Малые предприятия и их роль в экономике (Россия, регион)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2015 в 10:48, курсовая работа

Краткое описание

В условиях нестабильной экономической политики государства, тяжёлого
налогового бремени всё более широкое распространение получает малый бизнес.
Малый бизнес обычно характеризуется тем, что он более мобилен и легче
приспосабливается к изменяющимся условиям, хотя его инвестиционные
возможности невелики. Поэтому необходимо дать свободу развитию малых
предприятий. Они дают России необходимую насыщенность рынка, среду
конкурен­ции, которой так не хватало крупным монополистам-гигантам, из-за
чего страдало ка­чество, а процесс внедрения новых технологий всегда был
заторможен.

Содержание

Введение
Основная часть
1. Малый бизнес - сущность и его роль в экономике
2. Правовые основы деятельности малых предприятий
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

kosheleva_kursovaia_rabota (1).doc

— 191.00 Кб (Скачать файл)

Государственная поддержка осуществляется в соответствии с федеральной

программой государственной поддержки малого предпринимательства,

региональными, отраслевыми и муниципальными программами развития и поддержки

малого предпринимательства, разрабатываемыми соответственно Правительством

РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного

самоуправления.

Правительство  РФ ежегодно перед представлением федерального бюджета вносит

на рассмотрение Федерального собрания РФ проект федеральной программы

государственной поддержки малого предпринимательства.

В федеральном бюджете ежегодно предусматривается выделение ассигнований на её

реализацию.

Государственные и муниципальные программы поддержки малого

предпринимательства включают в себя основные положения:

·        меры по формирования инфраструктуры развития и поддержки малого

предпринимательства на федеральном, региональном и местном уровнях;

·        перспективные направления развития малого предпринимательства и

приоритетные виды деятельности субъектов малого   предпринимательства;

·        меры, принимаемые для реализации основных направлений и развития

форм поддержки малого предпринимательства;

·        предложения по установлению налоговых льгот и ежегодному выделению

средств из соответствующих бюджетов на поддержку малого предпринимательства и

т.д.

Финансовое обеспечение государственных и муниципальных программ поддержки

малого предпринимательства осуществляется ежегодно за счёт средств

федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ и средств местных

бюджетов и других источников.

Кроме того, большую помощь малому бизнесу оказывают  фонды поддержки малого

предпринимательства.

Фондом поддержки малого предпринимательства является некоммерческая

организация, создаваемая в целях финансирования программ, проектов и

мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства,

путём аккумулирования бюджетных средств, средств, поступающих от приватизации

государственного и муниципального имущества, доходов от собственной

деятельности, добровольных взносов физических и юридических лиц, в том числе

иностранных, доходов от выпуска и размещения ценных бумаг, а также доходов,

получаемых по процентам от льготных кредитов, выделенных на конкурсной основе

субъектам малого предпринимательства.

Фонд поддержки малого предпринимательства является юридическим лицом.

Основными направлениями деятельности фонда поддержки малого

предпринимательства являются:

·        Содействие в формировании рыночных отношений на основе

государственной поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции

путём привлечения эффективного использования финансовых ресурсов для

реализации целевых программ, проектов и мероприятий в области малого

предпринимательства;

·        Участие в разработке, проведении экспертизы и конкурсном отборе, а

также в реализации федеральных, региональных, отраслевых и муниципальных

программ развития и поддержки малого предпринимательства, проектов в области

малого предпринимательства, демонополизации экономики, развитии конкуренции,

насыщении товарного рынка, создание новых рабочих мест;

·        Участие в формировании инфраструктуры рынка, обеспечивающей равные

условия и возможности для осуществления деятельности в области малого

предпринимательства;

·        Содействия в привлечении отечественных и иностранных инвестиций для

реализации приоритетных направлений деятельности по созданию конкурентной

среды и развитию малого предпринимательства;

·        Организация консультаций по вопросам налогообложения и применения

норм законодательства.

Финансовое обеспечение федеральной политики в области государственной

поддержки малого предпринимательства осуществляет Федеральный фонд поддержки

малого предпринимательства, создаваемый Правительством РФ.

Средства фонда формируются за счёт средств федерального бюджета, а также за

счёт других источников, предусмотренных статьёй Правительства РФ от 04.12.95г

№ 1184.

Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства является заказчиком

Федеральной программы  государственной поддержки малого предпринимательства.

Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства взаимодействует с

государственными и муниципальными фондами.

Основные задачи указанных фондов:

·        Предоставление финансовой помощи на возмездной и безвозмездной

основе при осуществлении программ демонополизации, перепрофилирования

производства в целях развития конкуренции и насыщения товарного рынка в

соответствии с действующим законодательством;

·        Выполнение функций залогодателя, поручителя, гаранта по

обязательствам малых предприятий;

·        Долевое участие в создании и деятельности хозяйствующих субъектов,

обеспечивающих развитие инфраструктуры рынка, специализированных

консультационных организаций и информационных систем поддержки малого

предпринимательства и развития конкуренции, систем потребительской экспертизы

и сертификации товаров  и услуг;

·        Финансирование мероприятий по подготовке, переподготовке и повышению

квалификации кадров для малых предприятий, поддержке новых экономических

структур, защите прав потребителей;

·        Финансирование научных исследований, связанных с деятельностью

указанных фондов и прочее.

     Особенности налогообложения малого предпринимательства   

Налогообложение субъектов малого предпринимательства в России осуществляется

на основе трёх систем: общеустановленная система налогообложения, упрощенная

система налогообложения, учёта и отчётности для субъектов малого

предпринимательства и система налогообложения по принципу вменённого дохода.

Малый бизнес может быть организован как минимум в следующих формах:

·        Индивидуальный предприниматель;

·        Организация;

·        Организация, применяющая упрощенную систему налогообложения;

·        Индивидуальный предприниматель, применяющий упрощенную систему

налогообложения

     Индивидуальный предприниматель  уплачивает с суммы

полученной прибыли налог на доходы физических лиц по ставке 13% (ст. 224 НК

РФ).Он также уплачивает косвенные налоги (НДС, налог с продаж). При небольших

доходах (до 1млн. рублей выручки в квартал) индивидуальный предприниматель

вправе получить освобождение от уплаты НДС согласно статье №145 НК РФ.

Кроме того, с суммы полученного дохода, за вычетом расходов, связанных с их

увеличением, уплачивается единый социальный налог.

     Организация. С суммы полученной  прибыли организация уплачивала  налог на

прибыль по ставке 20-24% (ст. 284 НК РФ), а с мая 2002 года налог на прибыль

для этих предприятий снижается с 20 до 15% .  Конкретная ставка налога

зависит от законодательства субъекта РФ, в котором расположена организация.

Кроме того, имеются налоги, которые уплачиваются организацией (и не

уплачиваются индивидуальными предпринимателями): налог на пользователей

автодорог, который исчисляется в размере 1% от суммы выручки от реализации

или при торговой деятельности - разницы между ценой реализации и

приобретения товаров; налог на имущество организации, который уплачивается от

балансовой стоимости имущества по ставке, установленной местными органами

власти, но не более 2%.

     Организация и индивидуальный  предприниматель, применяющие упрощенную  систему

налогообложения.

Участники малого бизнеса могут перейти на применение упрощенной системы

налогообложение, учёта и отчетности. Такая возможность предоставлена только

юридическим лицам - субъектам малого предпринимательства. Для юридического

лица одним из аспектов, определяющих возможность перехода на упрощенную

систему налогообложения, является наличие статуса субъекта малого

предпринимательства. При этом средняя за отчётный период численность

работников малого предприятия (не более 15 человек) определяется из расчёта

всех работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового

характера и по совместительству с учётом реально отработанного времени, а

также работников представительств, филиалов и других обособленных

подразделений указанного юридического лица.

Не могут перейти на упрощенную систему налогообложения предприятия,

занимающиеся производством подакцизной продукции, малые предприятия,

созданные на базе ликвидированных структурных подразделений действующих

предприятий, а также предприятия, для которых Минфином РФ установлен особой

порядок ведения учёта и отчётности, например, кредитные организации,

страховые компании, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка

ценных бумаг, предприятия игорного бизнеса, бюджетные организации.

Объектом обложения единым налогом является совокупный доход или валовая

выручка. В том случае, если доход составляет 40% и более от выручки, единый

налог исчисляется по ставке 30% полученного дохода. Доход определяется как

разница между выручкой, полученной предприятием за отчётный год и расходами,

понесёнными за этот период. Источником информации о выручке и затратах,

понесённых предприятием, является книга учёта доходов и расходов. В том

случае, если доход менее 40% полученной выручки, единый налог исчисляется

исходя из выручки предприятия по ставке 10%.

Предприятие считается перешедшим на упрощенную систему налогообложения с того

квартала, в котором произошла его официальная регистрация.

     Единый налог на вменённый  доход.

По Федеральному закону от 31.07.1998г. № 148-ФЗ «О едином налоге на вменённый

доход для определённых видов деятельности» появился особый режим

налогообложения отдельных предприятий и предпринимателей: установление

единого налога. Это, в первую очередь, направлено против уклонения отдельных

налогоплательщиков  от уплаты налогов, и впервые позволило обложить единым

налогом на вменённый доход слабо контролируемый другими налогами налично-

денежный оборот, в рамках которого, по различным оценкам, реализуется от 30

до 80% отражаемых в отчётах товаров и услуг предприятий малого и среднего

бизнеса.

Принципиальным отличием режима налогообложения, использующего единый налог на

вменённый доход, от традиционных схем налогообложения частных предприятий

является то, что база налогообложения по каждому налогоплательщику и объекту

обложения определяется не по их отчётности, а на основании  определённой

расчётным путём доходности различных видов бизнеса в соответствующих

региональных и  других условиях.

Объектом налогообложения при применении единого налога является вменённый

доход на очередной календарный месяц.

С мая 2002 года произошло то, на что бизнесмены, пожалуй, и не рассчитывали:

президент поручил правительству отменить единый социальный налог (ЕСН)

«задним числом» – с 1 января. Вместо ЕСН теперь будет нужно платить только

страховые взносы в Пенсионный фонд. Фактически нынешние решения – это

исправление ошибки, допущенной разработчиками налоговой реформы, «забывшими»

снять ЕСН с малых предпринимателей, платящих вмененный налог. В результате

ошибки налогообложение с 1 января не только не уменьшилось, как планировали

реформаторы, но даже заметно увеличилось. 

 

Заключение

 

Выполнив все цели, поставленные перед этой работой, можно сделать небольшие

выводы по каждому из параграфов.

По первому параграфу понятно, что в каждой стране существует своё собственное

понятие малого бизнеса. В основном оно определяется исходя из численности

работников, занятых на производстве, и из размера годового оборота. Ну а роль

малых предприятий действительно велика: обеспечение работой незанятые

трудовые ресурсы, создание атмосферы конкуренции на рынке, быстрое

перепрофилирование области деятельности, беспрерывный процесс внедрения новых

технологий; и вообщем, малое предпринимательство ведет к оздоровлению

экономики в целом.

По правовым основам деятельности малых предприятий можно выделить следующие

аспекты: нормативной базой для создания и ликвидации МП является закон  "О

предприятиях и предпринимательской деятельности". Учредительными документами

служат устав предприятия и договор учредителей. Осуществляет руководство

директор, ди­ректором может быть назначен один из учредителей.

Учитывая содержание третьего параграфа о проблемах и перспективах развития

малого бизнеса в России, можно сделать вывод о том, что в нашем государстве

правительством сделано очень много для развития и закрепления этого рода

деятельности. Это и различные государственные программы по поддержке малого

бизнеса, и  специальные фонды, созданные государством. И конечно же, важным

условием для развития малого предпринимательства служит грамотная налоговая

политика государства, что в России в последнее время стало заметно.

Налогообложение субъектов малого предпринимательства в России осуществляется

на основе трёх систем: общеустановленная система налогообложения, упрощенная

система налогообложения, учёта и отчётности для субъектов малого

Информация о работе Малые предприятия и их роль в экономике (Россия, регион)