Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2015 в 17:20, курсовая работа
Цель высоко квалификационной работы – раскрыть основные аспекты анализа показателей качества продукции на уровне предприятия и исследовать пути повышения качественных показателей на ОАО «Нижнекамскшина».
Данная цель требует решения следующих задач:
- обосновать понятие качества продукции и его место в системе управления качеством на предприятия в современных условиях;
- дать характеристику показателям качества продукции на предприятиях;
Вместе с тем, несмотря на наличие многочисленных кадров специалистов по стандартизации в стране, масштабы сертификации у нас пока невелики. Объясняется это двумя главными причинами:
- дефицитностью рынка, исключающей
конкуренцию между
- стремлением предприятий
любой ценой получить валюту,
вследствие чего они стремятся
расширить свой экспорт за
счет низкокачественных
Сертификация бывает обязательной и добровольной.
Обязательная сертификация в России, как и в зарубежных странах, распространяется, прежде всего, на потребительские товары и подтверждает их безопасность и экологичность.
Сертифицированная система качества характеризует способность предприятия стабильно выпускать продукцию надлежащего качества и вполне может рассматриваться как один из весомых факторов конкурентоспособности предприятия, как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Для отечественных предприятий, планирующих в будущем экспортировать свою продукцию, сертификация систем качества – важнейшее условие, определяющее возможность заключения контракта и реализации товара цивилизованным путем и по достойным ценам.
Таким образом, стандартизация и сертификация еще недостаточно выполняют свою роль катализатора качества в России. Только каждодневная работа всего предприятия в соответствии с принципами, заложенными в стандарты, обучение персонала и постоянное совершенствование деятельности смогут стать залогом будущего успеха. Важно четко разделять понятия – управление качеством и сертификация системы качества. Управление качеством – одна из функций управления предприятием, которая позволяет реально обеспечивать высокий уровень качества продукции и услуг за счет разумного управления производством и обслуживанием. Сертификация системы качества сама по себе не может обеспечить повышение качества. Она всего лишь показывает другим субъектам рынка, что система качества предприятия организована в соответствии с определенными требованиями и эффективно функционирует, обеспечивая стабильное и высокое качество продукции предприятия. Для того чтобы продукция предприятия имела успех нужно уметь управлять качеством. Для этого и нужна сертификация, чтобы помочь сохранить конкурентоспособность на рынке.
2. Анализ показателей
качества продукции ОАО «
2.1 Характеристика деятельности ОАО «Нижнекамскшина»
ОАО «Нижнекамскшина», как самостоятельная юридическая единица, существует с 1971 года. Производственные мощности предприятия размещаются в районе Нижнекамского промышленного узла в 7,5 км от города Нижнекамска – крупной административной единицы Республики Татарстан Российской Федерации [13; c.5].
Основным направлением производственной деятельности ОАО «Нижнекамскшина» является производство шин для различного вида транспорта и сельскохозяйственной техники.
Производственная база создавалась с ориентацией на производство шин для гигантов отечественной автомобильной промышленности «КамАЗа» и «ВАЗа», а также для удовлетворения потребности в шинах легкового, грузового и сельскохозяйственного ассортимента Приволжского и других близлежащих регионов России.
ОАО «Нижнекамскшина» - самостоятельное юридическое лицо, органами управления которого являются:
- Общее собрание акционеров – высший орган;
- Совет директоров –
обеспечивает общее
- Исполнительный орган – управляющая организация ООО «Татнефть-Нефтехим» (по договору передачи полномочий единоличного исполнительного органа);
- Исполнительный директор
– Генеральный директор
Основным акционером ОАО «Нижнекамскшина» является ООО «Татнефть-Нефтехим» (59,44 % акций).
В процессе управления производством ОАО «Нижнекамскшина» взаимодействует с ОАО «Татнефть», ООО «Татнефть-Нефтехим», ТД «КАМА», ООО «Татнефть-Нефтехимснаб»:
- ОАО «Татнефть» - инвестирует программы ОАО «Нижнекамскшина» по модернизации производства и освоению новых технологий;
- ООО «Татнефть-Нефтехим» - является единоличным исполнительным органом ОАО «Нижнекамскшина»;
- ОАО «Нижнекамскшина» совместно ТД «КАМА» - определяет программу производства шин по ассортименту, объемам и потребителям;
- ООО «Татнефть-Нефтехимснаб» - осуществляет закупки сырья и материалов, используемых в производстве шин, а также оборудования, оснастки, запчастей и СИ, потребность в которых определяется ОАО «Нижнекамскшина»;
- ТД «КАМА» - осуществляет продажу шин.
В состав ОАО «Нижнекамскшина» входят: завод массовых шин, завод грузовых шин и производство легковых радиальных шин (ПЛРШ).
Номенклатура продукции, выпускаемой заводом массовых шин:
- шины пневматические для легковых автомобилей и прицепов к ним;
- шины пневматические
для легких грузовых
- шины пневматические для грузовых автомобилей и прицепов к ним, автобусов и троллейбусов;
- шины пневматические для тракторов и прицепов к ним, и сельхоз машин;
- шины пневматические
для машин напольного
Номенклатура продукции, выпускаемой ПЛРШ:
- шины пневматические для легковых автомобилей.
Номенклатура продукции, выпускаемой заводом грузовых шин:
- шины пневматические для грузовых автомобилей и прицепов к ним, автобусов и троллейбусов;
- шины с регулируемым давлением;
- шины пневматические для тракторов и прицепов к ним, и сельхоз машин.
В настоящее время в ассортимент продукции, выпускаемой ОАО «Нижнекамскшина» содержит 152 различных шин, экспортируемых в 35 стран дальнего и ближнего зарубежья.
Системный подход к обеспечению качества – основа практики предприятия. ОАО «Нижнекамскшина» ставит своей целью повышение удовлетворенности потребителей посредством эффективного применения системы менеджмента качества, включая процессы постоянного улучшения системы менеджмента качества и обеспечения соответствия требованиям потребителей и обязательным требованиям. Действующая системы менеджмента качества впервые сертифицирована в 2000г на соответствие МС ИСО 9001:94 (Сертификат ТЮФ – СЕРТ № 15 100 11003 от 9.02.01). В 2003г СМК сертифицирована по новым требованиям МС ИСО 9001:2001 – Сертификат ТЮФ –СЕРТ № 15 100 11003 от 14.05.03.
Признание ОАО «Нижнекамскшина» отечественными и зарубежными потребителями подтверждается российскими и международными наградами за качество продукции:
1999г – «Благодарственное
письмо лучшему поставщику ОАО
«АвтоВАЗ»; Диплом «За продвижение
на рынок России и Татарстана
продукции для автомобильной
промышленности» (Казань, Автосалон); Диплом
участника четвертого
2000 – Золотая медаль
Международного проекта «
2001 – две золотые и
одна бронзовая медаль на
2002 – серебряная медаль на выставке «Шины, РТИ и каучуки» (Москва);
2003 – две золотых, одна серебряная и одна бронзовая медаль на выставке «Шины, РТИ и каучуки» (Москва);
2001, 2002 и 2003 гг. – категория
«Отличный поставщик» ОАО «
2003 – две шины удостоены
диплома «Российское качество»,
подтверждающего соответствие
2004 – одна золотая, две
серебряные и одна бронзовая
медаль на выставке «Шины, РТИ
и каучуки» (Москва) в рамках конкурса
«Лучшая автомобильная шина на
дорогах России». Дипломы первой
степени на две шины на
2005 – две золотые, одна
серебряная медаль в конкурсе
«Лучшая шина на дорогах
На сегодняшний день ОАО «Нижнекамскшина» является самым крупным предприятием по производству шин современных типоразмеров и конструкций, как в России, так и в странах СНГ, обладает современной технологической и доступной сырьевой базой, имеет квалифицированный штат специалистов.
Таким образом, ОАО «Нижнекамскшина» входит в состав вертикально-интегрированного нефтехимического комплекса. Создание холдинговой структуры потребовало произвести перестройку в системе управления входящих в нее предприятий, оптимизацию финансовых потоков, создать центры формирования прибыли. Также, ОАО «Нижнекамскшина» ставит своей целью повышение удовлетворенности потребителей посредством эффективного применения системы менеджмента качества, включая процессы постоянного улучшения системы менеджмента качества и обеспечения соответствия требованиям потребителей и обязательным требованиям.
2.2 Политика в области качества ОАО «Нижнекамскшина»
Управление качеством продукции проводится в рамках политики качества ОАО «Нижнекамскшина». Согласно данной политике целью деятельности «Нижнекамскшина» является выпуск конкурентоспособной продукции гарантийного и стабильного качества на должном техническом уровне. Высшая цель – выполнение желания заказчиков [14; c.12]. Для достижения поставленной цели поддержания имиджа надежного поставщика система качества нашего предприятия должна быть подтверждена сертификатом соответствия международному стандарту ИСО-2001.
Сертификация необходима, для:
- непрерывного улучшения качества разработок;
- замены или улучшения средств производства (оборудования);
- убеждения всех сотрудников, что только высокий уровень качества обеспечивает рабочие места и дальнейшее развитие предприятия.
Качество – это, прежде всего:
- вовлечение всех сотрудников,
включая поставщиков сырья, материалов,
комплектующих изделий в
- интенсивное обучение
и повышение квалификации
- четкое разделение
- осуществление дальнейшего
развития качества для
- обеспечить доведение
«Политики в области качества»
до каждого акционера ОАО «
Рассмотрим некоторые стандарты ОАО «Нижнекамскшина».
СТП 11.27-2000 – «Идентификация продукции и прослеживаемость».
Идентификация – предполагающая маркировку и этикетирование сырья, материалов, полуфабрикатов, готовой продукции, обеспечивающих прослеживаемость их использования и местонахождения с целью выявления возможных причин брака изготавливаемой продукции или дефектов технологических процессов.
Прослеживаемость – способность проследить предысторию использования или местонахождения продукции с помощью индефикации, которая регистрируется в СТП 11.47-99 – «Статус контроля и испытаний».
СТП 11.47-1999 – «Статус контроля и испытаний».
Идентификация статуса – это использование подходящих средств для указания статуса продукции.
Для идентификации статуса используется маркировка на продукт или сопроводительной документации, установка информационных указателей ( табличек, флажков), размещение продукции в специально отведенных местах.
Статус показывает, что продукция:
- не подвергалась контролю;
- находится под контролем;