Коллективные экспертные оценки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 22:37, контрольная работа

Краткое описание

Метод прогнозирования, суть которого заключается в том, что группа экспертов многократно собирается для обсуждения одного и того же вопроса. Как и в методе лицом к лицу, организатор экспертизы не руководит обсуждением, а лишь обеспечивает активную работу каждого эксперта. Метод комиссий выгодно отличается от метода лицом к лицу тем, что эксперты используют больший объем исходной информации.

Содержание

Коллективные экспертные оценки………………………………………………3
Организация планирования на предприятии…………………………………..13
Библиографический список……………………………………………………..20

Вложенные файлы: 1 файл

прогнозирование и планирование ГОТОВО!!!!!.docx

— 43.28 Кб (Скачать файл)

 

    • Метод «Дельфи».

 

Метод Дельфи — это метод прогноза, при котором в процессе исследования исключается непосредственное общение между членами группы и проводится индивидуальный опрос экспертов с использованием анкет для выяснения их мнения относительно будущих гипотетических событий.

Название свое этот метод получил  от названия знаменитого в античном мире оракула Дельфийского храма (Дельфийский оракул).

Основные особенности метода Дельфи следующие:

 

- полный  отказ от личных контактов  между экспертами, опрашиваемыми  по конкретной проблеме;

 

- снабжение  экспертов необходимой информацией,  включая и обмен мнениями между  ними после каждого тура опроса;

 

- обеспечение  анонимности аргументации и критики  оценок.

 

Цель метода Дельфи — это получение прогноза или перечня протенциальных последствий решения какой-либо проблемы, обладающего Гораздо большей степенью надежности, чем результаты анализа, про- веденного одним специалистом. Опрос экспертов производится с помощью анкет, т. е. специальных опросных листов, в несколько туров с обработкой результатов анкетирования в каждом туре и информированием экспертов об этих результатах. Это позволяет экспертам учесть обстоятельства, которыми они пренебрегали или о которых были не осведомлены.

Процедура опроса. Проводят первый тур  опроса. Поступившие при этом анкеты анализируют и осуществляют статистическую обработку полученных ответов с  учетом любых замечаний экспертов. Затем проводят второй тур опроса. Участникам опроса могут быть предложены дополнительные вопросы и представлен  список анонимных комментариев и  доводов в пользу той или иной позиции. Во время второго тура опроса участников просят пересмотреть свои первоначальные оценки в случае, если они значительно расходятся с  коллективным мнением группы. Затем  проводят третий и окончательный  тур опросов. При этом участникам опроса предоставляется возможность  сделать дополнительные замечания  и выдвинуть контраргументы в  защиту своей позиции. Все это  приводит к сужению диапазона  оценок.

Основное достоинство метода Дельфи состоит в том, что он позволяет избежать действия психологических факторов, например нежелания отказаться от публично высказанного мнения, личной антипатии к кому-либо или, наоборот, чрезмерного внимания к мнениям определенных лиц.

В процессе применения метода Дельфи также составляется сценарий. Сценарий описывает общее мнение экспертов о предыстории проблемы, ее текущем состоянии и прогнозах на перспективу. Задачей сценария является выявление ключевых изменений, происходящих в данной системе. Благодаря этому становится возможным выявить все факторы, влияющие на поведение системы, разделить их на основные и второстепенные, формализовать понятие «состояние системы» и спрогнозировать изменения основных и второстепенных факторов развития системы в целом.

Полученное указанным способом полное описание системы вместе с  оценками вероятностей разных путей  ее развития позволяет определить «потребности системы», вытекающие из желания обеспечить некоторый конкретный путь ее развития. Это позволяет получить основной результат сценария — формулировку основной цели системы.

Сценарий служит основанием для  второго этапа - составления так называемого дерева целей. Оно позволяет преобразовать каждую цель более высокого уровня в совокупность подцелей. При этом цели каждого уровня должны быть сопоставимы по своему масштабу и значению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Организация планирования на предприятии.

 

В условиях рыночной экономики устойчивость и успех любого хозяйствующего субъекта может обеспечить только эффективное  планирование его экономической  деятельности. Планирование функционирует  в таких сферах, как планирование деятельности отдельной хозяйственной  единицы и планирование хозяйственных  отношений. Планирование, как центральное  звено управления, охватывает систему  принципов, методов, форм и приемов  регулирования рыночного механизма  в области использования ограниченных ресурсов с целью повышения конкурентоспособности хозяйственного субъекта.

Сущность планирования в условиях рыночной экономики заключается  в научном обосновании на предприятиях предстоящих экономических целей, их развития и форм хозяйственной  деятельности, выбора наилучших способов их осуществления, на основе наиболее полного выявления требуемых  рынком видов, объемов и сроков выпуска  товаров, выполнения работ и оказания услуг и установления таких показателей  их производства, распределения и  потребления, которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению прогнозируемых в будущем качественных и количественных результатов. На нынешнем этапе развития для большинства российских предприятий главной целью планирования является получение максимальной прибыли. С помощью планирования руководители предприятий обеспечивают направление усилий всех работников, участвующих в процессе производственно-хозяйственной деятельности, на достижение поставленных целей.

Рыночное планирование на предприятии  служит основой современного маркетинга, производственного менеджмента  и в целом всей экономической  системы хозяйствования.

План - это документ, отражающий систему  взаимосвязанных решений, направленных на достижение желаемого результата.

План содержит такие этапы, как: цели и задачи; пути и средства их реализации; ресурсы, необходимые для  выполнения поставленных задач; пропорции, т.е. поддержание пропорциональности между отдельными элементами производства; организацию выполнения плана и контроль.

Планирование внутрипроизводственной деятельности является на предприятии  важной функцией управления производством. Общие функции управления непосредственно  относятся к плановой деятельности предприятий, а они в свою очередь  служат их основой. Это обоснование цели, формирование стратегии, планирование работы, проектирование операций, организация процессов планирования, координация планов, мотивация плановой деятельности, контроль планов, оценка результатов, изменение планов и т.п.

Основные экономические, организационные, управленческие и социальные функции  предприятия должны быть в процессе планирования его развития тесно  связаны с избранной хозяйственной  деятельностью и достаточно полно  отражаться как в краткосрочных, так и в долгосрочных планах.

Рыночное планирование на предприятии  должно служить основой организации  и управления производством, являться нормативной базой для выработки  и принятия рациональных организационных  и управленческих решений. Во внутрипроизводственном плане, как и в любом другом, отдельные части или функции  объединяются в единую комплексную  систему социально-экономического развития предприятия.

Планирование на предприятии - это  взаимосвязанная научная и практическая деятельность людей, предметом изучения которой выступает система свободных  рыночных отношений между трудом и капиталом в ходе производства, распределения и потребления  материальных и духовных ценностей.

В современном отечественном производстве функции планирования на предприятиях определяют не только основной предмет  планово-экономической деятельности, но и главным образом объект этого планирования.

Методология планирования на предприятиях охватывает совокупность теоретических  выводов, общих закономерностей, научных  принципов, экономических положений, современных требований рынка и  признанных передовой практикой  методов разработки планов.

Методика планирования характеризует  состав применяемых на том или  ином предприятии методов, способов и приемов обоснования конкретных плановых показателей, а также содержание, форму, структуру и порядок разработки плана.

Процесс разработки комплексного плана  социально-экономического развития является для каждого предприятия весьма сложным и трудоемким предметом  деятельности и поэтому должен осуществляться в соответствии с принятой технологией  планирования. Она регламентирует общепризнанный порядок, установленные сроки, необходимое  содержание, требуемую последовательность процедур составления различных  разделов плана и обоснование  его показателей, а также регулирует механизм взаимодействия производственных подразделений, функциональных органов  и плановых служб и совместной повседневной деятельности.

Методология, методика и технология плановой деятельности на предприятиях в наиболее полной мере определяют в целом предмет планирования.

Общим или итоговым предметом плановой деятельности на предприятиях служат проекты планов, которые носят  различные названия: комплексный  план, заказ-наряд, бизнес-план и другие.

К задачам планирования как к  процессу практической деятельности относятся:

 

      • формулирование состава предстоящих плановых проблем, определение системы ожидаемых опасностей или предполагаемых возможностей развития предприятия;

 

      • обоснование выдвигаемых стратегий, целей и задач, которые планирует осуществить предприятие в предстоящий период, проектирование желаемого будущего организации;

 

      • планирование основных средств достижения поставленных целей и задач, выбор или создание необходимых средств для приближения к желаемому будущему;

 

      • определение потребности ресурсов, планирование объемов и структуры необходимых ресурсов и сроков их поступления;

 

      • проектирование внедрения разработанных планов и контроль за их выполнением.

 

В планировании обоснование принимаемых  решений и прогноз ожидаемых  результатов опираются на теоретические  положения и принципы, а также  практические данные и факты. Теория планирования использует такое предположение, что каждое предприятие будет  стремиться к повышению совокупной прибыли, обоснованию планов предприятия  по выбору вида выпускаемой продукции, набору требуемой рабочей силы, закупках необходимых ресурсов для организации  производства определенного количества товаров и получению максимальной прибыли.

В изучении экономического поведения  производителей и потребителей находят  свое применение два взаимосвязанных  метода научных исследований. Первый называется индуктивным и предполагает создание экономических теорий и  принципов на основе сбора и анализа  фактов. Второй - дедуктивный, или гипотетический, он означает формирование новых экономических принципов, положений, начиная с уровня теории, которая затем с помощью фактов подтверждается или опровергается. В рыночном планировании дедукция и индукция - не противостоящие, а взаимодополняющие методы экономических исследований, которые являются ориентиром при сборе и систематизации эмпирических данных. Следовательно, современные экономическая теория и научные методы исследования, прежде всего анализ и синтез, служат фундаментом планирования на предприятии и перспективного прогнозирования развития предприятий.

Плановая научная и практическая деятельность на предприятиях тесно  связана с экономическими целями и действиями и естественно со многими учебными дисциплинами цикла  подготовки экономистов-менеджеров. Это, прежде всего, такие дисциплины, как маркетинг, менеджмент, экономика предприятия, организация производства, нормирование труда, технология отрасли, управление затратами, бухгалтерский учет, статистика и другие.

Конечным результатом планирования является ожидаемый экономический  эффект, определяющий в общем виде степень достижения заданных плановых показателей, социально-экономических  и других целей. Сравнение планируемого и фактического эффекта является основанием для оценки достигнутых  конечных результатов, но и степени  научной разработанности применяемых  методов планирования на предприятии.

В хозяйственной практике отечественных  предприятий общепризнано выделяют следующие системы или виды рыночного  планирования: стратегические, тактические и оперативные.

Стратегические – содержат описание стратегических целей предприятия  и общие этапы их достижения. Срок планирования от 5 до 10 лет. Стратегические планы формируются на уровне высшего  руководства и являются высшей основой  для формирования тактических планов.

Тактические – представляют собой детализацию отдельных этапов стратегического плана. В них указываются, помимо целей и методов их достижения, конкретные сроки выполнения. Тактические планы составляются на уровне руководителей управлений и являются основой для формирования оперативных планов.

Оперативные – планы работы конкретных подразделений и отдельных работников на определенный календарный период. Оперативные планы составляются руководителями структурных подразделений  и самими сотрудниками.

Система планов на предприятии может  быть систематизирована по таким  основным классификационным признакам  как:

 

1. по содержанию следует выделить: технико-экономические, оперативно-производственные, организационно-технические, социально-трудовые, снабженческо-сбытовые, финансовые, бизнес-планирование, стратегическое, программное и другие;

 

2. по уровню управления в зависимости  от числа линейных звеньев  на предприятии различают такие  виды, как корпоративное и заводское  - на высшем уровне управления. На среднем уровне применяется цеховая система планирования, на нижнем - производственная, которая охватывает участки, бригады и рабочее место;

Информация о работе Коллективные экспертные оценки