Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 13:45, курсовая работа
Предметом исследования выступают различные приемы отметки инвестиционного потенциала предприятия в отрасли «цветная металлургия», рассматривают пути роста их инвестиционной привлекательности.
Цель данного исследования: освоить факторы, воздействующие на инвестиционную привлекательность предприятия.
Отталкиваясь от цели исследования, установлены вытекающие задачи:
- рассмотреть анализ мировой практики повышения инвестиционной привлекательности;
- предоставить прогноз развития инвестиционного прогресса в области государственной политики, в сфере стимулирования инвестиций.
Введение
Глава 1. Инвестиции в макроэкономической среде
Взаимосвязь инвестиций с макроэкономическими процессами
Тенденции инвестиционной деятельности в России
Пути совершенствования инвестиционной деятельности
Инвестиционная активность как один из главных факторов экономического роста
Глава 2. Анализ инвестиционной привлекательности предприятий
2.1 Составление рейтинга предприятий отрасли «цветная металлургия» по инвестиционной привлекательности
2.2 Оценка инвестиционного потенциала предприятий отрасли
Глава 3. Пути повышения инвестиционной привлекательности предприятий
Заключение
Список использованной литературы
Данные таблицы 2.5 заставляют нас взглянуть на проблему под другим углом зрения. Необходимо самым серьезным образом учитывать следующие обстоятельства.
Во-первых, регулирующий рынок, устанавливающий определенные межотраслевые пропорции воспроизводства является атрибутом исключительно самовоспроизводящихся систем, таких, которые способны самостоятельно функционировать и расширять ее без взаимодействия с другими системами. Вне рамок самовоспроизводящихся систем рыночное регулирование невозможно.
Во-вторых, рыночное саморегулирование экономики возможно только в условиях частной собственности на средства производства. Смешанный тип собственности, который сейчас господствует в Российской экономике не способен обеспечить рачительный, хозяйский подход к производству, не пригоден для существования частной инициативы, не в состоянии породить достаточно сильную заинтересованность в наилучшем использовании ресурсов. В этих условиях не может возникнуть надлежащая конкуренция между производителями, и закон стоимости бессилен подтягивать производство к объективно обусловленным нормативам.
В-третьих, рыночное саморегулирование присуще исключительно само развивающимся системам. Вне таких систем оно существовать не может. При этом следует иметь в виду, что само развивающаяся система не может возникнуть из не само развивающейся. Никакая система, управляемая извне не может сама по себе стать системой, управляемой изнутри. Само развивающиеся системы появляются только из само развивающихся систем.
В-четвертых, регулирующий рынок предполагает свободное ценообразование для всех товаров, включая и рабочую силу. Свободное ценообразование осуществляется в ходе свободной конкуренции между свободными товаропроизводителями за получение прибылей. Вовремя реагируя на колебания цен, частные производители поддерживают структуру производства на надлежащем уровне. Цены являются основным, и пожалуй, единственным рычагом рыночного регулирования межотраслевых пропорций воспроизводства. Всякое их нарушение дезорганизует всю систему регулирования.
В-пятых, механизм рыночного регулирования должен опираться на достаточно надежную конвертируемую валюту. В противном случае он порождает диспропорции и перекосы.
В-шестых, закон стоимости (принцип распределения по эффективности) на мировом капиталистическом рынке действует неравномерно на разные страны. Он обильно поощряет передовые страны, делая их хозяйство наиболее прибыльным, и жестоко наказывает остальные.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что рыночные механизмы в цветной металлургии запущены еще не в полной мере, что вызывает ситуацию, при которой, несмотря на незначительный спад объемов производства значительная часть предприятий области экономически неэффективны и приносят своим акционерам убытки.
Таблица 2.6
Динамика эффективной кредитной ставки
Эффективная ставка кредитования реального сектора |
Учетная ставка на конец года в % |
Норма доходности в % | |
1996 |
22,3 |
20,0 |
29,2 |
1997 |
115,7 |
80,0 |
20,8 |
1998 |
248,9 |
210,0 |
34,7 |
1999 |
301,2 |
180,0 |
26,7 |
2000 |
265,3 |
160,0 |
23,1 |
2001 |
70,2 |
48,0 |
18,4 |
2002 |
41,7 |
28,0 |
11,2 |
2003 |
105,8 |
60,0 |
7,4 |
2004 |
62,3 |
55,0 |
28,3 |
2005 |
35,1 |
25,0 |
31,6 |
2006 |
27,4 |
25,0 |
30,1 |
Таблица 2.6 дает объяснение постоянной нехватки инвестиционных ресурсов в отрасли. В течении большего периода времени эффективная ставка по кредитам превышала реальную доходность вложения в капитальные активы предприятий отрасли.
Таблица 2.7
Финансовые показатели предприятий цветной металлургии
№ |
Показатель |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
1 |
Объем реализованной продукции в млрд. долл. |
27,2 |
24,3 |
19,8 |
19,7 |
20,1 |
21,3 |
23,6 |
22,4 |
22,9 |
23,1 |
22,6 |
2 |
Нетто задолженность в млрд. долл. |
0,8 |
11,7 |
12,9 |
14,3 |
15,4 |
15,6 |
16,3 |
12,4 |
11,8 |
12,1 |
12,7 |
3 |
Оборачиваемость средств в днях |
23 |
27 |
45 |
49 |
51 |
48 |
47 |
54 |
51 |
49 |
43 |
4 |
Темпы роста прибыли в % |
4,2 |
-2,3 |
-4,7 |
-22,4 |
-8,9 |
-4,7 |
-3,1 |
1,2 |
1,7 |
1,9 |
2,2 |
5 |
Темпы спада по объемам промышленной продукции в долях |
0,97 |
0,95 |
0,92 |
0,81 |
0,77 |
0,68 |
0,65 |
0,71 |
0,73 |
0,72 |
0,78 |
6 |
Прибыль / основные фонды в % |
4,2 |
1,2 |
1,7 |
3,5 |
3,9 |
3,4 |
3,2 |
4,1 |
4,7 |
4,8 |
5,2 |
7 |
Численность занятых в тыс. чел. |
315,2 |
315,7 |
296,4 |
271,4 |
253,8 |
254,1 |
191,2 |
187,4 |
187,2 |
1714 |
149,2 |
Самый главный вывод, который хочется сделать из таблицы 2.7, это увеличение в 2 раза выработки на одного рабочего в отрасли. Это показывает, что, несмотря на все трудности, реформы идут, и предприятия вынуждены действуя на международном конкурентном рынке, сокращать издержки. Тем не менее, выработка на одного рабочего на предприятиях отрасли до сих пор в 3-4 раза отстает от аналогичных показателей, например, чилийских компаний.
Таблица 2.8
Уровень деловой инфраструктуры
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 | |
Объем инвестиций, финансируемых за счет лизинга, в % |
2,1 |
2,7 |
3,8 |
14,5 |
16,2 |
24,7 |
40,1 |
23,6 |
34,9 |
42,1 |
45,7 |
Доля долгосрочных (более 1 года) кредитов коммерческих банков в % |
23,5 |
11,8 |
2,9 |
2,7 |
3,1 |
3,2 |
2,4 |
4,1 |
3,7 |
3,8 |
4,3 |
Объем финансовых ресурсов вложенных в инновации в % от реализации |
14,9 |
8,2 |
7,1 |
6,3 |
6,2 |
6,2 |
4,9 |
4,8 |
5,1 |
5,2 |
5,4 |
В таблице 2.8 приведены факторы, определяющие уровень деловой инфраструктуры. Обращает на себя внимание сокращения объема долгосрочного банковского кредитования и развитие лизинговых схем.
Таблица 2.9
Социально-экологические факторы
№ |
Показатель |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
1 |
Доля людей с доходами выше 1000 долларов в месяц, в % |
2 |
2 |
7 |
8 |
6 |
11 |
14 |
3 |
4 |
9 |
12 |
2 |
Доля людей с доходами ниже 100 долларов в месяц |
14 |
42 |
47 |
51 |
52 |
52 |
48 |
54 |
49 |
47 |
46 |
3 |
Доля людей с высшим образованием, в % |
22,4 |
23,1 |
22,9 |
25,3 |
25,2 |
24,9 |
25,4 |
25,7 |
25,8 |
26,1 |
26,3 |
4 |
Среднемесячная зарплата, в долл. |
84 |
16 |
22 |
25 |
29 |
51 |
69 |
92 |
38 |
77 |
112 |
5 |
Доля в расходах на оплату товаров и услуг первой необходимости, в % |
43 |
70 |
71 |
74 |
69 |
63 |
58 |
57 |
74 |
72 |
68 |
6 |
Уровень зарегистрированной безработицы, в % |
0,04 |
0,6 |
1,3 |
1,2 |
1,5 |
1,6 |
1,8 |
1,7 |
1,6 |
1,4 |
1,2 |
7 |
Потери из-за забастовок, млн. долл. |
1,8 |
24,0 |
23,8 |
41,6 |
45,2 |
47,9 |
41,8 |
74,2 |
19,6 |
16,2 |
7,4 |
8 |
Всего инфекционных заболеваний, млн. чел/дней |
78,1 |
80,2 |
77,9 |
77,4 |
76,2 |
75,8 |
76,3 |
74,9 |
74,7 |
74,2 |
81,3 |
9 |
Число зарегистрированных преступлений, в тыс. |
893,2 |
911,4 |
923,7 |
935,6 |
933,8 |
926,7 |
948,4 |
951,2 |
962,3 |
977,2 |
956,8 |
10 |
Уровень загрязнения атмосферы, млн. тонн |
22,7 |
21,8 |
20,9 |
20,7 |
19,8 |
19,3 |
18,4 |
18,6 |
19,1 |
19,5 |
21,3 |
11 |
Затраты на рекультивацию земель, млн. долл. |
12,4 |
1,6 |
1,8 |
2,2 |
2,3 |
1,9 |
2,1 |
2,4 |
2,5 |
2,3 |
3,1 |
12 |
Уровень загрязнения вод, млн. тонн |
18,2 |
18,1 |
17,4 |
16,2 |
16,3 |
16,2 |
16,7 |
16,8 |
16,4 |
15,9 |
15,7 |
13 |
Уровень вторичного использования отходов, в % |
2,3 |
2,7 |
2,2 |
1,9 |
1,9 |
1,8 |
1,8 |
2,1 |
1,9 |
1,6 |
1,7 |
14 |
Уровень использования природоохранного оборудования, в % |
1,9 |
1,9 |
1,8 |
1,8 |
1,6 |
1,7 |
1,7 |
2,1 |
2,3 |
2,4 |
2,5 |
15 |
Количество промышленных объектов не соответствующих экологическим нормам РФ |
1024 |
1027 |
991 |
993 |
987 |
986 |
992 |
993 |
994 |
1012 |
1017 |
В таблице 2.9 даны обобщенные социально-экономические факторы, оказывающие непосредственное воздействие на инвестиционный потенциал предприятий отрасли, но находящиеся вне сферы влияния.
Таблица 2.10
Финансово-экономические показатели ведущих предприятий цветной металлургии за 2006 год.
Наименование компании |
Объем реализации |
Темп роста |
Объем реализации ($) |
Балансовая прибыль |
Прибыль после налогообложения |
Рентабельность |
Кол-во работающих |
Производительность труда |
Млн. руб. |
% |
млн. долл. |
млн. руб. |
млн. руб. |
% |
тыс. чел. |
тыс. руб./чел. | |
РАО «Норильский никель» |
134 617 |
87,8 |
4787,2 |
- |
- |
39,4 |
96 |
1402,1 |
АЛРОСА |
46833,5 |
28,5 |
1 665,5 |
13 897,6 |
9 947,8 |
21,2 |
39,2 |
1195,5 |
Сибирско-Уральская алюминиевая компания |
19 793,7 |
24,1 |
703,9 |
3 476,4 |
2 744 |
13,9 |
26,9 |
734,9 |
Красноярский алюминиевый завод |
17 935,1 |
54,8 |
637,8 |
1 138,9 |
1 066 |
5,9 |
12,1 |
1477 |
Братский алюминиевый завод |
13 552,1 |
40,5 |
481,9 |
1 129,9 |
789,2 |
5,8 |
9,5 |
1425,5 |
Сибирский алюминий |
11 778,9 |
371,4 |
418,9 |
1 039,1 |
730,5 |
6,2 |
16,6 |
711,6 |
Новокузнецкий алюминиевый завод |
10 066,3 |
199,2 |
358 |
-866,8 |
-1 020,6 |
-10,1 |
6,1 |
1 651,8 |
Оскольский электрометаллургический комбинат |
9 959 |
18,8 |
354,2 |
978,3 |
798,1 |
8 |
15,2 |
653,2 |
УЭТМ |
8 653,5 |
62,6 |
307,7 |
626,4 |
485 |
5,6 |
7,9 |
1 095,8 |
Группа «ВСМПО-Ависма» |
5 172,5 |
40,1 |
183,9 |
1391,1 |
925,9 |
17,9 |
20,8 |
248,5 |
Ачинский глиноземный комбинат |
4 606,6 |
42,2 |
163,8 |
-71,8 |
-516,7 |
-11,2 |
11,6 |
396,2 |
Челябинский электролитный цинковый завод |
4 471,5 |
32,2 |
159 |
1 325,7 |
1 125,7 |
25,2 |
1,8 |
2 514,9 |
Среднеуральский медеплавильный завод |
3 600,4 |
51,2 |
128 |
206,7 |
158,7 |
4,4 |
4,8 |
750,1 |
Учалинский ГОК |
3 564 |
49,3 |
126,7 |
505,9 |
332,5 |
9,3 |
6,3 |
563,1 |
Омолонская золоторудная компания |
3 533,1 |
1,4 |
125,6 |
1 326,2 |
1134,2 |
32,1 |
||
Каменск-Уральский металлургический завод |
3 206,3 |
568,5 |
114 |
-38 |
-40,6 |
-1,3 |
7,2 |
445,4 |
Кыштымский медэлектролитный завод |
3 182,4 |
79,7 |
113,2 |
447 |
378,6 |
11,9 |
4,7 |
677,1 |
Гайский ГОК |
2 919,9 |
15,7 |
103,8 |
619 |
551,3 |
18,9 |
6,5 |
447,2 |
Приаргунское горно-химическое ПО |
2 721,8 |
82,5 |
96,8 |
107,8 |
68,3 |
2,5 |
12,3 |
221,5 |
Ступинский металлургический комбинат |
2 642,7 |
80,4 |
94 |
219,3 |
129 |
4,9 |
5 |
533,2 |
Севуралбокситруда |
2 492,9 |
30,1 |
88,7 |
- |
-62,3 |
-2,5 |
9,4 |
264,4 |
Волгоградский алюминиевый завод |
2 383,2 |
15,6 |
84,8 |
195,9 |
82,3 |
3,5 |
3,4 |
695,2 |
В таблице 2.10 даны финансово-экономические показатели ведущих предприятий отрасли за 2001 год. Предприятия проранжированы по объему реализации продукции.
В дальнейшем мною были отобраны 10 ведущих предприятий отрасли по данному показателю, на основе которых были выполнены все дальнейшие расчеты.
Были выбраны 8 показателей, по которым имеются статистические данные по всем предприятиям выборки, и которые, на мой взгляд, определяют их инвестиционный потенциал.7
2.2 Оценка инвестиционного потенциала предприятий отрасли.
Для расчета рейтинга инвестиционной привлекательности предприятий цветной металлургии мною были выбраны следующие показатели:
Выше перечисленные показатели были рассчитаны для 10 ведущих предприятий отрасли по объему выпущенной продукции. В дальнейшем, они были сравнены со средними, за последние 11 лет, по которым у исследователя имеются данные, показателями для отрасли. В результате чего, был составлен рейтинг инвестиционной привлекательности предприятий цветной металлургии.
Таблица 2.11
Инвестиционная привлекательность предприятий цветной металлургии
Предприятие |
Относительная рентабельность |
Износ основных фондов |
Темп роста цен |
Уровень зарплаты |
Нетто задолженностей |
Темп спада |
Экспортоспособность |
Уровень загруженности |
Среднеотраслевые |
0,88 |
62,3 |
1,14 |
9 143 |
121,1 |
0,47 |
19,7 |
62,0 |
Норильский никель |
0,91 |
67,1 |
1,12 |
19 829 |
124,8 |
0,51 |
22,8 |
56,8 |
Алроса |
0,93 |
61,5 |
1,12 |
17 523 |
132,7 |
0,52 |
31,6 |
57,3 |
СУАЛ |
1,07 |
49,4 |
1,17 |
8 419 |
124,9 |
0,64 |
17,4 |
52,4 |
КрАЗ |
1,12 |
38,2 |
1,18 |
14 210 |
117,3 |
0,49 |
21,6 |
51,9 |
БАЗ |
1,01 |
71,4 |
1,09 |
7 651 |
105,8 |
0,42 |
21,3 |
63,7 |
Сибирский алюминий |
0,99 |
77,6 |
1,14 |
6 952 |
126,4 |
0,41 |
20,4 |
68,4 |
Новокузнецкий алюминиевый завод |
0,92 |
56,3 |
1,15 |
6 476 |
147,3 |
0,44 |
19,6 |
62,5 |
Оскол |
1,09 |
34,8 |
1,16 |
7 018 |
101,8 |
0,46 |
11,4 |
51,9 |
Уралэлектр. |
1,11 |
67,1 |
1,12 |
7 249 |
112,6 |
0,57 |
32,6 |
52,4 |
ВСМПО |
1,04 |
63,2 |
1,07 |
9 473 |
125,3 |
0,68 |
34,7 |
53,8 |
Информация о работе Инвестиционная привлекательность предприятия