Конкурентная способность фирмы в отраслях переживающих спад

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 16:01, курсовая работа

Краткое описание

Если такого сегмента нет, то следует выяснить, можно ли выйти из данной отрасли, каковы барьеры выхода или возможности проникновения на внешние рынки. Если другие предприятия покидают отрасль, то возможная стратегия — остаться одной из немногих фирм на рынке, переживающем спад.
Выбор оптимальной стратегии при спаде зависит от анализа пяти составляющих: перспектив рынка, взаимосвязи с другими направлениями бизнеса, интенсивности конкуренции, позиции фирмы, барьеров выхода из отрасли. Некоторые стратегические вопросы, позволяющие оценить возможные стратегические альтернативы в отраслях, переживающих спад.

Содержание

Введение 2

1. Оценка устойчивости функционирования фирмы, как
индикатор её конкурентоспособности. 3

1.1. Методики оценки конкурентоспособности фирмы 3

1.2. Формирование конкурентных преимуществ 7

2. Проблемы в отраслях переживающих спад 11

2.1 Причины спада в отраслях . 11

2.2. формирование новшеств и инноваций в фирме 14

3. Выбор стратегий конкурентоспособности
в отраслях переживающих спад.. 20

Заключение 28

Список литературы 29

Вложенные файлы: 1 файл

Готовая курсовая.doc

— 153.00 Кб (Скачать файл)

Освоение новых рынков возможно при освоении производства новых  продуктов, позволяющих удовлетворять  требования различных рынков. При  этом предприятию необходимо иметь  мобильный Научно-технический потенциал, способный переключаться на решение  разноплановых задач. Основными инновационными задачами в этом случае становятся разработка дифференцированных продуктов и процессов, Научно-техническое обеспечение процессов вывода товара на рынок.[3]

Портфель новшеств — перечень разработанных организацией новшеств, подлежащих продаже.

Новшества могут разрабатываться  как для собственных нужд (для  внедрения в собственном производстве либо для накопления), так и для  продажи. На "входе" фирмы как  системы будут покупные новшества, которые могут сразу внедряться, переходя в форму инноваций, либо просто накапливаться, дожидаясь своего часа для внедрения. На "выходе" фирмы будут только новшества как товары.

Обоснование содержания портфеля новшеств и инноваций проводится на основе анализа конкурентоспособности  организации и ее конкурентов, анализа финансового состояния организации, анализа технического уровня и цены производимого товара с помощью внедряемого новшества, анализа привлекательности товара и др.[8,9] 
 

 

3. Выбор стратегий конкурентоспособности в отраслях переживающих спад.

 

 

 Процесс выбора стратегии для фазы спада состоит в сопоставлении желательности дальнейшего пребывания в отрасли с относительной позицией фирмы. При этом ключевые преимущества и слабости фирмы, определяющие ее позицию, могут отличаться от тех характеристик, которые были свойственны ей на ранних этапах развития отрасли; они связаны с сегментами спроса, которые будут сохраняться в дальнейшем, и с конкретными условиями конкуренции в фазе спада. Стратегия в период спада, как правило, сосредоточена на альтернативах выхода из бизнеса или сбора урожая. Однако существует определенный выбор стратегий, хотя и не все они осуществимы в условиях конкретной отрасли. [4]

Спектр возможных стратегий может быть выражен в виде четырех базовых подходов к конкуренции, осуществляемых независимо друг от друга или в некоторых случаях последовательно.

На практике различия между этими  вариантами стратегии не всегда четки, однако их цели и инвестиционные последствия существенно различаются, поэтому целесообразно их рассматривать по отдельности.[5]

 Классической целью стратегий  в период спада, в том числе стратегий ликвидации бизнеса и сбора урожая, является изъятие капиталовложений. В то же время, проводя стратегии лидерства и занятия ниши, фирма может фактически инвестировать в укрепление позиции.

Отложив пока вопрос о согласовании стратегии с конкретными условиями отрасли или фирмы, рассмотрим факторы, определяющие каждый вариант стратегии и обычные тактические шаги по ее реализации.[6,7]

 
1. Стратегия лидерства.

Целью стратегии лидерства является использование особенностей структуры отрасли в фазе спада, которые дают возможность одной или нескольким фирмам, остающимся в отрасли и обладающим соответствующим потенциалом, добиться лидирующих позиций и более высокой прибыльности по сравнению с конкурентами. Фирма стремится стать либо единственной, либо одной из немногих в отрасли. Выполнив эту задачу, фирма переходит к стратегии удержания позиции или контролируемого сбора урожая в зависимости от последующей динамики отраслевых продаж. Эта стратегия целесообразна при условии, что, достигнув лидерства, фирма приобретает больше возможностей для удержания своей позиции или для сбора урожая, чем в любом другом случае (с учетом потребности в инвестициях).

Тактические шаги, способствующие реализации стратегии лидерства, состоят в следующем:

• инвестирование в активные конкурентные действия в сфере ценообразования, маркетинга и пр. с тем, чтобы добиться увеличения доли рынка и вынудить другие фирмы выводить мощности из отрасли;

• приобретение доли рынка за счет поглощения конкурентов или покупки их производств по ценам, превышающим альтернативные возможности их продажи, вследствие чего снижаются барьеры для выхода конкурентов из отрасли;

• покупка и вывод из отрасли  мощностей конкурентов, что также снижает барьеры для их выхода и блокирует продажу мощностей внутри

отрасли; например, по этой причине  фирма, лидирующая в области  производства механических датчиков, постоянно предлагает купить активы более слабых конкурентов;

• применение других способов снижения барьеров для выхода конкурентов из отрасли, например, производства запасных частей для их

продукции, принятия на себя долгосрочных контрактов, производства для них  товаров под специальной маркой с тем, чтобы они могли прекратить производственные операции;

• демонстрация твердого намерения  оставаться в бизнесе с помощью  публичных заявлений и соответствующего поведения;

• демонстрация явного превосходства  на основе конкурентных действий, предотвращающих  попытки противодействия;

Инвестирование в условиях рынка, имеющего низкие или отрицательные темпы роста, как правило, рискованно, поскольку капитал может оказаться замороженным и не поддаваться восстановлению за счет прибыли или ликвидации. Предпосылкой стратегии лидерства является такая позиция фирмы и такая структура отрасли, которые обеспечивают возмещение реинвестирования, даже произведенного на завершающих этапах развития отрасли.

• составление и распространение  достоверной информации, снижающей  неопределенность относительно будущих тенденций спада, что мешает переоценке конкурентами реальных перспектив отрасли и желанию оставаться в ней;

• повышение рисков конкурентов, остающихся в отрасли, за счет форсирования реинвестиций в освоение новых продуктов или  технологические инновации.[14]

 

2.Стратегия занятия ниши.

 Цель данной стратегии состоит в нахождении сегмента рынка (или спроса), который не только позволит поддерживать стабильность или медленное снижение спроса, но и будет обладать структурными характеристиками, обеспечивающими высокие прибыли. В этом случае фирма инвестирует в укрепление своей позиции в этом сегменте. Целесообразными могут быть некоторые действия, соответствующие стратегии лидерства и направленные на снижение барьеров для выхода конкурентов или уменьшение неопределенности в отношении данного сегмента. В конечном итоге фирма может перейти к стратегии сбора урожая или стратегии выхода.[22]

 

3.Стратегия сбора урожая.

 При стратегии сбора урожая  фирма нацелена на оптимизацию  денежного потока. Это достигается  за счет прекращения или значительного урезания новых инвестиций, снижения эксплуатационных расходов, расходов на рекламу, исследования и разработки, использования любых возможностей для повышения цен или извлечения выгод из репутации фирмы, полученной в период предшествующей деятельности. Другими распространенными тактическими средствами сбора урожая являются:

• сокращение количества моделей  продукции;

• сокращение числа используемых каналов сбыта;

• устранение мелких потребителей;

• снижение качества обслуживания по показателям сроков доставки (накопления запасов), проведения ремонтных работ или помощи при продаже.[14]

В конечном итоге бизнес продается  или ликвидируется. Не все предприятия  способны осуществлять стратегию сбора  урожая. Ее условиями являются накопленные в прошлом реальные преимущества, позволяющие фирме существовать, а также состояние отрасли, не ухудшающееся до жестокой битвы. Если фирма не обладает преимуществами, повышение цен и снижение качества ее продукции, свертывание рекламы или другие тактические меры приведут к резкому сокращению объема продаж.[22]

Если структура отрасли способствует неустойчивости в период спада, конкуренты воспользуются прекращением фирмой инвестиций для захвата доли рынка  или снижения цен, тем самым сводя  к нулю усилия фирмы по снижению издержек. Кроме того, для некоторых предприятий сбор урожая затруднен отсутствием возможностей постепенного сокращения затрат, в крайнем случае предприятие может быстро подойти к черте, за которой оно не сможет поддерживать свои операции. Тактические средства сбора урожая имеют существенное различие: одни из них видимы для потребителя (например, повышение цен, свертывание рекламы), другие нет (например, снижение качества послепродажного обслуживания, прекращение мелких операций). [21]

Фирма, не имеющая относительных преимуществ, вероятно, будет вынуждена ограничиться скрытыми действиями, которые могут дать положительный результат, а могут и не принести значительного увеличения денежного потока, что зависит от характера бизнеса.

Среди всех стратегических альтернатив в фазе спада стратегия сбора урожая предъявляет самые высокие требования к административному управлению, которое, однако, не получило достаточного освещения в литературе по менеджменту. На практике контролируемой ликвидацией очень сложно управлять из-за проблем, связанных с моральным состоянием работников и сохранением кадров, доверием со стороны поставщиков и потребителей, мотивацией менеджеров. [23]

Определение предприятия как объекта  для сбора урожая на основе методов  комплексного планирования, рассмотренных некоторых компаниях, например General Electric и Mead Corporation, предпринимались усилия по адаптации управленческих стимулов к особым условиям этой стратегии, но результаты этих усилий еще не ясны. Остаются и другие управленческие проблемы, связанные со стратегией сбора урожая.[22]

 

 

4.Стратегия быстрого выхода.

Данная стратегия основана на предположении, что фирма способна максимизировать  чистое возмещение инвестиций в бизнес путем его продажи в самом  начале фазы отраслевого спада, а не путем сбора урожая с последующей продажей или какой-либо иной стратегии. Ранняя продажа бизнеса, как правило, максимизирует стоимость, которую фирма может реализовать от его продажи, поскольку чем раньше продается бизнес, тем больше неопределенность относительно фактического будущего падения спроса и больше вероятность того, что другие рынки для активов, например иностранные, еще не насыщены.[24]

В некоторых ситуациях целесообразно  выйти из бизнеса до стадии спада, то есть в фазе зрелости отрасли. Когда наступление спада станет ясным, покупатели активов внутри и за пределами отрасли будут обладать большей рыночной властью. С другой стороны, ранняя продажа влечет риск, связанный с тем, что прогнозы фирмы относительно будущего могут оказаться неверными.

Быстрый выход из бизнеса может  поставить фирму перед необходимостью преодоления барьеров, связанных, например, с имиджем и стратегическими  взаимосвязями, хотя ранний выход, как  правило, в определенной мере смягчает эти факторы. Кроме того, чтобы  облегчить решение подобных проблем, фирма может использовать выпуск продукции под специальной торговой маркой или продать производство определенных видов продукции конкурентам.[25]

 

Если структура отрасли способствует благоприятному протеканию фазы отраслевого спада благодаря незначительной неопределенности, низким барьерам для выхода и т.д., фирма, обладающая преимуществами, может либо добиваться лидерства, либо защищать свою нишу — в зависимости от структурных условий, позволяющих конкурировать в большинстве сохраняющихся сегментов или требующих выбора одного или двух из них. Фирма, обладающая преимуществами, имеет шанс занять лидирующую позицию (конкуренты, проигрывающие борьбу, выйдут из отрасли), а коль скоро такая позиция достигнута, структурные условия позволят извлек  из нее выгоды.

 Если фирма не располагает  конкретными преимуществами, она вряд ли способна захватить лидерство как в отрасли в целом, так и в отдельной нише, однако такая фирма может воспользоваться благоприятными условиями отрасли для прибыльного ведения стратегии сбора урожая. Она может также выбрать вариант раннего выхода, что будет зависеть от успешности сбора урожая и возможностей продажи бизнеса.

Когда условия отраслевого спада  неблагоприятны из-за высокого уровня неопределенности, высоких барьеров для выхода конкурентов и/или неустойчивости конкурентного соперничества, инвестирование в стратегию лидерства, как и в стратегию удержания ниши, вряд ли принесет результат. Если фирма обладает сильной относительной позицией, то, как правило, целесообразно воспользоваться ею, заняв защищенную нишу или обратившись к стратегии сбора урожая. Если у фирмы нет особых преимуществ, то хорошей рекомендацией для нее будет ликвидация бизнеса, причем быстрая настолько, насколько позволят барьеры для выхода, поскольку другие остающиеся в отрасли фирмы будут иметь шансы успешно атаковать ее позицию и, вероятно, сделают это без промедления.

Есть еще одно, третье измерение — стратегические потребности фирмы в продолжении бизнеса. Например, стратегические потребности в денежном потоке могут склонить решение в пользу стратегии сбора урожая или быстрого выхода, несмотря на то, что другие факторы говорят в пользу стратегии лидерства. Практически, чтобы выработать правильную стратегию, фирма должна оценить характер своих стратегических потребностей и сопоставить их с другими условиями, характерными для этого этапа.

Главный момент в стратегии периода  отраслевого спада, особенно стратегии агрессивного типа, — найти меры, заставляющие конкретных конкурентов выйти из отрасли. Некоторые из них были отмечены при рассмотрении стратегии лидерства. В ряде случаев агрессивная стратегия на этом этапе приобретает смысл лишь после фактического выхода из отрасли конкурента, имеющего значительную долю рынка. В таких случаях фирма может занять выжидательную позицию, обратившись к стратегии сбора урожая, до тех пор, пока основной конкурент не примет то или иное решение. Если лидер решает выйти из отрасли, фирма будет готова к вложению средств, а если он остается, она может продолжать сбор урожая или немедленно ликвидировать бизнес.[28]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          Заключение.

 

Исследование многих отраслей на этапе спада показывает, что наиболее объективный подход к управлению процессом спада свойствен фирмам, которые также участвуют и в отрасли, производящей продукт-субститут. Эти фирмы имеют более четкое представление о перспективах субститута и угрозах, содержащихся в фазе спада.

Информация о работе Конкурентная способность фирмы в отраслях переживающих спад