Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 08:11, реферат
Итак, инновационная деятельность – это практическое использование инновационно-научного и интеллектуального потенциала в массовом производстве с целью получения нового продукта, удовлетворяющего потребительский спрос в конкурентоспособных товарах и услугах. Важной характеристикой этой деятельности является инновационная активность – целенаправленная поддержка высокой восприимчивости персонала предприятия к нововведениям посредством целенаправленных структур и методов управления.
1. Инновации: понятие и сущность. Инновационная политика.
2. Оценка инновационного потенциала крупных предприятий нефтехимического комплекса.
3. Опыт Республики Татарстан
КАЗАНСКИЙ
(ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
РЕФЕРАТ
по дисциплине: экономика предприятия
на тему:
«Инновационная политика
предприятия»
Казань, 2011
План:
1. Инновации: понятие и сущность. Инновационная политика.
2. Оценка инновационного потенциала крупных предприятий нефтехимического комплекса.
3. Опыт
Республики Татарстан
В условиях рыночной экономики функционирование и развитие предприятий во многом обусловлены эффективной работой их инновационного механизма, а также эффективностью реализуемых им нововведений. Анализ хозяйственной практики свидетельствует о том, что значение инновационной деятельности для промышленных предприятий в современных условиях постоянно возрастает.
Мировой
финансово-экономический кризис и
новые внешнеполитические реалии, возникшие
в конце 2008 г., обострили проблему
обеспечения экономической
В
современных условиях все процессы
применения новых знаний связаны
с рыночными отношениями. Практика
показывает, что инновации направлены
на рынок и удовлетворение его потребностей.
Процесс внедрения инноваций охватывает
практически все стороны деятельности
предприятия. Сам поиск эффективных организационных
форм управления инновациями основывается
на умелом сочетании научно-инновационных
и рыночных факторов. Внедрение этих поисков
в производство и есть инновационная деятельность.
Итак,
инновационная деятельность – это
практическое использование инновационно-
Инновационная
деятельность предприятия направлена
на использование результатов
Инновация (нововведение) представляет результат комплексного процесса, состоящего из создания, разработки, коммерческого использования и распространения новшества, удовлетворяющего конкретную общественную потребность. В ходе этого процесса изобретение или идея приобретают экономическое содержание, новшество становится товаром и выступает в качестве объекта на рынке.
Технический прогресс включает следующие основные фазы: инвенция, инновация, имитация и модификация. Данные понятия являются базовыми для инноватики – области знаний, охватывающей вопросы методологии и организации инновационной деятельности.
В
настоящее время эффективность инновационной
деятельности предприятия определяется,
прежде всего, наличием отлаженной системы
инвестирования, кредитования, налогообложения,
функционирующих применительно к инновационной
сфере научных разработок.
Инновации – это новшества, доведённые
до стадии коммерческого использования
и предложения на рынке в виде нового продукта.
Подлинная новизна продукта всегда связана
с ростом экономического эффекта от его
использования. Действительная новизна
продукта или процесса должна всегда приводить
к росту экономического эффекта от его
использования. Новизна бывает:
К инвенциям относятся новые научно-технические знания, технологии, процессы, изобретения и другие факторы, полученные в результате проведения фундаментальных, поисковых и прикладных научно-исследовательских работ. Наличие у предприятия инвенции не означает, что осуществлена инновация; в этом случае можно говорить лишь о необходимых, но недостаточных предпосылках для реализации инновационного процесса.
Имитация – копия апробированной на рынке инновации.
Модификация – физические изменения в объекте нововведения, которые не связаны с расширением базиса научно-технических знаний. В качестве примеров модификации можно назвать изменение формы продукта, качества, упаковки и т. п. Благодаря модификации можно сдвинуть вправо последнюю стадию жизненного цикла продукции.
На развитие инновационных процессов влияют различные группы факторов: экономические, технологические, политические, правовые, организационно-управленческие, социально-психологические, культурные. Одни факторы способствуют инновационной деятельности, другие – препятствуют. В группе экономических и технологических факторов влияние на инновационную деятельность предприятия оказывают наличие необходимых финансовых ресурсов, материально-технических средств, прогрессивных технологий, хозяйственной и научно-технической инфраструктуры.
Инновационная активность в современных условиях непосредственно зависит от научно-технического потенциала предприятия, включающего:
Научно-технический
потенциал предприятия
Научно-технический потенциал предприятия характеризуется следующими показателями:
6.
Обобщающие – количество
В совокупности все перечисленные параметры научно-технического потенциала предприятия можно рассматривать как его технологический капитал.
К
эффектам инновации относятся
Технические эффекты. Для каждого инновационного проекта должны быть определены собственные специфические измерители технических эффектов. Например, в процессе реализации технических инноваций могут быть достигнуты заданные характеристики надежности, прочности, быстродействия, срока годности и т. п.
К техническим эффектам в сфере управленческих инноваций можно отнести повышение точности исчисления затрат по местам их возникновения, сокращение времени документооборота и т.п. Наряду с прямыми эффектами могут иметь место косвенные технические эффекты. Даже если инновация не достигла запланированного технического эффекта, возникают обучающие эффекты в области освоения новых продуктов, услуг, методов и способов. Кроме того, возможны патентование отдельных ноу-хау и фиксация приоритетов, а также выявление слабых мест в технике, технологии и организации предприятия.
Экономические эффекты. Следует различать оценочные расчеты экономической эффективности инноваций на стадии принятия решения и экономические эффекты, оцениваемые на фазе начала коммерческой реализации инноваций. Первые используются для выбора наиболее предпочтительных альтернатив инноваций, вторые – для оценки результатов реализации выбранной альтернативы с учетом конкретных условий функционирования предприятия.
Экономические эффекты, так же, как и технические, можно разложить на прямые и косвенные. К числу прямых эффектов в первую очередь можно отнести рост прибыли или маржинальной прибыли, увеличение оборота и доли рынка, снижение издержек и т.п. Рационализация процессов закупки, производства и сбыта за счет соответствующих видов инноваций может способствовать снижению объемов брака, сокращению сроков выполнения заказа, росту стабильности и гибкости, а также снижению вредного воздействия на окружающую среду. Например, смена упаковочных материалов, изготавливаемых из прочных, технологичных и относительно дешевых полимеров, на упаковку из более дорогих, но легко утилизируемых и безопасных для окружающей среды материалов приведет к экономическому эффекту, исчисляемому в виде разницы затрат на материалы и стоимости услуг по утилизации. Таким образом, рост прямых затрат на материалы в результате реализации инновации компенсируется гораздо большим снижением затрат на утилизацию. Этот пример иллюстрирует подход к оценке экономического эффекта на весь жизненный цикл инновации.
Косвенные
экономические эффекты
Прочие эффекты. Следует выявлять и оценивать в системной или индивидуальной областях. Если говорить об индивидуальных аспектах измерения успеха инноваторов, то для последних важно признание в публикациях, получении престижных премий и т.п. В настоящее время практически бесспорным показателем успеха инноваций в области создания новых продуктов и технологий является снижение вредного воздействия на окружающую среду.