Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 21:09, курсовая работа
Управление – это организационное воздействие на последовательность выполнения определенных элементов работы и стадий изготовления продукции, основанное на разделении прав, полномочий и ответственности.
Управленческая проблема представляет собой сложный вопрос, задачу, требующую своего уяснения, изучения, оценки и решения.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Теоретические аспекты экономики и социальной политики
1.1 Характеристика экономики и социальной политики……………...5
1.2 Современные проблемы экономики ……………………………….7
1.3 Современные проблемы управления предприятия………………..9
2. Сущность мотива и его основные проблемы
2.1 Определение мотива и мотивации………………………………...11
2.2 Основные проблемы мотивации…………………………………13
2.3 Проблемы общения………………………………………………...15
3. Пути решения проблем управления ……………………………….…17
Заключение…………………………………………………………...…..20
Список используемой литературы………………………………………21
1.3 Современные проблемы управления предприятием
При переходе к рыночной экономике предприятия России столкнулись с массой проблем, решить которые все разом оказалось большинству из них не под силу. Это привело к сильнейшему спаду производства, экономическому, финансовому и управленческому кризису.
Вопрос о том, как работать в условиях рынка, как управлять предприятием и принимать решения, еще долгое время останется актуальным. Все дело в том, что отечественные предприятия не имеют практически никакого опыта работы в рыночной экономике. Они не располагают достаточной информацией, не знают, какая информация им необходима, как ею пользоваться, как накапливать, обрабатывать и использовать полученные сведения в принятии управленческих решений.
Современное производственное предприятие представляет собой сложный комплекс, динамизм и слаженность работы которого обеспечивается механизмом управления. Механизм управления предприятием – это, прежде всего, иерархическая система административных органов и управленческих структур, при помощи которой согласованно решаются основные задачи и достигаются цели, стоящие перед предприятием, устанавливаются внутренние связи, осуществляется контроль исполнения, используются рычаги воздействия, охватывающие деятельность всех звеньев и работников предприятия – от рабочего до директора.
Глубокие изменения в экономике России и все большая ее интеграция в мировую экономику ведут к тому, что прежние формы управления все больше приходят в несоответствие со складывающейся хозяйственной средой. Это обуславливается, прежде всего, необходимостью решения крупных системных проблем хозяйствования. К ним относятся: повышение конкурентоспособности отечественных предприятий в условиях резкого старения основных производственных фондов и усиление конкуренции со стороны зарубежных производителей; нехватка оборотных средств; несовершенство подготовки менеджеров к ведению экономики предприятия в условиях рыночной системы хозяйствования и многое другое.
Решение этих проблем требует больших финансовых и кадровых ресурсов. Кроме того, здесь действует еще временной фактор, поскольку, к примеру, перевооружение отраслей должно произойти в относительно короткие сроки.
Все это говорит о том, что для их решения требуется создание адекватных им методов и технологий управления. К примеру решение проблемы усиления отраслевой управляемости и повышение конкурентоспособности предприятий в условиях высокой конкуренции со стороны зарубежных производителей возможно за счет создания крупных корпораций, стратегических альянсов. И этот процесс в России набирает силу.
Созданы стратегические альянсы в оборонной, авиационной и космической отраслях промышленности. Довольно значительное развитие получили холдинговые образования в нефтяной, металлургической и машиностроительной отраслях промышленности.
Но такое объединение предполагает создание принципиально нового менеджмента – корпоративного. Последнее основано на принципиально иной идеологии. По сравнению с зарубежным этот тип управления для России является новым и еще не освоенным. Поэтому в его развитии важное значение приобретает решение двуединой задачи: с одной стороны, требуется освоение форм и методов корпоративного управления, которое уже длительное время применяется в зарубежных компаниях, а с другой стороны, необходимо адаптировать их к условиям и действительности хозяйственной среды в России. Этого можно достичь, если работа будет опираться на концепцию повышения эффективности, как в области общего управления, так и корпоративного.
2. Сущность мотива и его основные проблемы
2.1 Определение мотива и мотивации
Мотивация — стимулирование к деятельности, процесс побуждения себя и других к работе, воздействие на поведение человека для достижения личных, коллективных и общественных целей.
Мотивы к труду появляются, когда в распоряжении общества (или субъекта управления) имеется необходимый набор благ, который соответствует потребностям человека. При этом мотивы деятельности человека могут быть экономическими и неэкономическими. Первые связаны с возможностью получить материальные выгоды, повышающие благосостояние человека. Вторые, являясь косвенными, облегчают получение, как прямых материальных выгод, так и большего свободного времени и соответствующих духовных благ.
Мотивы труда различаются:
- по потребностям, вторые человек стремится удовлетворить посредством трудовой деятельности;
- по благам, которые
требуются человеку для
- по уровню цены, которую работник готов заплатить за получение необходимых благ.
Существует определенная система мотивов к труду. В нее входят мотивы: содержательности труда, его общественной полезности; статусные, связанные с общественным признанием плодотворности трудовой деятельности; получения материальных благ; ориентированные на определенную интенсивность работы.
Мотивы к труду формируются до начала профессиональной трудовой деятельности. Человек усваивает ценности и нормы трудовой морали и этики, закладывающие основы его отношения к труду.
Сами потребности находятся между собой в сложном динамическом взаимодействии, очень часто противоречат друг другу. Они способны изменяться во времени, а также в зависимости от пола, возраста, социального положения и др., меняя направленность и характер действия мотивов. Все это влечет изменения в поведении человека и неожиданные его реакции на мотивирующие воздействия.
2.2 Основные проблемы мотивации
В последние годы в нашей стране наблюдается падение имиджа труда, особенно в общественном производстве. Это привело к тому, что большая часть населения, не имея реальной возможности приобретения благ за счет честного, добросовестного труда, предпочитает уменьшить уровень собственных притязаний, ограничить свои потребности. Результатом является трудовая пассивность, а соответственно и пассивность потребительская.
Формой проявления трудовой пассивности стало снижение у многих интереса к повышению квалификации и профессионального мастерства.
Учеба и творчество утрачивают свои позиции. У некоторых работников повысилась неудовлетворенность трудом даже при росте заработной платы, поскольку усилилось ощущение несправедливости распределения.
Таким образом, состояние трудовой мотивации сегодня характеризуется следующими признаками:
- общей трудовой пассивностью;
- низкой значимостью общественных мотивов труда, служебного, профессионального и квалификационного роста;
- определением социального статуса личности, как правило, по нетрудовым критериям;
- желанием иметь стабильную, высокооплачиваемую работу, обеспечивающую необходимый уровень потребностей.
Низкая доля затрат на рабочую силу в общих производственных издержках предприятий на уровне 15—20% затрудняет высвобождение избыточного персонала на рынок труда, что осложняет процесс отраслевой реструктуризации и «перелива» труда между сферами хозяйственной деятельности. Покупательная способность рубля продолжает снижаться: рост потребительских цен опережает рост номинальной заработной платы, что, естественно, приводит к резкому снижению трудовой мотивации, производительности труда, поиску теневых источников дохода и другим негативным последствиям.
Низкая производительность труда делает воспроизводственный процесс все более и более трудозатратным, ориентированным на первоочередное применение физической силы вместо капиталоемких технологий, снижает мотивацию работодателя к инвестированию средств в человеческий капитал. В результате на рынке труда формируется самоподдерживающаяся устойчивая ситуация, когда заработная плата не выступает в качестве основного источника дохода подавляющей части работников и в ее изменении не заинтересованы ни они, ни работодатели. Спад объемов производства и нежелание расставаться с квалифицированным персоналом в надежде на улучшение рыночной конъюнктуры вынуждают руководство предприятий применять политику сокращения расходов на оплату труда посредством неполного рабочего времени и вынужденных отпусков с полным или частичным сохранением заработка.
Другим инструментом воздействия государства на рынок труда является тарифное регулирование заработной платы. Необходима корректировка не только МРОТ, но и различий в оплате труда отдельных тарифных разрядов. Единая тарифная ставка оплаты работ определенного уровня сложности и квалификации с коллективными формами поощрения не учитывает главного фактора выхода из кризиса — опоры на индивидуальные способности людей, результаты и достижения в работе.
Отсутствие промышленной и инвестиционной политики на федеральном уровне, дефицит бюджета и нарастание социальных проблем приводят к созданию рабочих мест преимущественно за счет собственных средств предприятий, региональных бюджетов и, если удается, за счет кредитов и заемных средств.
Старое оборудование, отсутствие средств на его замену и модернизацию ориентируют на ручной труд, неизбежное ухудшение качества продукции, снижение заинтересованности предпринимателя в повышении уровня квалификации своих работников, консервируют техническую и кадровую отсталость отраслей экономики.
Несмотря на многочисленные рекламации, смена поставщиков происходит редко, и результаты низкого качества продукции перекладываются на потребителя. В силу этих обстоятельств неизбежен скорый спад физических объемов производства, если не интенсифицировать процесс обновления основных фондов налоговой, денежно-кредитной и другими государственными политиками.
2.3 Проблемы общения
Большинство людей, достигших успеха и жизненного благополучия, интуитивно понимает, насколько большую роль в их жизни и карьере играют другие люди. Каждый человек—это шанс. В мире бизнеса эта концепция называется системой деловых связей. Ее смысл заключается в следующем: чем больше у вас знакомых, тем значительнее ваши шансы наладить бизнес. Без преувеличения можно сказать, что люди являются наиценнейшим богатством. Человеческие взаимоотношения занимают центральное место, и тот, кто достигает успеха в различных сферах жизни, всегда строит прочные отношения с окружающими. Человек чувствует себя уверенно и получает психоэнергетическую поддержку, прежде всего от «своего» круга общения: от своих друзей и близких, своих коллег, своих земляков и т. д.
Общение — это форма деятельности, осуществляемая между людьми как равными партнерами и приводящая к возникновению психического контакта. Психический контакт обеспечивает в общении взаимный обмен эмоциями. Он же характеризует общение как двустороннюю деятельность, взаимную связь между людьми.
Общение — сложный и весьма многоплановый процесс установления и развития контактов и связей между людьми. И чаще всего оно включено в практическое взаимодействие людей. Б.Д. Парыгин отметил, что этот процесс может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия людей, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимного влияния друг на друга, и как процесс их взаимного переживания и взаимного понимания друг друга. Определение Б.Д. Парыгина ориентирует на системное понимание сущности общения, его многофункциональность и деятельную природу.
Интерес ученых (социологов, психологов, философов и др.) к феномену общения настолько велик, что рассмотрение проблем общения осложняется различием трактовок как самого понятия «общение», так и нахождением его места в иерархии других социально-психологических феноменов, таких как взаимодействие, восприятие, взаимоотношения и др.
Одной из основных проблем общения являются конфликты. Конфликты рождаются на почве ежедневных расхождений во взглядах, разногласий и противоборства разных мнений, потребностей, побуждений, желаний, стилей жизни, надежд, интересов и личностных особенностей. Конфликты представляют собой эскалацию каждодневного соперничества во всех сферах жизни, нарушают собственное спокойствие и спокойствие окружающих людей.
Чаще всего людям очень сложно изменить свою точку зрения, причина в том, что каждый человек уверен в своей правоте. Лишь некоторым людям удается избежать конфликтной ситуации. Когда человек воспринимает конфликт как угрозу его эго, возникает ответная реакция – защищаться, или атаковать. Страх поражения берет верх над разумом.
Проблемой конфликта является не имеющееся разногласие, а тот способ, которым с ним обращаются. Когда человек сталкивается с разногласием, первой реакцией становится желание возразить. Однако спор как способ изменения чужих мыслей сильно переоценивают.
Взаимоотношения – это двустороннее движение, а люди порой оказываются порой настолько заинтересованными в изменении другого человека, что не замечают того, что их поведение тоже является частью проблемы.
3. Пути решения проблем управления
Решение – это волевое воздействие человека на объект управления для разрешения проблем, выбор альтернативы для достижения поставленной цели. Виды решений, как правило, совпадают с видами проблем. Если проблема носит стратегический характер, то и решение должно быть стратегическим, если проблема текущая, краткосрочная, то и решение должно быть аналогичным.
Для организации важен как механизм управления процессом решения проблем, так и исполнительный механизм реализации решений.
С точки зрения эффективной адаптации организации к реальным условиям функционирования исключительно важная роль принадлежит механизму управления процессом решения проблем и, следовательно, процессом принятия решений.
К функциям управления процессом решения проблем организации относятся, прежде всего: предвидение проблем, выявление проблем, диагностика, систематизация и классификация проблем, выработка альтернативных вариантов решений, выбор наиболее предпочтительного альтернативного варианта решения, реализация принятых решений, контроль за реализацией решений.