Конкурентоспособность продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 15:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – повышение конкурентоспособности продукции на предприятии.
Задачи курсовой работы: - обобщить теоретические вопросы, характеризующие основные параметры качества продукции и уровень ее конкурентоспособности; - проанализировать и выявить особенности основных параметров качества продукции и уровня ее конкурентоспособности на предприятии ОАО «Рубин»; - разработать рекомендации по повышению конкурентоспособности товара на предприятии ОАО «Рубин».
Объект исследования – предприятие ОАО «Рубин».

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 132.00 Кб (Скачать файл)

Определить знаменатель формулы  несложно, поскольку он включает продажную  цену изделия, затраты по эксплуатации, ремонту и утилизации изделия. Сложнее  определить числитель, т.е. качество, включающее самые разнообразные показатели. Этим занимается целая наука квалиметрия, которая разработала достаточно приемлемые методы по количественной оценке качества продукции [16, c. 47].

Можно сделать вывод, что качество продукции в условиях современного производства — важнейшая составляющая эффективности, рентабельности предприятия и поэтому ему необходимо уделять постоянное внимание. Заниматься качеством должны все — от директора предприятия до конкретного исполнителя любой операции. Все процессы по обеспечению, проектированию, сохранению качества объединены в систему управления качеством.

 

    1.  Конкурентоспособность продукции: подходы и методы оценки уровня конкурентоспособности продукции

 

Конкурентоспособность продукции  — это ее относительная характеристика, которая отражает отличие от товара конкурента, во-первых, по степени соответствия одной и той же общественной потребности, а во-вторых, по затратам на удовлетворение этой потребности. Под затратами понимается цена потребления, включающая издержки покупателя, связанные с приобретением товара, и все расходы, возникающие при его потреблении или использовании [13, c. 75].

Конкурентоспособность товара характеризуется  тремя группами показателей:

- полезностью (качество, эффект от использования и т.п.);

-определяющими затратами потребителя при удовлетворении его потребностей посредством данного изделия (затраты на приобретение, использование, техническое обслуживание, ремонт, утилизацию и т.п.);

-конкурентоспособностью предложения (способ продвижения продукции на рынок, условия поставки и платежа, каналы сбыта, сервисное обслуживание и т.д.) [19, c. 42].

Оценка  конкурентоспособности продукции  основывается на исследовании потребностей покупателя и требований рынка. Чтобы товар удовлетворял потребности покупателя, он должен соответствовать определенным параметрам:

- нормативным (международные требования, государственные требования, региональные требования и требования потребителей);

- техническим (параметры назначения, эргономические параметры, эстетические параметры);

- экономическим (уровень цен на товар, сервисное его обслуживание, размер средств, имеющихся у потребителя для удовлетворения данной потребности);

- организационным (система скидок, условия платежей и поставок, комплектность поставок, сроки и условия гарантий) [18, c. 64].

Методика  анализа конкурентоспособности  продукции рассмотрена на рис. 1.2.1.

 

Рисунок 1.2.1 - Блок – схема анализа конкурентоспособности продукции

 

Для оценки конкурентоспособности продукции  по этой методике необходимо сопоставить параметры анализируемого изделия и товара-конкурента. С этой целью рассчитывают единичные, групповые и интегральные показатели конкурентоспособности продукции [7, c. 16].

Единичные показатели отражают процентное отношение уровня какого – либо технического или экономического параметра (Р) к величине того же параметра продукта конкурента (Р100), принимаемого за 100%:

                           (2)

Групповой показатель (G) объединяет единичные показатели ( ) по однородной группе параметров с помощью весовых коэффициентов ( ),

определяемых экспертным путем:            

                   (3)

 
Интегральный показатель (I) представляет собой отношение группового показателя по техническим параметрам( ) к групповому показателю по экономическим параметрам( ):

                                                                                                  (4)                                 

Если I<1, то анализируемое изделие уступает образцу, а если I>1 , то оно превосходит изделие – образец или изделие конкурента по своим параметрам.

Изучение конкурентоспособности  товаров важно для предприятий-производителей, поскольку рыночные отношения не позволяют им длительное время занимать устойчивое положение на рынке, опираясь в своей производственно-сбытовой стратегии только на показатели конкурентоспособности товара, т.е. не учитывая издержек на его производство и реализацию [8, c. 104].

Структура продукции - это соотношение удельного  веса отдельных изделии в общем выпуске продукции.

Выполнить план по структуре - значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированное соотношение отдельных ее видов.

Неравномерное выполнение плана по отдельным изделиям приводит к отклонениям от плановой структуры продукции, нарушая тем самым условия сопоставимости всех экономических показателей.

Ритмичная работа является основным условием своевременного выпуска и реализации продукции. Неритмичность ухудшает все экономические показатели: снижается качество продукции; увеличиваются объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовой продукции на складах и как следствие замедляется оборачиваемость капитала; не выполняются поставки по договорам, и предприятие платит штрафы за несвоевременную отгрузку продукции; несвоевременно поступает выручка, из-за чего возникает дефицит, денежного потока; перерасходуется фонд заработной платы в связи с тем, что в начале месяца рабочим платят за простои, а в конце — за сверхурочные работы. Все это приводит к повышению себестоимости продукции, уменьшению суммы прибыли, ухудшению финансового состояния предприятия.

Ритмичность — это равномерный выпуск и  отгрузка продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом.

Для оценки ритмичности используют коэффициент  ритмичности, коэффициент вариации, числа аритмичности.

Коэффициент ритмичности (Критм) определяется отношением фактического (но не выше планового задания) выпуска продукции (или ее удельного веса) к плановому выпуску (удельному весу):

                                             Критм=ВП1/ВП0                                  (5)                                           

где, ВП1, ВП0 - фактический (без перевыполнения плановых заданий) и плановый выпуск продукции.

Коэффициент вариации (Квар) определяется как отношение среднеквадратичного отклонения от плановых заданий (за сутки) к среднесуточному плановому выпуску:

                                      

                            (6)

где п - число суммируемых плановых заданий.

Ритмичность выпуска зависит от ритмичности  работы отдельных цехов, поэтому анализ проводится также в разрезе цехов.

В заключение анализа ритмичности целесообразно  определить упущенную возможность в связи с неритмичной работой путем умножения разности между наибольшим и наименьшим среднесуточным выпуском продукции на соответствующее количество рабочих суток в анализируемом периоде. При этом из фактического выпуска продукции исключают выработанную за сверхурочное время [14, c. 53].

На  основании данных анализа ритмичности  разрабатывают конкретные мероприятия  по устранению причин неритмичной работы, которыми могут быть: несвоевременная поставка сырья и материалов поставщиками, другие нарушения поставщиками договорных условий (изменение цены, качества поставляемых материалов), отсутствие энергии не по вине предприятия, простои оборудования, потери рабочего времени и др. [17, c. 52].

Рисунок 1.2.2 - Модель факторной системы объема реализации продукции

Анализ  выполнения договорных обязательств ведется  работниками отдела сбыта предприятия. Он должен быть организован в разрезе отдельных договоров, видов продукции, сроков поставки. При этом производится оценка выполнения договорных обязательств нарастающим итогом с начала года [18, c. 75].

Таким образом, источниками информации для оперативного анализа хода поставок служат преимущественно данные оперативно-технического и статистического учета, материалы наблюдений. Бухгалтерский учет может служить источником информации, но в более ограниченных пределах в связи с его запаздывающим характером [8, c. 42].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Комплексный анализ параметров качества продукции и уровня ее конкурентоспособности на предприятии ОАО «Рубин»

2.1 Организационно-экономическая  характеристика предприятия

 

ОАО «Рубин», выпускающее телевизоры одноименной марки, является одним  из крупнейших предприятий промышленности России, специализируется на массовом производстве теле-, радиоаппаратуры.

В состав ОАО «Рубин» входят предприятия, имеющие самостоятельный баланс с правом юридического лица:

- головной завод ОАО «Рубин»  - специализируется на производстве товаров народного потребления телевизионной тематики, уставный фонд – 200,9 млрд.руб.;

- Научно-исследовательский институт  цифрового телевидения (НИИ ЦТ), уставный фонд - 11,6 млрд.руб.;

- Государственный центр испытаний  и сертификации бытовой техники «ГОУВПО "ИГХТУ», уставный - 2,7 млрд.руб.;

- научно-производственный комплекс «Сигнал», выпускающий изделия микроэлектроники, детали и блоки, для телевизоров, радиоприемники, уставный фонд - 55,5 млрд.руб.;

- ОАО «Альмагор», изготавливающий телевизионные футляры, мебель, уставный фонд - 55,4 млрд.руб.;

- специализированное предприятие «Кабельно-спутникового телевидения», выпускающее аппаратуру для построения систем коллективного приема, кабельного и спутникового телевидения, блоки для телевизионной продукции, радио-приемники, изделия спецтехники, уставный фонд -- 2,4 млрд. руб.;

- Московский завод, выпускающий  трансформаторы, уставный фонд 19,3 млрд.руб.;

- Подсобное сельское хозяйство  "Рубин", уставный фонд - 2,9 млрд.руб.;

-КОП, уставный фонд 50,2 млн. руб..

На рис.2.1.1 представлена организационная структура ОАО «Рубин».

Рисунок 2.1.1 - Организационная структура управления ОАО «Рубин»

Научно-исследовательский институт цифрового телевидения, который  входит в состав объединения и  является крупнейшей в СНГ проектно-конструкторской  организацией этого профиля. Только за последние 7 лет им было разработано  в тесном сотрудничестве с фирмой “PHILIPS” и внедрено в серийное производство более 10-ти базовых моделей современных телевизоров 4-6 поколений с общим числом их модификаций более 80-ти. Среди них широко пользующиеся спросом в России 51/54ТЦ418, 51/54ТЦ441, 51/54ТЦ510, а также освоенные в последнее время современные модели 51/54ТЦ601-603, 51/54ТЦ655, 51/54ТЦ675- первый серийный телевизор с цифровой обработкой сигнала, часть которых выпускается с кинескопами 61 см по диагонали.

Основные технико-экономические  показатели работы предприятия представлены в таблице 2.1

 

 

Таблица 2.1 – Основные показатели хозяйственной деятельности

НАИМЕНОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

ЕД. ИЗМЕР.

2010

год

2011

год

ТЕМП РОСТА

2012

год

ТЕМП РОСТА

1.

Объем доходов - всего

млн. руб.

1624,7

5886,2

362.3%

19260.1

327.2%

2.

выручка от реализации

млн. руб.

1590,4

5822

366, 1%

16898.8

290.3%

3.

Прочие доходы

млн. руб.

34,3

64,2

187,2%

2361,3

3678.0%

4.

Себестоимость реализ. продукции

млн. руб.

1318.5

4762.1

361.2%

14746.1

309,7%

5.

Прочие расходы

млн. руб.

738.4

551,6

74,7%

2524.7

457,7%

6.

Прибыль от реализации продукции

млн. руб.

239

940.6

393.6%

2069.0

220.0%

7.

Рентабельность реализованной продукции

%

18.1%

19,8%

109.0%

14.0%

71.0%

6.

Балансовая прибыль

млн. руб.

-432,1

572.6

-132.5%

1905.5

332.8%

7.

Налоги из прибыли

млн. руб.

6

206.7

3445.0%

582.2

281.7%

8.

Среднесписочная численность

человек

2686

2680

99.8%

2614

97.5%

9.

Среднемесячная зарплата

руб.

8566

32014

373.7%

83256

260.1%

10.

Восстановит. стоимость ОПФ (на кон. года)

млн. руб.

2384

16322

684.6%

Нд

 

11.

Коэф-т текущей ликвидности (норма >=1,7)

 

0.676

1.073

158.7%

0.777

72,4%

12.

Собственный оборотный капитал (СОС)

 

-363,7

225.6

 

296.3

131.3%

13.

Коэф-т обеспеченности СОС (норма >=0,3)

 

-1.712

-0.547

32.0%

-0.309

56.5%

Информация о работе Конкурентоспособность продукции