Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 23:38, курсовая работа
Цель работы – исследовать особенности и развитие рыночной инфраструктуры в Республике Беларусь.
Задачи работы:
- рассмотреть сущность и роль рыночной инфраструктуры в экономике страны;
- определить понятие биржи и ее основные элементы и функции;
- провести анализ проблем и особенностей рыночной инфраструктуры в Республике Беларусь;
Объект исследования – рыночная инфраструктура.
Введение 3
1 Рыночная инфраструктура: понятие, элементы, функции 4
2 Биржа как элемент инфраструктуры рынка 10
3 Особенности и проблемы формирования рыночной инфраструктуры в Республике Беларусь 17
Заключение 25
Список использованных источников 27
3. Созданные биржи в основном регистрировались как акционерные общества или общества с ограниченной ответственностью.
Особенно на периферии биржи учреждались как акционерные общества (например, Белорусская биржа нефтепродуктов и полимеров в Витебске), что объяснялось уровнем деловой и экономической культуры, традиции, а также отсутствием жесткой правовой основы, регламентирующей их создание и функционирование. Это предоставляло учредителям биржи большую свободу при подготовке необходимых документов, позволяло заложить такой механизм управления и распределения прибыли, который в наибольшей степени устраивал бы их. Учредителей привлекало и то, что биржи и форме акционерного общества могла быть зарегистрирована в местных органах власти.
4. По форме участия посетителей в торгах биржи могут быть открытыми и закрытыми.
В торгах на закрытых биржах принимают участие ее постоянные члены, выполняющие роль биржевых посредников, поэтому доступ непосредственных покупателей и продавцов в биржевой зал закрыт. Для закрытых бирж характерным признаком является наличие специализированной системы органов сбора и добиржевой обработки заказов, т.е. существование периферийных служб биржи.
Современные товарные биржи за рубежом в основном являются закрытыми, так как организация биржевой торговли требует достаточно высокого профессионализма.
В торгах на открытых биржах, кроме постоянных членов и биржевых посредников, могут принимать участие и посетители. При этом открытые биржи бывают двух типов:
- чисто ("идеально") открытая биржа, на которой контрагентов не обязывают пользоваться услугами посредников. Их даже вообще может и не быть, так как на таких биржах обеспечивается свободный доступ в биржевое кольцо клиентов-продавцов и заказчиков-покупателей (клиент в таком случае олицетворяет предложение, а заказчик - спрос). Таким образом, чисто открытая биржа характеризуется прямыми связями производителей и потребителей;
- открытая биржа смешанного типа, на которой непосредственно с продавцами и покупателями трудятся две группы посредников:
1) брокеры, работающие от имени и за счет клиента;
2) дилеры, осуществляющие операции на бирже от своего имени и за свой счет.
В соответствии с уставами, большинство товарных бирж, когда-либо существовавших в нашей стране, являлись закрытыми, хотя для увеличения биржевого оборота иногда привлекались к торгам и непосредственные клиенты (продавцы или покупатели) путем наделения их статусом разового или постоянного посетителя для заключения сделок в операционном зале.
Степень открытости биржевого собрания непосредственно связана с торговой стратегией биржи, чаще всего открытость биржи используется в рекламных целях или для оживления торгов. К тому же открытость бирж можно объяснить неразвитостью биржевого механизма, позволяющего участвовать в торгах непрофессиональным участникам биржевого рынка. Совершенствование биржевой торговли приводит к более закрытому характеру деятельности, ориентирует на рост профессионализма, формирование деловых связей на основе взаимного доверия между торгующими, для которого необходимо ограничение числа случайных посетителей и постоянная совместная работа на бирже.
Кроме того, закрытый характер биржи соответствует самой ее концепции как организации (ассоциации) торгующих (посредников), создаваемой для обеспечения торговли и удовлетворения их интересов, а не для привлечения и инвертирования капитала. Поэтому для биржи, защищающей интересы торговли, закрытый характер более предпочтителен.
5. По номенклатуре товаров, являющихся объектом биржевого торга, биржи подразделяются на универсальные (общего типа) и специализированные.
На универсальных биржах ведутся торги по широкому кругу разнообразных товаров.
Специализированные биржи имеют потоварную специализацию или специализацию по группам товаров. Среди них выделяют биржи широкого профиля и узкоспециализированные.
При создании товарных бирж прослеживалась тенденция к их специализации, что было особенно характерно для бирж, создаваемых в местах наибольшей концентрации промышленного производства.
Суть специализации сводится к тому, что в акционеры (члены) биржи или ее специализированной секции привлекаются непосредственно производители той или иной товарной группы. Так достигается высока» степень концентрации соответствующего товара на бирже и увеличиваемся биржевой торговый оборот [3, с.13].
При этом специализация бирж зависит от ряда факторов.
а) места возникновения биржи;
б) учредителей и членов биржи, а также взаимосвязей между ними.
Как показывает мировая практика, преимуществами специализированных бирж являются: снижение издержек торговли, ослабление диктата монополизированных производителей, выявление цены, на которую могут ориентироваться продавцы и покупатели (производители и потребители), квалифицированная отработка биржевого стандарта, а затем фьючерсного контракта на продукт специализации биржи.
6. В зависимости от места и роли бирж в мировой торговле, выполняемых функций и ориентации на рынок их принято делить на международные и национальные.
Международные биржи представляют собой особый вид постоянно действующего оптового рынка, охватывающий несколько государств, на котором совершаются сделки купли-продажи на определенные биржевые товары.
Международные биржи обслуживают конкретные мировые товарные и фондовые рынки. В работе таких бирж могут участвовать представители деловых кругов разных стран. Отличительными особенностями международных бирж являются обеспечение свободного перевода прибыли, получаемой по биржевым операциям, а также заключение спекулятивных (арбитражных) сделок, которые дают возможность получения прибыли на разнице котированных цен на биржах разных стран.
Страны, где расположены международные биржи, должны соблюдать соответствующие валютный, торговый и налоговый режимы, обеспечивающие их деятельность. Международные биржи подразделяются на товарные, фондовые и валютные.
3 Особенности и проблемы формирования рыночной инфраструктуры в Республике Беларусь
Реформирование экономики и появление новых субъектов хозяйствования нуждаются в надежном и эффективном механизме регулирования рынка, одну из составных частей которого должна составлять инфраструктура.
Элементный состав рыночной инфраструктуры в Республике Беларусь к настоящему времени сформирован неполно и фрагментарно. Процесс становления идет стихийно, в большинстве случаев не обеспечен необходимой нормативной правовой базой и явно отстает от потребностей времени.
Одним из важных элементов механизма организации оптовой торговли является товарная биржа. Предпосылками возникновения товарных бирж в республике послужили, с одной стороны, разрушение централизованной системы материально-технического снабжения, с другой - увеличение самостоятельности производителей, снижение госзаказа и введение договорных цен.
B организации и принципах работы бирж прослеживаются два подхода.
Первый характеризуется открытостью, ориентацией на все сектора экономики, обеспечением достаточно широкой стоимости брокерского места, привлечением коммерческих структур. Другой подход - создание бирж закрытого типа на основе государственных структур с целью привлечения ресурсов крупных предприятий для решения проблем снабжения.
В современной рыночной экономике большое влияние имеет фондовый рынок. Его становление в Республике Беларусь обусловлено трансформацией государственной собственности, переходом к рыночным методам регулирования экономических процессов.
Следует также отметить, что создание инфраструктуры фондового рынка в основном соответствует международным требованиям и включает системы: государственное регулирование ценных бумаг, депозитарную и расчетно- клиринговую, биржевую торговли, институционных инвесторов (инвестиционные, пенсионные и страховые фонды), а также правовое обеспечение деятельности рынка.
Главными факторами, определяющими развитие фондовых бирж на современном этапе, несомненно, являются: снижение стоимости услуг бирж, устранение границ и барьеров, препятствующих конкуренции, реформы управления биржами, новые технологии и механизмы организации торговли. К реформам управления биржами следует отнести, прежде всего, коммерциализацию фондовых бирж и создание частных торговых систем. Коммерциализация означает превращение бирж из организаций, принадлежащих членам биржи - брокерам и банкам и существующих на принципах некоммерческих организаций, в обычные акционерные общества (выплачивающие дивиденды), акции
которых обращаются на свободном рынке.
Следует также отметить, что современный финансовый рынок характеризуется значительной неустойчивостью в поведении цен, обменных курсов, процентных ставок и индексов, что делает высоким риск финансовых потерь. И для снижения данных ценовых рисков наиболее привлекательным является их страхование (хеджирование) с помощью фьючерсов, опционов и других производных ценных бумаг (деривативов). Однако в Беларуси данные инструменты до сих пор не получили должного развития. В большей мере это связано с неразвитостью рыночных базовых инструментов.
Основными тенденциями функционирования коммерческих банков является увеличение объема краткосрочного кредитования, в том числе межбанковского кредита, и значительный рост процентных ставок, что отражает экономическую нестабильность в республике. Представляется, что развитие коммерческих банков должно идти в направлении расширения номенклатуры услуг, активного привлечения средств населения, внедрения доверительных (трастовых) операций, предоставления валютных кредитов и гарантий, внедрения факторинговых и лизинговых операций.
Важным фактором в подъеме экономики республики является активизация инвестиционной деятельности коммерческих банков, в том числе подготовка инвестиций с привлечением иностранного капитала, совместное финансирование крупных проектов.
Глобализация финансовых рынков, развитие компьютерных и телекоммуникационных технологий обостряют конкурентную борьбу, в результате которой биржи вынуждены осуществлять масштабные инвестиции в новые технологии для того, чтобы повышать конкурентоспособность, предлагая новые услуги, привлекать новые компании-эмитенты, новых членов и широкие круги инвесторов.
Индустрия фондовых бирж или, если рассматривать шире, организаторов торговли на рынке ценных бумаг претерпевает определенные изменения, которые, однако, различаются от региона к региону. Это связано с освоением новых рынков, внедрением новых инструментов, консолидацией и укрупнением организаций инфраструктуры, изменением принципов ведения бизнеса, а порой и организационно-правовой формы.
Что касается рынка ценных бумаг, то после принятия в РБ в 1992 г. Закона «О ценных бумагах и фондовых биржах» процесс формирования законодательной базы, инфраструктуры рынка ценных бумаг проходил неравномерно. Резкий подъем на первых этапах сменился спадом и последующим оживлением уже на новой качественной основе. Данный закон определяет единый порядок выпуска и обращения ценных бумаг, регулирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также принципы организации и деятельности фондовой биржи. Закон устанавливает необходимость требовать к лицам, которые осуществляют профессиональную деятельность по ценным бумагам, создает условия для организации в РБ структур, осуществляющих операции с ценными бумагами.
Рынок ценных бумаг Республики Беларусь представлен следующими основными сегментами:
- корпоративные ценные бумаги (акции и облигации юридических лиц);
- государственные ценные бумаги (ГКО, ДГО);
- краткосрочные облигации Национального банка Республики Беларусь;
- муниципальные ценные бумаги (жилищные облигационные займы);
- векселя юридических лиц [13, с. 21].
Следует отметить и то, что с 1 декабря 2000 г. все сделки купли- продажи ценных бумаг ОАО должны совершаться через Белорусскую валютно-фондовую биржу. Это установлено Постановлением Совета министров РБ от 14 ноября 2000 г. № 1740 «О некоторых вопросах обращения ценных бумаг открытых акционерных обществ».
Для мелких акционеров это усложнит процедуру продажи и покупки акций, и значительные препятствия возникнут для инвесторов, желающих сформировать пакеты акций, скупая акции мелких акционеров – физических лиц. Однако эта мера как раз и вводится для защиты мелких акционеров и менеджеров АО. Они теперь получают информацию о ценах продажи акций, а потенциальные инвесторы получают сведения о ценах, по которым осуществляется покупка.
В 90-е годы в республике появились различные биржи. 14.08.1991 г. была зарегистрирована Белорусская агропромышленная биржа. Биржа создана в целях повышения эффективности агропромышленного комплекса РБ, содействия ускоренному развитию рыночных отношений, проведения земельной реформы, а также осуществления торговли различными ресурсами и продукцией, технологиями, контрактами, услугами, товарами народного потребления.
В марте 1993 г. восемнадцатью банками РБ была утверждена Межбанковская валютная биржа как ЗАО. Основной целью ее создания была организация рыночного механизма котировки национальной денежной единицы. В апреле 1996 г. в соответствии с Указом Президента РБ от 09.04.96 № 139 ЗАО «МВБ» было преобразовано в государственное учреждение «МВБ» и передано в ведение Национального Банка РБ.
Информация о работе Инфраструктура рынка и её роль в экономическом развитии страны