История потребительской кооперации России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 21:08, контрольная работа

Краткое описание

Под производственным кооперативом понимается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Кодекс допускает участие в деятельности кооператива не только физических, но и юридических лиц при условии, что подобное участие предусмотрено законом и учредительными документами производственного кооператива.

Вложенные файлы: 1 файл

История потребительской кооперации.docx

— 47.22 Кб (Скачать файл)

Тем временем, управляющие  потребительских обществ, пользуясь  отсутствием открытости, смогли получить лично для себя большинство акций  своих обществ и стали преобразовывать  их в акционерные компании. Основой  этому послужила многолетняя  закрытость информации для пайщиков.

Кооперативное движение Германии раскололось: реорганизованные кооперативы  образовали свой союз, который стал второй по величине торговой группой  в Германии.

В связи с преобразованием  кооперативов в фактически акционерные  общества к 90-м годам в Германии осталось лишь 37 обычных потребительских  обществ, объединяющих 650 тыс. человек.

Парадоксально, но объединения  кооператоров, которые не перешли  в руки предпринимателей и остались верны кооперативным принципам, стали сильнее. Например, кооператив "Дортмунд" сегодня имеет 480 тыс. членов (каждая вторая семья) и контролирует свыше 14% торговли в своем регионе.

Финляндия. В Финляндии существует два национальных объединения кооперативов: социал-демократическое (Е-движение) и нейтральное (CОK).

Оба движение начали развивать  сеть супермаркетов, но позднее, чем  их конкуренты. CОK расширилось и стало одним из самых крупных собственников гостиниц и универмагов.

Е-движение стало крупнейшим оптовым продавцом.

Как и в других странах, созданию единого национального  центра препятствовали амбиции руководителей  отдельных кооперативов, но в Финляндии  дополнительным препятствием явилось  политизация одного из объединений  и наличие антагонистичного друг другу шведскоговорящего и финоязычного населения.

И все-таки экономические  причины вынудили к слиянию ОТК (основного оптового продавца Е-движения) и CОK, которые создали единый союз ЕКА, ставший крупнейшим кооперативным объединением Финляндии.

Следует отметить разумность этого процесса: через раздробление, которое сочетает преимущества унифицированной  цепи с децентрализацией принятия решений, появилось окончательное признание  самим движение того, что коммерческая жизнеспособность преобладает над  общественным менталитетом.

Группа СОК нашла  свою нишу для бизнеса - маленькие  магазины в сельской местности, в  то время как ее конкуренты развивали  большие супермаркеты в городах.

Результаты не замедлили  сказаться: в 1997 г. доля кооперативного товарооборота увеличилась до 35%.

Франция. Исторически сложилось так, что во Франции преобладало региональное кооперативное движение со сравнительно слабыми организациями национального уровня.

Сила национального  кооперативного движения заключалась  в промышленном Севере, в то время  как на юге кооперативная деятельность находилась в упадке.

Существовало два основных направления развития розничной  торговли: маленькие магазины, ориентированные  на обслуживание пайщиков и супермаркеты, обслуживающие все население.

Основная проблема французской  потребительской кооперации - слабое управление. Так же как и британские кооператоры, французы не доверяли людям  с высшим образованием, и руководство  кооперативов выбиралось в основном из служащих низшего и среднего класса с хорошими знаниями в торговле, но плохими в бизнесе.

Это привело к проигрышу  в конкуренции с другими торговыми  предприятиями. Например, в 60-х годах  у кооператоров было лишь 23 магазина, а у конкурентов - свыше 1600, у кооператоров - 1 супермаркет, а у конкурентов - 76.

Более того, руководство  кооперативов стало элитой, причем элитой, не знающей бизнеса, но игнорирующей мнение своих пайщиков. Как результат: к 1983 г. кооператоры имели лишь 3% рынка, а поддерживало кооперативное  движение всего 40 тыс. служащих. Формальное членство в кооперативах соблюдало 1,5 млн. семей-членов, но они не верили кооперативной элите и экономически игнорировали кооперативы.

Потеря социальной базы, ориентация на оптовых поставщиков  и неумение организовывать свое дело привели к тому, что в 1985 г., после  отказа оптовых поставщиков в  снабжении обанкротившихся кооперативов, свыше 40% кооперативов, включая центральные  органы, прекратили свое существование.

Но те кооперативы, которые  сохранили изначальные кооперативные  принципы и действовали не для  своих работников, а для пайщиков, продолжают существовать и действуют  успешно (например, кооператив "Эльзас").

Швеция. Кооперативное движение Швеции имеет сильные центральные органы и отличается хорошей координацией действий входящих в них кооперативов.

Его становление происходило  в конкурентной борьбе с торговой группой ICA, которая владела основной долей рынка и поэтому шведское кооперативное движение стало самым  динамичным и инновационным из всех западно-европейских кооперативных движений.

Будучи непохожим, на старые движения, шведские кооператоры использовали самые современные технологии и  методы бизнеса:

· ввели систему самообслуживания

· разнообразие в не продуктовых  кооперативах

· систему супермаркетов

Широкое применение технологии сильно-замороженных продуктов позволило  стать потребительским объединениям ведущими экспортерами продуктов.

Вовремя проведя структурную  реорганизацию, шведские кооператоры  к началу 80-х годов сократили  число обществ почти в 3 раза, число  магазинов в 2,7 раза, но при этом увеличили  число членов до 1,6 млн. человек, а  долю своего рынка до 18%.

Как и в других европейских  кооперациях и по тем же причинам, в середине 80-х годов в потребительской  кооперации Швеции произошел спад: управленческая элита захватила  власть в кооперативах, что привело  к потере интереса пайщиков.

Были предприняты следующие  меры:

o качественно повышен  уровень управления, основой которого  явилась его демократизация;

o повышена заинтересованность  пайщиков в развитии потребительской  кооперации путем субсидирования  экономически слабых кооперативов;

o произведена концентрация  усилий в сфере розничной торговли  с образованием новых торговых  групп.

Приведем некоторые  выдержки из принципов шведских кооперативов:

· демократический характер управления, основанный на равноправии членов и принципах демократического построения организационной структуры кооперативовснизу вверх;

· недопустимость обогащения одного члена кооператива за счет другого, справедливое распределение прибыли между членами пропорционально их экономическому участию при обязательном отчислении в фонды согласно уставу;

· строго ограниченный процент начислений на паевой капитал в случае распределения прибылей по паенакоплениям.

В результате этих действий к середине 90-х годов число  членов потребительских кооперативов возросло до 2,2 млн. человек объединенных в 102 общества, имеющих 105 магазинов  и около 500 заправочных станций.

Намечается устойчивая тенденция к росту товарооборота, потребительская кооперация входит в десятку лучших торговых компаний Швеции.

Норвегия. Стратегия развития норвежской потребительской кооперации заключается в использовании природных преимуществ кооперативов. Основной упор делается на привлечение новых членов путем гарантированной выплаты бонуса.

Более чем 400 потребительских  обществ объединились в национальный союз с 600 тыс. пайщиков. По структуре  центральный Союз норвежской потребительской  кооперации ближе к союзу акционерных  обществ: создана единая закупочная группа, потребкооперация обеспечивает стандартной продукцией свои магазины. Это позволяет ему не только устойчиво  существовать и увеличивать свой товарооборот, но и оказывать финансовую, консультационную и иную поддержку  независимым кооперативам в том  случае, если они выполняют принятые Союзом принципы.

Италия. После Второй Мировой войны в Италии были восстановлены два довоенных федеральных кооперативных союза: католиков и социалистов. Впоследствии появились кооперативы коммунистов и христиан-демократов.

В отличие от других стран, расцвет потребительской кооперации Италии пришелся на середину 80-х годов, то есть на период упадка коопераций других европейских стран. Это вызвано  сравнительно небольшим участием кооперативов в экономике страны послевоенного  периода, а так же религиозной  и политической раздробленностью кооперативного движения.

Серия финансовых скандалов  уравняла престиж кооперативов и  послужила стимулом к развитию кооперативного движения. Как результат - к середине 80-х годов в Италии насчитывалось  свыше 500 потребительских кооперативов, объединяющих 1,8 млн. членов.

Парадоксально, но именно медленное развитие кооперативного движения в Италии в послевоенный период сослужило свою службу: тесные связи с кооперациями других стран  позволили учесть их опыт и избежать издержек роста.

Сегодня в Италии около  половины супермаркетов принадлежат  кооперации.

Особенность развития кооперативного движения - кооперативные центры:

· Национальная лига кооперативов и касс взаимопомощи - коммунисты и  социалисты (красные);

· Конфедерация итальянских  кооперативов - католики (белые);

· Всеобщая ассоциация итальянских  кооперативов - республиканцы и социал-демократы (зеленые).

С расширением социальной базы кооперации грани между ними стерлись (или стираются).

Для того чтобы кооперативы  не превращались в акционерные общества, законодательством республики предусмотрено:

1. размер прибыли, получаемый  пайщиком, не превышает 5% суммы  пая;

2. в резервный капитал  перечисляется не менее 20% прибыли;

3. фонды кооператива  не могут быть использованы  до момента его роспуска;

4. в случае роспуска, фонды кооператива после завершения  необходимых выплат, направляются  на общественные нужды. В случае  распределения ликвидационных остатков  между членами кооператива, кооператив  лишается налоговых льгот.

Принципы деятельности итальянского кооператива:

  • ограничен размер совокупного пая (2 млн. лир);

  • размер минимального уставного фонда не фиксируется (принцип открытых дверей);

  • один человек - один голос вне зависимости от величины пая;

  • регулируемый социальный состав. Членом потребительского кооператива не могут быть посредники, а также лица, занимающиеся сбытом аналогичной для кооператива продукции. Это не позволяет использовать кооператив как инструмент личного обогащения.

Финансовая  ответственность членов:

· ограниченная;

· неограниченная.

Налоговые льготы:

· отсутствие двойного налогообложения;

· в течение первых 10 лет кооперативы освобождаются  от налога на корпорации, в последствие  льготное налогообложение;

· предусмотрен не облагаемый налогом минимальный доход пайщика (3 млн. лир).

Швейцария. Швейцарское кооперативное движение представляет собой пример «неклассического» развития потребительской кооперации.

Законодательно воспрепятствовав открытию новых филиалов, движение расширялось путем открытия новых  магазинов и системы самообслуживания.

К началу 60-х годов насчитывалось 468 основных обществ, объединяющих свыше 4 млн. членов и владеющих более 2 тыс. магазинов.

В 70-х годах швейцарские  кооператоры (как и кооператоры  большинства европейских стран) отказались от получения дивидендов и перешли на политику низких цен. Был взят курс на укрупнение потребительских обществ и к 1983 г. их число сократилось до 41.

Как же было достигнуто единство кооперативного движения?

Основные факторы: аполитичность кооперации.

Юридически независимые  кооперативы неформально зависели от центрального союза швейцарских  кооперативов «Швейцарский кооператив»  и уже формально исключались  из кооперативного движения в случае невыполнения ими общепринятых кооперативных  принципов.

Концентрация и укрупнение выражается в слиянии различных  видов и отраслей кооперативов с  перспективой создания единых целевых  организаций. Вертикальная и горизонтальная интеграции сопровождаются сокращением  абсолютного числа кооперативных  организаций с целью концентрация экономических возможностей.

В результате укрупнения оборот швейцарских кооперативов в  расчете на 1 магазин возрос на 45%.

Наиболее полное представление  о кооперации Швейцарии можно  частично получить, рассмотрев единственный фактор - конкуренция.

Основатель швейцарской  потребительской кооперации Г. Датвейлер начал свою деятельность с сети передвижных магазинов. Используя агрессивную политику и рекламу, он выстроил большую розничную сеть и начал производство собственной продукции: фруктовых напитков, йогуртов, кексов и т.п., причем использовал свою торговую марку. Уйдя в политику, он передал руководство возглавляемой им компании "Миграс" своему сыну.

М. Датвейлер, сам, являясь крупным капиталистом, фанатически верил в принципы рочдельских пионеров и преобразовал компанию в потребительский кооператив, и если говорить более точно, в 12 региональных кооперативов.

Не связанный традициями старого кооперативного движения, имея мощный капитал (13,5 млн. франков) и используя  предпринимательские методы, кооператив стал быстро развиваться.

К 70-м годам кооператив имел свой банк, 20 заводов (в том числе  свой нефтеперерабатывающий завод  и сеть заправочных станций), число  служащих увеличилось до 29 тыс. человек.

Информация о работе История потребительской кооперации России