Инновационный потенциал предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 16:52, курсовая работа

Краткое описание

В исследованиях последних лет значительное внимание уделяется проблемам инноваций и предпринимательства, причем обе проблемы рассматриваются как в теоретическом, так и в практическом аспектах. В то же время, несмотря на повышение интенсивности исследований по данным направлениям, наблюдается весьма низкий уровень инновационной активности предприятий.
Предпринимательство представляет собой особый вид экономической деятельности, где на инновационной основе происходит эффективное соединение факторов производства в процессе создания общественных полезностей. Этот процесс во многом определяется количеством и качеством природных ресурсов, их доступностью для использования, объемом и качественными параметрами основного капитала, уровнем технологии, наличием трудовых ресурсов, их образовательными и квалификационными характеристиками, спросом на производимые товары и способностью к полному использованию расширяющегося объема ресурсов, способностью распределения в национальном хозяйстве имеющихся ресурсов для получения максимального количества высококачественной продукции и др.

Вложенные файлы: 1 файл

пример курсовой.docx

— 65.33 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА»

 

 

 

 

Кафедра «Экономики и менеджмента»

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине

«Организация предпринимательской деятельности»

На тему « Инновационный потенциал предпринимательской деятельности»

 

 

 

 

 

 

Выполнил(а):

 студент(ка)

заочного факультета

 

 

 

 

 

 

 

 

Уфа  2013

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение................................................................................................................3-4

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В исследованиях последних лет значительное внимание уделяется проблемам инноваций и предпринимательства, причем обе проблемы рассматриваются как в теоретическом, так и в практическом аспектах. В то же время, несмотря на повышение интенсивности исследований по данным направлениям, наблюдается весьма низкий уровень инновационной активности предприятий.

Предпринимательство представляет собой особый вид экономической деятельности, где на инновационной основе происходит эффективное соединение факторов производства в процессе создания общественных полезностей. Этот процесс во многом определяется количеством и качеством природных ресурсов, их доступностью для использования, объемом и качественными параметрами основного капитала, уровнем технологии, наличием трудовых ресурсов, их образовательными и квалификационными характеристиками, спросом на производимые товары и способностью к полному использованию расширяющегося объема ресурсов, способностью распределения в национальном хозяйстве имеющихся ресурсов для получения максимального количества высококачественной продукции и др. Для эффективного воздействия каждого из этих факторов необходимо освоение достижений НТП при внедрении инноваций, которые обеспечивают создание новшеств и их практическую реализацию в виде нового товара, вложения средств, обеспечивающих смену поколений техники и технологии, эффективное использование этих новшеств, экономический рост.

Ведущие предприятия и страны мира в своем стремлении добиться технологического преимущества преследуют цель не только достичь повышения производительности и конкурентоспособности на мировом рынке, но и обеспечить основы своего долгосрочного экономического развития. Движущую силу экономического роста они видят в использовании и совершенствовании передовых технологий, в инновации. Тезис о том, что промышленность и правительство должны в этом тесно сотрудничать, сплоченные общей инновационной политикой в стратегический союз нового типа, служит ориентиром для всех участников данного процесса. Причем подразумевается, что промышленность в большей степени заинтересована в краткосрочных инвестициях, в исследованиях и разработках, коль скоро от правительства, в основном, ожидают поддержки фундаментальных исследований. Этот союз тем более значим, что достигнутые предприятием или страной передовые позиции не дают гарантий сохранения их первенства. В условиях глобализации все больше фактов свидетельствует о важности ускоренной инновации, без которой уже трудно удержать лидерство, а также невозможно поддерживать динамический баланс общества: традиционный или статический привычными методами уже не сохранить, а динамический баланс требует безостановочного развития. Если вести речь о слаборазвитых странах, то они имеют шанс догнать ушедших вперед лидеров и обеспечить свое технологическое первенство, если будут в состоянии освоить стратегически правильную модель инновационного саморазвития.

Задачами данной курсовой работы является планирование инновационной деятельности организации, формулирование миссии (ориентация деятельности организации на инновации), определение стратегических направлений инновационной деятельности и постановка целей в каждом из них, выбор оптимальной для каждого направления инновационной стратегии развития, мотивация участников инновационной деятельности.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение инновационного потенциала предприятия с выделением источников основных идей инноваций.

 

 

 

1 ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ И ЕГО СТРУКТУРА

1.1 ПОНЯТИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА.

Инновационный потенциал организации в общем виде включает предполагаемые или уже мобилизованные ресурсы и организационный механизм (организационная структура и т.д.) для достижения поставленной цели в области наукоемких технологических процессов, новых видов продуктов или их модификации, а также новых услуг. Это мера готовности организации выполнять поставленные инновационные задачи. Инновационная деятельность включает в себя не только инновационный процесс преобразования научного знания в новые виды продуктов, технологий и услуг, но и маркетинговые исследования рынков сбыта товаров, конкурентной среды, а также комплекс управленческих и организационно-экономических мероприятий, которые в своей совокупности приводят к инновациям.

Инновационная деятельность носит альтернативный характер. Она может осуществляться не только на любом из этапов инновационного процесса (исследования – разработки – производство – распространение (использование на практике), но и вне его, в процессе приобретения патентов, лицензий, раскрытия ноу-хау, полезных идей. Количественно, инновационный потенциал предлагается оценивать, используя систему базовых показателей:

-интеллектуальный потенциал, определяемый количеством специалистов, занятых инновационной деятельностью в общей численности трудящихся;

- научно-технический задел по инновациям (патенты, ноу-хау и т.д.);

- удельный вес нового оборудования и инструмента, новых технологий, в общем их количестве;

- наличие сервисных услуг, пользующихся платежеспособным спросом;

- удельный вес новых видов деятельности в общем объеме выполняемых работ.

Определения ИПП имеют один и тот же недостаток: за характеристики инновационного потенциала зачастую выдаются показатели, относящиеся к научно-техническому, производственно-технологическому, кадровому либо иным компонентам общего потенциала предприятия или организации. В таких случаях собственно инновационный потенциал предприятия не вычленяется, не замеряется и, как следствие, целенаправленно не развивается. В итоге не достигается результат — повышение конкурентоспособности предприятия и ее продукции, как на внешнем, так и на внутреннем рынке.

В узком смысле инновационный потенциал предприятия — это совокупность имеющихся у предприятия средств, возможностей для использования нововведений в производственной, финансовой, управленческой и коммерческой деятельности в соответствии с базовыми целями его развития.

В широком смысле под инновационным потенциалом предприятия следует понимать отношения, которые возникают на микроуровне между работниками по поводу достижения базовых целей предприятия, заложенных в стратегии его развития, при условии наличия инновационных возможностей, которые создаются за счет других компонентов потенциала. Структуру ИНН необходимо рассмотреть в разрезе основных видов инноваций деятельности предприятия .

Однако при оценке инновационного потенциала необходимо оценить и инновационный климат (ИК), условия которого могут оказаться решающими в процессе реализации инновационных целей. Другими словами, необходимо определить зависимость инновационного потенциала от внешних факторов. В связи с этим, определим инновационный климат как совокупность внешних условий, от которых зависит способность хозяйствующего субъекта реализовать свои инновационные цели.

Через инновационную деятельность субъекта предпринимательства, через реализацию нововведений в технике и технологиях, способах их создания и использования осуществляется технический прогресс. НТР придает предпринимательству инновационный тип воспроизводства. Это позволяет в рамках предпринимательской структуры (предприятия, отрасли, национального хозяйства в целом) обеспечить воспроизводство наиболее рациональным способом, эффективно использовать ресурсы. Овладение передовыми технологиями является ключевым моментом в достижении конкурентных преимуществ. Поэтому субъект предпринимательства заинтересован в развитии инновационного процесса.

 

1.2 Инновации и инновационный процесс

Научно-технический прогресс немыслим без интеллектуального продукта, получаемого в результате инновационной деятельности. Под инновацией (англ. innovation – нововведение, новаторство) понимается «инвестиции в новацию» как результат практического освоения нового процесса, продукта или услуги. Новация (лат. novation – изменение, обновление) представляет собой какое-то новшество, которого не было раньше: новое явление, открытие, изобретение, новый метод удовлетворения общественных потребностей и т.п.

Инновация представляет собой материализованный результат, полученный от вложения капитала в новые продукты или технологию, в новые формы организации производства труда, обслуживания, управления.

 Процесс создания, освоения  и распространения инноваций  называется инновационной деятельностью  или инновационным процессом. Результат  инновационной деятельности называют  инновационным продуктом.

Понятие инновации впервые ввел в оборот австрийский ученый Йозеф Шумпетер, который считается основоположником современной трактовки понятия «инновация». В своей работе «Теория экономического развития», изданной в 1912 г., Й. Шумпетер рассматривал инновацию как средство предпринимательства для увеличения прибыли. 

В процессе развития исследований инноваций и понимания их роли в экономическом развитии в 1960-е годы возникла потребность в общеевропейской статистике научных исследований и разработок. Для ее удовлетворения в 1963 г. в г. Фраскати (Италия) принято первое руководство для проведения соответствующих статистических обследований, так называемое «Руководство Фраскати». Впоследствии оно фактически переросло в Международные стандарты. В соответствии с этими стандартами инновация – это конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

В современной экономике роль инноваций значительно возросла. Без применения инноваций практически невозможно создать конкурентоспособную продукцию, имеющую высокую степень наукоемкости и новизны.

Таким образом, в рыночной экономике инновации представляют собой эффективное средство конкурентной борьбы, так как ведут к созданию новых потребностей, к снижению себестоимости продукции, к притоку инвестиций, к повышению имиджа (рейтинга) производителя новых продуктов, к открытию и захвату новых рынков, в том числе и внешних.

 В практике управления инновациями  используют различные классификаторы  инноваций.

По содержанию и сфере реализации различают материально-технические и социальные инновации.

Социальные нововведения имеют некоторые особенности по сравнению с материально-техническими: они имеют более тесную связь с конкретными общественными отношениями и деловой средой; они имеют большую сферу применения, т.к. социальные нововведения как правило не требуют нового технического оснащения; при реализации социальных нововведений стадия изготовления практически совмещена со стадией проектирования, что ускоряет инновационный процесс; социальные инновации вызывают особую авторскую активность, т.к. разрабатываются коллективно и со многими согласованиями.

 Материально-технические инновации в зависимости от объекта 
изменений материально-технические инновации подразделяются на продуктовые и процессные. Продуктовые инновации включают применение новых материалов, полуфабрикатов и комплектующих; создание принципиально новых продуктов или усовершенствование выпускаемых. К процессным инновациям относят новые производственные технологии, новые методы организации производства, новые управленческие решения и маркетинговые технологии.

Инновация как экономическая категория отражает наиболее общие свойства, признаки, связи и отношения производства и реализации нововведений. Сущность инновации проявляется в ее функциях.

 Главной функцией инновации  является функция изменения.

Побудительным механизмом развития инноваций, в первую очередь, является рыночная конкуренция. В условиях рынка производители продукции или услуг постоянно вынуждены искать пути сокращения издержек производства и выхода на новые рынки сбыта. Поэтому фирмы, первыми освоившие эффективные инновации, получают весомое преимущество перед конкурентами, при этом инновация выполняет следующие три функции:

- воспроизводственную;

- инвестиционную;

- стимулирующую.

Воспроизводственная функция означает, что инновация представляет собой важный источник финансирования расширенного воспроизводства. Смысл воспроизводственной функции состоит в получении прибыли от инновации и использовании ее в качестве источника финансовых ресурсов.

Прибыль, полученная за счет реализации инновации, может использоваться по различным направлениям, в том числе и в качестве капитала.

Этот капитал может направляться на финансирование новых видов инноваций. Таким образом, использование прибыли от инновации для инвестирования составляет содержание инвестиционной функции инновации.

Каждая конкретная инновация появляется как результат научно- 
производственного цикла (НТЦ) и проходит определенные стадии развития - создания освоения и распространения. Процесс создания, освоения и распространения инноваций называется инновационным процессом.

Инновационный процесс включает в себя семь элементов, соединение которых в единую последовательную цепочку и образует структуру инновационного процесса.

К этим элементам относятся:

- инициация инновации;

- маркетинг инновации;

- выпуск (производство) инновации;

- реализация инновации;

Информация о работе Инновационный потенциал предпринимательской деятельности