Коллективные экспертные оценки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 22:37, контрольная работа

Краткое описание

Метод прогнозирования, суть которого заключается в том, что группа экспертов многократно собирается для обсуждения одного и того же вопроса. Как и в методе лицом к лицу, организатор экспертизы не руководит обсуждением, а лишь обеспечивает активную работу каждого эксперта. Метод комиссий выгодно отличается от метода лицом к лицу тем, что эксперты используют больший объем исходной информации.

Содержание

Коллективные экспертные оценки………………………………………………3
Организация планирования на предприятии…………………………………..13
Библиографический список……………………………………………………..20

Вложенные файлы: 1 файл

прогнозирование и планирование ГОТОВО!!!!!.docx

— 43.28 Кб (Скачать файл)

ФГОУ  ВПО Вятская государственная  сельскохозяйственная академия

Экономический факультет

 

 

Личное дело (номер зачетки) _________             Оценка ____________

 

Регистрационный № в деканате ____________

Дата поступления в деканат  «____» __________20___г.

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

По (предмет) ___________________________________________________

 

На тему ________________________________________________________

_______________________________________________________________

 

 

 

Фамилия И.О.(студента)__________________________________

Специальность __________________________________________

Курс ____________________________

Группа __________________________

Форма обучения __________________

Год поступления _________________

 

 

 

 

 

 

Ф.И.О преподавателя____________________________________________

 

 

Регистрационный № на кафедре ___________________________

Дата поступления на кафедру  «____» _______________________20____г.

Содержание.

 

  1. Коллективные экспертные оценки………………………………………………3
  2. Организация планирования на предприятии…………………………………..13
  3. Библиографический список……………………………………………………..20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Коллективные экспертные оценки.

 

Методы коллективных экспертных оценок  предполагают работу специалистов группой  и получение суммарной и средней  оценки прогноза, которые правомерно назвать комплексными оценками.

Методы коллективных экспертных оценок состоят из ряда этапов:

    1. Формируется цель эксперимента и задаются события, которые будут подвергнуты экспертизе.
    2. Формируется группа экспертов, к которой предъявляются следующие требования: оценки экспертов должны быть стабильными на определённом промежутке времени; наличие дополнительной информации о прогнозируемых признаках должно улучшить их оценку; эксперты должны быть признанными специалистами в данной области знаний; эксперты должны обладать некоторым опытом успешных прогнозов в данной области знаний.

Формирование группы экспертов  начинается с определения её численности. Находится число потенциально возможных  экспертов, удовлетворяющих вышеперечисленным  требованиям. Затем определяется состав группы экспертов.

    1. Формируются правила проведения опросов экспертов.
    2. Ведётся обработка материалов коллективной экспертной оценки. Окончательная оценка может быть определена либо как среднее суждение, либо как среднее арифметическое значение оценок всех экспертов, либо как среднее взвешенное значение оценки.

Самым сложным вопросом при прогнозировании  с использованием метода коллективных экспертных оценок является формирование работоспособной сети экспертов.

 

 

 

Различают следующие методы коллективных экспертных оценок:

 

  • Метод комиссий (круглых столов).

Метод прогнозирования, суть которого заключается в том, что группа экспертов многократно собирается для обсуждения одного и того же вопроса. Как и в методе лицом к лицу, организатор экспертизы не руководит обсуждением, а лишь обеспечивает активную работу каждого эксперта. Метод комиссий выгодно отличается от метода лицом к лицу тем, что эксперты используют больший объем исходной информации. Метод комиссий предусматривает проведение экспертизы в форме свободного обмена мнениями для получения общего суждения экспертов. Очная форма общения экспертов значительно сокращает время экспертизы, облегчает получение единого согласованного мнения. При использовании метода комиссий предварительно разрабатывается программа обсуждения. Группа экспертов подбирается «волевым путем» — способом назначения. Обычно это 10—12 человек. Для получения качественного прогноза в методах и методе лицом к лицу предусмотрен свободный и очный обмен мнениями между экспертами, то есть открытое общение. Средствами обеспечения открытости могут служить, в частности, личные высказывания экспертов и, по возможности, отказ от обезличенных суждений типа «обычно считается, что» или «говорят, что». Конечно, открытость предполагает не только готовность заявить собственную позицию, но и желание и умение воспринять позицию других экспертов. В рамках обсуждения проблемы экспертам необходимо следовать принципу психологической безопасности: позиция эксперта и те суждения, которые он высказывает, не должны оскорблять достоинство других экспертов или превращать обсуждение проблемы в способ утверждения собственного превосходства; важно взаимное стремление и готовность экспертов к рассмотрению и решению обсуждаемой проблемы. Задача соотнесения, координирования собственной точки зрения с другими мнениями не всегда решается просто. Поэтому экспертов необходимо обучать межличностному общению, а организаторам процедуры желательно учитывать рекомендации психологов — специалистов по общению.

 

  • Метод мозговой атаки (мозгового штурма).

Мозговая атака - процедура группового креативного мышления, точнее - это средство получения от группы лиц максимального количества идей за короткий промежуток времени. Считается нормой, если в течение 1,5 часов (два академических часа) группа продуцирует до сотни идей. Руководителем креативной группы при создании бизнеса должен быть сам предприниматель. Участники группы - это люди, с которыми он собирается начать новый бизнес. Известно немало разновидностей схем "мозговой атаки". Ниже предлагается схема, составленная с учетом особенностей поведения наших руководителей производством по рекомендации Справочника для британских менеджеров. Данная схема включает ряд фаз:

Подготовка. Выбор проблемы и проработка ее путем индивидуальных реактивных приемов

 

Например:

 

а) проблема - "как преуспеть на современном рынке?";

 

б) выбор главного пути решения  выдвинутой проблемы;

 

в) тестирование всех появляющихся в  поле сознания путей. Такая подготовительная работа дает возможность предпринимателю  оценить суть проблемы и сделать  выводы о главных направлениях групповой  работы.

Формирование креативной группы

 

Наибольший успех "мозговой атаки" будет обеспечен при соблюдении следующих условий:

 

  • группа должна состоять примерно из 10 человек; социальный статус участников должен быть примерно равным;
  • в группе должно быть всего лишь несколько человек, сведущих в рассматриваемой проблеме, чтобы предоставить полный простор воображению участников. Лица, обладающие специальными знаниями, слишком искусные в том или ином деле, - нежелательны. Их стремление осмысливать высказываемые идеи в соответствии с имеющимся опытом может сковывать воображение других участников;
  • обсуждение проблемы должно проходить в комфортной и непринужденной обстановке. Участники должны быть в состоянии "релаксации". Кресла должны быть расположены по кругу. Стол не обязателен. Необходимо иметь две-три классные доски;
  • руководитель должен быть ведущим. Ему следует воздерживаться от давления на участников; в группе назначаются секретари-наблюдатели, которые фиксируют высказывания и поведение ораторов.

 

Процедура "мозговой атаки".

 

Здесь выделяются следующие этапы:

 

Вступление. Длится до 15 минут. Ведущий  говорит о сущности метода, разъясняет правила действий участников. Объявляет  проблему, например: "Как преуспеть  на современном рынке?" Проблемы записываются на доске. Ведущий объясняет  причину выдвижения избранной темы, затем просит участников предложить свои варианты формулировок, которые  также записываются на доске.

 

Генерация идей. Участники дискуссии  в свободной форме высказывают  свои идеи, которые фиксируются на доске. Для этого привлекаются назначенные секретари или ассистенты. Как только происходит задержка с выдвижением новых идей, ведущий просит участников поразмыслить над проблемой, посмотреть на доску. После паузы обычно появляются новые идеи. Если этого не происходит, то ведущий выдаст бланки с вопросами, ответы на которые порождают новые идеи.

 

Вопросы: "Каким образом сокращаются  издержки производства?", "Где  кроются пружины конкурентоспособности?", "Какова политика руководства по вопросу заработной платы?" и т.д.

 

Заключение.

 

Здесь может быть 2 варианта:

 

Классический вариант. Ведущий  благодарит участников за проделанную  работу и сообщает, что высказанные  идеи будут доведены до сведения специалистов, способных оценить их с точки  зрения применения на практике. Если у  участников брейнсторминга возникнут новые идеи, то они могут передать их в письменном виде руководителю дискуссии. Как видно, это не лучшая процедура завершения "мозговой атаки". В связи с этим практикуются и другие варианты заключительной части занятий.

 

Облегченный вариант. Оценка идей осуществляется самими участниками брейнсторминга. Здесь используются различные приемы:

 

    Участники дискуссии  разрабатывают критерии оценки  идей. Эти критерии выписываются  на доске, располагаясь по степени  важности.

    Выдвинутые идеи группируются  по соответствующим основаниям, которые различаются содержанием  идей.

    Определяется наиболее  перспективная группа идей. Каждая  идея в этой группе оценивается  в соответствии с критериями  оценки.

    Тестирование идей методом  "от противного": "Каким образом  данная идея, если ее реализовать,  провалится?"

    Определяются наиболее "дикие" идеи, которые пытаются  переделать в реализуемые.

    Каждый участник как  бы вновь проделывает "мозговую  атаку" для себя лично, создавая  на основе уже зафиксированных  идей, нечто новое.

    Группа выбирает наиболее  ценные идеи, располагает их по  степени важности и предлагает  для внедрения в практику.

    Распространение ценных  идей о том, как преуспеть  на рынке по сферам производства:

 

      • планирование и прогнозирование;
      • маркетинг;
      • оперативное управление производством;
      • управление персоналом.

 

При оценке идей полезно помнить  следующие законы, выявленные в результате статистической обработки практической деятельности менеджеров.

 

      • Метод деструктивной отнесённой оценки (ДОО).

Отечественным исследователем А. Александровым  предложен метод аналога с  деструктивной отнесенной оценкой. Сущность его состоит в активизации  творческого потенциала изобретателя при коллективном генерировании  идей с последующим формированием  контр-идей. При этом предусматривается поэтапное последовательное выполнение ряда процедур:

 

- первый  этап - формирование группы участников  диалога, оптимальной по численности  и составу;

- второй  этап - создание группы анализа  проблемной ситуации, формирование  исходной широко определенной  изобретательской задачи, сообщение  задачи вместе с описанием  метода деструктивной отнесенной  оценки всем участникам диалога;

- третий  этап - генерирование идей по правилам  прямой коллективной «мозговой  атаки», особое внимание на этом  этапе обращается на создание  творческой атмосферы и непринужденной  обстановки; заранее подготовленный  перечень идей зачитывать не  разрешается; каждый участник  может выступить несколько раз,  но не подряд;

- четвертый  этап - систематизация идей группой  анализа проблемной ситуации; в  процессе систематизации составляется  номенклатурный перечень высказанных  идей; каждая идея формулируется  с использованием общеупотребительных  терминов, после чего она анализируется  с целью выявления дублирующих  и (или) дополняющих идей; основные, дублирующие их и (или) дополняющие  идеи объединяются и формулируются  в виде комплексных идей; изучаются  признаки, по которым можно объединить  комплексные идеи, согласно этим  признакам идеи классифицируются  в группы, составляется перечень  групп идей, выражающих общие  принципы подхода к решению  задачи;

- пятый  этап - деструктирование идей, т.е. оценка их на реализуемость в процессе «мозговой атаки»; «мозговая атака» на этом этапе направлена на всестороннее рассмотрение возможных препятствий к реализации идей;

- шестой  этап - оценка критических замечаний,  высказанных во время предыдущего  этапа, составление окончательного  списка практически используемых  идей, в список вносятся только  те идеи, которые не были отвергнуты  вследствие критических замечаний,  а также контр-идеи.

 

Метод диалога  с деструктивной отнесенной оценкой  использован при обучении слушателей ряда университетов. При этом было установлено, что наиболее эффективные результаты достигаются в том случае, когда  все участники заседания, проводимого  по методу «мозговой атаки», рационально  распределяются на три группы: генерирования  идей, анализа проблемной ситуации и оценки идей, генерирования контр-идей. Группы могут работать самостоятельно - webpolyglot.ru. В ряде случаев эффективные результаты дает повторное проведение заседаний с некоторым видоизменением формулировки той же задачи и одновременной заменой функций, выполняемых группами (например, передача группе анализа обязанностей группы генерирования идей, группе генерирования идей - обязанностей группы генерирования контр-идей и группе генерирования контр-идей - обязанностей группы генерирования идей).

Информация о работе Коллективные экспертные оценки