Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 15:28, курсовая работа
Цель  исследования – повышение конкурентоспособности продукции на предприятии.
Задачи  курсовой работы: - обобщить  теоретические вопросы, характеризующие  основные параметры качества продукции и уровень ее конкурентоспособности; - проанализировать и выявить  особенности основных параметров качества продукции и уровня ее конкурентоспособности на предприятии ОАО «Рубин»; - разработать рекомендации по  повышению конкурентоспособности  товара на предприятии ОАО  «Рубин».
Объект исследования – предприятие ОАО «Рубин».
Определить знаменатель 
Можно сделать вывод, что качество продукции в условиях современного производства — важнейшая составляющая эффективности, рентабельности предприятия и поэтому ему необходимо уделять постоянное внимание. Заниматься качеством должны все — от директора предприятия до конкретного исполнителя любой операции. Все процессы по обеспечению, проектированию, сохранению качества объединены в систему управления качеством.
Конкурентоспособность продукции — это ее относительная характеристика, которая отражает отличие от товара конкурента, во-первых, по степени соответствия одной и той же общественной потребности, а во-вторых, по затратам на удовлетворение этой потребности. Под затратами понимается цена потребления, включающая издержки покупателя, связанные с приобретением товара, и все расходы, возникающие при его потреблении или использовании [13, c. 75].
Конкурентоспособность товара характеризуется тремя группами показателей:
- полезностью (качество, эффект от использования и т.п.);
-определяющими затратами потребителя при удовлетворении его потребностей посредством данного изделия (затраты на приобретение, использование, техническое обслуживание, ремонт, утилизацию и т.п.);
-конкурентоспособностью предложения (способ продвижения продукции на рынок, условия поставки и платежа, каналы сбыта, сервисное обслуживание и т.д.) [19, c. 42].
Оценка 
конкурентоспособности 
- нормативным (международные требования, государственные требования, региональные требования и требования потребителей);
- техническим (параметры назначения, эргономические параметры, эстетические параметры);
- экономическим (уровень цен на товар, сервисное его обслуживание, размер средств, имеющихся у потребителя для удовлетворения данной потребности);
- организационным (система скидок, условия платежей и поставок, комплектность поставок, сроки и условия гарантий) [18, c. 64].
Методика анализа конкурентоспособности продукции рассмотрена на рис. 1.2.1.
Рисунок 1.2.1 - Блок – схема анализа конкурентоспособности продукции
Для оценки 
конкурентоспособности 
Единичные показатели отражают процентное отношение уровня какого – либо технического или экономического параметра (Р) к величине того же параметра продукта конкурента (Р100), принимаемого за 100%:
(2)
Групповой показатель (G) объединяет единичные показатели ( ) по однородной группе параметров с помощью весовых коэффициентов ( ),
определяемых экспертным путем:
(3)
 
Интегральный показатель (I) представляет собой отношение группового 
показателя по техническим параметрам(
) к групповому показателю по экономическим 
параметрам(
):
                              
Если I<1, то анализируемое изделие уступает образцу, а если I>1 , то оно превосходит изделие – образец или изделие конкурента по своим параметрам.
Изучение 
Структура продукции - это соотношение удельного веса отдельных изделии в общем выпуске продукции.
Выполнить план по структуре - значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированное соотношение отдельных ее видов.
Неравномерное выполнение плана по отдельным изделиям приводит к отклонениям от плановой структуры продукции, нарушая тем самым условия сопоставимости всех экономических показателей.
Ритмичная работа является основным условием своевременного выпуска и реализации продукции. Неритмичность ухудшает все экономические показатели: снижается качество продукции; увеличиваются объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовой продукции на складах и как следствие замедляется оборачиваемость капитала; не выполняются поставки по договорам, и предприятие платит штрафы за несвоевременную отгрузку продукции; несвоевременно поступает выручка, из-за чего возникает дефицит, денежного потока; перерасходуется фонд заработной платы в связи с тем, что в начале месяца рабочим платят за простои, а в конце — за сверхурочные работы. Все это приводит к повышению себестоимости продукции, уменьшению суммы прибыли, ухудшению финансового состояния предприятия.
Ритмичность — это равномерный выпуск и отгрузка продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом.
Для оценки ритмичности используют коэффициент ритмичности, коэффициент вариации, числа аритмичности.
Коэффициент ритмичности (Критм) определяется отношением фактического (но не выше планового задания) выпуска продукции (или ее удельного веса) к плановому выпуску (удельному весу):
                              
где, ВП1, ВП0 - фактический (без перевыполнения плановых заданий) и плановый выпуск продукции.
Коэффициент вариации (Квар) определяется как отношение среднеквадратичного отклонения от плановых заданий (за сутки) к среднесуточному плановому выпуску:
                              
где п - число суммируемых плановых заданий.
Ритмичность выпуска зависит от ритмичности работы отдельных цехов, поэтому анализ проводится также в разрезе цехов.
В заключение 
анализа ритмичности 
На основании данных анализа ритмичности разрабатывают конкретные мероприятия по устранению причин неритмичной работы, которыми могут быть: несвоевременная поставка сырья и материалов поставщиками, другие нарушения поставщиками договорных условий (изменение цены, качества поставляемых материалов), отсутствие энергии не по вине предприятия, простои оборудования, потери рабочего времени и др. [17, c. 52].
Рисунок 1.2.2 - Модель факторной системы объема реализации продукции
Анализ выполнения договорных обязательств ведется работниками отдела сбыта предприятия. Он должен быть организован в разрезе отдельных договоров, видов продукции, сроков поставки. При этом производится оценка выполнения договорных обязательств нарастающим итогом с начала года [18, c. 75].
Таким образом, источниками информации для оперативного анализа хода поставок служат преимущественно данные оперативно-технического и статистического учета, материалы наблюдений. Бухгалтерский учет может служить источником информации, но в более ограниченных пределах в связи с его запаздывающим характером [8, c. 42].
Глава 2 Комплексный анализ параметров качества продукции и уровня ее конкурентоспособности на предприятии ОАО «Рубин»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
ОАО «Рубин», выпускающее телевизоры одноименной марки, является одним из крупнейших предприятий промышленности России, специализируется на массовом производстве теле-, радиоаппаратуры.
В состав ОАО «Рубин» входят предприятия, имеющие самостоятельный баланс с правом юридического лица:
- головной завод ОАО «Рубин» - специализируется на производстве товаров народного потребления телевизионной тематики, уставный фонд – 200,9 млрд.руб.;
- Научно-исследовательский 
- Государственный центр 
- научно-производственный комплекс «Сигнал», выпускающий изделия микроэлектроники, детали и блоки, для телевизоров, радиоприемники, уставный фонд - 55,5 млрд.руб.;
- ОАО «Альмагор», изготавливающий телевизионные футляры, мебель, уставный фонд - 55,4 млрд.руб.;
- специализированное предприятие «Кабельно-спутникового телевидения», выпускающее аппаратуру для построения систем коллективного приема, кабельного и спутникового телевидения, блоки для телевизионной продукции, радио-приемники, изделия спецтехники, уставный фонд -- 2,4 млрд. руб.;
- Московский завод, выпускающий трансформаторы, уставный фонд 19,3 млрд.руб.;
- Подсобное сельское хозяйство "Рубин", уставный фонд - 2,9 млрд.руб.;
-КОП, уставный фонд 50,2 млн. руб..
На рис.2.1.1 представлена организационная структура ОАО «Рубин».
Рисунок 2.1.1 - Организационная структура управления ОАО «Рубин»
Научно-исследовательский 
Основные технико-
Таблица 2.1 – Основные показатели хозяйственной деятельности
№  | 
  НАИМЕНОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ  | 
  ЕД. ИЗМЕР.  | 
  2010 год  | 
  2011 год  | 
  ТЕМП РОСТА  | 
  2012 год  | 
  ТЕМП РОСТА  | |
1.  | 
  Объем доходов - всего  | 
  млн. руб.  | 
  1624,7  | 
  5886,2  | 
  362.3%  | 
  19260.1  | 
  327.2%  | |
2.  | 
  выручка от реализации  | 
  млн. руб.  | 
  1590,4  | 
  5822  | 
  366, 1%  | 
  16898.8  | 
  290.3%  | |
3.  | 
  Прочие доходы  | 
  млн. руб.  | 
  34,3  | 
  64,2  | 
  187,2%  | 
  2361,3  | 
  3678.0%  | |
4.  | 
  Себестоимость реализ. продукции  | 
  млн. руб.  | 
  1318.5  | 
  4762.1  | 
  361.2%  | 
  14746.1  | 
  309,7%  | |
5.  | 
  Прочие расходы  | 
  млн. руб.  | 
  738.4  | 
  551,6  | 
  74,7%  | 
  2524.7  | 
  457,7%  | |
6.  | 
  Прибыль от реализации продукции  | 
  млн. руб.  | 
  239  | 
  940.6  | 
  393.6%  | 
  2069.0  | 
  220.0%  | |
7.  | 
  Рентабельность реализованной   | 
  %  | 
  18.1%  | 
  19,8%  | 
  109.0%  | 
  14.0%  | 
  71.0%  | |
6.  | 
  Балансовая прибыль  | 
  млн. руб.  | 
  -432,1  | 
  572.6  | 
  -132.5%  | 
  1905.5  | 
  332.8%  | |
7.  | 
  Налоги из прибыли  | 
  млн. руб.  | 
  6  | 
  206.7  | 
  3445.0%  | 
  582.2  | 
  281.7%  | |
8.  | 
  Среднесписочная численность  | 
  человек  | 
  2686  | 
  2680  | 
  99.8%  | 
  2614  | 
  97.5%  | |
9.  | 
  Среднемесячная зарплата  | 
  руб.  | 
  8566  | 
  32014  | 
  373.7%  | 
  83256  | 
  260.1%  | |
10.  | 
  Восстановит. стоимость ОПФ (на кон. года)  | 
  млн. руб.  | 
  2384  | 
  16322  | 
  684.6%  | 
  Нд  | 
  ||
11.  | 
  Коэф-т текущей ликвидности (норма >=1,7)  | 
  
   
  | 
  0.676  | 
  1.073  | 
  158.7%  | 
  0.777  | 
  72,4%  | |
12.  | 
  Собственный оборотный капитал (СОС)  | 
  
   
  | 
  -363,7  | 
  225.6  | 
  
   
  | 
  296.3  | 
  131.3%  | |
13.  | 
  Коэф-т обеспеченности СОС (норма >=0,3)  | 
  
   
  | 
  -1.712  | 
  -0.547  | 
  32.0%  | 
  -0.309  | 
  56.5%  | |