица и иностранные инвесторы готовы вкладывать свои средства в инвестиционные проекты, если есть государственные гарантии, в том числе и местных государственных органов. Причём процентные ставки под вкладываемые средства в этом случае резко уменьшаются. С учётом государственных гарантий действуют и международные кредитные системы, крупнейшие международные банки. Система государственных гарантий способна обеспечить реализацию проектов самого различного масштаба, но, прежде всего, разумеется, крупных. Для предоставления таких гарантий требуются в первую очередь два условия – наличие полной информации об альтернативных проектах и резервного (залогового) фонда, обеспечивающего эти гарантии. Получить такую информацию в настоящее время очень трудно. Поэтому необходимо формирование региональных информационных центров и стыковка их с общероссийскими центрами.

Информация о работе Инвестиционная привлекательность предприятия