Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 18:34, курсовая работа
Данная работа посвящена основным аспектам изучения конкуренции – ее понятиям, условиям, формам, специфике конкурентной борьбы в России, а также перспективам развития российского рынка, существующим проблемам и возможным методам их решения. Значимость выбранной темы несомненна, так как «конкуренция» - ключевое понятие при изучении рынка.
К основным задачам моей курсовой работы относятся:
отразить многообразие форм и видов конкуренции;
произвести анализ конкуренции в условиях рынка, а также факторов, оказывающих на нее влияние;
продемонстрировать каким образом работают антимонопольные органы и как может пересекаться антимонопольное законодательство с нормами Гражданского кодекса РФ по злоупотреблению правом;
стр.:
Введение …………………………………………………………………………………….3-4
ГЛАВА 1. Конкуренция как составляющая рыночной экономической системы
1.1 Трактовка понятия конкуренции в экономической науке……………………5-6
1.2 Правовое регулирование монополистической деятельности
и защита конкуренции………………………………………………………….6-10
1.3 Модели рыночных структур…………………………………………………..10-18
1.4. Виды конкуренции…………………………………………………………….18-23
ГЛАВА 2. Конкуренция на российском рынке
2.1 Методика исследования конкуренции на российском рынке……………….23-32
2.2 Текущие задачи антимонопольного регулирования в
Российской Федерации в условиях глобального финансового кризиса…….32-34
2.3 Макроэкономические оценки
состояния конкуренции в Российской Федерации……………………………34-36
2.4 Динамика нарушений антимонопольного законодательства 2007-2008 гг…36-37
Заключение ………………………………………………………………………………...38-39
Список использованной литературы ……………………………………………………40
Приложение
Таблица 1. Факторы конкуренции на рынке отрасли.
№ п/п |
Факторы конкуренции |
Признаки проявления факторов на рынке |
1. Ситуация в отрасли | ||
1.1 |
Число и мощность фирм, конкурирующих на рынке |
Имеется группа равных по мощности фирм или имеется одна или более фирм, явно превосходящая исследуемую по мощности. |
1.2 |
Изменение платежеспособного спроса |
Платежеспособный спрос на товар падает, прогноз неблагоприятен |
1.3 |
Степень стандартизации товара, предлагаемого на рынке |
Фирмы-конкуренты не специализированы по видам товара. Товар фирмы и товары-конкуренты практически взаимозаменяемы. |
1.4 |
Издержки переключения клиента с одного производителя на другого |
Издержки переключения клиента с одного производителя на другого минимальны, т.е. вероятность ухода клиентов фирмы к конкурентам и наоборот велика. |
1.5 |
Унифицированность сервисных услуг по товару в отрасли |
Набор сервисных услуг фирм-конкурентов отрасли фирмы по товару в целом идентичен. |
1.6 |
Барьеры ухода с рынка (затраты фирмы на перепрофилирование) |
Издержки ухода фирмы с рынка данного продукта велики (переподготовка персонала, потеря сбытовой сети, ликвидация основных фондов и др.). |
1.7 |
Барьеры проникновения на рынок |
Начальные затраты для развертывания работ на рынке данного товара невелики. Товар на рынке стандартизирован. |
1.8 |
Ситуация на смежных товарных рынках (рынки товаров с близкими технологиями и сферами применения) |
Уровень конкуренции на смежных товарных рынках высок (например, для рынка мебели смежными являются рынки стройматериалов, домостроения и др.). |
1.9 |
Стратегии конкурирующих фирм (поведение) |
Отдельные фирмы осуществляют или готовы к осуществлению агрессивной политики укрепления своих позиций за счет других конкурентов. |
1.10 |
Привлекательность рынка данного продукта |
Имеется явно расширяющийся спрос, большие потенциальные возможности, благоприятный прогноз. |
2. Влияние потенциальных конкурен | ||
2.1 |
Трудности входа на отраслевой рынок |
Величина требуемого капитала для входа на рынок отрасли не высока. Эффективный масштаб производства может быть достигнут достаточно быстро. Фирмы отрасли не склонны применять агрессивные стратегии против "новичков" и не координируют свою деятельность в рамках отрасли для отражения экспансии в отрасль |
2.2 |
Доступ к каналам распределения |
На рынке отрасли большое число торговых посредников, слабо связанных с производителями. Создание собственной сети распространения или привлечение имеющихся посредников к сотрудничеству не требует существенных затрат со стороны "новичков". |
2.3 |
Отраслевые преимущества |
Предприятия отрасли не обладают перед новыми конкурентами значительными преимуществами, связанными с доступом к источникам сырья, патентами и "ноу-хау", основным капиталом, удобными местами расположения предприятия и т.д. |
3. Влияние поставщиков | ||
3.1 |
Уникальность канала поставок |
Степень дифференциации продукции поставщиков настолько высока, что перейти от одного поставщика к другому трудно или дорого. |
3.2 |
Значимость покупателя |
Предприятия отрасли не являются важными (основными) клиентами для фирм-поставщиков. |
3.3 |
Доля отдельного поставщика |
Доля одного поставщика в основном определяет затраты на поставки при производстве продукта (монопоставщик). |
4. Влияние покупателей | ||
4.1 |
Статус покупателей |
Покупателей в отрасли немного. В основном - это крупные покупатели, которые покупают товар большими партиями. Объем их потребления составляет значительный процент от всех продаж в отрасли. |
4.2 |
Значимость товара у покупателя |
Наш товар и аналогичные товары наших конкурентов не являются важной составляющей в номенклатуре закупок покупателя. |
4.3 |
Стандартизация товара |
Товар стандартизирован (низкая степень дифференцирования). Стоимость перехода покупателей к новому продавцу незначительна. |
5. Влияние товаров-заменителей | ||
5.1 |
Цена |
Более низкие цены и доступность товаров-заменителей создают потолок цен для продукции предприятий нашей отрасли. |
5.2 |
Стоимость "переключения" |
Стоимость "переключения" на товар-заменитель (затраты на переобучение персонала, коррекцию технологических процессов и др. у клиента при переходе от нашего товара к товару-заменителю) низка. |
5.3 |
Качество основного товара |
Поддержание требуемого качества нашего товара требует издержек более высоких, чем для товара-заменителя. |
Таблица 2. Факторы конкуренции на рынке стандартизированных конструкций из стали.
№ п/п |
Факторы конкуренции |
Экспертная оценка |
Прогноз изменения фактора |
1. Ситуация в отрасли | |||
1.1 |
Число и мощность фирм, конкурирующих на рынке |
слабо проявляется |
останется стабильным |
1.2 |
Изменение платежеспособного спроса |
не проявляется |
останется стабильным |
1.3 |
Степень стандартизации товара, предлагаемого на рынке |
слабо проявляется |
останется стабильным |
1.4 |
Издержки переключения клиента с одного производителя на другого |
четко проявляется |
останется стабильным |
1.5 |
Унифицированность сервисных услуг по товару в отрасли |
слабо проявляется |
останется стабильным |
1.6 |
Барьеры ухода с рынка (затраты фирмы на перепрофилирование) |
четко проявляется |
останется стабильным |
1.7 |
Барьеры проникновения на рынок |
слабо проявляется |
останется стабильным |
1.8 |
Ситуация на смежных товарных рынках (рынки товаров с близкими технологиями и сферами применения) |
четко проявляется |
определенно усилится |
1.9 |
Стратегии конкурирующих фирм (поведение) |
слабо проявляется |
останется стабильным |
1.10 |
Привлекательность рынка данного продукта |
четко проявляется |
определенно усилится |
2. Влияние потенциальных | |||
2.1 |
Трудности входа на отраслевой рынок |
слабо проявляется |
останется стабильным |
2.2 |
Доступ к каналам распределения |
слабо проявляется |
останется стабильным |
2.3 |
Отраслевые преимущества |
слабо проявляется |
останется стабильным |
3. Влияние поставщиков | |||
3.1 |
Уникальность канала поставок |
слабо проявляется |
останется стабильным |
3.2 |
Значимость покупателя |
слабо проявляется |
останется стабильным |
3.3 |
Доля отдельного поставщика |
слабо проявляется |
останется стабильным |
4. Влияние покупателей | |||
4.1 |
Статус покупателей |
слабо проявляется |
останется стабильным |
4.2 |
Значимость товара у покупателя |
слабо проявляется |
останется стабильным |
4.3 |
Стандартизация товара |
слабо проявляется |
останется стабильным |
5. Влияние товаров-заменителей | |||
5.1 |
Цена |
четко проявляется |
останется стабильным |
5.2 |
Стоимость "переключения" |
четко проявляется |
останется стабильным |
5.3 |
Качество основного товара |
четко проявляется |
останется стабильным |
1 Вступительное слово на заседании Государственного
совета «О мерах по развитию национальной
конкурентоспособности в условиях мирового
финансового кризиса», 18 ноября 2008 года,
Ижевск
2 Доклад ФАС о состоянии конкуренции в Российской Федерации (2009г.)
Информация о работе Конкуренция: понятия, условия, формы и методы