Исследование финансовой деятельности предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 00:43, курсовая работа

Краткое описание

Первым этапом любого научного исследования является постановка проблемы. На нем осуществляется не только поиск проблемы, но и точная, четкая формулировка задачи научного исследования, так как от нее в значительной мере зависит успешный исход работы.

Вложенные файлы: 1 файл

(запаска).doc

— 603.50 Кб (Скачать файл)

Рис.2 - Классификация методов прогнозирования

финансового состояния  предприятия.

 

Перечень прогнозируемых показателей может ощутимо варьировать. Этот набор величин можно принять  в качестве первого критерия для  классификации методов. Итак, по набору прогнозируемых показателей методы прогнозирования можно разделить на:

  • Методы, в которых прогнозируется один или несколько отдельных показателей, представляющих наибольший интерес и значимость для аналитика, например, выручка от продаж, прибыль, себестоимость продукции и т. д.
  • Методы, в которых строятся прогнозные формы отчетности целиком в типовой или укрупненной номенклатуре статей.

 

15. Рузавин, Г. И. Методология научного исследования: учеб. пособие для вузов / Г. И. Рузавин. – М.: ЮНИТИ, 1999. – 316 с.Методы анализа финансовых результатов деятельности предприятия.

Анализ должен представлять собой комплексное исследование действия внешних и внутренних, рыночных и производственных факторов на количество и качество производимой предприятием продукции, финансовые показатели работы предприятия и указывать возможные перспективы развития дальнейшей производственной деятельности предприятия в определенной области хозяйствования.

На рисунке 3  приведена схема комплексного экономического анализа (КЭА), которая необходима для оценки  перспективы развития фирмы, сохранения долгосрочной финансовой состоятельности и предотвращения угрозы банкротства.

Анализом финансового  состояния занимаются не только руководители и соответствующие службы предприятия, но и его учредители, инвесторы – с целью изучения эффективности использования ресурсов; банки – для оценки условий кредитования и определения степени риска; поставщики – для своевременного получения платежей; налоговые инспекции – для выполнения плана поступления средств в бюджет и т. д. В соответствии с этим анализ делится на внутренний и внешний ( см. рисунок 3):

 

Рис.3 - Комплексный экономический анализ деятельности фирмы.

 

Внутренний анализ проводится службами предприятия, его результаты используются для планирования, контроля и прогнозирования финансового состояния предприятия. Его цель – обеспечить планомерное поступление денежных средств и разместить собственные и заемные средства таким образом, чтобы получить максимальную прибыль и исключить банкротство.

Внешний анализ осуществляется инвесторами, поставщиками материальных и финансовых ресурсов, контролирующими  органами на основе публикуемой отчетности. Его цель – установить возможность выгодного вложения средств, чтобы обеспечить максимум прибыли и исключить потери.

 

16. Керимов  В. Э. и Роженецкий О. А.

Еще один подход к анализу  финансовых результатов, основанный на методологии точки безубыточности производства предлагают Керимов В. Э. и Роженецкий О. А. По их мнению одним из мощных инструментов является анализ соотношения «затраты – объем – прибыль» (cost – volume – profit; CVP - анализ).

Ключевыми элементами CVP – анализа выступают:

  • Маржинальный доход;
  • Порог рентабельности;
  • Производственный левередж;
  • Маржинальный запас прочности.

Маржинальный доход  – это разница между выручкой предприятия от реализации и суммой переменных затрат.

Величина маржинального  дохода показывает вклад предприятия  в покрытие постоянных затрат и получение прибыли.

 Существует два  подхода при определении величины  маржинального дохода:

  • выручка за вычетом всех переменных затрат, то есть всех прямых расходов и части накладных расходов (общепроизводственные расходы), зависящих от объема производства;
  • величина маржинального дохода равняется сумме постоянных затрат и прибыли предприятия.

Средняя величина маржинального  дохода – это разница между  ценой и средними переменными затратами, она показывает вклад единицы изделия в покрытие постоянных затрат и получение прибыли.

Норма маржинального  дохода – доля величины маржинального  дохода при выручке от реализации (для отдельного изделия) доля средней величины маржинального дохода в цене товара.

 Порог рентабельности  – это показатель, характеризующий объем реализации предприятия, при котором выручка предприятия равна всем его совокупным затратам.

Для вычисления порога рентабельности используются три метода:

  • графический;
  • метод уравнений;
  • метод маржинального дохода

Метод маржинального дохода:

Точка безубыточности = (постоянные затраты)/(норма маржинального дохода).

Производственный левередж (рычаг) – механизм управления прибылью предприятия, основанный на оптимизации соотношения постоянных и переменных затрат, с его помощью можно прогнозировать изменение прибыли предприятия в зависимости от изменения объема продаж.

Чем ниже удельный вес  постоянных затрат в общей сумме  затрат предприятия, тем в меньшей  степени изменяется величина прибыли  по отношению к темпам изменения выручки предприятия.

 

Производственный левередж определяется с помощью следующей  формулы:

Эпл=МД/П

или

(Зпост+П)/П=1+Зпост/П,

где МД – маржинальный доход, тыс. руб. ;

      П –  прибыль, тыс. руб. ;

      Зпост – постоянные  затраты, тыс. руб. 

Эпл= П/ В,

Эпл – изменение прибыли в зависимости от изменения выручки, %.

Маржинальный запас прочности (МЗП)–  величина, показывающая превышение фактической  выручки от реализации продукции (работ, услуг) над пороговой обеспечивающей безубыточность реализации.

МЗП=(Вф-Впорог)/(Вф)Ч 100%

где Вф – фактическая выручка, тыс. руб. ;

      Впорог – пороговая  выручка, тыс. руб. .

Значение маржинального запаса прочности показывает, если в силу рыночной ситуации выручка сократится менее чем на данную величину маржинального  запаса прочности, то предприятие будет получать прибыль, но если более, то окажется в убытке.

 

 

17. Лекционный материал. Этапы исследования финансового  состояния предприятий

На первом этапе формируются цели и задачи исследований. Главная цель внутренних исследований — определить сегодняшнее местонахождение предприятия, сбалансировав запросы рынка с реальными возможностями самой фирмы. Задачи же исследований деятельности предприятия очень обширны и многоплановы. Оценка финансово-экономического состояния предприятия, анализ показателей производственно-сбытовой деятельности, изучение товарного ассортимента, материально-технического потенциала, исследование организационной и плановой систем предприятия, его информационной инфраструктуры, выяснение экспортных возможностей, конкурентоспособности — это только основные задачи, которые решаются в процессе проведения исследовании деятельности фирмы.

На втором этапе отбираются методы проведения анализа. Среди них основное значение имеют методы технико-экономического, факторного, ситуационного, матричного анализа, широко применяются экономико-математические методы, методы прогнозирования.

На третьем этапе определяют содержание и объемы требуемой информации, источники и методы ее получения, методы обработки. Непосредственный сбор информации для проведения исследований также осуществляется на данном этапе.

Четвертый этап представляет собой собственно исследования по конкретному направлению.

Пятый этап — обобщение результатов исследований, разработка прогноза с учетом влияния внешней среды.

Шестой этап — разработка общих рекомендаций и представление отчета руководству.

Необходимо учитывать, что оценка предприятием собственных  возможностей требует привлечения специалистов практически всех структурных подразделений, причем специалистов высококвалифицированных и желательно высшего ранга. Поручение столь ответственной работы рядовым исполнителям может привести к получению не слишком достоверных результатов из-за огромных трудностей, с которыми столкнется такой исполнитель при сборе и, особенно, оценке информации.

В связи с многообразием  задач, которые приходится решать в  процессе исследования деятельности фирмы, необходимо каждую из них рассматривать отдельно как с методической, так и с организационной точек зрения.

 

18. Крейнина  М.Н. "Финансовое состояние предприятия.  Методы оценки" - М.: ИКЦ "Дис",1997Оценка финансово-экономического состояния предприятия

Практика финансового  анализа уже выработала основные правила чтения (методику анализа) финансовых отчетов. Среди них можно выделить шесть основных методов:

— горизонтальный (временной) анализ;

—вертикальный (структурный) анализ;

— трендовый анализ;

— анализ относительных  показателей (коэффициентов);

— сравнительный (пространственный) анализ;

— факторный анализ.

Финансовый  анализ, основывающийся на данных только бухгалтерской отчетности, приобретает характер внешнего анализа, то есть анализа, проводимого за пределами предприятия его заинтересованными контрагентами, собственниками или государственными органами.

Основными факторами, определяющими финансовое состояние, являются: во- первых, выполнение финансового плана и пополнение по мере возникновения потребности собственного оборотного капитала за счет прибыли и, во-вторых, скорость оборачиваемости оборотных средств (активов).

Анализ  приходно-расходных статей образует первый этап анализа выполнения финансового плана. На этом этапе изучается взаимосвязь финансовых и производственных показателей работы предприятия.

 

19. http://www.aspirinby.org/index.php?go=Poleznyak&page=7

Понятие наука - это достаточно емкий и сложный по спектру  показателей и характеристик термин. В «Большой советской энциклопедии» указано, что «наука - это сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности, одна из форм общественного сознания». По другим определениям наука – это «система знаний о закономерностях и законах превращения одних форм материи в другие», «постоянный процесс порождения нового знания на базе уже имеющегося, … и система развивающегося знания, и творческая деятельность, обеспечивающая это развитие», «инструмент, с помощью которого человек реализует возможность познания и наиболее целесообразного освоения и преобразования окружающего мира».

 

Научная деятельность –  «творческая деятельность, направленная на получение новых знаний о человеке, природе, обществе, искусственно созданных объектах и на использование научных знаний для разработки новых способов их применения».

Научное исследование –  «один из видов познавательной деятельности, представляющий собой процесс выработки новых научных знаний» . Это целенаправленное познание, комплекс логических построений и экспериментальных операций, выполненных в отношении объекта исследования для определения свойств объекта и закономерностей его поведения.

20. Крейнина  М.Н. "Финансовое состояние предприятия.  Методы оценки" - М.: ИКЦ "Дис",1997. Курсовая по АХД 41-БУХ (ВЗО)

Принципы анализа  ФХД

1. Государственный подход.

 При оценке экономических явлений и процессов необходимо учитывать их соответствие государственной экономической, социальной, международной политике и законодательству.

2. Научный характер.

 Анализ должен базироваться  на положениях диалектической  теории познания, учитывать требования экономических законов развития производства.

3. Комплексность.

 Анализ требует  всестороннего изучения причинных  зависимостей в экономике предприятия.

4. Системный подход.

 Анализ должен базироваться  на понимании объекта исследования как сложной динамической системы со структурой элементов.

5. Объективность и  точность.

 Информация, использующаяся  для анализа должна быть достоверна  и объективно отражать действительность, а аналитические выводы должны быть обоснованы точными расчетами.

6. Действенность.

 Анализ должен быть  действенным, т. е. активно воздействовать  на ход производства и его результаты.

7. Плановость.

 Для эффективности  аналитических мероприятий анализ  должен проводиться систематически.

8. Оперативность.

 Эффективность анализа сильно возрастает если он проводится оперативно и аналитическая информация быстро воздействует на управленческие решения менеджеров.

9. Демократизм.

 Предполагает участие  в анализе широкого круга работников  и, следовательно, более полное выявление внутрихозяйственных резервов.

10. Эффективность.

 Анализ должен быть  эффективным, т. е. затраты на  его проведение должны давать многократный эффект.

Информация о работе Исследование финансовой деятельности предприятий