Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 15:28, курсовая работа
Цель исследования – повышение конкурентоспособности продукции на предприятии.
Задачи курсовой работы: - обобщить теоретические вопросы, характеризующие основные параметры качества продукции и уровень ее конкурентоспособности; - проанализировать и выявить особенности основных параметров качества продукции и уровня ее конкурентоспособности на предприятии ОАО «Рубин»; - разработать рекомендации по повышению конкурентоспособности товара на предприятии ОАО «Рубин».
Объект исследования – предприятие ОАО «Рубин».
Определить знаменатель
Можно сделать вывод, что качество продукции в условиях современного производства — важнейшая составляющая эффективности, рентабельности предприятия и поэтому ему необходимо уделять постоянное внимание. Заниматься качеством должны все — от директора предприятия до конкретного исполнителя любой операции. Все процессы по обеспечению, проектированию, сохранению качества объединены в систему управления качеством.
Конкурентоспособность продукции — это ее относительная характеристика, которая отражает отличие от товара конкурента, во-первых, по степени соответствия одной и той же общественной потребности, а во-вторых, по затратам на удовлетворение этой потребности. Под затратами понимается цена потребления, включающая издержки покупателя, связанные с приобретением товара, и все расходы, возникающие при его потреблении или использовании [13, c. 75].
Конкурентоспособность товара характеризуется тремя группами показателей:
- полезностью (качество, эффект от использования и т.п.);
-определяющими затратами потребителя при удовлетворении его потребностей посредством данного изделия (затраты на приобретение, использование, техническое обслуживание, ремонт, утилизацию и т.п.);
-конкурентоспособностью предложения (способ продвижения продукции на рынок, условия поставки и платежа, каналы сбыта, сервисное обслуживание и т.д.) [19, c. 42].
Оценка
конкурентоспособности
- нормативным (международные требования, государственные требования, региональные требования и требования потребителей);
- техническим (параметры назначения, эргономические параметры, эстетические параметры);
- экономическим (уровень цен на товар, сервисное его обслуживание, размер средств, имеющихся у потребителя для удовлетворения данной потребности);
- организационным (система скидок, условия платежей и поставок, комплектность поставок, сроки и условия гарантий) [18, c. 64].
Методика анализа конкурентоспособности продукции рассмотрена на рис. 1.2.1.
Рисунок 1.2.1 - Блок – схема анализа конкурентоспособности продукции
Для оценки
конкурентоспособности
Единичные показатели отражают процентное отношение уровня какого – либо технического или экономического параметра (Р) к величине того же параметра продукта конкурента (Р100), принимаемого за 100%:
(2)
Групповой показатель (G) объединяет единичные показатели ( ) по однородной группе параметров с помощью весовых коэффициентов ( ),
определяемых экспертным путем:
(3)
Интегральный показатель (I) представляет собой отношение группового
показателя по техническим параметрам(
) к групповому показателю по экономическим
параметрам(
):
Если I<1, то анализируемое изделие уступает образцу, а если I>1 , то оно превосходит изделие – образец или изделие конкурента по своим параметрам.
Изучение
Структура продукции - это соотношение удельного веса отдельных изделии в общем выпуске продукции.
Выполнить план по структуре - значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированное соотношение отдельных ее видов.
Неравномерное выполнение плана по отдельным изделиям приводит к отклонениям от плановой структуры продукции, нарушая тем самым условия сопоставимости всех экономических показателей.
Ритмичная работа является основным условием своевременного выпуска и реализации продукции. Неритмичность ухудшает все экономические показатели: снижается качество продукции; увеличиваются объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовой продукции на складах и как следствие замедляется оборачиваемость капитала; не выполняются поставки по договорам, и предприятие платит штрафы за несвоевременную отгрузку продукции; несвоевременно поступает выручка, из-за чего возникает дефицит, денежного потока; перерасходуется фонд заработной платы в связи с тем, что в начале месяца рабочим платят за простои, а в конце — за сверхурочные работы. Все это приводит к повышению себестоимости продукции, уменьшению суммы прибыли, ухудшению финансового состояния предприятия.
Ритмичность — это равномерный выпуск и отгрузка продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом.
Для оценки ритмичности используют коэффициент ритмичности, коэффициент вариации, числа аритмичности.
Коэффициент ритмичности (Критм) определяется отношением фактического (но не выше планового задания) выпуска продукции (или ее удельного веса) к плановому выпуску (удельному весу):
где, ВП1, ВП0 - фактический (без перевыполнения плановых заданий) и плановый выпуск продукции.
Коэффициент вариации (Квар) определяется как отношение среднеквадратичного отклонения от плановых заданий (за сутки) к среднесуточному плановому выпуску:
где п - число суммируемых плановых заданий.
Ритмичность выпуска зависит от ритмичности работы отдельных цехов, поэтому анализ проводится также в разрезе цехов.
В заключение
анализа ритмичности
На основании данных анализа ритмичности разрабатывают конкретные мероприятия по устранению причин неритмичной работы, которыми могут быть: несвоевременная поставка сырья и материалов поставщиками, другие нарушения поставщиками договорных условий (изменение цены, качества поставляемых материалов), отсутствие энергии не по вине предприятия, простои оборудования, потери рабочего времени и др. [17, c. 52].
Рисунок 1.2.2 - Модель факторной системы объема реализации продукции
Анализ выполнения договорных обязательств ведется работниками отдела сбыта предприятия. Он должен быть организован в разрезе отдельных договоров, видов продукции, сроков поставки. При этом производится оценка выполнения договорных обязательств нарастающим итогом с начала года [18, c. 75].
Таким образом, источниками информации для оперативного анализа хода поставок служат преимущественно данные оперативно-технического и статистического учета, материалы наблюдений. Бухгалтерский учет может служить источником информации, но в более ограниченных пределах в связи с его запаздывающим характером [8, c. 42].
Глава 2 Комплексный анализ параметров качества продукции и уровня ее конкурентоспособности на предприятии ОАО «Рубин»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
ОАО «Рубин», выпускающее телевизоры одноименной марки, является одним из крупнейших предприятий промышленности России, специализируется на массовом производстве теле-, радиоаппаратуры.
В состав ОАО «Рубин» входят предприятия, имеющие самостоятельный баланс с правом юридического лица:
- головной завод ОАО «Рубин» - специализируется на производстве товаров народного потребления телевизионной тематики, уставный фонд – 200,9 млрд.руб.;
- Научно-исследовательский
- Государственный центр
- научно-производственный комплекс «Сигнал», выпускающий изделия микроэлектроники, детали и блоки, для телевизоров, радиоприемники, уставный фонд - 55,5 млрд.руб.;
- ОАО «Альмагор», изготавливающий телевизионные футляры, мебель, уставный фонд - 55,4 млрд.руб.;
- специализированное предприятие «Кабельно-спутникового телевидения», выпускающее аппаратуру для построения систем коллективного приема, кабельного и спутникового телевидения, блоки для телевизионной продукции, радио-приемники, изделия спецтехники, уставный фонд -- 2,4 млрд. руб.;
- Московский завод, выпускающий трансформаторы, уставный фонд 19,3 млрд.руб.;
- Подсобное сельское хозяйство "Рубин", уставный фонд - 2,9 млрд.руб.;
-КОП, уставный фонд 50,2 млн. руб..
На рис.2.1.1 представлена организационная структура ОАО «Рубин».
Рисунок 2.1.1 - Организационная структура управления ОАО «Рубин»
Научно-исследовательский
Основные технико-
Таблица 2.1 – Основные показатели хозяйственной деятельности
№ |
НАИМЕНОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ |
ЕД. ИЗМЕР. |
2010 год |
2011 год |
ТЕМП РОСТА |
2012 год |
ТЕМП РОСТА | |
1. |
Объем доходов - всего |
млн. руб. |
1624,7 |
5886,2 |
362.3% |
19260.1 |
327.2% | |
2. |
выручка от реализации |
млн. руб. |
1590,4 |
5822 |
366, 1% |
16898.8 |
290.3% | |
3. |
Прочие доходы |
млн. руб. |
34,3 |
64,2 |
187,2% |
2361,3 |
3678.0% | |
4. |
Себестоимость реализ. продукции |
млн. руб. |
1318.5 |
4762.1 |
361.2% |
14746.1 |
309,7% | |
5. |
Прочие расходы |
млн. руб. |
738.4 |
551,6 |
74,7% |
2524.7 |
457,7% | |
6. |
Прибыль от реализации продукции |
млн. руб. |
239 |
940.6 |
393.6% |
2069.0 |
220.0% | |
7. |
Рентабельность реализованной |
% |
18.1% |
19,8% |
109.0% |
14.0% |
71.0% | |
6. |
Балансовая прибыль |
млн. руб. |
-432,1 |
572.6 |
-132.5% |
1905.5 |
332.8% | |
7. |
Налоги из прибыли |
млн. руб. |
6 |
206.7 |
3445.0% |
582.2 |
281.7% | |
8. |
Среднесписочная численность |
человек |
2686 |
2680 |
99.8% |
2614 |
97.5% | |
9. |
Среднемесячная зарплата |
руб. |
8566 |
32014 |
373.7% |
83256 |
260.1% | |
10. |
Восстановит. стоимость ОПФ (на кон. года) |
млн. руб. |
2384 |
16322 |
684.6% |
Нд |
||
11. |
Коэф-т текущей ликвидности (норма >=1,7) |
|
0.676 |
1.073 |
158.7% |
0.777 |
72,4% | |
12. |
Собственный оборотный капитал (СОС) |
|
-363,7 |
225.6 |
|
296.3 |
131.3% | |
13. |
Коэф-т обеспеченности СОС (норма >=0,3) |
|
-1.712 |
-0.547 |
32.0% |
-0.309 |
56.5% |