Контрольная работа по "Экономике природопользования или основам оценочной деятельности"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 13:28, контрольная работа

Краткое описание

Экономика природопользования – это раздел экономической науки, направленный на более рациональное и комплексное использование природных ресурсов в результате хозяйственной деятельности человека в целях предотвращения их истощения и экологической безопасности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
Виды и формы управления природопользованием. …………………...5
Принципы социально-экономического развития хозяйственно-природных комплексов и предприятий. ………………………………11
Материальное стимулирование природоохранной деятельности на предприятии……………………………………………………………..14
Заключение…………………………………………………………………17
Список литературы…………………………………………………………19

Вложенные файлы: 1 файл

к.р. экон. природопользования.docx

— 38.32 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Филиал государственного образовательного учреждения высшего  профессионального образования

«Тюменский Государственный  Нефтегазовый Университет

Филиал в городе Нижневартовске»

 

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине:

«Экономика природопользования или основы оценочной деятельности».

 

Вариант 8.

 

 

 

                                                                                  Выполнил:

студент гр. ЭПзп-09

                                                                                             Пламадяла Л.А.

                                                                                   Проверил:

                                                                                                   Бечиев Р.Ш.

 

 

 

 

 

2011 г.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3

  1. Виды и формы управления природопользованием. …………………...5
  2. Принципы социально-экономического развития хозяйственно-природных комплексов и предприятий. ………………………………11
  3. Материальное стимулирование природоохранной деятельности на предприятии……………………………………………………………..14

Заключение…………………………………………………………………17

Список литературы…………………………………………………………19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

С интенсивным развитием  научно-технического прогресса и  ростом объемов производства проблемы взаимодействия природы и общества приобретают глобальный характер.

В процессе развития общества постоянно существует проблема несоответствия соотношения между возрастающими  потребностями людей  и фактическим  наличием ресурсов. Огромный ущерб  окружающей среде  наносится в  результате нерационального природопользования, что приводит к загрязнению и  истощению природных ресурсов. Основной задачей сегодняшнего дня является оптимизация взаимодействия общества и природы на основе повышения  эффективности использования природных  ресурсов в хозяйственной  деятельности человека. Именно эту задачу и призвана решить экономика природопользования.

Экономика  природопользования – это раздел экономической науки, направленный на более рациональное и комплексное использование  природных ресурсов в результате хозяйственной деятельности человека в целях предотвращения их истощения  и экологической безопасности.

Фактически экономика  природопользования как новое научное  направление стала складываться  в конце  60-х – начале 70-х  гг. XX столетия. Причиной этого послужило  осознание учеными  и практиками факта  ограниченности  природных  ресурсов, опасности сохранения «техногенного»,  природоемкого типа развития производительных сил, необходимости проведения природовосстановительных работ в больших масштабах.

Предметом экономики природопользования являются социально-экономические  отношения, возникающие по поводу добычи, переработки, потребления и использования  природных ресурсов в производственной и непроизводственной деятельности человека.

 

Основными направлениями  исследования  в рамках экономики  природопользования являются:

- природно-ресурсный потенциал;

- экологические проблемы и способы их решения;

- разработка методов рационального природопользования;

- экономическое обеспечение природоохранных мероприятий;

- государственное регулирование природопользования.

В процессе природопользования осуществляется общественное потребление  различных видов природных ресурсов, таких  как земля, вода, газ. По своей  сути природопользование может быть рациональным или нерациональным.

Рациональное природопользование предполагает наиболее разумное использование  природных ресурсов в процессе производства материальных благ. Оно дает возможность  удовлетворения потребности в необходимом  количестве природных ресурсов не только современного, но и будущих поколений.

Нерациональное природопользование сопряжено с неоправданно высокой  материалоемкостью производства, бессмысленными потерями и отходами. Оно ведет  к ухудшению качества природной  среды за счет загрязнения, истощения  и деградации.

Глобальную цель экономики  природопользования можно определить как разработку методов, приемов  и способов рационального использования  природных ресурсов в хозяйственной  деятельности человека для обеспечения  экологической безопасности.

 

 

 

 

    1. Виды и формы управления природопользованием.

Содержание системы государственного управления природопользованием складывается из форм, методов и функций управления.

Формы управления представляют собой внешние проявления управленческой деятельности, имеющие правовую или неправовую форму.

Неправовые формы управления (основные, преобладающие формы непосредственной управленческой деятельности) это оперативно-хозяйственное  распорядительство и обеспечение  исполнителей необходимыми силами и  средствами для выполнения ими своих  непосредственных функций

Правовые формы управления применяются там, где возникают  противоречия не устранимые иным путем, кроме правового и выражаются в правотворческой (в принятии таких  решений, которые имеют значение закона и его форму) и в правоприменительной  форме, то есть в принятии правоприменительных  актов, посредством которых правотворческий  акт реализуется в жизнь (нормативно-правовой акт о порядке реализации правотворческого акта, далее - инструкции и методики реализации, а далее - приказы по реализации и контролю). Третьей, обязательной правовой формой управления является правоохранительная форма, выражающаяся в применении санкций правовых норм в случаях, когда эти нормы нарушаются.

Методы управления подразделяются на:

Метод обязательных предписаний, который предполагает точное и неукоснительное  выполнение управленческого решения, не допуская каких либо отступлений от него. Применяется в случаях, когда не требуется учета местных условий и особенностей при выполнении решения.

Метод рекомендаций выражается в вынесении таких управленческих решений, в ходе реализации которых  допускается учет местных условий  и особенностей и применение этого  решения сообразно с ними.

Метод санкционирования или  метод ограничения, при котором  управленческие решения принимает  сам управляемый орган, однако они  обретают юридическую силу лишь после  утверждения этих решений компетентным органом.

Метод разрешения или полного  делегирования прав означает полное самоуправление управляемых органов, при котором они сами принимают  управленческие решения, не нуждающиеся  в чьем либо утверждении (например - решения Правительства Москвы, принимаемые  в пределах его полномочий, установленных  законом, не нуждаются в чьем либо утверждении и подлежат исполнению всеми организациями и гражданами на территории г. Москвы).

Функции государственного управления. Формы и методы государственного управления природопользованием реализуются  через функции (вид действий) управления, которыми наделены данные органы. Наиболее эффективной системой управления является такая, которая в результате своего применения создает систему отношений, отличающихся устойчивостью и оптимальностью.

Независимо от видов и  компетенции органов управления каждый из них прямо или косвенно выполняет или участвует в  выполнении следующих основных семи функций:

1. Функция учета природных ресурсов (объектов окружающей природной Среды) и ведения государственных кадастров обусловлена потребностью научно обоснованного природопользования, которое невозможно без полной и достоверной информации о природных объектах. Функция учета и ведения кадастра служит основой для всех остальных функций управления природопользованием. Специфика кадастрового учета природных объектов выражается в следующем:

- учет природных объектов ведется, как правило, в натуральной форме (т.е. объекты описываются количественно и качественно и при этом оценивается их потенциал в единицах учета);

- кадастровый учет производится по определенной процедуре, включающей особую, установленную законом систему построения учетных данных; наличие особых органов и должностных лиц, правомочных осуществлять данный учет; специальные сроки обновления и предоставления кадастровых данных и т.д.;

- кадастровые системы функционируют в режиме периодической непрерывности, поскольку природные объекты подвергаются изменениям в результате хозяйственной деятельности и иных факторов.

2. Функция планирования мероприятий по использованию и охране природных объектов вытекает из потребности рационального природопользования. С учетом комплексного характера самих природных объектов, нахождения их в целостной экосистеме, планирование должно отражать это свойство, а так же необратимые процессы размещения производственных сил, поэтому планирование рационального природопользования осуществляется в форме комплексных целевых программ (ЦКП). ЦКП и по форме и по содержанию отличаются от планов и программ мероприятий. В ЦКП - комплекс мероприятий по реализации одной или нескольких целей упорядочивается в виде дерева целей, т.е. строится четкая иерархия целей с определением критериев и показателей степени достижения целей по каждому этапу реализации.

3. Функция распределения и перераспределения природных объектов обусловлена тем, что для обеспечения рационального природопользования необходимо включение граждан и организаций в механизм отношений собственности на данные природные объекты. Включение осуществляется путем предоставления природных объектов на праве владения либо пользования, либо аренды, которые в свою очередь подразделяются на виды ( постоянное, временное и т.д.).

Помимо распределительно-перераспределительных функций законом предусмотрены функции отнесения тех или иных природных объектов к категориям, видам и группам, что изменяет правовой статус данных объектов. После получения того или иного статуса природный объект не может использоваться иначе.

4. Функция воспроизводства природных объектов вытекает из конституционных прав граждан. Функция воспроизводства реализуется преимущественно неправовыми формами (обеспечение средствами и материалами), поскольку для её реализации необходимы определенные затраты и материальные средства. Правовые формы данной функции реализуются преимущественно организационным путем. Данная функция осуществляется в управлении природопользованием по следующим направлениям:

- установление специальных правил по воспроизводству природных объектов ;

- контроль за соблюдением этих правил органами государственного управления и стимулирование к соблюдению этих правил мерами экономико-правового воздействия;

- установление такого режима природопользования, при котором уменьшается степень потребления природных ресурсов и утрата их природных функций.

5. Функция пространственно-территориального устройства природных объектов обусловлена их особыми природными свойствами: объемной пространственностью и неподвижностью, в силу чего природные объекты невозможно поменять местами или переместить, как этого часто требует хозяйственная целесообразность и потребность в организации природопользования.

В функции пространственно-территориального устройства происходит увязка экологических (продиктованных интересами охраны и  воспроизводства природных богатств, сохранением их экологических связей) и экономических (продиктованных интересами производства народнохозяйственного комплекса) интересов.

Территориально-пространственное устройство можно назвать правовым механизмом, обеспечивающим взаимодействие двух систем, развивающихся по своим  индивидуальным законам - общества и  природы. От того, на сколько грамотно и правильно будет организовано это взаимодействие или стыковка этих систем, зависит обеспечение гармоничного функционирования экономического и экологического развития всех сфер человеческой жизни.

Территориально-пространственное устройство выражается в рациональном (с экономических и экологических  позиций) отводе природных объектов для того или иного вида хозяйственной  деятельности, а следовательно, с  размещением средств производства с учетом условий и особенностей природных объектов, которые с  момента отвода начинают так же играть роль средств производства в качестве пространственного базиса его или  в качестве сырьевого придатка.

Территориально пространственное устройство, как управленческая функция  имеет две стороны:

Информация о работе Контрольная работа по "Экономике природопользования или основам оценочной деятельности"