Интернационализация производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 15:13, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе освещены теоретические основы интернационализации производства, причины и пути осуществления. Изложены понятия, этапы и виды интернационализации производства. Рассмотрен прогностический анализ развития внешнего окружения металлургической компании с учетом процессов интернационализации и глобализации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Интернационализация производства
1.1 Понятие интернационализации производства, история развития
1.2 Интернационализация производства и пути ее осуществления
1.3 Формальный и реальный этапы интернационализации производства
1.4 Виды международной экономической интеграции
.5 Причины интернационализации производства
ГЛАВА 2. Глобализация её этапы, компоненты и последствия
.1 Глобализация, как высшая стадия интернационализации мировой экономики
.2 Последствия глобальных процессов
ГЛАВА 3. Прогностический анализ развития внешнего окружения металлургической компании с учетом процессов интернационализации и глобализации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

экономика и организация отрасли.rtf

— 1.34 Мб (Скачать файл)

Реальная интернационализация производительных сил каких-либо стран путем участия во взаимном разделении труда - это такое международное обобществление производства, когда страны объединяют свои усилия с целью повышения эффективности производства всех участников этого процесса. Конечно, рост эффективности народного хозяйства, может быть, достигнут и каждой страной в отдельности, но чаще на незначительном уровне. При переходе же на интеграционный этап развития международного разделения труда речь идет о том, что этот шаг будет содействовать повышению эффективности производства каждой страны на примерно усредненный высокий уровень в масштабах определенного регионального сообщества государств.

Реальная интернационализация производства стихийно осуществляться не может. Жизнь убедительно показала, что для того, чтобы между любыми странами происходило реальное обобществление производства, необходимо сознательно реализовать процесс развития международного регионального разделения труда и международной производственной кооперации, руководствуясь при этом определенными экономическими ориентирами. Поэтому самая важная основополагающая особенность интеграционного этапа развития экономического сотрудничества европейских стран состояла в том, что оно обязательно предполагало политическое решение сторон о переводе взаимного разделения труда на новый уровень и широкого развития международной производственной кооперации. Без политических акций такой переход был бы невозможен. Чтобы международное разделение труда действительно поднялось на интеграционную ступень, необходимо решение правительства заинтересованных стран, участвующих в этом процессе, о преодолении всех экономических преград на этом пути - производственных, торговых, валютных, таможенных и др. Нельзя добиться реального обобществления производства в международном масштабе, если не будет принято политическое решение о таможенной политике заинтересованных стран, о размерах производства той или иной продукции в каждой интегрирующейся стране, если не будут затронуты вопросы о квотах экспорта, о ценах на продукцию и другие экономические проблемы.

Исходя из того, что курс на интеграцию предполагал развитие реального обобществления производства, можно дать и определение самой интеграции. Экономическая интеграция представляет собой обобществление производства на международном уровне посредством сознательного регулирования правительствами участвующих в ней стран взаимного разделения труда и международной производственной кооперации. Такого рода обобществление находит свое выражение в повышении эффективности производства каждой страны до примерно усредненного уровня в масштабах регионального сообщества государств и формировании оптимальной структуры их национальной экономики.

Если рассматривать экономическую интеграцию стран Западной Европы, то она задумывалась именно как региональное обобществление производства.

Принципиальная разница между участниками экономической интеграции и неинтегрирующимися, но сотрудничающими с ними государствами состоит в том, что первые ставят задачу повышения эффективности функционирующих предприятий до высокого уровня как на всей территории, так и во всем интегрирующемся содружестве, в то время как вторые заботятся о своих индивидуальных интересах и не являются союзными или договорными партнерами по повышению эффективности во всей группе сотрудничающих государств.

 

1.4 Виды международной экономической интеграции

 

Региональная интеграция, или реальная интернационализация, производства в своем развитии проходит ряд ступеней - зону свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз и политический союз. У всех этих ступеней, или видов, интеграции есть общая характерная особенность. Она состоит в том, что между странами, вступившими в тот или иной вид интеграции, устраняются определенные экономические барьеры. Вследствие этого в пределах интеграционного объединения складывается единое рыночное пространство, где развертывается свободная конкуренция. Под действием рыночных регуляторов - цен, процентов и т.д. - на этом едином пространстве возникает более эффективная территориальная и отраслевая структура производства. Благодаря этому все страны выигрывают на повышении производительности труда, а так же на экономии расходов на таможенный контроль за внешнеэкономическими связями. В то же время каждая ступень, или вид, интеграции имеет специфические черты.

В условиях зоны свободной торговли страны добровольно отказываются от защиты своих национальных рынков только в отношениях со своими партнерами по данному объединению, а по отношению к третьим странам они выступают не коллективно, а индивидуально, т.е. сохраняют свой экономический суверенитет. С третьими странами каждый участник зоны свободной торговли устанавливает собственные тарифы. Такой вид интеграции применяется странами ЕАСТ, НАФТА и другими интеграционными группировками.

Специфическим видом региональной интеграции выступает таможенный союз. В рамках этого интеграционного объединения внешнеторговые связи его членов с третьими странами определяются коллективно. Так, участники союза возводят совместно единый тарифный барьер против третьих стран. Это дает возможность более надежно защитить формирующееся единое региональное рыночное пространство и выступать на международной арене в качестве сплоченного торгового блока. Но при этом участники данного интеграционного объединения теряют часть своего внешнеэкономического суверенитета. Подобный вариант интеграции первоначально осуществлялся в рамках Европейского Союза западноевропейских стран.

Третьей ступенью развития интеграционных объединений является общий рынок. Здесь все характеристики таможенного союза сохраняют свое значение. Кроме того, в рамках общего рынка устраняются ограничения на перемещение различных факторов производства, что усиливает экономическую взаимозависимость стран - членов данного вида интеграционного объединения.

Общий рынок ЕС был в основном создан в конце 60-х годов. Но свободы передвижения через границы государств товаров, услуг, капиталов и рабочей силы оказалось мало для формирования единого зрелого рыночного пространства. По мнению европейских экспертов, для этого надо осуществить следующие мероприятия:

· выровнять уровни налогов;

· устранить бюджетные субсидии отдельным предприятиям и тем более целым отраслям;

· преодолеть различия в национальных трудовых и хозяйственных законодательствах;

· унифицировать национальные технические и санитарные стандарты;

· скоординировать национальные кредитно-финансовые структуры и системы социальной защиты.

Осуществление этих мероприятий и дальнейшая координация национальной налоговой, антиинфляционной, валютной, промышленной, сельскохозяйственной и социальной политики участников данного интеграционного объединения приведет к созданию зрелого единого внутреннего рынка стран ЕС. Эту ступень интеграции принято называть экономическим союзом. Практика ЕС показала, что экономический союз, который предполагалось построить к концу 70-х гг, не удалось создать до сих пор. С целью ускорения формирования этого союза страны ЕС в декабре 1991 г. в городе Маастрихте приняли решение ускорить выполнение указанных выше мероприятий, а так же с 1 января 1999 г. ввести единую европейскую валюту, создать к этому времени единый Европейский банк, ввести единые паспорта, дипломы и другие официальные документы.

Формирование экономического союза идет значительно медленнее, чем таможенного союза или общего рынка, но оно идет. По мере развития экономического союза в странах складываются предпосылки для высшей ступени региональной интеграции - политического союза. Этот вид региональной интеграции предполагает превращение зрелого единого рыночного пространства в целостный хозяйственно-политический организм. При переходе от экономического союза к политическому взаимные внешнеэкономические связи участвующих в нем стран переходят во внутригосударственные экономические отношения и проблема международных экономических отношений в рамках данного региона перестает существовать.

Институциональная структура возможного политического союза пока недостаточно ясна. Вероятно, она будет иметь много разновидностей в зависимости от исторических и социопсихологических условий того или иного региона. Однако в самых общих чертах речь идет о возникновении нового многонационального субъекта мирохозяйственных и международных политических отношений, который выступит с единой экономической и внешнеполитической позиции, выражающей интересы и политическую волю всех участников этого союза. Фактически готовится создание нового огромного государства.

В экономической литературе часто можно встретить утверждение, что «экономическая интеграция основана на интернационализации хозяйственной жизни».

Чтобы понять закономерности развития МЭО, необходимо сопоставить содержание таких категорий, как международное разделение труда, международная кооперация производства, интернационализация производства и экономическая интеграция.

Международного разделения труда. МРТ - это система или способ организации производства, при которой страны специализируются на изготовлении определенных товаров и обмениваются ими. Результатом международного разделения труда является развитие общественного характера производства в международном масштабе, международного обобществления производства, т.е. интернационализации производства. При этом интернационализация может идти между двумя - тремя - пятью или всеми странами мировой экономики.

Международной кооперации производства - представляет собой такую форму организации производства, в которой люди совместно трудятся в одном и том же или разных процессах производства, связанных между собой. По мере развития МКП усиливается общественный характер производства в международном масштабе через развитие самих международных предприятий - фирм, компаний, международных и транснациональных корпораций, т.е. усугубляется интернационализация производства.

Интернационализация производства есть закономерный результат развития МРТ и МКП. При этом интернационализация производства может иметь формальный и реальный характер. Формальная интернационализация представляет собой такое международное обобществление производства, когда экономические связи между странами устанавливаются на основе международного разделения труда или международной кооперации производства, не обусловленных при этом какими-либо параметрами по развитию производственных предприятий. В этом случае страны трудятся друг на друга, но результаты в аналогичных отраслях разные.

В противоположность формальной реальная интернационализация предполагает выравнивание экономических параметров стран - участниц МЭО. В настоящее время реальная интернационализация осуществилась только в региональном масштабе в виде интеграции группы стран. Интеграция представляет более высокий уровень международного обобществления производства, чем формальная интернационализация. Интеграцию может по экономическим показателям превзойти только реальная интернационализация. Но реальной интернационализации в мире пока не существует. Ее производственные предпосылки создаются развитием таких сообществ, как ЕС, ЕАСТ, НАФТА, общие рынки в Латинской Америке, в Африке и других местах. Но это лишь производственные предпосылки. Слияние всех этих сообществ в единую мировую экономику дело весьма отдаленного будущего, так как оно может произойти лишь при формировании единых социально-экономических систем во всех странах мира и при принятии ими соответствующего политического решения.

 

1.5 Причины интернационализации производства

 

Экономический аспект

Основными причинами выхода фирм на международный рынок являются их стремление снизить издержки и желание получить доступ к уникальным ресурсам.

Выход на международный рынок означает увеличение масштабов производства. Это, с одной стороны, уменьшает долю постоянных затрат в себестоимости продукции, а с другой - приводит к более быстрому совершенствованию процесса производства, ускоряет продвижение по «кривой обучения». Как известно, и то, и другое приводит к снижению издержек предприятия. Отметим, что фирма в этом случае имеет ценовое преимущество и на внутреннем рынке страны происхождения.

К снижению издержек приводит и перенос производства в зарубежные страны, если там имеются более дешевые или уникальные производственные ресурсы. В некоторых отраслях по-прежнему большую роль играют такие факторы, как стоимость рабочей силы, наличие сырья или доступность капитала. В наукоемких производствах особое значение придается взаимодействию с научно-техническими центрами, способности к опережающему обновлению технологий, что определяется научными и инженерными традициями той или иной страны, системой общего и специального образования.

Стандартной причиной выхода на зарубежный рынок является стремление приблизиться к потребителю. Многонациональная компания (МНК) обосновывается поближе к рынкам сбыта, чтобы снизить издержки и более гибко реагировать на изменения спроса.

Еще один мотив для интернационализации - использование различий в законодательстве разных стран для получения различных льгот, например, субсидий на НИОКР и, особенно, налоговых послаблений. Как правило, МНК оптимизирует денежные потоки, используя оффшорные зоны и значительный объем внутрифирменной торговли.

Преимущества МНК делают положение национальных производителей уязвимым и толкает последних на интернационализацию своей деятельности.

Выход непосредственных конкурентов на новые зарубежные рынки может дать им дополнительные преимущества на тех рынках, где уже ведется конкурентная борьба (эффект масштаба, специализация и т. п.). Для того, чтобы не допустить такого развития событий, МНК преследуют своих конкурентов на всех доступных им рынках.

Значительное влияние на стратегию МНК оказывает опасность потери рынка, связанная с изменением правил игры иностранным государством: увеличением тарифов, квотированием, применением других рычагов, направленных на создание национального производства. Все это стимулирует активность в области прямых инвестиций или договоров о передаче технологий.

Информация о работе Интернационализация производства