Инновационный потенциал предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 16:52, курсовая работа

Краткое описание

В исследованиях последних лет значительное внимание уделяется проблемам инноваций и предпринимательства, причем обе проблемы рассматриваются как в теоретическом, так и в практическом аспектах. В то же время, несмотря на повышение интенсивности исследований по данным направлениям, наблюдается весьма низкий уровень инновационной активности предприятий.
Предпринимательство представляет собой особый вид экономической деятельности, где на инновационной основе происходит эффективное соединение факторов производства в процессе создания общественных полезностей. Этот процесс во многом определяется количеством и качеством природных ресурсов, их доступностью для использования, объемом и качественными параметрами основного капитала, уровнем технологии, наличием трудовых ресурсов, их образовательными и квалификационными характеристиками, спросом на производимые товары и способностью к полному использованию расширяющегося объема ресурсов, способностью распределения в национальном хозяйстве имеющихся ресурсов для получения максимального количества высококачественной продукции и др.

Вложенные файлы: 1 файл

пример курсовой.docx

— 65.33 Кб (Скачать файл)

В настоящее время законодательство, касающееся инновационной сферы, во многом носит декларативный характер, и инструктивные документы нередко вступают в противоречие с законодательными актами. Одной из наиболее острых на сегодняшний день проблем в этой сфере является несистемность и непроработанность законодательства в области интеллектуальной собственности (ИС). В последние два года ситуация в сфере прав на ИС только запутывается. Основные дебаты ведутся вокруг вопроса прав на интеллектуальную собственность, ранее созданную и создаваемую в настоящее время за счет государственных средств.

Изменение законодательства в области интеллектуальной собственности явилось мощным стимулом для развития партнерских отношений между научными организациями и промышленностью. Об этом свидетельствует стремительный рост в последние десятилетия совместных научных статей и совместных патентов, появившихся в результате сотрудничества промышленности с научными организациями государственного сектора и университетами.

Так, в Великобритании удельный вес совместных статей возрос с 20% в 1981 году, до 40% в 1991 году. В США в 1997 году 73% цитировавшихся в патентах статей было подготовлено учеными из "академического" сектора. Одним из ключевых компонентов инновационного климата является налоговая система. Налогообложение должно быть нейтральным или поощрительным, чтобы стимулировать компании получать и, что особенно важно, не скрывать прибыль, являющуюся для инвесторов основным показателем результативности их работы. При этом ключевыми для стратегических инвесторов являются такие характеристики налоговой системы, как налоговая база и налоговая ставка, а не наличие различного рода льгот. Вместе с тем налоговые льготы являются одним из основных объектов внимания при дискуссиях о возможных мерах косвенного регулирования применительно к научно-технологической сфере. Многие страны применяют налоговые льготы, такие как налоговые каникулы, льготная налоговая ставка, налоговый кредит. Те не менее, как показывает накопленный в течение последних десятилетий международный опыт, использование налоговых льгот в сфере высокотехнологичного бизнеса, как правило, имеет низкую эффективность.

В отличие от внешнего инновационного климата, к которому необходимо лишь приспосабливаться, внутрифирменным инновационного климата, отвечающим инновационным задачам предприятия, возможно управлять. Внутрифирменный механизм управления инновационным климатом предполагает создание системы концептуального проектирования нововведений, форм обеспечения инноваций, оптимизацию использования инновационных ресурсов и организационно-структурные преобразования. Мировой опыт управления нововведениями свидетельствует о необходимости отслеживания нововведения еще на стадии синтеза инновационных идей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ИСТОЧНИКИ ОСНОВНЫХ ИДЕЙ

 

Сущность непрерывного инновационного процесса состоит в целенаправленном поиске возможных изменений и в систематическом анализе потенциала этих изменений как источника социальных и экономических нововведений. П. Друкер выделяет семь областей анализа, т. е. семь источников инновационных идей. Первые четыре источника можно отнести к внутренним, они находятся в рамках предприятия, в пределах отрасли промышленности или сферы услуг. Такие источники зримы для людей, работающих на данном предприятии или в данной отрасли. К этим источникам относятся:

1)неожиданное событие (для предприятия  или отрасли) — неожиданный успех, неожиданная неудача, неожиданное  внешнее событие;

2)неконгруэнтность — несоответствие  между реальностью, какой она  есть на самом деле, и нашими  представлениями о ней ("такой, какой она должна быть");

3)нововведения, основанные на потребности  процесса (т. е. на анализе недостатков  и слабых мест, которые могут и должны быть устранены);

4)внезапные изменения в структуре отрасли или рынка.

Следующие три источника нововведений являются внешними, так как они имеют свое происхождение вне данного предприятия или данной отрасли:

5)демографические изменения;

6)изменения в восприятиях, настроениях и ценностных установках;

7) новые знания (как научные, так и ненаучные).

Границы между этими семью источниками инновационных идей размыты, часто эти источники накладываются друг на друга. П. Друкер сравнивает их с семью окнами, каждое из которых расположено на разных сторонах одного и того же здания. Какие-то детали пейзажа просматриваются одинаково из всех окон, но вид, открывающийся по центру каждого из них, специфичен и индивидуален. Однако наличия внутренних и внешних источников недостаточно для синтеза оригинальной и технически осуществимой идеи. Нужны еще и предпосылки для этого, то есть необходимо разглядеть нововведение. Таковыми предпосылками являются индивидуальные качества исследователя, которые по назначению можно разделить на идее образующие качества – это предрасположенность к зарождению в процессе мысленного эксперимента идей, отличающихся новизной, оригинальностью и уникальностью. К ним относятся кругозор, воображение, научно-технические способности, имеющие такую универсальность, которая позволит взглянуть на исследуемую проблему с учетом широкого спектра знаний в сферах науки, производства, потребления, т. е. как бы "с высоты птичьего полета".

Идеереализующие качества — это способность в ходе мысленного эксперимента трансформировать научно-техническую идею (собственную или заимствованную) в техническое решение. К ним относятся инженерный кругозор, инженерное воображение, инженерный талант.

Что касается кругозора и воображения, то эти качества могут быть развиты благодаря воспитанию, образованию, жизненному и профессиональному опыту. К тому же, существуют и различные эвристические методы выработки новых подходов и ассоциаций. Что же касается таланта, в настоящее время отсутствуют научные методы его искусственного формирования; наличие таланта у человека обусловлено генетически. Творческий поиск можно представить в виде ряда последовательных этапов:

- синтез или заимствование идеи;

- техническая переработка идей;

- оценка технической, экономической эффективности идеи;

- потребительская апробация и оценка.

 

Начальная стадия создания новой техники и технологий называется концептуальным проектированием. По его результатам выдвигается концепция (инженерный замысел), которая оформляется в виде проекта. По различным оценкам, от 7 до 60 оригинальных и технически осуществимых идей после концептуальной проработки, технического и рабочего проектирования, потребительской апробации смогут дать только одно техническое решение, которое будет доведено до коммерческой реализации. Отсюда следует, что необходимо заимствовать или синтезировать некую критическую массу оригинальных и технически осуществимых идей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНСТИ

4.1 Внешнее и внутреннее финансирование

В современных условиях хозяйствования для обеспечения темпов и качества экономического роста, конкурентоспособности выпускаемой продукции на внутренних и внешних рынках, развитие всех отраслей народного хозяйства должно носить инновационный характер. Это сложная задача, так как любое современное предприятие стоит перед выбором: если оно не производит новой продукции, то рано или поздно оно разорится, если производит, то налаживание выпуска новых изделий сопряжено с крупными затратами, а значит возникает необходимость иметь достаточное финансовое обеспечение. Это приводит к тому, что по официальным данным в промышленности только 5% организаций самостоятельно занимаются научными исследованиями и разработками.

Создание хорошо обоснованной системы финансирования инновационной деятельности создает условия для накопления финансовых средств, возможности их концентрации на ключевых направлениях инновационных процессов.

Финансирование инновационной деятельности - это процесс обеспечения и использования денежных средств, направляемых на проектирование, разработку и организацию производства новых видов продукции, на создание и внедрение новой техники, технологии, услуг, работ, разработка и внедрение новых организационных форм и методов управления 1.

После почти 10-летнего спада инновационной деятельности в период 2000-2004 гг. начался этап ее активизации

Основными источниками финансирования инновационной деятельности до сих пор являются бюджетные средства; внебюджетные фонды; собственные средства.

Источники финансирования инновационной деятельности предприятий подразделяются на внешние и собственные (внутренние). Учитывая, что инновационной деятельностью занимаются предприятия разных форм собственности (государственный сектор, предпринимательский, высшее образование, частный бесприбыльный), собственные источники финансирования направляются во все сектора инновационной деятельности, но с разными объемами.

Внешнее финансирование инновационной деятельности предполагает привлечение и использование средств государства, финансово-кредитных организаций, отдельных граждан и нефинансовых организаций.

Внутреннее финансирование инновационной деятельности осуществляется за счет собственных и приравненных средств предприятий, в

том числе:

- доходы предприятия: часть прибыли  от реализации (товарной продукции, выполненных НИР, строительно-монтажных  работ, финансовых операций и  др.);

- поступления (амортизационные отчисления, выручка от реализации 

выбывшего имущества, устойчивые пассивы, целевые поступления, другие поступления

- финансовые ресурсы, мобилизуемые  на финансовом рынке (продажа 

собственных акций, облигаций и других видов ценных бумаг; кредитные инвестиции, финансовый лизинг, средства научных фондов, спонсорские средства);

- финансовые ресурсы, поступающие  в порядке перераспределения (страховое  возмещение по наступившим рискам, финансовые ресурсы, поступившие  от концернов, ассоциаций, отраслевых  и региональных структур; финансовые  ресурсы, формируемые на паевых (долевых) началах; дивиденды и проценты по ценным бумагам других эмитентов; бюджетные ассигнования и другие виды ресурсов).

Важнейшим финансовым источником являются бюджетные ассигнования. Они обеспечивают решение крупномасштабных научно-технических проблем. В условиях рыночной экономики заниматься такого рода исследованиями отраслевая и заводская наука не могут себе позволить. Исследования такого рода могут финансироваться из средств госбюджетов различных уровней и специализированных государственных фондов. Бюджетные средства предоставляются в следующих формах:

- финансирование федеральных целевых  инновационных программ;

- финансовое обеспечение перспективных  инновационных проектов на

конкурсной основе.

Как правило, средства государственного бюджета выделяются, в первую очередь, на производства:

- ориентированные на выпуск  импортозаменяющей продукции, конкурентоспособных товаров и услуг;

- выпускающие продукцию, спрос  на которую высок и будет  сохраняться длительное время,

- осваивающие выпуск новых видов  продукции или продукции более  высокого класса

Анализ показывает, что отечественная промышленность до недавнего времени финансировалась на две трети за счет собственных источников предприятий (прибыли, амортизационных отчислений).

Источниками финансирования инновационной деятельности, как правило, являются собственные средства предприятия, а также кредитные ресурсы. Кредиты банка используются преимущественно для реализации небольших краткосрочных проектов с высокой нормой доходности .2

В числе ведущих форм финансирования инновационной деятельности может выступать банковский кредит - средства, предоставляемые банком на установленный срок для использования на определенные цели. В настоящее время доля банковских кредитов составляет лишь 5% всех вложений в развитие отечественной промышленности. За пользование кредитом банк взимает установленные проценты, размер которых зависит от срока займа, величины риска по проекту, характеристик заемщика и пр. В 2004 г. процентная ставка за кредит составляла 16% в год. Перспективы расширения банковского кредитования промышленности в ближайшее время невелики, увеличение составит 2-3% в год.

 

4.2 Эмиссия ценных бумаг, лизинг

Широко распространенной формой финансирования инновационной деятельности выступает эмиссия ценных бумаг. С ее помощью в достаточно короткие сроки можно привлечь нужный объем денежных средств. Такая форма финансирования доступна для предприятий, организованных в форме закрытого или открытого акционерного общества. Она позволяет аккумулировать крупные финансовые ресурсы путем размещения акций среди неограниченного круга инвесторов (заем денег у покупателей акций на неопределенное время) для осуществления перспективных инновационных проектов. Посредством эмиссии ценных бумаг производится замена инвестиционного кредита рыночными долговыми обязательствами, что способствует оптимизации структуры финансовых ресурсов, инвестируемых в инновационный проект. В момент учреждения акционерного общества осуществляется первичная эмиссия акций, при привлечении дополнительных средств - вторичная эмиссия. Именно вторичная эмиссия проводится, как правило, для получения средств на осуществление различных инновационных проектов (освоение и выпуск нового продукта, совершенствование технологии и т. д.).

Информация о работе Инновационный потенциал предпринимательской деятельности