Методы принятия управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2015 в 07:41, реферат

Краткое описание

«Методы принятия управленческих решений» - одна из спорных и актуальных тем в теории управления.
В современной литературе можно встретить несколько подходов к изучению процесса принятия решения, но наиболее полно и точно можно об этом говорить, придерживаясь взглядов коллектива авторов под руководством М.Х. Мескона, который, обобщив труды ряда авторов и свой личный опыт, разработал свою теорию.

Содержание

Введение
1. Методы принятия управленческих решений: теоретический аспект
1.1. Сущность управленческих решений
1.2. Методология и методы принятия решений
2. Процесс принятия управленческих решений
2.1. Подходы к принятию решений
2.2. Анализ и принятие управленческих решений
3. Экономические методы
3.1. Социально-психологические методы
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

методы управл решений.docx

— 74.55 Кб (Скачать файл)

-важность решения о  месторасположении производства;

-необходимость выбора  типа планировки производства (линейная, поточная, фиксированная позиционная);

- необходимость применения социально-технического подхода;

- эффективность производства  определяется как частное от  деления рыночной стоимости производимого  выхода на сумму всех затраченных  организацией входов (ресурсов).

Факторы внутренней и внешней среды, влияющие на процесс принятия решений в сфере промышленного производства:

- демографические и экономические факторы, влияющие на размер и развитие основных рынков сбыта продукции производственной системы;

- политическая стабильность;

- налоговая политика и поощрение экономического развития;

- технологическая и природная  среда;

- ограничительные нормы на развитие промышленной зоны;

- специализация (сфера деятельности) предприятия;

-организационно-правовая  форма предприятия;

-численность персонала  предприятия;

- материально-техническая база;

-технический потенциал  и степень автоматизации процессов;

- наличие источников финансирования;

-поставщики и транспортные  расходы по доставке материалов;

- система управления запасами, и т.д.

Однако в процессе принятия решения должны учитываться и существующие ограничения. Они могут меняться в зависимости от ситуации. Рассмотрим типичные для рассматриваемой сферы ограничения:

- существующие технологии;

-ограниченные объемы  финансирования;

- производственные мощности;

- ограниченность материально-технических запасов;

- месторасположение предприятия;

- конкурентные преимущества зарубежных производителей промышленной продукции на отечественном рынке;

- низкий уровень развития  отечественного послепродажного  и комплексного профилактического  обслуживания.

-жизненный цикл изделия

- ограниченные возможности автоматизации производства;

- низкий уровень развития управления качеством в процессе производства отечественной продукции;

- недостатки оперативного управления производством;

-комплексность и многоаспектность  проблем управления производительностью  промышленного производства.

3 Управленческие решения в сфере науки

Наука и наукоемкое производство составляют определенную долю в совокупном промышленном производстве города, страны, мира.

Состояние научно-технического потенциала России в 2004 г. характеризовалось следующими показателями: в 2004 г. насчитывалось 3734 организаций, выполняющих научные исследования и разработки, причем в результате проводимой реструктуризации научно-технического комплекса число организаций, выполняющих исследования и разработки, сократилось по сравнению с предыдущим годом на 1,7 %. Это затронуло научно-исследовательские организации, число которых уменьшилось на 1,4%.

Наукоемкость промышленной продукции определяется процентным соотношением собственных расходов фирм на НИОКР к сумме продаж изделий. Для наукоемких отраслей характерна ориентация на выпуск прогрессивной, технически сложной продукции. Это требует подключения мощного научно-технологического потенциала и привлечения больших капитальных вложений. В условиях интенсивного развития науки и техники сложность выпускаемых изделий неуклонно растет, а вместе с ней растут и затраты на НИОКР.

Уровень наукоемкости продукции характеризуют также такие показатели, как количество ученых и инженеров на тысячу занятых и расходы на одного занятого в НИОКР. На наукоемкость продукции оказывает воздействие и фондовооруженность труда в науке. Наукоемкая продукция требует привлечения специалистов с широким профилем образования, умеющих действовать и принимать решения в условиях противоречивых процессов дифференциации и интеграции и требований высокого качества и низких затрат.

Качество подготовки персонала (обучение, повышение квалификации, мотивация, отбор кадров и т.п.) становится ключевым моментом в конкурентной борьбе на потребительском рынке и требует не меньших затрат, чем реализация производственных процессов. В наукоемких отраслях до 40 % специалистов заняты не непосредственно в производстве, а него подготовке, обеспечении и контроле. Повышение расходов на НИОКР (как показывает анализ зарубежной практики) способствует росту числа зарегистрированных патентов и увеличению доли наукоемкой продукции в мировом экспорте товаров. Однако в мировой практике отмечается, что по мере приближения отрасли к этапу зрелости один и тот же относительньий рост затрат на науку дает все меньший эффект.

Научно-технический потенциал и продукция наукоемких отраслей ВЫПОЛНЯЮТ функции катализатора и активно воздействуют на технический уровень материальной базы традиционных отраслей промышленности, так как средства производства обновляются новейшей техникой, технологией и материалами, что в конечном итоге способствует росту качества и обновлению традиционной продукции.

Общая величина затрат на инновационный процесс наукоемкой продукции достаточно велика и под силу лишь крупным компаниям.

Важная особенность наукоемкой продукции в том, что ее изготовление, как правило, сопровождается технологическими инновациями, что повышает сложность организации производственных процессов. Новая продукция и технологический процесс представляют собой звенья интегрированной системы, ни одно из которых не может быть изменено независимо от другого. Особенно ярко это проявляется в электронной промышленности.

Особенности наукоемкого производства:

· высокая неопределенность выполнения научных и производственных процессов и конечного результата с заданными или ожидаемыми характеристиками, что приводит к необходимости принятия решений в условиях риска;

· одновременность реализации инновационных процессов создания изделия, технологии и организации, их взаимосвязанность при выпуске новой наукоемкой Продукции (особенно в электронной промышленности);

· наличие планируемых технологических потерь в производстве наукоемких изделий;

· высокие требования к квалификации и опыту сотрудников, задействованных в НИОКР;

· сложности контроля творческого процесса;

· необходимость использования специальных методов мотивации и стимулирования разработчиков;

· необходимость разработки специальных инструментов и методов оценки вклада специалистов в разработку и производство наукоемкой продукции;

· высокие темпы, ежегодного роста объемов производства;

· непрерывный рост номенклатуры, новых изделий;

· высокая интенсивность обновления продукции;

· многообразие видов технологической оснастки, ее специфика.

Факторы внутренней и внешней среды, влияющие на процесс принятия

- решений в сфере науки  и наукоемкого производства:

- технологическаяприродная среда;

- демографическая и экономическая  среда;

- специализация (сфера деятельности) предприятия;

- организационно-правовая  форма предприятия;

- численность персонала  предприятия;

- достижения в области  науки и техники;

- уровень технической сложности продукции;

- наличие технологических  инноваций при изготовлении;

- степень новизны и  прогрессивности применяемых материалов;

- технический потенциал и степень автоматизации процессов;

- фондовооруженность труда научных работников;

Однако в процессе принятия решения должны учитываться и существующие ограничения. Они могут меняться в зависимости от ситуации. Рассмотрим типичные для рассматриваемой сферы ограничения:

- существующие технологии;

- ограниченные объемы  финансирования;

- доминирование зарубежных  компаний на отечественном рынке  наукоемкой продукции;

- отставание отечественной  производственно-технологической базы  от уровня зарубежных компаний;

- низкий уровень организации управления наукой и наукоемким производством;

- несовершенство методов мотивации и оценки вклада сотрудников в процесс разработки и производства наукоемкой продукции;

- высокий уровень неопределенности  и риска при принятии решений.

Таким образом, процесс принятия управленческих решений в сфере науки и наукоемкого производства должен осуществляться с учетом особенностей этой сферы народного хозяйства, а также влияния внутренних и внешних факторов и ограничений. Это позволит повысить качество и обоснованность решений на всех уровнях управления.

4. Принятия управленческих решений в сфере оказания услуг

Экономисты, предполагают, что сектор услуг в России будет расти в ближайшие годы быстрее, чем реальный сектор. Это объясняется не только ростом доходов населения, но и унаследованной от СССР недоразвитостью сектора услуг.

Услуги могут быть определены как экономический вид деятельности, это действия, дела или исполнение работы. Услуга -- это продукт неосязаемый и скоропортящийся. Он создается и потребляется одновременно (или почти одновременно). Услуги горничной экономят время потребителя за счет выполнения домашней работы. Услуга по базе данных размещает информацию в форме, наиболее удобной для менеджера. Вечер, проведенный в ресторане или кинотеатре в середине загруженной рабочей недели, обеспечивает психологическое восстановление сил.

Существует множество факторов роста сектора услуг, среди них:

-увеличение эффективности  деятельности сельского хозяйства  и производства, которое освобождает  рабочую силу для услуг;

-освобождение рабочих  из сельского хозяйства и других  добывающих отраслей для производства, а затем для сферы услуг;

-сравнительное преимущество  в международной торговле;

-спад доли инвестиций  в ВВП в высокоразвитых индустриальных  странах;

-увеличение этой доли  в БВП в странах с низким  доходом;

-рост дохода на душу  населения;

-урбанизация;

-демографические перемены;

-расширение международной  торговли;

-рост услуг, сопутствующих  производству.

Расширение таких услуг, как транспортировка и государственные коммунальные услуги, необходимо для развития промышленности и размещения товаров. Кроме того, массовое потребление товаров и рост населения требуют расширения оптовой и розничной торговли, равно как и таких услуг, как финансовые операции, операции с недвижимостью и страхование.

С ростом доходов населения процент денег, которые расходуются на продовольствие, снижается. Прирост доходов тратится в первую очередь на товары длительного пользования, такие как жилье, автомобили и бытовые приборы. При дальнейшем увеличении доход тратится на образование, здравоохранение, путешествия, рестораны, развлечения и спорт. Эта тенденция в потребительском поведении ведет к росту сектора личных услуг.

Таким образом, особенности сферы услуг с позиций принятия решений могут быть сведены к следующему:

-участие потребителя  в производственном процессе (например, в парикмахерской клиент высказывает  свои пожелания в процессе  оказания услуг);

-высокая степень индивидуализации  продукта в соответствии с  требованиями потребителя;

-высокая трудоемкость  работ в сфере услуг;

-динамичность инновационных  процессов в условиях постоянного  развития сферы;

-высокие требования к  социально-психологическим навыкам  сотрудников, задействованных в  оказании услуг;

-расчет производственных  мощностей не по среднему уровню  спроса, а по пиковому спросу  со стороны покупателей;

-высокая доходность операций  в сфере услуг;

-пересечение функций  маркетинга и производства.

Факторы внутренней и внешней среды, влияющие на процесс принятия решений в сфере оказания услуг

-политико-правовая среда;

-социально-культурная среда;

-технологическая и природная  среда;

- демографическая и экономическая среда;

-специализация предприятия;

-организационно-правовая  форма предприятия;

-месторасположение предприятия;

-потребности и желания  потребителей;

-сезонность;

Информация о работе Методы принятия управленческих решений