Малый бизнес: проблемы становления и развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 17:25, курсовая работа

Краткое описание

В последнее время в России созрел достаточно серьезный вопрос: кто займет место ныне распадающихся крупных монополистических предприятий, относящихся как к тяжелой, так и к другим не менее важным отраслям промышленности? Ответ кажется простым только на первый взгляд: заполнить освободившееся пространство структурами, вновь образовавшимися за счет крупных вложений в изуродованные распавшимися связями государственные предприятия. Но на самом деле все гораздо сложнее. Деньги вкладываются, время идет, а результат равен нулю.

Содержание

Введение
1. Этапы развития малого предпринимательства в России.
2. Самостоятельное существование малого бизнеса.
3. Проблемы становления малого бизнеса в России.
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_rabota_malyi_biznes_problemy_stanovleniya_i_razvit.doc

— 178.00 Кб (Скачать файл)

 

КАЛУЖСКИЙ ИНСТИТУТ ТУРИСТСКОГО БИЗНЕСА

ФИЛИАЛ РОССИЙСКОЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ  АКАДЕМИИ ТУРИЗМА

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По предмету: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  ТЕОРИЯ

На тему: «МАЛЫЙ БИЗНЕС: ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ»

 

 

                                                                                        

 

 

 

                                                                                          Выполнила:

Кирилкина И.В.

                                                                                          Проверила:

                                                                                           Мигел А.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАЛУГА 2005 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение

1. Этапы развития малого предпринимательства в России.

2. Самостоятельное существование  малого бизнеса.

3. Проблемы становления малого бизнеса в России.

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         ВВЕДЕНИЕ

 

В последнее  время  в России созрел достаточно серьезный вопрос:  кто займет место ныне распадающихся крупных монополистических предприятий,  относящихся как к тяжелой, так и к другим не менее важным отраслям  промышленности? Ответ кажется простым  только  на  первый взгляд:  заполнить освободившееся пространство структурами, вновь образовавшимися за счет крупных  вложений  в изуродованные распавшимися связями государственные предприятия. Но на самом деле все  гораздо  сложнее. Деньги вкладываются, время идет, а результат равен нулю. А дело все в том,  что руководители  предприятий, избалованные несамостоятельной жизнью в стране, где никто ни за что не отвечает, никак не могут найти ту гибкость в принятии решений, которой им так не хватает.  Государственные предприятия в нашей стране,  к сожалению, пока не умеют работать в среде развития конкуренции,  научно-технического прогресса, нормализации процессов ценообразования,  постепенного освобождения  от тенденций к упадку и т.д. Поэтому необходимо дать свободу для развития предприятий малого бизнеса.  Они могут  дать  России необходимую насыщенность рынка, тенденцию к устойчивости цен, среду конкуренции, которой так не хватало крупным монополистам-гигантам, из-за чего страдало качество, а процесс внедрения новых технологий всегда был заторможен. Но чтобы избежать как можно больше ошибок,  которые неизбежны при образовании нового течения в экономике России,  сначала следует поучиться на взлетах и падениях других стран в этой области и понять, какие же условия необходимы для развития мелкого предпринимательства в нашей стране.

Для начала немного  статистики.  Активный рост доли малых предприятий в структуре экономики западных стран начал происходить с середины 70-х, начала 90-х годов. На сегодняшний день в наиболее развитых странах Запада малые фирмы составляют 70-90%  от общего числа предприятий. Для сравнения можно взять, например, США - где в мелком предпринимательстве занято 53%  всего населения, Японию - с ее 71,7% и страны ЕС, где на аналогичных предприятиях трудится примерно половина работающего населения. Только эти цифры говорят об огромной важности предприятий малого бизнеса для экономики этих стран.

В пользу эффективности  этих фирм говорит тот факт, что  на 1$

затрат они внедряют в 17 раз больше нововведений и разработок, чем крупные предприятия, которые дают жизнь лишь 10% новых технологий,  остальные 90%  внедряют малые предприятия  и

независимые изобретатели.

Наконец, развитие мелкого предпринимательства необходимо

только  потому,  что  они  дают жизнь старым крупномасштабным

предприятиям и в союзе с  ними  получают  значительную  выгоду

как для себя,  так и для рыночной экономики в целом. Об этом

говорят следующие цифры:  в США  на  малый  бизнес  приходится

34,9% чистого дохода, а в Японии 56,6% всей продукции в обрабатывающей  промышленности производят предприятия  малого бизнеса.

 

 

 

 

 

 

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

В реформировании российской экономики  еще со времен перестройки малые  предприятия (МП) взяли на себя роль создателя почвы для новой  системы хозяйствования. Доминирующий сегодня частный сектор зарождался именно в сфере малого бизнеса. И вполне закономерно, что к настоящему времени, по официальным данным, на долю частных субъектов малого предпринимательства в общем количестве частных, государственных и муниципальных, общественных МП приходится 84%. Малые предприятия, располагая 3,4% стоимости основных средств экономики России и 14% числа занятых, производят 12% ВВП 1/4 всей прибыли по народному хозяйству. Это говорит о широких, но еще далеко не полностью раскрытых внутренних возможностях развития малого предпринимательства.

В 90-е годы стабильно росла доля МП в общем объеме ВВП. Это - весомый  факт, особенно на фоне продолжающегося  спада практически во всех сферах российской экономики. По официальным  статистическим данным Госкомстата  РФ, на 1.01.1996 г. в России насчитывалось 877 тыс. малых предприятий, на которых было занято 8,9 млн. человек (по среднесписочному составу), а с учетом вторичной занятости - 13,8 млн. человек. В отраслевой структуре доминирует торгово-посредническая деятельность, а в региональной структуре Центральный экономический район с ядром в Москве (табл. 1, 2) .

В развитии малого предпринимательства  за последние 1-2 года наметились кардинально  новые тенденции, выразившиеся в  первую очередь в существенном замедлении темпов роста числа малых предприятий. Если в начале 90-х годов для динамики развития МП был характерен устойчивый рост, как их числа, так и количества занятых при среднегодовых значениях приростов на уровне около 80%, то в 1994 г. прирост числа МП составил лишь 4%, а в 1995 г. произошло уже снижение их числа на 2,2%.

Для углубленного понимания нынешней ситуации с развитием  российских МП необходимо критически рассмотреть некоторые страницы их "новейшей истории".

 

Таблица 1. Отраслевая структура малого предпринимательства (в %).

 

Отраслевая структура числа МП

Отраслевая структура полной численности  занятых на МП.

Структура производства продукции (работ, услуг) по основным отраслям МП

Промышленность

14,6

24,0

20,0

Сельское хозяйство

1,1

0,8

0,3

Лесное хозяйство

0,05

0,05

 

Транспорт и связь

2,3

2,2

 

Строительство

16,6

29,9

16,3

Торговля и общественное питание

42,7

24,6

50,5

Материально-техническое снабжение  и сбыт

1,8

1,3

6,0

Информационное обслуживание

0,8

0,5

0,2

Общая коммерческая деятельность

4,8

3,9

2,5

Прочая деятельность в материальном производстве

1,5

1,4

0,7

Бытовые услуги, жилищное хозяйство

1,8

1,1

3,3

Здравоохранение, спорт, социальное обеспечение

1,9

1,3

0,1

Народное образование

0,9

1,0

0,04

Культура и искусство

0,9

0,7

0,06

Наука и научное обслуживание

5,6

5,3

 

Финансы, пенсионное обеспечение

1,3

0,9

 

Прочие

1,05

3,15

 

 

Таблица 2. Региональная структура  малого предпринимательства (в  %).

Экономические районы

Доля в общем числе МП

Центральный,

30,5

в том числе Москва

20,0

Северный

2,9

Северо-Западный

9,6

Волго-Вятский

2,9

Нейтрально-Черноземный

2,7

Поволжский

9,6

Северо-Кавказский

9,8

Уральский

10,6

Западно-Сибирский

10,5

Восточно-Сибирский

5,2

Дальневосточный

5,0


 

Российское малое  предпринимательство в своем  становлении за последние десять лет уже прошло два этапа и находится накануне вхождения в новый, четвертый, этап. Первый и наиболее яркий из них наблюдался еще в условиях бывшего СССР в конце 80-х годов. Огромные льготы всех видов, в том числе за счет средств госбюджета, в целом более благоприятное положение дел в экономике обусловили отношение ветеранов к данному периоду как к "золотому веку" малого предпринимательства. Действительно, происходило очень быстрое и легкое накопление капиталов, развивались производство дефицитных товаров широкого потребления и сфера всевозможных и столь же дефицитных тогда бытовых услуг, розничной торговли, общественного питания и пр.

Изнанкой "золотого века" было, однако, то, что малые предприятия выполняли  роль канала перекачки ресурсов командно-управляемых госпредприятий в теневую экономику, в пользу полукриминального и просто криминального псевдо-рыночного предпринимательства. Самое печальное последствие такой перекачки заключалось и заключается в том, что средства, накапливаемые в малом предпринимательстве методом "доразграбления" госсектора, за небольшим исключением практически навсегда уходили из сферы накопления и не использовались для развития национального производства и его инфраструктуры.

Конечно, в развитии МП имели место  не только негативные процессы. В годы перестройки малый бизнес включился в общий, всячески поддерживаемый правительством процесс бурного развития кооперативного движения. И разгосударствление, и обучение широких масс населения основам предпринимательства происходили через развитие кооперации и малого бизнеса.

Однако нельзя не заметить, что "золотой век" малого бизнеса и вменяемые ему  функции ускорителя реформ во многом оказались в жестком противоречии с другими направлениями экономических  преобразований, а точнее - с неудачной попыткой проведения реформ сверху, в жестко-унитарных традициях, с опорой исключительно на аппарат государственной власти и управления. Попытки центрального правительства как-то ограничивать возможности получения дутых доходов от разницы между фиксированными ценами госсектора и свободными ценами негосударственных предприятий, регламентировать деятельность МП, использовать рычаги налогообложения наталкивались на явную недееспособность государственного аппарата.

Необходим был  кардинально иной экономический курс, который воплотился уже в новой России в реформах типа шоковой терапии. Начался новый, второй, этап и в развитии Российского малого предпринимательства.

1992 год - год  шоковой терапии - характеризовался  самыми высокими с середины 80-х  годов темпами роста числа малых предприятий (в 2,1 раза) и численности занятых в них. Этот факт носит феноменальный характер, поскольку осуществленная тогда либерализация цен и введение налогового прессинга сильно подорвали финансовую базу малого предпринимательства. Бурная инфляция привела, с одной стороны, к обесценению сбережений населения, а с другой - к резкому увеличению процентных ставок банковского кредита. Это вызвало настоящий паралич инвестиционной деятельности, не преодоленный до сих пор.

Этапы развития малого предпринимательства в России Статистические данные показывают, что абсолютным лидером по увеличению числа малых предприятий стала тогда сфера науки и научного обслуживания. В ней число малых предприятий возросло в 3,4 раза. Количество малых предприятий в сфере сельского хозяйства увеличилось в 3,1 раза. Затем следуют материально-техническое снабжение и общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка (2,9 раза). К ним тесно примыкает сфера народного образования (2,8 раза) .

В то же время  в 1992 г. в общей структуре Российского  малого предпринимательства произошло  резкое уменьшение доли МП в сфере  материального производства.

По широко распространенному  мнению, модель шоковой терапии была малоконструктивна для быстрого и эффективного развития экономики страны и, в частности, сферы малого предпринимательства. Но следует признать, что в условиях активизации рыночных реформ МП продемонстрировали и свои позитивные возможности. Важнейшими функциями МП в условиях шоковой терапии стали социальное демпфирование, обеспечение выживания значительных слоев населения в условиях острого кризиса через самозанятость, предоставление возможности получения дополнительных (помимо основной, часто формальной занятости) средств к существованию.

Информация о работе Малый бизнес: проблемы становления и развития