Малые предприятия и их роль в экономике (Россия, регион)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2015 в 10:48, курсовая работа

Краткое описание

В условиях нестабильной экономической политики государства, тяжёлого
налогового бремени всё более широкое распространение получает малый бизнес.
Малый бизнес обычно характеризуется тем, что он более мобилен и легче
приспосабливается к изменяющимся условиям, хотя его инвестиционные
возможности невелики. Поэтому необходимо дать свободу развитию малых
предприятий. Они дают России необходимую насыщенность рынка, среду
конкурен­ции, которой так не хватало крупным монополистам-гигантам, из-за
чего страдало ка­чество, а процесс внедрения новых технологий всегда был
заторможен.

Содержание

Введение
Основная часть
1. Малый бизнес - сущность и его роль в экономике
2. Правовые основы деятельности малых предприятий
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

kosheleva_kursovaia_rabota (1).doc

— 191.00 Кб (Скачать файл)

Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

Филиал

Темниковский

Вид работы

Курсовая работа

Название дисциплины

Экономика организации

Тема

Малые предприятия и их роль в экономике (Россия, регион)

Фамилия студента

Кошелева

Имя студента

Елена

Отчество студента

Алексеевна

№ контракта

13617137340011


 

Содержание

 

 

  Основные данные о работе

  Содержание

  Введение

  Основная часть

    1.  Малый бизнес - сущность и  его роль в экономике

    2. Правовые основы деятельности  малых предприятий 

  Заключение

  Глоссарий

  Список использованных источников

  Приложения

 

Введение

 

                            Введение                            

В условиях нестабильной экономической политики государства, тяжёлого

налогового бремени всё более широкое распространение получает малый бизнес.

Малый бизнес обычно характеризуется тем, что он более мобилен и легче

приспосабливается к изменяющимся условиям, хотя его инвестиционные

возможности невелики. Поэтому необходимо дать свободу развитию малых

предприятий. Они дают России необходимую насыщенность рынка, среду

конкурен­ции, которой так не хватало крупным монополистам-гигантам, из-за

чего страдало ка­чество, а процесс внедрения новых технологий всегда был

заторможен.

Экономически это выгодно, потому что по­явление большого числа фирм приведет

к созданию новых рабочих мест, да и это принесет реальные деньги в бюджет не

только центра, но и регионов, что особенно важно, учитывая выделение Москвы и

огромный упадок субъектов Российской Феде­рации. И одним из самых главных

преимуществ является то, что появление малого и среднего бизнеса неизбежно

ведет к появлению конкуренции на отечественном рынке, чего так не хватало

экономике России на последних этапах развития.

В этом я вижу актуальность избранной мною темы.

Для глубокого раскрытия роли малых предприятий в экономике были выделены

следующие разделы: сущность малого бизнеса и его роль; правовые аспекты

деятельности малых предприятий, включающие создание, регистрацию, ликвидацию

и управление  малыми предприятиями; проблемы и перспектива развития малого

бизнеса в России, включающие проблемы становления малых предприятий в России

и в республике Коми, их поддержка со стороны государства и особенности их

налогообложения.

Для этого были использованы научные статьи Джаарбекова С. М. «Налогообложение

малого бизнеса», Шахмалова В. «Малые предприятия в системе рыночных реформ»,

Афанасьева В. «Малый бизнес: проблемы становления», а также федеральные

законы РФ, налоговый кодекс РФ, последние публикации в специализированных

газетах и журналах и другая научная литература.

 

Основная часть

1 Малый бизнес - сущность и его роль в экономике

 

                1.1. Что такое малый бизнес                   

Как явствует из самого определения, «малый бизнес» - это предприниматель­ская

деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определен­ных

установленных законами, государственными органами или другими

представи­тельными организациями критериях.

Как показывает мировая практика, основным критерием, на основе которого

предприятия различных организационно- правовых форм относятся к субъектам

мало­го предпринимательства, является, в первую очередь, средняя численность

работни­ков, занятых за отчетный период на предприятии. В ряде научных работ

под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой

лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее

общими кри­териями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу

является:

-    численность персонала;

-         размер уставного капитала;

-         величина активов;

-         объем оборота (прибыли, дохода).

По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятия

отно­сятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50.

Однако наи­более часто применяемыми критериями являются те, что описаны выше.

Практически во всех странах определяющим критерием является численность

работников за отчет­ный период.

При определении мер поддержки субъектам малого бизнеса на уровне стран ЕС

могут применяться и другие показатели, а страны, входящие в ЕС, могут

использовать и свои показатели при отнесении предприятий к малым. Другие

Экономические орга­низации устанавливают свои меры отнесения фирм к категории

малого бизнеса. Так международная Организация Экономического Сотрудничества и

Развития (ОЭСР), в которую входят экономически высокоразвитые страны,

определяет предприятия с числом занятых до 19 чел. как «весьма малые», до 99

чел. как «малые», от 100 до 499 чел. как «средние» и свыше 500 чел. как

крупные.

Рассмотрим, как относят предприятия к малым страны с развитой экономикой и

узнаем, каков мировой опыт малого бизнеса.

В Великобритании отнесение предприятий к субъектам малого бизнеса

осно­вывается на данных оборота и численности занятых (различных по отраслям

экономи­ки). К мельчайшим относят фирмы с числом занятых от 1 до 25 чел., к

мелким - от 25 до 99. При этом в обрабатывающей промышленности малыми

считаются фирмы с за­нятостью ниже 200 человек, в то время как в торговле это

предприятие с годовым обо­ротом менее 400 тыс. фунтов стерлингов.

Во Франции малыми считаются предприятия, на которых численность занятых не

превышает 500 чел. и годовой оборот до взимания налогов, оцененный на момент

закрытия итогового баланса, ниже 200 млн. франков. Причем в различных

отраслях экономики размер фирмы оценивается по-разному. Если в сельском

хозяйстве и пище­вой промышленности фирмы с занятостью свыше 200 чел.

считаются крупными, то в отрасли производства оборудования предел численности

- 500 чел.

В Швеции система отнесения предприятий к малым схожа с французской, но там

действуют еще и такие показатели, как: стадии роста, отраслевая

принадлежность, географическая сфера деятельности, специфические

характеристики владельцев и управляющих (женщины-предприниматели,

иностранцы), типы проблем, характерные для предприятия.

В Германии определенное понятие о малом бизнесе отсутствует, но в

соответ­ствии с классификацией федерального министерства хозяйства к мелким

относят фирмы с числом занятых до 49 чел. и ежегодным оборотом менее 1 млн.

марок. Мел­кие и средние фирмы - это фирмы, которыми руководят юридически

самостоятельные владельцы, непосредственно участвующие в производстве,

полностью берущие на се­бя экономический риск и финансирующие свою

деятельность, как правило, без при­влечения кредитных средств.

В Соединенных Штатах Америки федеральным законом о малом бизнесе

уста­новлено, что малая фирма - это фирма, имеющая одного или нескольких

владельцев, с числом занятых не больше 500 чел., величиной активов не больше

5.000.000 $ и годо­вой прибылью не свыше 2.000.000 $. В зависимости от

количества нанятых работни­ков все предприятия в США делятся на:

-         наименьшие -1-24 занятых;

-         малые - 25 - 99 занятых;

-         промежуточные - 100 - 499 занятых;

-         крупные - 500 - 999 занятых;

-         крупнейшие - 1000 и более занятых.

Следует отметить что здесь, как и во многих других странах, играет роль и

от­раслевая структура предприятия. Причем в одних отраслях играет

определяющую роль количество занятых (обрабатывающая и добывающая

промышленность), а в дру­гих - величина оборота (строительство, торговля,

услуги). Нормы критериев различны для предприятий, работающих в разных

отраслях экономики США.

В США малыми считаются предприятия, управляемые независимыми собст­венниками

и не занимающие доминирующего положения на товарных рынках.

В странах Евразийского экономического сообщества, куда входят республика

Беларусь, Российская Федерация, республика Казахстан, Кыргызская республика и

республика Таджикистан, развитие малого предпринимательства ещё не достигло

уровня развитых в рыночном отношении стран. Доля населения, занятого в малом

бизнесе, ещё весьма незначительна и составляет всего от 5% (Таджикистан) и до

10,2% (Россия).

В российской практике существование малого предпринимательства было

раз­решено в 1988 г. В этот период к числу малых отнесли государственные

предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 чел.

В последствии критерии отнесения предприятий к малому бизнесу неоднократно

менялись в соответ­ствии с принятием новых законов о малом

предпринимательстве. Такие изменения были в 1990 г., в 1991 г., в 1993 г., в

1995 г., в 1998г.  Последние изменения  были приняты 31 июля 1998 года. И в

соответствии с законом от 14.06.1995 №88-ФЗ «О государственной поддержке

малого предпринимательства в Российской Федерации» (с изменениями и

дополнениями от 31.07.1998) под субъектами малого предпринимательства

понимаются коммерческие организации с ограничением доли участия Российской

Федерации, общественных и религиозных организаций, различных фондов в

уставном капитале данных организаций до 25%. Дополнительным ограничением

является непревышение 25% в уставном капитале организации доли, принадлежащей

одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого

предпринимательства. Средняя численность работников за отчетный период не

превышает предельных уровней:

в промышленности - 100 человек;

в строительстве - 100 человек;

на транспорте - 100 человек;

в сельском хозяйстве - 60 человек;

в научно технической сфере - 60 человек;

в оптовой торговле - 50 человек;

в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;

в остальных отраслях и при осуществлении других видов       деятельности - 50

че­ловек.

В мае 2002 появилось небольшое дополнение к понятию «малый бизнес». Теперь

планка максимального годового оборота, при котором предприятие остается

«малым», увеличена с 10 до 15 млн. руб. 

В Федеральном Законе «О государственной поддержке малого предпринима­тельства

в РФ» установлено, что под субъектами малого бизнеса понимаются также

физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без

образова­ния юридического лица.

   1.1. Роль малого бизнеса в экономике              

Во-первых, как уже отмечалось, малый бизнес обеспечивает необходимую

мо­бильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию,

без ко­торых немыслима его высокая эффективность. Во-вторых, он способен не

только бы­стро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и

сравнительно бы­стро окупаться. В-третьих, - создавать атмосферу конкуренции.

В-четвертых (и это, пожалуй, самое главное), он создает ту среду и дух

предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.

Мелкие и средние предприятия играют заметную роль в занятости, производст­ве

отдельных товаров, исследовательских и научно-производственных разработках.

О том, что малые предприятия способны в больших масштабах обеспечивать

работой незанятые трудовые ресурсы говорит то, что в США в мелких фирмах в

1990 году было сосредоточено 40%, а в Германии 49% всей рабочей силы. В этом

заключа­ется социальная роль предприятий мелкого предпринимательства.

Несмотря на то, что большая часть научного потенциала сосредоточена на

крупных компаниях, малые и средние фирмы по широкому кругу продукции чаще

на­чинают разработку и выпуск новых товаров.

Успех малого бизнеса в этой области можно объяснить следующими причина­ми.

Углубление специализации в научных разработках привело к тому, что во многих

случаях небольшие фирмы идут по более простому или рискованному пути,

работают в неперспективных отраслях. Мелкие фирмы также охотно берутся за

освоение ориги­нальных нововведений, поскольку при выпуске принципиально

нового изделия сни­жается значение крупных лабораторий с устоявшимися

направлениями исследований. К тому же малые фирмы стремятся как можно скорее

наладить массовое производст­во. Тем самым, значение разработок, проводимых

мелкими предприятиями, достаточ­но важно, прежде всего, с точки зрения

расширения рынка предлагаемых товаров и ус­луг, что, в свою очередь, активно

стимулирует процесс производства с целью наиболее быстрого удовлетворения

(вновь  рожденного) спроса, мотивируемого  разработками, проводимыми фирмами

малого и среднего предпринимательства.

Если проследить путь изобретения, использованного крупными монополиями, то

нередко оно оказывается результатом работы отдельных ученых или мелких фирм.

Однако последующее внедрение осуществляется компаниями, обладающими

необхо­димыми для этого финансовыми и материальными ресурсами.

Обобщая все вышесказанное, хотелось бы обратить внимание на то, что мелкое

предпринимательство воздействует на структуру рынка и расширение рыночных

Информация о работе Малые предприятия и их роль в экономике (Россия, регион)